kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока географии. Тема: «Сравнение экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока географии для 10 класса

 

Тема: «Сравнение экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии. Тема: «Сравнение экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран»»

План-конспект урока географии для 10 класса



Тема: «Сравнение экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран»



Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Форма урока: Комбинированный урок с элементами практической работы.



Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях экономик аграрного, индустриального и постиндустриального типов и умение их сравнивать.



Задачи:



· Образовательные:

· Раскрыть понятия: «аграрная страна», «индустриальная страна», «постиндустриальная страна».

· Выявить ключевые критерии для их сравнения (структура ВВП и занятости, ведущие отрасли, уровень и качество жизни, роль в международном разделении труда).

· Научить учащихся на конкретных примерах определять тип экономики страны.

· Развивающие:

· Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, работать со статистическими данными и картами.

· Формировать навыки работы в группе.

· Воспитательные:

· Воспитывать экономическую грамотность и понимание глобальных процессов в мире.

· Формировать толерантное отношение к разным уровням экономического развития.



Оборудование:



1. Политическая карта мира.

2. Атласы для 10 класса.

3. Раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика типов экономик» (для заполнения), статистические данные по структуре ВВП и занятости населения нескольких стран (например, Непал, Китай, Германия).

4. Мультимедийная презентация с иллюстрациями, схемами и ключевыми определениями.

5. Компьютер, проектор.



---



Ход урока



I. Организационный момент (2 минуты)



· Приветствие.

· Проверка готовности учащихся к уроку.

· Сообщение темы и целей урока.



II. Актуализация опорных знаний (5 минут)



Метод: Беседа, проблемный вопрос.



· Учитель задает вопросы классу:

· «Как вы думаете, все ли страны мира живут одинаково богато?»

· «Чем, например, отличается экономика Германии от экономики Эфиопии?»

· «Что является главным источником богатства для разных государств?»

· На основе ответов учитель подводит учащихся к мысли, что страны находятся на разных ступенях экономического развития, и сегодня на уроке предстоит эти ступени изучить и сравнить.



III. Изучение нового материала (25 минут)



1. Вводное слово учителя. (3 минуты)

Учитель объясняет,что в основе классификации стран по типу экономики лежит теория «Трехсекторной модели экономики», которую разработали экономисты Алан Фишер, Колин Кларк и Жан Фурастье.



· Первичный сектор – добыча сырья и сельское хозяйство.

· Вторичный сектор – обрабатывающая промышленность.

· Трехничный сектор – сфера услуг.



Соотношение этих секторов в экономике страны определяет ее тип.



2. Характеристика аграрной (доиндустриальной) экономики. (7 минут)



· Определение: Экономика, где главную роль играет сельское хозяйство и добывающие отрасли.

· Ключевые черты (учитель объясняет, учащиеся записывают в тетрадь):

· Структура ВВП и занятости: Более 50% занятых работает в сельском хозяйстве.

· Ведущие отрасли: Земледелие, животноводство, рыболовство, лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых.

· Уровень и качество жизни: Низкие доходы на душу населения, бедность, слабое развитие здравоохранения и образования.

· Роль в МГРТ: Поставщики сырья и сельскохозяйственной продукции.

· Технологии: Преобладание ручного труда.

· Примеры стран: Учащиеся с помощью атласа называют страны (Большинство стран Тропической Африки, некоторые страны Азии – Афганистан, Непал, Лаос).



3. Характеристика индустриальной экономики. (7 минут)



· Определение: Экономика, где доминирует промышленное производство.

· Ключевые черты:

· Структура ВВП и занятости: Более 50% ВВП создается в промышленности и строительстве.

· Ведущие отрасли: Машиностроение, металлургия, химическая промышленность, энергетика.

· Уровень и качество жизни: Средний уровень доходов, урбанизация, развитие социальной сферы.

· Роль в МГРТ: Производители промышленной продукции.

· Технологии: Машинное производство, конвейер.

· Примеры стран: Китай (мировая фабрика), страны Восточной Европы, Россия, Беларусь, некоторые страны Латинской Америки (Мексика, Бразилия).



4. Характеристика постиндустриальной экономики. (8 минут)



· Определение: Экономика, где основная доля ВВП и занятости приходится на сферу услуг.

· Ключевые черты:

· Структура ВВП и занятости: Более 60-70% в сфере услуг.

· Ведущие отрасли: Наука, образование, финансы, информационные технологии, консалтинг, здравоохранение.

· Уровень и качество жизни: Высокие доходы на душу населения, высокое качество жизни, приоритет знаний и информации.

· Роль в МГРТ: Экспортеры технологий, знаний, капитала и высокотехнологичной продукции.

· Технологии: Автоматизация, роботизация, информационные технологии.

· Примеры стран: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Южная Корея, Сингапур.



IV. Первичное закрепление знаний. Практическая работа (10 минут)



Задание: Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает статистические данные по одной стране (например, Группа 1 – Непал, Группа 2 – Китай, Группа 3 – Германия). Данные включают структуру ВВП по секторам и структуру занятости.



Инструкция:



1. Проанализируйте данные.

2. Определите, к какому типу относится экономика вашей страны.

3. Заполните соответствующую колонку в сводной таблице на доске (или в тетради).



Таблица для заполнения:



Критерий для сравнения Аграрная страна (напр., Непал) Индустриальная страна (напр., Китай) Постиндустриальная страна (напр., Германия)

Доля сельского хозяйства в ВВП 20% ~5-10%

Доля промышленности в ВВП ~20-30% 40% ~20-30%

Доля сферы услуг в ВВП ~40-50% ~40-50% 70%

Структура занятости Преобладание сельского хозяйства Преобладание промышленности Преобладание сферы услуг

Уровень урбанизации Низкий (80%)

Примеры стран Непал, Эфиопия, Чад Китай, Россия, Индонезия США, Япония, Германия



После заполнения таблицы представитель от каждой группы озвучивает свои выводы. Учитель корректирует и обобщает.



V. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 минуты)



· Учитель совместно с учащимися делает вывод: историческое развитие мировой экономики проходит этапы от аграрного через индустриальный к постиндустриальному типу. В современном мире существуют страны всех трех типов, что определяет их место и роль в глобальной экономике.

· Вопросы для рефлексии:

· «Что нового вы узнали на уроке?»

· «Какой тип экономики, на ваш взгляд, наиболее перспективен и почему?»



VI. Домашнее задание (1 минута)



1. Обязательное: § учебника по теме. Составить синквейн с одним из понятий («аграрная страна», «индустриальная страна» или «постиндустриальная страна»).

· Пример синквейна для "Постиндустриальная страна":

· Страна

· Инновационная, образованная

· Создает, обслуживает, исследует

· Экономика, основанная на знаниях.

· Развитие.

2. Опциональное (на выбор): Подготовить небольшое сообщение (5-7 предложений) о стране, которая в XX-XXI веке совершила переход от одного типа экономики к другому (например, Южная Корея – от аграрной к постиндустриальной).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимофеев Александр Григорьевич

Дата: 20.11.2025

Номер свидетельства: 677399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства