kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка подробного конспекта урока географии в 6 классе в игровой форме объединяет материал двух уроков "Географическая широта" и "Географическая долгота".Содержит дополнительеый материал, направленный на развитие познавательного интереса обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ФГОС»

"Географические координаты"

Цели урока:

а) образовательные: в результате урока учащиеся научатся определять географические координаты;

б) развивающие: развитие логического мышления – учащиеся научатся использовать знания в новой ситуации;

в) воспитательные:

учащиеся раскроют значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей;

проявят уверенность в своих силах при определении географических координат;

научатся аккуратно вести записи на контурной карте.

Задачи урока: в результате урока учащиеся научатся определять:

географическую широту;

географическую долготу;

географические координаты.

Методы обучения:

По источнику знания:

а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте, географической долготе, географических координатах и их значении для практической жизни людей;

б) наглядные – работа с рисунками № 39, 40 в учебнике; с картами на доске, глобусом, контурной картой;

в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений определять географическую широту, географическую долготу, географические координаты.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый;

По степени самостоятельности:

а) с учителем при получении нового знания;

б) в паре при решении пробного упражнения;

в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.

Формы обучения:

Практическая работа.

Формы организации работы в классе:

индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

парная, при выполнении пробного упражнения;

индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

Ход урока:

1 Организационный момент.

-Сегодня у нас урок не совсем обычный. Во-первых, гости, во-вторых, мы совершим заочное путешествие по карте. А путешествовать под хорошую музыку вдвойне приятно.

– Исаак Осипович Дунаевский, увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»

Подумайте над вопросом: “Почему героям фильма “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие?”

2.Актуализация полученных знаний.

Для того чтобы отправиться в путь, нужно проверить ваши знания.

Давайте проведем небольшую разминку – отгадаем загадку.

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно

На одном листе бумажном. Правильно, это географическая карта


«На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

(Образец на доске; рис. 1).

 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

+

 

2

 

 

 

+

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы:

1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
а) экватором; б) параллелью; в) полюсом; г) меридианом.

2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
а) экватором; б) параллелью; в) тропиком; г) меридианом.

3.Направления запад → восток показывают: 
а) параллели; б) меридианы.

4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: 
а) 90°;б) 360°;в) 180°.

Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву.

-Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру? Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.


2. Основной этап. Введение нового материала.


Математики уже давно создали удивительно простую систему координат. Две перпендикулярные линии- это и оси математических координат. Они образуют координатную плоскость. Для определения положения точки на плоскости нужно знать две координаты: X и Y.

- Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть.

-Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

-Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

С помощью линий градусной сети определяют положение объекта на поверхности Земли – его координаты.

Географические координаты- это его широта и долгота

Запишем тему урока в тетрадь.

«Географические координаты»

Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»


Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.

- «-Почему вы не смогли определить место крушения?»

Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»


Географические координаты изобрели еще древние греки до нашей эры. Система географических координат основана на том, что через любую точку на Земле может проходить только одна параллель и один меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта на земном шаре.

Координаты определяются двумя числами – широтой и долготой. Понятия «широта» и «долгота» возникли в древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяженности с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток – длину моря стали называть долготой, а расстояние с севера на юг – ширину моря – широтой.

Что это за числа – широта и долгота?

-Откройте учебник на странице 35 рис. 20. Найдите экватор – самую длинную параллель. Параллельно экватору на расстоянии 10° друг от друга проведены другие параллели до Северного и Южного полюсов. Широта отсчитывается от экватора. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с.ш.) а расположенные к югу от экватора – южную широту (ю.ш.).

А теперь найдите определение «географическая широта»-

Географическая широта – это расстояние от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 90°.

-А теперь нам предстоит далекий путь. 
Нельзя присесть и отдохнуть.
Объект нам надобно найти,
Чтоб не плутали мы в пути,
А чтобы место отыскать,
Нам нужно координаты знать.


Все точки экватора имеют широту 0 градусов.

Широта Северного полюса – 90° с. ш.

Широта Южного полюса – 90° ю. ш.

Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (сокращенно с. ш.), расположенные в Южном полушарии – южную широту (ю. ш.).


Кстати, географическая широта измеряется в градусах.

Почему не в километрах? Потому что географическая карта должна быть одинаково понятна всем людям. А ведь не во всех странах принято измерять расстояние именно в километрах. Измерение в градусах понятно всем народам.


-Как же определить широту объекта?


Откройте контурные карты на с. 10-11. Найдите на с. 10 точки А и Б.

Ответьте на вопросы.

  1. На какой параллели они расположены?

  2. В каком полушарии – Северном или Южном?

Итак, точки А и Б находятся на 20-й параллели Северного полушария, т. е. их широта равна 20° с. ш.

Запишите значение широты точек А и Б в таблицу на с. 11 контурных карт.

Итак, мы определили широту точек А и Б, которые расположены на нанесенной на карту параллели.

-А как определить широту точки, расположенной между параллелями?

Найдите на карте точку В. Она находится в Южном полушарии между параллелями 10° и 20° южной широты

Обратите внимание,

что отрезок на рамке карты между параллелями разделен на пять частей.

В каждой части 2 градуса (10:5).

Определяем примерное число градусов – 17° ю. ш.


Запишите значение широты точки В в таблицу.

Вернемся к точкам А и Б. Их широта одинакова. А в одном ли месте расположены эти точки?

Значит, одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату – долготу.


-На стр.37 учебника найдите определение географической долготы.


Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°.


Долгота всех точек на нулевом меридиане равна 0 градусов. Северный и Южный полюса не имеют долготы, так как пересекаются всеми меридианами. Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют западную долготу (сокращенно з. д.), расположенные в Восточном полушарии – восточную долготу (в. д.).

На контурных картах на с. 10-11. Найдем долготу точек А, Б и В. Они расположены между меридианами. Определим примерное число градусов, ведя отсчет от нулевого меридиана. Точки А и Б находятся в Западном полушарии, долгота точки А – 155° з. д., точки Б – 98° з. д. Точка В имеет восточную долготу – 177° в. д.

Запишите значения долготы точек в таблицу.


Итак, мы определили координаты точек А, Б и В. Определить географические координаты объекта – значит сказать, на какой параллели и каком меридиане он находится.

Физкультминутка:

Вы хорошо потрудились, ребята, поэтому вам нужно отдохнуть. Давайте проведем физкультминутку «Широта и долгота».


Широта – северная (потягивание, руки вверх)

Широта – южная (приседание)

Долгота – западная (разворот влево)

Долгота – восточная (разворот вправо)



Широта – северная (потягивание, руки вверх)

Долгота – западная (разворот влево)

Широта – южная (приседание)

Долгота – восточная (разворот вправо)

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спут­никового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местопо­ложение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При пере­мещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.


А теперь на практике определим географические координаты. Откройте карту полушарий атласа.

1 ряд – Москвы 56 ̊ с.ш. 38 ̊ в.д. 2 ряд – Парижа 48̊ с.ш 3̊ в.д. 3 ряд – Сиднея 34̊ ю.ш. 150 в.д.

А сейчас попробуем решить обратную задачу – по известным координатам найдем объекты на карте. Работа по раздаточным листам. Найдите географические объекты, имеющие эти координаты.

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».

- Укажите место, в котором оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 25о в.д. и 17о ю.ш, (вдп. Виктория на р. Замбези в Африке)

2. Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту? (полюса 900 широты)

3.Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают по другим названием. Найдите этот остров на карте (270ю.ш., 1090 з.д.). (остров Пасхи).


Молодцы! Путешествие оказалось очень интересным. А теперь мы подошли к проблеме, которая была поставлена в начале урока: – “Почему же героям фильма “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветные путешествие?
– Они знали только 1 координату и поэтому не могли установить местоположение острова.

Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты. 
Определите местоположение острова. Прочтите роман Жюля Верна или посмотрите экранизацию.

Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной и Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.

сначала указывается географическая широта, а потом географическая долгота.

Почему только так, а не иначе? А давайте вернёмся к началу этого параграфа. Помните? Вы — капитан тонущего корабля. По радио вы подаёте сигнал о помощи и указываете свои координаты. Но связь может быть не очень хорошей, и нужно обязательно сделать так, чтобы сообщение были по возможности понятным. Если вы выполнили правило записи координат, то радист другого корабля, услышав сквозь треск и шум всего два числа, будет точно знать, что первое из них — географическая широта, а второе — географическая долгота, а не наоборот. И когда радист с другого корабля получит ваше сообщение о том, что вы находитесь в точке с координатами 30 ю.ш. 150° з.д., тогда — ждите помощи, и она придёт. На море принято помогать всем, кто терпит бедствие. Потому что никто не может быть уверен в том, что завтра ему самому не понадобится чья-то помощь.


-А теперь прошу обратить внимание на листочек с песней. Как вы думаете, почему сегодня на уроке я ее вам раздала?

Правильно. Здесь встречаются слова нашей темы урока. Глобус, параллели, меридианы, широта, пунктир. Песня называется «Глобус», а студенты географических факультетов, учителя географии считают ее своим гимном.

Предлагаю вам спеть эту песню(звучит фонограмма песни)

Я не знаю, где встретится Нам придется с тобой.

Глобус крутится-вертится, Словно шар голубой …

И мелькают города и страны, Параллели и меридианы,

Но таких еще пунктиров нету, По которым нам бродить по свету.

Знаю: есть неизвестная Широта из широт,

Здесь нас дружба чудесная Непременно сведет …

И узнаем мы тогда, что смело Каждый брался за большое дело,

А места, где мы с тобой бывали, Люди в картах мира отмечали.


Нам под ответственность дана

И вся Земля, и вся страна,

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя!


Подведение итогов. Выставление отметок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока по ФГОС

Автор: Мамаева Эльвира Владимировна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства