Компьютер, мультимедийный просмотр, карточки для групповой работы.
Организация пространства
Групповая работа
Деятельность
Учителя
Деятельность
Ученика
УУД
I. Проблематизация, актуализация, мотивация
Цель:Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность
Ребята, посмотрите на картинки.
(Ручка, пуговица, полиэтиленовый пакет, железная ложка)
- Как вы думаете- что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?(это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку. Комплекс, который мы будем изучать сегодня – топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Мы рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей.
Слушают, отвечают на заданные вопросы.
Регулятивные - целеполагание ,
Коммуникативные – планирование.
2. Освоение нового материала
Первичное ознакомление.
Цель: "Включение" в целенаправленное действие
Давайте рассмотрим что такое топливно-энергетический комплекс , сформулируйте, какова основная задача ТЭК(Задача ТЭК –добыча топлива, производство электроэнергии и передача их потребителю.) , топливно – энергетический баланс. Чем занимается топливная промышленность (Топливная промышленность - занимается добычей топлива: угля, газа, нефти, сланцев, торфа.)
, рассмотрим состав ТЭК.
В состав комплекса входят три крупных взаимосвязанных звена. Каждая из звеньев выполняет свою определенную функцию. Найдите звенья ТЭК на рисунке и объясните функцию каждого из них? (1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:
А) угольная промышленность; Б) нефтяная промышленность;В) газовая промышленность; Г) сланцевая, торфяная промышленности. Вывод: Функция 1звена - добыча топлива.
2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.
А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.Б) ГЭС, работают за счет энергии воды.
В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива
Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.
Вывод:Функция 2 звена – производство электроэнергии.
3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию
Вывод: в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.)
Откройте в атласах карту топливной промышленности и назовите известные вам виды топлива и где они расположены(10 стр).
Давайте поделимся на 3 группы ,каждая из которой получает задание ,которое выполним с помощью книг и доп. литературы.
Карточки с заданием №1.(угольная промышленность)
1.1.Что такое топливно-энергетический комплекс? Из каких отраслей он состоит?
1.2.Каковы общие запасы угля в России?
1.3.Сколько млн составляет добыча угля в России и основные районы ?
1.4.Дайте характеристику трех основных угольных баз страны?
2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.
Карточки с заданием №2.(нефтяной промышленность )
1.1Что такое топливно-энергетический баланс?
1.2.Какова ежегодная и планируемая добыча нефти в России.
1.3.Почему за последние годы снизилась добыча нефти в России?
1.4.Назовите основные нефтяные базы России?
2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.
Карточки с заданием №3.(газовой промышленность )
1.1Почему важно экономить электроэнергию?
1.2.Что создана для транспортировки газа к потребителям в России?
1.3.Какой район является главным по добычи газа в России?
1.4.Назовите крупнейшие месторождения газа ?
2. Отметить условными знаками и подписать крупнейшие месторождения газа, угля и нефти.
Ответьте на 1 вопрос(устно или письменно) для подготовки вам дается 5-7 минут. После проделанной работы в группах, один ученик из группы дает ответы, члены группы дополняют.
Далее у вас у всех есть контурные карты и атласы .Используя атласы и контурные карты, отметьте условными знаками и подпишите крупнейшие месторождения угля, газа, нефти.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Записывают в тетради определения:ТЭК.ТЭБ. Рассматривают состав ТЭК, отвечают на вопросы.
Познавательные УУД(поиск необходимой информации)
Физкультминутка
3. Отработка и закрепление
Цель: "Включение" в тренировочную деятельность
Я сейчас вам раздам текст и таблицу с заданием. Вам необходимо охарактеризовать каждую промышленность. После проделанной работы один ученик выступает .(со своей промышленностью)
Заполните таблицу.
Газовая промышленность
Начало и место освоения
В конце XIX века - в Донбассе.
Начало XX в.- на территории Азербайджана, затем-Грозный.
После Великой Отечественной войны – Ставрополь, Республика Коми.
Способы добычи
Шахтный, карьерный
Фонтанный и насосный
Бурение скважин
Способы транспортировки
По железной дороге в вагонах
Нефтепровод
Газопровод
Крупнейшие месторождения
Западная Сибирь- Кузбасс, Канско- Ачинский
Западная Сибирь- Самоотлор, Мегион
Западная Сибирь- Уренгой, Ямбург
Выполняют практические задания на основе изученной информации. Работают в группах.
4. Обобщение, систематизация, применение
Цель: "Включение" в продуктивную деятельность
Сформулируйте по три вопроса по своей теме.
(1 группа угольная промышленность,2 группа нефтяное промышленность , 3 группа –газовой промышленность)
Слушают своих одноклассников, делятся впечатлениями.