kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по географии разработана для учащихся 6 класса.Влага в атмосфере

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по географии разработана для учащихся 6 класса.Влага в атмосфере

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по географии разработана для учащихся 6 класса.Влага в атмосфере»

УРОК ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС

Тема: «Влага в атмосфере. Атмосферные осадки»

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие об атмосферных осадках, их видах, способах и единицах измерения;

сформировать практические навыки по составлению, чтению и анализу диаграмм количества осадков;

содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере;

Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда, необходимости бережного отношения к природе; воспитывать любовь к природе.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;

развивать умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;

развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами, анализировать диаграммы количества осадков.

Оборудование:

учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная установка, календарьпогоды,  мультимедийная презентация по теме урока
.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Добрый день, ребята!  На прошлом уроке мы с вами славно потрудились и сегодня постараемся продолжить работу в том же направлении. Мы будем говорить о таких параметрах, характеризующих атмосферу, как влажность, об осадках, которые доставляют нам неприятности и удовольствие.

II.  Проверка знаний.

1. Проанализируйте график годового хода температуры воздуха в своем населенном пункте и подтвердите ее взаимосвязь с высотой Солнца над горизонтом. Определите годовую амплитуду температуры воздуха.

2. Расскажите о годовом ходе температуры воздуха в жарком поясе:

1) Как изменяется температура воздуха в течение года?

2) Какова годовая амплитуда?

3) Когда наблюдается самая высокая температура?

4) Когда наблюдается самое высокое положение Солнца?

5) Сделайте вывод, как взаимосвязаны эти явления.

3.  Расскажите о годовом ходе температуры воздуха в умеренном поясе:

1) Как изменяется температура воздуха в течение года и какова ее годовая амплитуда?

2) Как взаимосвязаны высота Солнца и годовой ход температуры воздуха?

4. Расскажите о годовом ходе температуры воздуха в холодном поясе:

1) Как изменяется температура воздуха в течение года и какова ее годовая амплитуда?

2) Как взаимосвязаны высота Солнца и годовой ход температуры воздуха?

III. Изучение нового материала.

Загадки.

А сейчас, ребята, представьте себе то, о чём вам подскажут звуки. (Слышен шум дождя)

- Расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали звуки и что это за звуки?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Как образуются облака и почему идет дождь.

Как образуются облака и почему идет дождь. В воздухе всегда содержится водяной пар, т. е. вода в газообразном состоянии. (Иногда ошибочно считают, что именно водяной пар клубится над кастрюлей с кипящей водой или поднимается белой струей из носика чайника. Нередко за водяной пар принимают облака. На самом деле водяной пар невидим.)

Водяной пар попадает в воздух при испарении воды с открытой водной поверхности морей, рек, озер и с поверхности почвы (т. е. при переходе ее из жидкого в газообразное, состояние). Чем выше температура и суше воздух, тем сильнее испарение. Водяной пар попадает в атмосферу благодаря его транспирации через устьица листьев растений. Корни растений всасывают воду из почвы, по сосудам стеблей она поднимается в листья и возвращается в атмосферу.

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА — это количество содержащегося в нем водяного пара. Оно может быть разным, и в быту мы характеризуем воздух как сухой, влажный или сырой.

Масса водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха (обычно в г/м3). называется абсолютной влажностью Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может содержать, следовательно, тем выше его возможная абсолютная влажность. Так, при температуре 30 °С воздух может содержать 30 г водяного пара, при температуре 20 °С — 17 г, при 0 °С — 5 г, а при -10 °С — всего 2 г.Жаркий воздух пустыни, например, мог бы содержать много водяного пара, но он очень сухой, потому что в пустыне нет воды. Следовательно, воздух пустыни является ненасыщенным водяным паром. Степень насыщения воздуха показывает относительная влажность.

Относительная влажность — фактическое количество водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре.Относительная влажность измеряется в процентах. Например, в африканской пустыне Сахара она составляет всего 15—30%. Значит, воздух Сахары содержит всего от 15 до 30% водяного пара из возможных 100%. При относительной влажности 100% воздух становится насыщенным, т. е. содержит столько водяного пара, сколько может содержать при данной температуре.

-  Расскажите о зависимости между способностью воздуха содержать водяной пар и его температурой.

-  Абсолютная влажность воздуха: а) 25 г; б) 17 г; в) 5 г. Объясните, что показывают эти величины.

-  Абсолютная влажность воздуха: а) 25 г; б) 17т. Можете ли вы сказать, является ли этот воздух насыщенным, ненасыщенным? Объясните свою точку зрения.

- Относительная влажность воздуха: а) 25%; б) 80%; в) 60%. Объясните, что показывают эти величины.

- Относительная влажность воздуха: а) 85%; б) 50%. Можете ли вы сказать, какова температура воздуха? Объясните свою точку зрения.

- Температура условного объема воздуха 30 °С. Абсолютная влажность:

а) 15 г/м3;

б) 25 г/м3;

в) 5 г/м3.

Рассчитайте относительную влажность воздуха во всех трех случаях.

- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье.

- При каких условиях ненасыщенный воздух может стать насыщенным?

Нигде на Земле не была зарегистрирована влажность 0%. Воздух с относительной влажностью 30% считается сухим. Измеряется влажность воздуха с помощью гигрометра.

Что произойдет, если температура насыщенного воздуха понизится? Воздух не сможет удержать весь водяной пар, и часть его конденсируется, т. е. перейдет в жидкое или твердое состояние. (Конденсация в переводе с латинского — уплотнение, сгущение.)

Вспомните, что происходит, когда в теплую кухню или комнату вносят, например, хранящуюся на холоде банку или кастрюлю с квашеной, капустой. Опишите наблюдаемое явление и объясните его.

- Почему, вернувшись зимой с катания на коньках, полезнее протереть их лезвия сухой тряпкой?

- Вспомните, что происходит, когда в теплую кухню достают из холодильника кастрюлю с супом? Опишите наблюдаемое явление и объясните его.

Каждый наверняка наблюдал росу:

- Опишите росу.

- В какое время года и в какое время суток она выпадает? Объясните образование росы.

- Когда роса обильнее? Почему?

- Сформулируйте определение, что такое роса.

- Объясните, что такое иней.

- Что общего в образовании инея и росы? В чем различие?

- Сформулируйте определение, что такое иней.

При соприкосновении насыщенного воздуха с охлаждённой поверхностью из него выделяются капельки воды. Возникает туман.

Облако – это тот же туман, только на большой высоте от земной поверхности. Образуются облака при охлаждении поднимающегося воздуха. Различают несколько основных видов облаков.

Физкультминутка

«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах современной карты покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.)





Облака

кучевые

слоистые

перистые

на высоте 2-3 км,

на высоте не более 2 км,

на высоте 7-10 км,

приносят дождь

приносят длительные дожди

без осадков (иногда предвестники ухудшения погоды)

 

(Анализ рисунков «Образование облаков», «Основные виды облаков».)

Из облаков выпадают атмосферные осадки.

- Что можно наблюдать в жаркий летний день?

Утром ясное небо. Поднимается Солнце, и с каждым часом становится все теплее, а затем и жарче. Около полудня на небе появляются отдельные мелкие облака. Они ярко-белые, с четкими контурами на голубом, чуть синеющем небе. Постепенно облака увеличиваются, становятся все более плотными и высокими. Их называют кучевыми. Если большое кучевое облако на миг закрывает Солнце, становится чуть прохладнее. К вечеру облака редеют и исчезают.

А теперь проанализируем описанные явления. В жаркий летний день поднимающееся Солнце все сильнее нагревает земную поверхность. Воздух над ней (в нем есть водяной пар, но воздух не насыщен им) тоже нагревается и поднимается вверх. На высоте 800—1000 м воздух охлаждается. Водяной пар, которого было недостаточно для насыщения у поверхности Земли (температура воздуха была выше), теперь заполняет все пространство между частицами сжавшегося при охлаждении воздуха и насыщает 'его. При дальнейшем понижении температуры водяной пар конденсируется — переходит из газообразного состояния в жидкое, в воздухе выделяются мельчайшие капельки воды. Скопление этих водяных капель и есть облако, которое мы видим. Есть еще одно необходимое условие образования облаков: облачная капля может образоваться только вокруг мельчайшей твердой частицы — пылинки, находящейся в воздухе.

- Опишите кучевые облака, какими внешними признаками они отличаются?

- Обратите внимание на основание облака).

- Почему форма облака постоянно меняется?

- Облака исчезают. Как и куда?

- Почему облака не падают за земную поверхность?

- В каких широтах земного шара наиболее развита кучевая облачность? Почему?

В особенно жаркие дни сильно нагретый воздух поднимается и достигает большой высоты. На расстоянии 4—5 км от поверхности Земли верхняя часть облака попадает в зону отрицательных температур (до —20 °С). Капли воды превращаются в тяжелые ледяные кристаллы. Они уже не удерживаются в воздухе и падают, растаивая и превращаясь в большие дождевые капли. Выпадает сильный дождь — ливень. Бывает, что в кучево-дождевом облаке образуются не просто крупинки, но целые льдинки. Они не успевают растаять, и выпадает град. Даже небольшие — в 1—2 см и весом около 1 г, они могут нанести большой урон фруктовым садам и виноградникам, полностью уничтожить посевы. В районах, где часто выпадает град, опасное кучево-дождевое облако обстреливают снарядами с йодистым серебром. В облаке образуется множество ледяных крупинок, которые не успевают вырасти и, падая вниз, превращаются в обычные дождевые капли. Во время ливня в умеренных широтах может выпасть слой осадков толщиной до 100—200 мм. На фоне кучево-дождевых облаков нередко наблюдается радуга.

С мощными кучево-дождевыми облаками связаны грозы. Молния — искровой электрический разряд (или гигантская искра) - может образоваться между частями одного облака, между двумя облаками или между облаком и землей. Грозы над сушей бывают примерно в 2—3 раза чаще, чем над океаном. Длина молнии в среднем составляет 2—3 км, но иногда при разряде между облаками может доходить и до 10—15 км. Молния сопровождается громом, потому что воздух мгновенно очень сильно нагревается (до 25 000—30 000 °С) и расширяется при электрическом разряде. Молния и гром происходят одновременно, но скорость звука меньше скорости света, и громовые раскаты слышатся после молнии (скорость звука — 330 м в секунду, т. е. за 3 секунды звук проходит расстояние примерно 1 км). Если гром после молнии мы слышим менее чем через 10 секунд, то гроза от нас на расстоянии не более 3—3,5 км и ее называют близкой. Если между вспышкой молнии и началом грома прошло более 10 секунд — это отдаленная гроза.

- Известно, что из кучевых облаков осадки не выпадают, а из кучево-дождевых выпадают осадки ливневого характера. Чем отличаются эти облака по составу?

- Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.

- Назовите основные правила безопасного поведения во время грозы.

- В каких широтах земного шара, на ваш взгляд, наиболее часты ливни и грозы? Объясните почему.

- Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить?

- Летом можно наблюдать интересное явление,  которое называют «грибной дождь»: небо голубое, чистое, Солнце светит, а легкий дождик идет. Откуда он берется?

(Дождь всегда выпадает только из облака. Возможно, облако было  таким маленьким, что успело исчезнуть (испариться). Возможно, оно было унесено ветром.)

-  Первое после зимы появление кучевых облаков считается важным признаком наступающей весны. День их появления отмечается в дневниках наблюдений за погодой. Объясните, в чем географический смысл этой приметы. Со слоистыми облаками связаны длительные затяжные осадки. Иногда такие дожди называют обложными. Как правило, они выпадают над большой территорией. Дождь, выпадающий из кучево-дождевого облака, наоборот, охватывает небольшую территорию (нередко в пределах одного крупного города, например такого, как Москва, в одном районе ливень вызывает целый потоп, в другом выпадает лишь несколько капель, а в третьем — облака даже не закроют Солнце).

Как объяснить эти различия?

Атмосферные осадки – это вода, выпавшая на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии.

Создание проблемной ситуации

Как вы думаете, почему осадки бывают твёрдые и жидкие?

Атмосферные осадки:

- жидкие: дождь; роса;

- твёрдые: снег; град; гололёд; иней.

Осадки могут не только выпадать из облаков, но и выделяться из насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями. Например – иней, роса, гололёд. Осадки выпадают не из всех видов облаков. Оказывается, если капельки воды, или   снежинки очень маленькие, они не могут упасть на поверхность земли. В облаке эти капельки   постоянно двигаются, сливаясь с другими и когда становятся достаточно тяжёлыми, и не могут держаться в воздухе, выпадают в виде дождя. А если температура ниже 0°, выпадает снег.

Осадкомер - прибор для измерения осадков.

Измерения проводят 2 раза в сутки. Результаты складывают. Если осадки в виде снега  - его растапливают.

Измерение высоты снежного покрова проводят с помощью снегомерной рейки. От земной поверхности до поверхности снега.

Причины, влияющие  на количество осадков:

1. Географическое положение (удаленность от океана).

2. Преобладающие ветры.

3. Разница атмосферного давления.

Работа с диаграммами количества осадков. Анализ рисунка 95 на стр.104 учебника.

IV. Рефлексия (итог урока)

Выберите правильный ответ.

1.Количество водяного пара (в граммах), содержащееся в определённом объёме воздуха, называется:

А) насыщением воздуха

Б) абсолютной влажностью воздуха

В) испарением

Г) относительной влажностью воздуха

4.Для образования облаков необходимо, чтобы воздух:

П) опустился и охладился

Р) поднялся и охладился

С) опустился и нагрелся

Т) поднялся и нагрелся

3.Из каких облаков выпадают осадки?

А) кучевых

Б) серебристых

В) слоистых

Г) перистых

4.Когда водяной пар – невидимка становится видимым?

А) когда воздух нагревается

Б) когда в воздухе присутствует много пыли

В) когда воздух охлаждается

Г) когда выпадают осадки

5.С помощью какого прибора измеряют влажность воздуха:

М) барометра

Н) осадкомера

О) гигрометра

П) термометра

Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания…

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

2. Выставляет оценки в журнал

6.Определить виды атмосферных осадков, прослушав текст

- Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза.

К.Г.Паустовский.

- Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Л.Н.Толстой.

- Вокруг белеющих прудов

Кусты в пушистых полушубках,

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках. С.Я. Маршак.

- Его все долго ждали, звали,

А как пришёл – в дом убежали. Загадка.

- На деревья, на кусты с неба падают цветы.

Белые, пушистые, только не душистые. Загадка

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки.

V. Домашнее задание: § 44.

Подготовить сообщение о видах осадков * 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по географии разработана для учащихся 6 класса.Влага в атмосфере

Автор: Ярославец Юлия Викторовна

Дата: 21.02.2020

Номер свидетельства: 540666


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства