kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Топливно-энергетический комплекс. Урок соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»»

Предмет: география

Класс: 9 класс

Тип урока: освоения новых знаний

План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Достижение планируемых результатов освоение темы «Топливно — энергетический комплекс»

Задачи

образовательные: показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти, угля и газа. Познакомить с проблемами ТЭК

развивающие: развивать умение работать с экономическими, контурными картами, со статистическим материалом.

воспитательные: воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающей нас природе. Экономное отношение к природным ресурсам.

Планируемый результат

Предметные

Знать

Уметь

ТЭК, топливно-энергетический баланс, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.


- наносить на контурную карту крупнейшие месторождение угля, нефти и газа ;

- составлять и анализировать схему ТЭК;

- определять по карте географическое положение и крупнейших происхождения угля, нефти и газа;

Личностные

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

- приобретение экологического воспитания, эмоциально- ценностного отношения к окружающей среде.


Метапредметные

- умение работать с различными источниками информации;

- умение работать в группе;

- умение определять понятия;

- развивать умения анализировать, обобщать;

- умение устанавливать умозаключения и делать выводы;


Основные понятия

ТЭК,ТЭБ, нефтяная промышленность, газ, угольная промышленность.


Межпредметные связи

Химия ,история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Физическая карта мира, учебник А.А. Лобжанидзе 9 класс, географический атлас, презентация;

Компьютер, мультимедийный просмотр, карточки для групповой работы.

Организация пространства

Групповая работа






Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

УУД


I. Проблематизация, актуализация, мотивация

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность

Ребята, посмотрите на картинки.

(Ручка, пуговица, полиэтиленовый пакет, железная ложка)

- Как вы думаете- что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?(это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль.  Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей.


Слушают, отвечают на заданные вопросы.

Регулятивные - целеполагание ,

Коммуникативные – планирование.

2. Освоение нового материала

Первичное ознакомление.

Цель: "Включение" в целенаправленное действие


Давайте рассмотрим что такое топливно-энергетический комплекс , сформулируйте, какова основная задача ТЭК(Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.) , топливно – энергетический баланс. Чем занимается топливная промышленность (Топливная промышленность - занимается добычей топлива: угля, газа, нефти, сланцев, торфа.)

, рассмотрим состав ТЭК.

В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждая из звеньев выполняет свою определенную функцию. Найдите звенья ТЭК на рисунке и объясните функцию каждого из них? (1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:

А) угольная промышленность; Б) нефтяная промышленность;В) газовая промышленность; Г) сланцевая, торфяная промышленности.  Вывод: Функция   1звена - добыча топлива.

2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.

 А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.Б) ГЭС,  работают за счет  энергии воды.

 В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива

 Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.

 

 Вывод:Функция 2 звена – производство электроэнергии.

3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию

Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.)



Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива и где они расположены(10 стр).

Давайте поделимся на 3 группы ,каждая из которой получает задание ,которое выполним с помощью книг и доп. литературы.

Карточки с заданием №1.(угольная промышленность)

  1. 1.1.Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?

  2. 1.2.Каковы общие запасы угля в России?

  3. 1.3.Сколько млн составляет добыча угля в России и основные районы ?

  4. 1.4.Дайте характеристику трех основных угольных баз страны?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.



Карточки с заданием №2.(нефтяной промышленность )

  1. 1.1Что такое топливно-энергетический баланс?

  2. 1.2.Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в России.

  3. 1.3.Почему за последние годы снизилась добыча нефти в России?

  4. 1.4.Назовите основные нефтяные базы России?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.



Карточки с заданием №3.(газовой промышленность )

1.1Почему важно экономить электроэнергию?

  1. 1.2.Что создана для транспортировки газа к потребителям в России?

  2. 1.3.Какой район является главным по добычи газа в России?

  3. 1.4.Назовите крупнейшие месторождения газа ?

2. Отметить условными знаками  и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.

Ответьте на 1 вопрос(устно или письменно) для подготовки вам дается 5-7 минут. После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют.

Далее у вас у всех есть контурные карты и атласы .Используя атласы и контурные карты, отметьте условными знаками и подпишите крупнейшие месторождения угля, газа, нефти.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Записывают в тетради определения:ТЭК.ТЭБ. Рассматривают состав ТЭК, отвечают на вопросы.


Познавательные УУД(поиск необходимой информации)


Физкультминутка



3. Отработка и закрепление

Цель: "Включение" в тренировочную деятельность

Я сейчас вам раздам текст и таблицу с заданием. Вам необходимо охарактеризовать каждую промышленность. После проделанной работы один ученик выступает .(со своей промышленностью)

Заполните таблицу.

Газовая промышленность

Начало и место освоения

В конце  XIX века - в Донбассе.


Начало  XX в.- на территории Азербайджана, затем-Грозный.

После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.

Способы добычи

Шахтный, карьерный

Фонтанный и насосный

Бурение скважин

Способы транспортировки

По железной дороге в вагонах

Нефтепровод

Газопровод

Крупнейшие месторождения

Западная Сибирь- Кузбасс, Канско- Ачинский

Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион

Западная Сибирь- Уренгой, Ямбург




Выполняют практические задания на основе изученной информации. Работают в группах.


4. Обобщение, систематизация, применение

Цель: "Включение" в продуктивную деятельность

Сформулируйте по три вопроса по своей теме.

(1 группа угольная промышленность,2 группа нефтяное промышленность , 3 группа –газовой промышленность)

Слушают своих одноклассников, делятся впечатлениями.


5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия



Оцените свою работу на уроке , дополняя предложения :

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я хотел(а) бы узнать…

Осталось непонятным…


Домашнее задание: подготовить доклад о топливно-энергетическом комплексе






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по теме «Топливно — энергетический комплекс»

Автор: Выдра Ирина Николаевна

Дата: 16.10.2019

Номер свидетельства: 522906

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
3170 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1770 руб.
2530 руб.
2130 руб.
3040 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства