kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Топливно-энергетический комплекс. Урок соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»»

Предмет: география

Класс: 9 класс

Тип урока: освоения новых знаний

План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Достижение планируемых результатов освоение темы «Топливно — энергетический комплекс»

Задачи

образовательные: показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти, угля и газа. Познакомить с проблемами ТЭК

развивающие: развивать умение работать с экономическими, контурными картами, со статистическим материалом.

воспитательные: воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающей нас природе. Экономное отношение к природным ресурсам.

Планируемый результат

Предметные

Знать

Уметь

ТЭК, топливно-энергетический баланс, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.


- наносить на контурную карту крупнейшие месторождение угля, нефти и газа ;

- составлять и анализировать схему ТЭК;

- определять по карте географическое положение и крупнейших происхождения угля, нефти и газа;

Личностные

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- приобретение экологического воспитания, эмоциально- ценностного отношения к окружающей среде.


Метапредметные

- умение работать с различными источниками информации;

- умение работать в группе;

- умение определять понятия;

- развивать умения анализировать, обобщать;

- умение устанавливать умозаключения и делать выводы;


Основные понятия

ТЭК,ТЭБ, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.


Межпредметные связи

Химия ,история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Физическая карта мира, учебник А.А. Лобжанидзе 9 класс, географический атлас, презентация;

Компьютер, мультимедийный просмотр, карточки для групповой работы.

Организация пространства

Групповая работа






Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

УУД


I. Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность

Ребята, посмотрите на картинки.

(Ручка, пуговица, полиэтиленовый пакет, железная ложка)

- Как вы думаете- что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?(это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль.  Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей.


Слушают, отвечают на заданные вопросы.

Регулятивные - целеполагание ,

Коммуникативные – планирование.

2. Освоение нового материала

Первичное ознакомление.

Цель: "Включение" в целенаправленное действие


Давайте рассмотрим что такое топливно-энергетический комплекс , сформулируйте, какова основная задача ТЭК(Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.) , топливно – энергетический баланс. Чем занимается топливная промышленность (Топливная промышленность - занимается добычей топлива: угля, газа, нефти, сланцев, торфа.)

, рассмотрим состав ТЭК.

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждая из звеньев выполняет свою определенную функцию. Найдите звенья ТЭК на рисунке и объясните функцию каждого из них? (1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:

А) угольная промышленность; Б) нефтяная промышленность;В) газовая промышленность; Г) сланцевая, торфяная промышленности.  Вывод: Функция   1звена - добыча топлива.

2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.

 А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.Б) ГЭС,  работают за счет  энергии воды.

 В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива

 Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.

 

 Вывод:Функция 2 звена – производство электроэнергии.

3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию

Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.)



Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива и где они расположены(10 стр).

Давайте поделимся на 3 группы ,каждая из которой получает задание ,которое выполним с помощью книг и доп. литературы.

Карточки с заданием №1.(угольная промышленность)

  1. 1.1.Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?

  2. 1.2.Каковы общие запасы угля в России?

  3. 1.3.Сколько млн составляет добыча угля в России и основные районы ?

  4. 1.4.Дайте характеристику трех основных угольных баз страны?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.



Карточки с заданием №2.(нефтяной промышленность )

  1. 1.1Что такое топливно-энергетический баланс?

  2. 1.2.Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в России.

  3. 1.3.Почему за последние годы снизилась добыча нефти в России?

  4. 1.4.Назовите основные нефтяные базы России?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.



Карточки с заданием №3.(газовой промышленность )

1.1Почему важно экономить электроэнергию?

  1. 1.2.Что создана для транспортировки газа к потребителям в России?

  2. 1.3.Какой район является главным по добычи газа в России?

  3. 1.4.Назовите крупнейшие месторождения газа ?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.

Ответьте на 1 вопрос(устно или письменно) для подготовки вам дается 5-7 минут. После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют.

Далее у вас у всех есть контурные карты и атласы .Используя атласы и контурные карты, отметьте условными знаками и подпишите крупнейшие месторождения угля, газа, нефти.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Записывают в тетради определения:ТЭК.ТЭБ. Рассматривают состав ТЭК, отвечают на вопросы.


Познавательные УУД(поиск необходимой информации)


Физкультминутка



3. Отработка и закрепление

Цель: "Включение" в тренировочную деятельность

Я сейчас вам раздам текст и таблицу с заданием. Вам необходимо охарактеризовать каждую промышленность. После проделанной работы один ученик выступает .(со своей промышленностью)

Заполните таблицу.

Газовая промышленность

Начало и место освоения

В конце  XIX века - в Донбассе.


Начало  XX в.- на территории Азербайджана, затем-Грозный.

После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.

Способы добычи

Шахтный, карьерный

Фонтанный и насосный

Бурение скважин

Способы транспортировки

По железной дороге в вагонах

Нефтепровод

Газопровод

Крупнейшие месторождения

Западная Сибирь- Кузбасс, Канско- Ачинский

Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион

Западная Сибирь- Уренгой, Ямбург




Выполняют практические задания на основе изученной информации. Работают в группах.


4. Обобщение, систематизация, применение

Цель: "Включение" в продуктивную деятельность

Сформулируйте по три вопроса по своей теме.

(1 группа угольная промышленность,2 группа нефтяное промышленность , 3 группа –газовой промышленность)

Слушают своих одноклассников, делятся впечатлениями.


5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия



Оцените свою работу на уроке , дополняя предложения :

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я хотел(а) бы узнать…

Осталось непонятным…


Домашнее задание: подготовить доклад о топливно-энергетическом комплексе






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Автор: Выдра Ирина Николаевна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522906

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства