Работа содержит полезные сведенияо реках, ее частях. для активизации учащихся, актуализации знаний добавлены игры, упражнения, листы ответа для учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Реки"»
Общеобразовательная средняя школа
№ 3 имени Абая
План – разработка
открытого урока
по географии
на тему
«Реки»
(6 – класс)
Учитель географии:Музакова А.Е.
Талгар – 2018
Тема урока:«Реки»
Цель урока:
Используя разные педагогические приемы и методы, доступно объяснить новую тему; осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать у учащихся бережное и ответственное отношение к природе земного шара.
Учебно - воспитательные задачи:
1. Расширить и систематизировать знания учащихся о реках. 2. Выработать умение находить и показывать их на глобусе и карте. 3. Развивать познавательную активность – наблюдать, делать выводы.
Оборудование:Мультимедийная презентация урока;
Рисунки на тему «Реки»;
Атласы для 6 – класса;
Рабочие тетради для учащихся 6 класса.
Методы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный;
- Наглядный;
- Частично – поисковый;
- Репродуктивный.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний
(с применением блочно - модульной технологии)
Способы и приемы подачи нового материала:
- использование высказывания известных, знаменитых людей;
- использование литературного жанра;
- использование материалов периодической печати.
- использование метода сравнения.
Формыи методы организации познавательной деятельности: Активно-игровые - игры, практикумы;Индивидуальная и парная работа.
Использованная литература:
География в школах и вузах Казахстана (журнал), № 2 (2006г.),
География в школах и вузах Казахстана (журнал), № 3 (2008г.),
Крупина Н.Е. - Учение с увлечением (из опыта работы) – (стр.42.) (Алматы,2002);
Болотникова Н.В. – Уроки с использованием блочно-модульной технологии (методическое пособие) – (стр.37-42; стр.50-53;) (Волгоград, 2005);
Клюшникова Н.М. - Олимпиады по географии - 6 класс – (стр.69-70.) (Волгоград, 2006).
Н.Л.Галеева., Н.Л.Мельничук – Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии (методическое пособие) – (стр. 58-61) – Москва – 2011.
Техническое оснащение урока.
В течение урока используется интерактивная доска – показ слайдов:
- части реки;
- примеры на равнинные и горные реки;
- сведения о реках;
- использование рек человеком;
- задания на закрепление темы.
Ход урока
І. Организационный этап.
Приветствие; проверка внешнего вида учащихся и посещаемости.
ІІ. Этап проверки знаний.
Вспомните, что такое гидросфера?
Какие океаны ты знаешь?
Назови самое глубокое озеро.
Назови свойства воды.
Что такое море?
ІІІ. Этап постановки цели.
Понятия - «река», части реки, значение рек.
IV. Этап объяснения новой темы.
Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море.
Река - это естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу.
Исток– это место начала реки. Истоком для рек могут служить: - ледник - родник - озеро - болото.
Русло реки - это углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.
Пойма – это часть дна долины, по которой река течет во время разлива (во время дождя, таяния снега).
Притоки - это реки, впадающие в основную реку.
Устье - место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
Дельта реки – сложенная речными наносами низменность в низовьях реки, прорезанная разветвлённой сетью рукавов и протоков. Эстуарий – однорукавное, воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря (океана). Речная долина – это широкая длинная впадина от истока до устья, по которой течет река.
Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река, Река полноводно бежит на просторе, Пока, наконец, не вливается в море.
Многие реки Казахстана берут начало с гор. В верхнем течении они представляют собой бурный, грохочущий поток, но выйдя на равнину, резко меняются: течение становится медленным.
Реки в зависимости от характера местности, по поверхности которой текут, делятся на - горные и равнинные.
Водопад - падение воды реки с уступа, пересекающего русло. Несколько уступов образуют каскад. Самая крупная система водопадов в мире – каскады Игасу (Южная Америка). Его ширина 2700 м, общая высота 72 м. Он состоит из 275 отдельных водопадов.
Водопад Анхель – самый высокий на Земле.
Сколько вздыблено каменных груд! Будто в древности, злобны и хмуры, Лбами сшиблись с разбегу тут, Глыбы гор, как гигантские туры…
V. Этап проверки понимания..
Разминка (Да! Нет!)
1. Гидросфера – водная оболочка Земли. 2. Место начала реки называется устьем. 3. Берега реки определяется вниз по течению. 4. «Гюдор» в переводе с греческого означает –камень.
VI. Этап закрепления. Древние племена казахского народа расселялись вдоль крупных рек. И в наше время реки имеют важное значение в хозяйственной деятельности человека.
(Учащимся раздается «Лист ответа» с заданиями)
VII. Домашнее задание: 1. §43 - читать, пересказывать. 2. Составить характеристику одной реки (по выбору).
Лист ответа по теме «Реки»
Ученика (-цы) 6 « » класса ____________________________________
І. Шарады на тему «Реки»
1. Я – сибирская река, 2. С «п» - я кругла, желта, на вкус приятна,
Широка и глубока. Я прячусь под поверхностью земли.
Букву «е» на «у» смени, А с «к» - то мала, то необъятна,
Стану спутником Земли. И поднимаю даже корабли.
1
2
ІІ. «Пятый лишний» 1. Русло, устье, исток, вершина, водопад 2. Байкал, Нил, Амазонка, Ертис, Иле 3. Река, материк, море, озеро, океан
ІІІ. Дополни предложение: 1. Самая длинная река в мире - 2. Самая полноводная река в мире - 3. В Казахстане самая длинная и полноводная река -
ІV. Выбери правильный ответ:
1. У равнинных рек, по сравнению с горными реками - скорость течения: а) выше б) такая же в) ниже 2. Горные реки обычно берут начало: а) из болота б) из ледника в) из моря 3. Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения эта река: а) равнинная б) горная
4. Какая река пересекает экватор дважды?
а) Конго б) Ертис в) Замбези
5. Главная река со всеми своими притоками – это:
а) Русло реки б) Речная система в) Река
V. Числовой диктант
1. К числу материков прибавьте число океанов –
2. Количество букв в названии реки, дважды пересекающий экватор, сложите с количеством букв «а» в названии самой полноводной реки мира -
3. От количества букв в названии самой крупной реки Казахстана вычесть количество материков, омываемых всеми океанами -