kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока географии на тему: "Биологические ресурсы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Биологические ресурсы

Класс: 8

Цели урока:

образовательные: сформировать представление учащихся о биологических ресурсах страны; формировать понятие «заповедник», «национальный парк»;

воспитательные: содействовать экологическому воспитанию школьников; обеспечить воспитание положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности,

развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать; развивать эмоции учащихся; развивать речь.

Тип урока: комбинированный урок

Средства обучения: учебник 8 класса, атлас за 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии на тему: "Биологические ресурсы"»

24 8«Б» класс

Тема урока: Биологические ресурсы

Класс: 8

Цели урока:

образовательные: сформировать представление учащихся о биологических ресурсах страны; формировать понятие «заповедник», «национальный парк»;

воспитательные: содействовать экологическому воспитанию школьников; обеспечить воспитание положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности,

развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать; развивать эмоции учащихся; развивать речь.

Тип урока: комбинированный урок

Средства обучения: учебник 8 класса, атлас за 8 класс.



Ход урока

1.Организационный момент (1 мин)


Ребята, здравствуйте! Приготовьте ручки, тетради. Присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует?


2. Проверка домашнего задания (10 мин)

Фронтальный устный опрос

1. Как приспособились к условиям средЫ животные тундры? (Кочевание у северных оленей в поисках пастбищ, т-еплый мех на зиму и линька, защитная (белая) окраска меха.)

2. Как приспособились к условиям обитания животные арктической пустыни? (Прu.мерный ответ. Пища только в море, поэтому все они хорошо плавают. На суше растений нет, поэтому животные - хищники. Защитой от холода служат густой мех, толстая кожа и слой жира. Все птицы перелетные, только весной оживают птичьи базары, когда лед от­ходит от берега.)

3. Как приспособились к условиям среды обитания животные тайги? (Обитание ярусное, впадают в спячку, заготовка пищи впрок на зиму, длинные ноги (лось), теплый мех.)

4. Как приспособились к среде обитания животные степи?(Прu.мерный ответ. Птицы строят гнезда на земле, грызуны обитают в норах, а крупные копытные (сайгаки) живут стадами, т. к. степь - открытая территория и укрытьсяот хищников и заметить его как можно раньше жизнен­но важно. Суслики, сурки, мыши делают запасы кормана зиму.)

5. Как приспособились к ср.еде ОQитания животные полупустынь и пустынь? (Примерный ответ. На летнюю жару некоторые животные впадают в спячку, многие долгое время могут обходиться без воды (верблюды) или обходятся малым количеством воды (змеи, ящерицы). В жару прячутся в песок (змеи), в норы, а на охоту выходят ночью, быстро перемещаются в поисках воды и пищи (куланы, джейраны, сайгаки, тушканчики).)

6. Почему животные лесов не собираются в стада, как животные тунДры и степей? (Прu.мерный ответ. Стаду лосей труднее скрыться в зарослях елово-пихтовой тайги, а хищников заметить из-за деревьев даже стаду очень сложно. Олени в тундре на ветру согревают друг друга, прижимаясь телами,

а в тайге нет ветра.)


Тесты

  1. По видовому составу богаче:

а) растения; б) животные;

  1. Найдите ошибку: для растительного покрова тундры характерны:

а) лишайник ягель; б) брусника; в)типчак; г) голубика;

  1. Лемминги - представители фауны:

а) тундры; б) леса; в) степи; г) пустыни

  1. К животному миру степи относятся:

а) дрофа; б) стрепет; в) косуля; г) суслик

  1. среди представителей животного мира по видовому составу богаче:

а) насекомые; б) рыбы; в) земноводные; г)млекопитающие



3. Изучение нового материала(30 мин)

На предыдущих уроках мы с вами рассматривали многообразие растительного и животного мира в России. Давайте обобщим наши знания и ответим на вопрос: «Какова роль живых организмов в жизни Земли?»

Роль живых организмов:

- Микроорганизмы разлагают органическое вещество

- Создают почву, повышают ее плодородие

- Растения обогащают воздух кислородом

- Деревья и кустарники защищают почву от эрозии

- Растительность влияет на климат, увлажняя воздух

- Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк)

Роль растений и животных в природе огромна.

Часть живых организмов, которые человек использует в хозяйственной деятельности называют биологическими ресурсами.

Биологические ресурсы

Растительные ресурсы Ресурсы животного мира

Растительность заметно влияет на климат: испаряемая ею влага участвует в круговороте воды.

Растения обогащают почву органическими остатками, улучшая тем самым её плодородие. Посадки

Посадки лесных полос помогают снегозадержанию и сохранению влаги.

Лесные посадки создают преграду движущимся пескам.

Деревья, кустарники и травы защищают почву от эрозии.

80% пищи нам дают культурные растения. Дикорастущие растения – источники витаминов, а грибы и орехи- источники белков. По питательности они превосходят мясо.

Лес- это топливо, сырье для химической и лесной промышленности и стройматериалы.

Луга- это отличные пастбища, сенокосы. Это кормовая база животноводства.

Лекарственные растения- это «зеленая аптека природы»

- Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете и можете применить в деле?


Живые организмы, в особенности микроорганизмы, играют большую роль в биологическом выветривании.

Бактерии способствуют разложению органического вещества и участвуют в снабжении почвы азотом. В то же время бактерии бактерии заражают водоемы сероводородом.

Растительные остатки и отмершие животные организмы заполняют озерные котловины илами, наращивают торфянники.

Большие скопления органических остатков становятся материалом, слагающим горные породы.

Многие животные — земляные черви, роющие грызуны — активно участвуют в почвообразовании.

Есть животные, которые переносят семена и плоды растений омогая их расселению.

Организмы на земле — это один из наиболее сложных и ярких компонентов, определяющий облик почти всех географических ландшафтов.

Ресурсы животного мира — это прежде всего охотничье — промысловые ресурсы.

Охотничий промысел — одно из наиболее древних занятий человека. К числу основных промысловых пушных зверей России относятся белка, песец, лиса, заяц-беляк. Более редкими пушными зверьками являются куница, колонок, выдра, бобр. Особенно ценится на мировом рынке мех соболя. На зверофермах разводят норку, ондатру и др.

Другие продукты охотничьего промысла — шкура, мясо. А также продукты для изготовления удобрений, лекарств.

Пернатая дичь — рябчики, куропатки, глухари, тетерева, перепёлки — издавна были деликатесными блюдами русской кухни.

Особое место занимает рыбный промысел и добыча других водных организмов.


-Охрана растительного и животного мира.

Растительность и животный мир наиболее заметно и сильно страдают от хозяйственной деятельности человека. Ещё в прошлом веке в результате охотничьих промыслов практически были истреблены европейский зубр, кавказский олень и т.п.

Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создаваться заповедники — особо охраняемые территории, исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных.

В заповеднике чаще всего охраняется весь природный комплекс. Но особенно много внимания уделяют редким и исчезающим видам растений и животных, а также уникальным природным образованиям (природным уникумам). Таким как водопад Кивач в заповеднике Кивач.


- Сколько всего заповедников в России? \ 100\. Их общая площадь-34 млн.га.

Самые главные заповедники- биосферные. Они равномерно распределены по всему миру, и каждый представляет какой-то природный ландшафт. Их создают там, где природа не утратила своих первозданных черт.

Цель создания заповедников: сохранить и исследовать различные природные территории.

- Что такое национальный парк?

Национа́льный парк — территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

Заказники- это территории, где постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности. В заказнике охраняется не весь ПК, а его отдельные компоненты, например, один или несколько видов растений или животных. В России 69 государственных природных заказников общей площадью более 12 млн.га.

К ООПТ относят также памятники природы /39 памятников природы федерального значения общей площадью более 30 тыс.га/


- Красная книга

В Красной Книге дается список и характеристика видов, которым угрожает исчезновение. Первая Красная Книга появилась в 1966 г. Организатором ее создания был Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Было выпущено 5 томов с перечнем видов, которым угрожало исчезновение. Книга была напечатана на бумаге красного цвета- цвет предостережения.

В Красную книгу занесены многие исчезающие виды животных и растений. Сохраняемые в заповедниках.

К таким видам относятся:

-растения: Астрагал ольхонский, родиола розовая, ковыль красивейший

-животные: черный журавль, сибирская пестрогрудка, лаптевский морж, малый лебедь, путоранский снежный баран, ковыль красивейший, рофа, еж даурский, белый журавль, журавль — красавка и тд.


4. Закрепление ( 5 мин)

-Что такое биологические ресурсы?

-Что относится к биологическим ресурсам?

- Каково значение растительных ресурсов в жизни человека?

-Что относится к ресурсам животного мира?

-Что такое заповедник?

-Что такое заказник?

- Чем отличается национальный парк от заповедника?


5. Домашнее задание (1 мин)

Читать параграф. Пересказ



6. Итог урока (2 мин)

Вы сегодня хорошо поработали. Я поставила такие оценки....Урок закончен. До свидания!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План-конспект урока географии на тему: "Биологические ресурсы"

Автор: Бариев Рафил Миниразимович

Дата: 04.05.2017

Номер свидетельства: 413300

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства