По курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс»
Кузнецова И.А.
Тема | Динамика численности населения России |
Тип | Комбинированный |
Цель | Сформировать знания у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения. |
Задачи | Образовательные: Способствовать формированию знаний у учащихся о численности населения России, её динамике и причинах, влияющих на изменение численности населения; Способствовать формированию понятий у учащихся «численность населения», «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность», «демографический кризис». Развивающие: Способствовать формированию основных навыков учебной деятельности: работа с учебником, атласами, картами, таблицами, выделение главного; Создать условия для развития интеллектуальных качеств учащихся, познавательного интереса и способностей. Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к родине; Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе и необходимости ее сохранения, рационального использования ресурсов; Способствовать воспитанию мотивации к обучению и самообразованию, интереса к изучаемому предмету, самостоятельности, умения работать в коллективе. |
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Учащийся должен обладать: осознанием ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; осознанием, что человек – высшая ценность на Земле и каждый человек важен для общества. | Учащийся должен уметь: организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и обобщение информации из различных источников; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; излагать свое мнение, аргументируя его; общаться и взаимодействовать друг с другом и учителем. | Учащийся должен уметь: характеризовать численность населения России, место России в мире по численности населения; давать определение понятиям «численность населения», «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность» «демографический кризис»; характеризовать причины изменения численности населения; работать с тематическими картами атласа. |
Организация образовательного процесса |
Межпредметные связи | Формы работы |
История | Фронтальная, индивидуальная, парная |
1. Организационный момент Добрый день, ребята! Очень рада всех видеть! Давайте проверим вашу готовность к уроку: есть ли у вас на партах учебник, рабочая тетрадь, атлас, письменные принадлежности? Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих. | 1 мин |
2. Актуализация опорных знаний Ребята, вы помните, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Исторические особенности заселения и освоения территории России). Да, верно. Какие два основных ареала расселения восточных славян можно выделить на территории России? (Меридиональная полоса – вдоль пути «из варяг в греки» и междуречье Оки и Волги с древними городами). Правильно. Сейчас посмотрите, пожалуйста, на слайд, перед вами карты России и сопредельных государств в разные периоды. Давайте охарактеризуем каждый этап заселения. Кто начнет? 1 . В 16 веке были присоединены к территории Русского государства районы Поволжья, Прикамья. С 17 века начинается заселение Сибири (поход Ермака, Ивана Москвитина). В 18 веке в состав России входит Предкавказье, побережья Черного и Азовского морей и Таврия (Крым). 2. В 19 веке присоединены Финляндия, Кавказ, Средняя Азия, Приамурье, Приморье. 3. Расширение государственной территории России, объединение 15 республик. 4. В конце 20 века – распад Советского Союза. Правильно, расширение государственной территории России было связано с геополитическими и экономико-географическими интересами страны в разные периоды. Молодцы, ребята! Вместе мы вспомнили и повторили прошлый материал. | 4 мин Фронтальный опрос на актуализацию знаний. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны. Мы с вами продолжаем изучать население Российской Федерации, и сегодня тема нашего урока будет связана с важным показателем, характеризующим население. Как думаете, что это за показатель? (Численность населения). Да, верно, численность населения – это один из демографических показателей, характеризующий совокупность всех людей, проживающих на определенной территории. Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с численностью населения России и её динамикой, определить причины, влияющие на изменение численности населения). М олодцы, запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока «Динамика численности населения России». | 2 мин Помощь в определении темы/Определение темы урока Учащиеся записывают тему в тетрадь. |
Итак, приступим. Для начала, давайте попытаемся разобраться: Почему эта тема так важна? Зачем нужно знать численность населения страны? (Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др., чтобы правильно проводить экономическую политику страны). Вы все верно сказали, знать численность населения, его размещение и состав, необходимо, в первую очередь, для определения дальнейших перспектив социально-экономического развития страны, формирования бюджета в области образования, здравоохранения и т. п. | 2 мин Беседа с учителем. Учащиеся отвечают на вопросы. |
Чтобы узнать, какая численность населения в Российской Федерации, на каком месте по численности населения Россия находится в мире, откуда берутся сведения о численности населения, давайте откроем с вами учебник на странице 27 и прочитаем первый и второй абзацы. 2 минуты вам на чтение и будем отвечать. Теперь давайте проверим себя, какая численность населения в России? (146 млн. чел). Верно, на 1 января 2020 года по данным Росстата численность населения Российской Федерации 146 748 590 человек. На каком месте РФ по численности населения в мире? (9 место). Верно, давайте посмотрим на слайд и сравним численности населения разных стран. Лидеры по населению – Китай и Индия, их население более миллиарда человек в каждой стране, то есть если сложить численность населения Китая и Индии, то это число будет в 19 раз больше, чем численность населения России! Ребята, как выявляют, где берут данные о населении стран? (При переписях населения). Да, правильно. Последняя перепись населения состоялась с 14 по 25 октября 2010 года. Переписчики в течении этого времени совершили сплошной обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны. Согласно устного опроса заполнили информацию о возрасте, образовании, национальности, гражданстве, доходах и многое другое. Все переписчики имели инструкции о порядке проведения всероссийской переписи населения 2010 года. Следующая перепись населения запланирована с 1 по 30 апреля 2021 года. | 6 мин Самостоятельная работа учащихся с учебником. Учащиеся отвечают на вопросы. Частично-поисковый метод. Беседа с учителем. |
Приблизительно было подсчитано, что в РФ в среднем каждую 21 секунду рождается 1 человек, каждую 17 секунду умирает 1 человек, т.е мы видим, что сегодня в РФ смертность выше, чем рождаемость. Рождаемость – это число родившихся на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год. С мертность – это число умерших на 1000 жителей за определенный промежуток времени, например, за год. Разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время называют естественным приростом (ЕП=Р-С). Если величина естественного прироста отрицательная, то наблюдается демографический кризис – резкое снижение численности населения (смертность больше рождаемости), если величина естественного прироста положительная – демографический взрыв (бум) – резкое увеличение численности населения страны (рождаемость больше смертности). Со страницы 28 учебника запишите определение термина «естественный прирост населения». Сейчас давайте откроем с вами учебник на странице 30. Перед вами таблица с показателями рождаемости и смертности за разные годы. Используя формулу вычисления естественного прироста и данные из таблицы за 2000, 2007 и 2012 года, вычислите естественный прирост, 2 минуты вам на работу. Что у вас получилось? (В 2000 году естественный прирост составил -6,6, в 2007 – -3,3; 2012 – 0). Если рождаемость ниже, чем смертность, то естественный прирост будет отрицательный, т.е будет наблюдаться естественная убыль населения, что характерно для сегодняшней России. Государство заинтересовано в преодолении демографического кризиса (убыли населения), стабильном воспроизводстве социальных структур. Этими задачами определяется нынешняя демографическая политика в России. Снижение естественного прироста населения, начавшееся еще в эпоху СССР, в постсоветской России приобрело масштаб демографического кризиса. Поэтому политика российского правительства направлена на увеличение рождаемости: программа «материнского капитала», пособия и льготы по рождению ребенка и др. А теперь немного отдохнём на физкультминутке. | 5 мин Учащиеся анализируют материал, ведут диалог с учителем, самостоятельно работают с учебником. Частично-поисковый метод. |
Физкультминутка. С помощью проектора демонстрируется видео, дети повторяют движения. | 1 мин |
А сейчас давайте посмотрим на слайд. Перед вами график изменения численности населения по данным переписей населения с 1897 по 2010 годы. Что мы видим на данном графике, какую тенденцию? Кто может проанализировать его? (Наблюдается рост численности населения с 68 миллионов в 1897 году до 147 миллионов в 1989 году, а затем небольшое снижение до 143 миллионов). Да, все верно. В начале 21 века наблюдалось сокращение естественного прироста населения, это объясняется сложностями социально-экономического и экологического положения. На естественный прирост и особенно рост смертности в отдельные периоды повлияли разные факторы. Среди них – потери в разрушительных войнах. С ейчас я вам раздам карточки с текстом. Ваша задача с его помощью заполнить таблицу: Что у вас получилось? Молодцы! | 6 мин Учащиеся анализируют график изменения численности населения, работают с учебником и отвечают на вопросы учителя, самостоятельно заполняют таблицу «Демографические кризисы 20 века» с помощью текста карточки. |
Сейчас, подводя итог нашего урока, откройте учебник и прочитайте страницы 28-29. И ответьте, какие факторы влияют на динамику численности населения в стране? 2 минуты вам на подготовку. (Влияют: социально-экономическое положение, экологическое положение, войны, политика государства). Верно. Среди основных факторов, влияющих на численность населения можно выделить: уровень развития страны, благосостояние страны, традиции и национальные религии, голод, болезни и эпидемии, войны и военные конфликты, а также стихийные бедствия. | 4 мин Самостоятельная работа учащихся с учебником. Частично-поисковый метод. Беседа с учителем. |
4. Подведение итогов. Р ебята, давайте выполним небольшое задание и тем самым подведем итог сегодняшнего занятия. На слайдах представлено 8 утверждений. Ваша задача, определить, верны они или нет, выполняйте это задание в тетради. Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга ответы. К расным цветом отмечены неверные утверждения, а зеленым, соответственно, верные. Ответы: Верные утверждения – 2, 3, 6, 7. Неверные – 1, 4, 5, 8. Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали! | 5 мин Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради для закрепления пройденного материала на уроке, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга. |
5. Этап рефлексии На сегодняшнем уроке мы с вами изучали численность населения нашей страны, а также выявили причины динамики населения. Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями и эмоциями. Сейчас я вам раздам карточки рефлексии, и вы там можете выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и отметить, что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем уроке, что запомнилось. Спасибо, вы – молодцы! | 2 мин Ребята заполняют карточки рефлексии, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, оценивают свою работу на уроке. |
6. Домашнее задание Итак, домашнее задание, записываем его в ваши дневники: прочитать внимательно параграф 6 и ответить на вопросы после параграфа. И сейчас я разделю вас на 5 групп, и через урок каждая группа должна будет представить доклады с презентацией о народах Российской Федерации: 1 группа – русские; 2 группа – татары; 3 группа – марийцы; 4 группа – ханты; 5 группа – чеченцы. Готовить доклад советую вам по плану: 1. Национальные костюмы; 2. Национальные блюда; 3. Интересные национальные праздники; 4. Интересные факты о народе. | 1 мин Ребята записывают домашнее задание в дневники. |
7. Выставление оценок Ребята, все, кто сегодня хорошо работал на уроке, отвечал на вопросы и задавал вопросы сам, получают «пять», кто, работал, но недостаточно активно – «четыре», а от остальных я жду активной работы на следующем уроке, чтобы тоже обязательно получить положительную отметку! Всем спасибо за работу на уроке! До новых встреч! | 1 мин |
1. География : География России : Население и хозяйство. 9 кл.: учебник / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М. : Дрофа, 2014. – 286, [2] с.: ил., карт.