Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии по теме «Ветер. Построение розы ветров»»
План-конспект урока географии
по теме «Ветер. Построение розы ветров»
Учитель географии МБУ ООШ№38
Виноградова Светлана Ивановна
Цель:сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «пассат», «западные ветры», причины их образования.
Задачи:
продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
показать значение ветра в природе и жизни человека.
Оборудование:
физическая карта полушарий;
старые и новые понятия, написанные на доске;
презентация по теме «Ветер»;
рисунки и схемы учебника.
Ход урока.
Организационный момент.
2. Проверка знаний.
-Сила с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы….
- нормальным атмосферным давлением считается…
-при подъеме на10 метров атмосферное давление понижается на…
-на 1 кв.см атмосферное давление давит с массой……
-чем ниже ,тем атмосферное давление…..
3. Изучение нового материала.
Урок начинается с проблемного вопроса.
-Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым? ( Дым выходит в трубу.)
Почему дым не заходит в комнату? ( Дым вытягивается в трубу.)
Почему дым вытягивается в трубу? ( Ученики затрудняются.)
Перед вами схема. Попробуйте ответить на вопрос.
- Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Решите задачу? Ответ детей. 757 мм. рт. ст.
(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).
Вопрос. И что же вы видите? Где воздух оказывал большее давление?
Ответ: внизу, а наверху – меньше.
Вопрос. - Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)
Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? – отгадайте загадку:
«Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.»
Ответ. Ветер.
Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер.”
Какие задачи поставим: усвоить, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.
Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении.
Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §38, стр. 127).( 1 мин)
Вопрос. Ребята, значит, воздух движется не только вертикально, но и горизонтально. Вспомните опыт из 5 класса со свечой у двери. Почему пламя свечи отклонялось то в комнату, то в коридор?(1 мин)
Дети. Воздух тёплый выходит в верхней части двери, а холодный движется внизу двери.
Учитель. Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер). Почему?
Дети. Существует разница в атмосферном давлении.
Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать.
Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете:
Рассказать о своих ощущениях.
Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?
I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря
Алгоритм для I группы.
Познакомиться с текстом §39, на стр.116, рассмотреть рис.73,прочитать пункт Виды ветров на стр117
Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?
II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.
Алгоритм для II группы аналогичный 1 группы.
III группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом
Алгоритм для III группы.
Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы летом находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: летом?
На листе показать движение ветра летом стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
4 группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой.
Алгоритм для 4 группы.
Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра зимой?
На листе показать движение ветра зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
Время закончилось. Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС. К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”.
Я называю стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток).
Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.
Когда я говорю «штиль», вы приседаете, а когда я говорю «ураган», встаете.
Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
По слайдам объясняю постоянные ветры: муссоны, пассаты.
Пассаты- постоянный перенос воздушных масс от субтропических областей к экватору
Направление, скорость и сила ветра. (2 мин)
Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра.
- Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра? Перед вами задания: определите направление и силу ветра
Дети. От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).
В каком случае ветер будет дуть сильнее?
А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее) А 763мм – Б 758мм (из А в Б) А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)
А.752 мм рт. ст. Б. 760 мм рт. ст.
А.763 мм.рт.ст. Б. 745мм.рт.ст.
Ребята, сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Знакомлю со шкалой.
Балл
Название
Скорость, м/с
0
Штиль
0-0,2
1
Тихий ветер
0,3-1,5
2
Легкий ветер
1,6-3,3
3
Слабый ветер
3,4-5,4
4
Умеренный ветер
5,5-7,9
5
Свежий ветер
8,0-10,0
6
Сильный ветер
10,1-13,8
7
Крепкий ветер
13,9-17,1
8
Очень крепкий ветер
17,2-20,7
9
Шторм
20,8-24,4
10
Сильный шторм
24,5-28,4
11
Жестокий шторм
28,5-32,6
12
Ураган
32
- Как называется самый слабый ветер? (штиль)
- какой ветер имеет скорость 10,1-13,8 м…..сильный ветер…
- Как называется ветер 12-ти бальной силы? (ураган)
Ребята, я сейчас вам открою одну небольшую тайну.
Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде
На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с
Мы познакомились с силой и скоростью ветра, продолжим знакомство с направлением ветра. Как определить направление ветра? (флюгером, по направлению дыма и т.д.)
Учитель: Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые графики, которые называют «розы ветров». Их можно строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года.
Анализ розы ветров на слайде.
- посчитайте количество дней северного, южного, западного и восточного направления
Задание: Используя данные, построим график - «розу ветров»
Направление ветра
С
Ю
З
В
СЗ
СВ
ЮЗ
ЮВ
Количество дней с ветром такого направления
4
6
10
2
3
1
2
2
Вычертите основные и промежуточные стороны горизонта.
2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.
3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях
Учитель. А какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?
Ответ. 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов.
Учитель. Какой вред приносит ураганный ветер?
Проверка усвоения знаний. Работа с картой..
А. в пустыне сухие ветры Б. на озере Байкал дует холодный ветер,который стекает с гор с огромной скоростью..
В. на кавказских горах дует теплый,ровный ветер,который редко превышет скорость на пятнадцать-двадцать градусов в течении дня, фен.
Г. На островах Тихого океана зарегистрирован очень сильный,разрушительный ветер,который приносит множество бедствий. Ураган…
Д. зарождается ураган в теплых водах океана возле Австралии и Америки
Е. на побережье Черного моря в России может возникать сильный холодный ветер, который опасен для судов..бора..
Ж.на побережье Охотского моря,на юге Дальнего востока России.ветры меняют свое направление два раза в год..муссон
З Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде
И. график, который изображает направление ветра- роза ветров
К.прибор для определения направления ветра-флюгер
Подведение итогов занятия.
Учитель: На этом наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Благодарю вас, ребята, за работу.
Отметить наиболее активных учащихся. Выставление оценок. Анализ и оценка успешности достижения цели.