kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока географии в 9 классе на тему: «Динамика численности населения России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип

Комбинированный

Цель

Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии в 9 классе на тему: «Динамика численности населения России».»

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический

университет имени И.Н.Ульянова»

Естественно-географический факультет

Кафедра географии и экологии

Направление подготовки: педагогическое образование

Профиль: География.Экология







План-конспект урока

По курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс»

Тема урока:

«Динамика численности населения России»







Выполнила: студентка 5 курса

естественно-географического факультета

группы ГЭ-16

Кузнецова И.А.











Ульяновск 2021

Тема

Динамика численности населения России

Тип

Комбинированный

Цель

Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения.

Задачи

Образовательные:

Способствовать формированию знаний у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения;

Способствовать формированию понятий у учащихся «численность населения», «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность», «демографический кризис».

Развивающие:

Способствовать формированию основных навыков учебной деятельности: работа с учебником, атласами, картами, таблицами, выделение главного;

Создать условия для развития интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса и способностей.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к родине;

Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе и необходимости ее сохранения, рационального использования ресурсов;

Способствовать воспитанию мотивации к обучению и самообразованию, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Учащийся должен обладать: осознанием ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; осознанием, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества.


Учащийся должен уметь: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые

результаты;

вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и обобщение информации из различных источников;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его;

общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем.

Учащийся должен уметь:

характеризовать численность населения России, место России в мире по численности населения;

давать определение понятиям «численность населения», «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность» «демографический кризис»;

характеризовать причины изменения численности населения;

работать с тематическими картами атласа.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

История

Фронтальная, индивидуальная, парная


  1. Средства обучения и оборудование: авторская презентация, медиапроектор, настенные карты, тематические карты атласа, учебник География России: Население и хозяйство. 9 класс (В.П. Дронов и В.Я. Ром), рабочая тетрадь и письменные принадлежности.


Ход урока

1. Организационный момент


Добрый день, ребята! Очень рада всех видеть! Давайте проверим вашу готовность к уроку: есть ли у вас на партах учебник, рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности? Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих.


1 мин


2. Актуализация опорных знаний


Ребята, вы помните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Исторические особенности заселения и освоения территории России). Да, верно.

Какие два основных ареала расселения восточных славян можно выделить на территории России? (Меридиональная полоса – вдоль пути «из варяг в греки» и междуречье Оки и Волги с древними городами). Правильно.

Сейчас посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами карты России и сопредельных государств в разные периоды. Давайте охарактеризуем каждый этап заселения. Кто начнет?

1 . В 16 веке были присоединены к территории Русского государства районы Поволжья, Прикамья. С 17 века начинается заселение Сибири (поход Ермака, Ивана Москвитина). В 18 веке в состав России входит Предкавказье, побережья Черного и Азовского морей и Таврия (Крым).

2. В 19 веке присоединены Финляндия, Кавказ, Средняя Азия, Приамурье, Приморье.

3. Расширение государственной территории России, объединение 15 республик.

4. В конце 20 века – распад Советского Союза.

Правильно, расширение государственной территории России было связано с геополитическими и экономико-географическими интересами страны в разные периоды.

Молодцы, ребята! Вместе мы вспомнили и повторили прошлый материал.


4 мин

Фронтальный опрос на актуализацию знаний.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.


Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Мы с вами продолжаем изучать население Российской Федерации, и сегодня тема нашего урока будет связана с важным показателем, характеризующим население. Как думаете, что это за показатель? (Численность населения). Да, верно, численность населения – это один из демографических показателей, характеризующий совокупность всех людей, проживающих на определенной территории.


Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с численностью населения России и её динамикой, определить причины, влияющие на изменение численности населения).

М олодцы, запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока «Динамика численности населения России».

2 мин

Помощь в определении темы/Определение темы урока

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Итак, приступим. Для начала, давайте попытаемся разобраться:

Почему эта тема так важна? Зачем нужно знать численность населения страны? (Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны).

Вы все верно сказали, знать численность населения, его размещение и состав, необходимо, в первую очередь, для определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета в области образования, здравоохранения и т. п.

2 мин

Беседа с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы.


Чтобы узнать, какая численность населения в Российской Федерации, на каком месте по численности населения Россия находится в мире, откуда берутся сведения о численности населения, давайте откроем с вами учебник на странице 27 и прочитаем первый и второй абзацы. 2 минуты вам на чтение и будем отвечать.

Теперь давайте проверим себя, какая численность населения в России? (146 млн. чел). Верно, на 1 января 2020 года по данным Росстата численность населения Российской Федерации 146 748 590 человек.












На каком месте РФ по численности населения в мире? (9 место). Верно, давайте посмотрим на слайд и сравним численности населения разных стран. Лидеры по населению – Китай и Индия, их население более миллиарда человек в каждой стране, то есть если сложить численность населения Китая и Индии, то это число будет в 19 раз больше, чем численность населения России!












Ребята, как выявляют, где берут данные о населении стран? (При переписях населения). Да, правильно. Последняя перепись населения состоялась с 14 по 25 октября 2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании, национальности, гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года. Следующая перепись населения запланирована с 1 по 30 апреля 2021 года.

6 мин

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Частично-поисковый метод.

Беседа с учителем.


Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 17 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость.

Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.

С мертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год.

Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С).

Если величина естественного прироста отрицательная, то наблюдается демографический кризис – резкое снижение численности населения (смертность больше рождаемости), если величина естественного прироста положительная – демографический взрыв (бум) – резкое увеличение численности населения страны (рождаемость больше смертности).

Со страницы 28 учебника запишите определение термина «естественный прирост населения».

Сейчас давайте откроем с вами учебник на странице 30. Перед вами таблица с показателями рождаемости и смертности за разные годы. Используя формулу вычисления естественного прироста и данные из таблицы за 2000, 2007 и 2012 года, вычислите естественный прирост, 2 минуты вам на работу.

Что у вас получилось? (В 2000 году естественный прирост составил -6,6, в 2007 – -3,3; 2012 – 0).

Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России.

Государство заинтересовано в преодолении демографического кризиса (убыли населения), стабильном воспроизводстве социальных структур. Этими задачами определяется нынешняя демографическая политика в России. Снижение естественного прироста населения, начавшееся еще в эпоху СССР, в постсоветской России приобрело масштаб демографического кризиса. Поэтому политика российского правительства направлена на увеличение рождаемости: программа «материнского капитала», пособия и льготы по рождению ребенка и др.

А теперь немного отдохнём на физкультминутке.


5 мин

Учащиеся анализируют материал, ведут диалог с учителем, самостоятельно работают с учебником. Частично-поисковый метод.



Физкультминутка.


С помощью проектора демонстрируется видео, дети повторяют движения.


1 мин

А сейчас давайте посмотрим на слайд.

Перед вами график изменения численности населения по данным переписей населения с 1897 по 2010 годы. Что мы видим на данном графике, какую тенденцию? Кто может проанализировать его? (Наблюдается рост численности населения с 68 миллионов в 1897 году до 147 миллионов в 1989 году, а затем небольшое снижение до 143 миллионов).

Да, все верно. В начале 21 века наблюдалось сокращение естественного прироста населения, это объясняется сложностями социально-экономического и экологического положения.















На естественный прирост и особенно рост смертности в отдельные периоды повлияли разные факторы. Среди них – потери в разрушительных войнах.

С ейчас я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача с его помощью заполнить таблицу:














Что у вас получилось?

Молодцы!

6 мин

Учащиеся анализируют график изменения численности населения, работают с учебником и отвечают на вопросы учителя, самостоятельно заполняют таблицу «Демографические кризисы 20 века» с помощью текста карточки.


Сейчас, подводя итог нашего урока, откройте учебник и прочитайте страницы 28-29. И ответьте, какие факторы влияют на динамику численности населения в стране? 2 минуты вам на подготовку.

(Влияют: социально-экономическое положение, экологическое положение, войны, политика государства).

Верно.

Среди основных факторов, влияющих на численность населения можно выделить: уровень развития страны, благосостояние страны, традиции и национальные религии, голод, болезни и эпидемии, войны и военные конфликты, а также стихийные бедствия.

4 мин

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Частично-поисковый метод.

Беседа с учителем.

4. Подведение итогов.

Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым подведем итог сегодняшнего занятия. На слайдах представлено 8 утверждений. Ваша задача, определить, верны они или нет, выполняйте это задание в тетради.

Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга ответы.

К расным цветом отмечены неверные утверждения, а зеленым, соответственно, верные.

Ответы:

Верные утверждения – 2, 3, 6, 7. Неверные – 1, 4, 5, 8.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали!


5 мин

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради для закрепления пройденного материала на уроке, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.


5. Этап рефлексии


На сегодняшнем уроке мы с вами изучали численность населения нашей страны, а также выявили причины динамики населения.

Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями и эмоциями. Сейчас я вам раздам карточки рефлексии, и вы там можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и отметить, что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем уроке, что запомнилось.













Спасибо, вы – молодцы!


2 мин

Ребята заполняют карточки рефлексии, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, оценивают свою работу на уроке.


6. Домашнее задание


Итак, домашнее задание, записываем его в ваши дневники: прочитать внимательно параграф 6 и ответить на вопросы после параграфа. И сейчас я разделю вас на 5 групп, и через урок каждая группа должна будет представить доклады с презентацией о народах Российской Федерации:

1 группа – русские;

2 группа – татары;

3 группа – марийцы;

4 группа – ханты;

5 группа – чеченцы.
Готовить доклад советую вам по плану: 1. Национальные костюмы; 2. Национальные блюда; 3. Интересные национальные праздники; 4. Интересные факты о народе.


1 мин

Ребята записывают домашнее задание в дневники.

7. Выставление оценок


Ребята, все, кто сегодня хорошо работал на уроке, отвечал на вопросы и задавал вопросы сам, получают «пять», кто, работал, но недостаточно активно – «четыре», а от остальных я жду активной работы на следующем уроке, чтобы тоже обязательно получить положительную отметку!

Всем спасибо за работу на уроке! До новых встреч!


1 мин




Литература:

1. География : География России : Население и хозяйство. 9 кл.: учебник / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М. : Дрофа, 2014. – 286, [2] с.: ил., карт.



Приложение 1

Демографические кризисы 20 века.

1-й кризис с 1914 года по 1922 год (Первая мировая война. Затем революция. Голод 1921-1922 г.г., эмиграция из России)

2-й кризис определили свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 г.г.

3-й кризис был в годы ВОВ 1941-1945гг. (21-27 млн. умерших)

4-й кризис начался в начале 90-х годов прошлого века. Причина: в годы ВОВ число родившихся было вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960 г., родившиеся в годы войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше («демографическое эхо войны»). Еще через 20-25 лет ситуация повторилась («второе эхо войны»). Демографы посчитали, если бы не было потерь от войн, голода, отъезда населения из страны, репрессий, то численность населения России составила бы к 1995 году 270 млн. человек (фактически 147 млн. чел.). Это означает, что с лица Земли исчезла страна. Число жителей которой составило бы 124 млн. человек, как в современной Японии.








Приложение 2

Карточки рефлексии

М оё настроение

Сегодня на уроке мне ________________

___________________________________

Я узнал ____________________________


М оё настроение

Сегодня на уроке мне ________________

___________________________________

Я узнал ____________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ирина Алексеевна

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572038


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства