План-конспект урока «Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии»
План-конспект урока «Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии»
Урок изучения нового материала сэлементами практикума. В процессеурока формируются знания о составе региона,составе и размещении природных ресурсов, составе и особенностях населения Азии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии»»
План-конспект урока теоретического обучения
по предмету география
в гр. № 110 (10класс, 1 курс) Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Мурманской области
«Кандалакшский индустриальный колледж»
на тему «Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии»
Разработал: Матвеева Диана Викторовна
Проверил: Копейкина Наталья Валерьевна
Кандалакша, 2016
Тема урока: «Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии»
Дата проведения 15.06.2016.
Тип урока: урок-изучение нового материала с элементами практикума.
Технология урока: традиционная
Цель урока: сформировать представление студентов о составе региона, природных ресурсах, особенностях населения Азии.
Задачи:
Предметные
создать условия для усовершенствования умений и навыков решать практические задачи;
способствовать комплексному обобщению и закреплению основных методов решения поставленных задач.
Метапредметные:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.
Направленные на развитие личности
содействовать развитию умений работы с информацией;
создать условия для формирования объективной самооценки;
содействовать накопления опыта совместной деятельности.
Методы обучения: лекция, исследование, чтение карт, заполнение таблиц. Форма организации урока:
групповая, самостоятельная.
Оборудование:
Мультимедиа проектор
Экран
Презентация
Учебник
Атлас
Время проведения: 1 урок (45 минут)
Планируемые образовательные результаты: освоение знаний о составе региона, составе и размещении природных ресурсов, составе и особенностях населения Азии; умение рационально использовать информацию; умение оценивать правильность выполняемой задачи Основные термины, понятия.
Взаимные приветствия преподавателя истудентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
2. Этап мотивации к уроку.
Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед студентами учебной проблемы
3. Этап усвоения новых знаний.
Состав Азии.
В состав Зарубежной (по отношению с СНГ) Азии входит 38 государств. В ее пределах обычно выделяют четыре субрегиона: Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию и Юго-Западную Азию.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр.223, стр. 226)определите, какова площадь Азии? Какова численность населения Азии?
Особенности ЭГП регионов Азии.
Территория Азии имеет большую протяженность как с севера на юг (около 7 тыс. км), так и с запада на восток (более 10 тыс. км).естественно, что ЭГП государств, входящих в состав региона отличается.
Задание: Практическая работа по группам.Каждая группа получает задание выполнить анализ наличия. Размещения и обеспеченности природными ресурсами (минеральные топливные, минеральные рудные, земельные, агроклиматические, лесные и т. д.) в разных регионах Азии по плану: ресурсообеспеченность, размещение ресурса по региону, предпосылки для развития хозяйства.
После завершения работы представитель каждой из групп делает минидоклад по заданному региону. Остальные студенты записывают информацию в конспект.
Опрос:
Какие минеральные богатства Азии имеют мировое значение?
Для развития, каких отраслей промышленности имеются благоприятные предпосылки?
В каких странах можно ожидать «промышленный бум»?
Где в Азии имеются наиболее благоприятные условия для развития животноводства?
Население.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр. 226-227) и картами атласа (стр.4) приведите примеры стран с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Заполните таблицу:
Приведите примеры стран Азии, относящиеся к первому типу воспроизводства.
Ко второму типу воспроизводства.
Типы демографической политики.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр. 226-227) определите страны с различными типами демографической политики.
Вопрос:
1. В чем разница демографической политики Китая и Афганистана?
2. Почему во многих странах Азии демографическая политика не приносит результатов?
Миграционная подвижность.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр. 230) определите районы с положительным сальдо миграции. Также определите, какой тип миграции оказывает большое воздействие на размещение населения в странах Азии.
Урбанизация.
Задание: Прочитать в учебнике ( стр.231) описание азиатского типа города. В чем его отличие от европейского? Отметить в конспекте регионы с деревенской и кочевой формой расселения.
Языковые группы и семьи.
Задание: Пользуясь текстом учебника (стр. 227-230) определите, к каким языковым семьям относится население Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной Азии и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, определяющие отдельные семьи.
4.Этап информации о домашнем задании: учебник (стр.223-234), работа с контурными картами.
5. Этап рефлексии
Подведение итогов урока, самооценка студентами собственной учебной деятельности, общая оценка работы группы.
Список использованной литературы
Список литературы для студнентов:
В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2014г.
Рабочая тетрадь по географии профильный уровень 10 класс. В.Н.Холина. М.: Дрофа, 2014 год
Географический атлас. 10-11 класс. - М., Дрофа, 2014
Список литературы для преподавателя:
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2014 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014
Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2014
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
. В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2014
Уроки географии с применением информационных технологий 10-11классы. Методическое пособие с электронным приложением Москва, Издательство «Глобус»
Самоанализ урока
Уроком начинается изучение темы 2: «Зарубежная Азия. Австралия» раздела: «Региональная характеристика мира»
Урок направлен на получение новых знаний, основанных на знаниях, полученных студентами на предыдущих занятиях по географии и другим предметам: истории, экономики.
Цели урока поставлены мною выше. Основной целью урока слало организация работы уч-ся с текстом учебника, а также закрепления навыков работы с картой. Воспитывающий аспект урока направлен на формирование навыков самостоятельной работы.
Изучение новой темы базировалось на умение анализировать текст учебника. Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное изучение и анализ текста, работу с картой. Данная учебная деятельность студентам знакома.
Закрепление проводилось сразу при проверке заданий и через фронтальный опрос, благодаря которым студенты смогли отрефлексировать свои навыки и умения, полученные на уроке, путем использование таких методов как комментирование, выявление причинно-следственных связей, что является очень важным навыком, который необходимо отрабатывать на каждом уроке частично-поискового метода. Всё это способствует реализации целей и задач урока.
Все этапы урока были выдержаны по времени. Сочетание лекционного материала с показом слайдов и самостоятельной работы с учебником, картами атласа, групповыми формами позволили сделать урок динамичным и информативным. Смена видов деятельности студентов способствовала их активности. Роль учителя была сведена к тому, чтобы руководить деятельностью студентов.
Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжал его и сам является базой, продолжением предшествующего.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность
Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения преподавателя и студентов, через организацию групповых форм работы.
Познавательный аспект триединой цели урока: выявить особенности Азии красной нитью прошёл через все УВМ.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все студенты выявили и осмыслили особенности Азии.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности студентов ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества со студентами.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества со студентами, в самом построении урока.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую. Реальные результаты – на основании двух- трёх оценок, выставленных в оценочный лист на уроке, ученикам выставлены следующие оценки в журнал: 9-«5», 5-«4», 3-«3».
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения со студентами, и организовать их активную работу на уроке. Считаю, что урок цели достиг.