План-конспект урока географии по теме «Земная кора – верхняя часть литосферы»
План-конспект урока географии по теме «Земная кора – верхняя часть литосферы»
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии по теме «Земная кора – верхняя часть литосферы»»
План-конспект урока географии по теме
«Земная кора – верхняя часть литосферы»
Учитель географии МБУ ООШ№38
Виноградова Светлана Ивановна
Класс: 5
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, о движении литосферных плит.
Задачи урока:
Образовательные: дать возможность ученикам познакомиться с внутренним строением Земли, с типами земной коры, с проявлением внутренних и внешних сил Земли, с движением литосферных плит и выявлением процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит.
Развивающие: развивать коммуникативные умения работать в группе, умение самостоятельной работы с учебником, умение преобразовывать текст в схему, развивать творческие способности учащихся , умение логически мыслить, анализировать информацию и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: представление о внутреннем строении Земли, о различиях строения земной коры на материках и под океанами, о проявлении внутренних и внешних сил Земли, понимание следствий движения литосферных плит и их взаимодействие друг с другом.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о типах литосферных плит, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1
Организационный этап
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
1 мин
2
Актуализация знаний
Ребята, какую тему мы закончили изучать на прошлом уроке?
Что же мы о себе узнали?
Если о себе мы свои знания расширили, то о чем нам далее нужно увеличить свои знания?
В начале учебного года мы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие?
Отвечают: Человек на Земле.
Предполагаемые ответы:Как люди расселялись по планете?Какие расы и народы на Земле проживают. Вкаких странах и городах люди живут.
Отгадайте, какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня:
Полезная, без нее современная жизнь людей невозможна
Надежная, устойчивая, но во многих местах ее трясет
Твердая, состоит из множества горных пород
Ребята, какова же цель нашего урока?
А для достижения этой цели какие вопросы (задачи) мы должны решить?
Конкретизирует: Цель нашего урока – выяснить, что такое литосфера
Задачи:
1.из каких слоев она состоит
2. что с ней происходит во времени и в пространстве
Ответ: литосфера
Предполагаемые ответы:
Узнать, что такое литосфера
Нужно узнать из чего она состоит.
Что с ней происходит, т.е. изменяется она или нет.
5 мин
4
Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания
Как вы думаете: литосфера и земная кора – это разные понятия или одно и то же?
Я предлагаю вам прочитать пункт 1 параграфа 20 и найти ответ на этот вопрос.
Вернемся к поставленному вопросу.
Везде ли одинакова земная кора?
В чем разница между ними:
Ответ: одно и тоже
Читают п.1.
Ответ: это разные понятия. Земная кора –это самая верхняя часть Земли, а литосфера включает в себя еще и верхнюю часть мантии, которая находится тоже в твердом состоянии.
Ответ: нет. Выделяют 2 типа земной коры: материковую и океаническую
Океаническая тоньше (5-10 км) и состоит из 2-х слоев (осадочного и базальтового). А материковая толще (35-80 км) и состоит из 3-х слоев (осадочного, гранитного и базальтового)
7 мин
5
Первичное закрепление
А теперь я попрошу вас дополнить схему «Внутреннее строение Земли»
В тетради рисуют схематический рисунок и дополняют его.
3 мин
6
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка
Выполняют упражнения за учителем
1 мин
7
Актуализация знаний
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
Первичное усвоение новых знаний
Первичное закрепление
Ребята, как вы думаете, изменяется ли облик нашей планеты? Если да, то приведите примеры.
Что же изменяет облик нашей планеты?
Все силы, изменяющие облик нашей планеты принято делить на внутренние и внешние.
Внутренние силы - это энергия недр Земли, которая проявляется в землетрясениях, извержениях вулканов, источниках горячих вод.
Внешние силы действуют на поверхности Земли. Их действие на земную кору принято называть одним словом – ВЫВЕТРИВАНИЕ.
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вместе мы будем сочинять сказку, каждая группа будет писать свою главу. При этом надо использовать п.2 параграфа 20, карточку-инструкцию. (Приложение 2)Помните, что ваша работа в группе будет оценена старшим по группе) (Приложение 3)
Я начинаю.
В тридевятом царстве на планете Земля жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы –горы и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе и за действие взялась первая голова дракона –
Физическая
Консультирует учащихся
Вторая голова дракона-Химическая
Органическая
На магнитной доске прикрепляет макет дракона.
Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Жалко вам, ребята, ее? Если так, то дома нужно придумать счастливый конец этой сказке
(Полная версия сказки см.Приложение 1)
Ребята, вернемся обратно к внутренним силам Земли. Рассмотрим рис.44 на стр 70 учебника.
Что на этом рисунке изображено?
Помогает делать вывод.
Итак, ребята, давайте вспомним поставленную нами на урок цель и задачи. Все ли мы с вами выполнили?
Предполагаемые ответы:
Да. Появляются овраги, разрушаются горы, происходят оползни, обрушиваются берега рек
Ветер, текучая вода, землетрясения, человек и др.
Слушают объяснение учителя
1гр. Выбирают факторы физического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
2гр. Выбирают факторы химического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
3гр. Выбирают факторы органического выветривания , записывают их на отдельные листочки и сочиняют свою главу сказки
От каждой группы выходит ученик и прикрепляет «у своей головы» дракона листочки с факторами, объясняя «сказочно» их действие
Анализируют рис.44.
Отвечают на вопросы учителя
Литосферные плиты ( читают название крупных литосферных плит), места их расхожения, схождения, разломы
Делают вывод:
Литосфера – это не сплошная «корочка» на поверхности Земли, а она разбита на отдельные участки – плиты, которые постоянно медленно передвигаются по пластичному слою верхней мантии.
Анализируют, все ли поставленные задачи были выполнены.
15 мин
5 мин
9
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Предлагаю вам следующее домашнее задание:
Базовый уровень:
Прочитать параграф 20.
Ответить на вопросы 1-8 после параграфа (Устно)
Повышенный уровень: Придумать счастливый конец сказке.
Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж по его выполнению.
3 мин
10
Рефлексия
Ребята, у каждого из вас на парте лежит 2 смайлика (веселый и грустный) Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке.
Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось?
Поднимают смайлик.
Высказывают свое мнение об уроке.
2 мин
Карточка – инструкция
1гр. Физическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к физическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы физического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы физического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
2гр. Химическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к химическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы химического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы химического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.
Карточка-инструкция
3гр. Органическое выветривание
1. Используя текст (стр.69 учебника), среди перечисленных внешних факторов, разрушающих горные породы, выберите те, которые относятся к органическим:
Растения, ветер, текучие воды, животные, колебания температур, деятельность человека, соли и кислоты, содержащиеся в воде и воздухе.
2.Как факторы органического выветривания способствуют разрушению горных пород? (сочинить свою главу к сказке)
3. Написать факторы органического выветривания на отдельных листочках и прикрепить их к соответствующей голове Дракона.