2. | Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний | Проверить выполнение ДЗ (рабочая тетрадь с 68, 5) Фронтальный опрос. -Какой формы наша планета Земля. -Какой представляли Землю древние люди? -Как люди начали догадываться, что Земля –шар? -Кто первым совершил кругосветное путешествие? -Когда человек впервые увидел Землю? -Кто был первым космонавтом? | Делается выставка рисунков «Земля из космоса» Дети отвечают на вопросы |
4. | Изучение нового материала | Сейчас люди знают, что Земля вращается вокруг своей невидимой оси, у неё есть южный и северный полюс. Ещё до полёта в космос люди пытались сделать модель земного шара. Вы тоже делали модель земной поверхности. Давайте посмотрим на неё. Если бы я вас попросила сделать модель Земли, то вы бы какой её сделали? Вот и люди делали шар, изображали на нём сушу, воду и называли эту модель – глобус (шар). Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому . Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Откроем страницу 179 учебника и найдём определение, что такое глобус Глобус – объёмная уменьшенная модель земного шара. Демонстация глобуса Учитель показывает схему глобуса и прикрепляет магнитами карточки с названиями. У глобуса есть: подставка, ось, южный полюс, северный полюс, экватор. На глобусе изображены линии подобно сетке. Параллельно экватору – параллели. Линии, которые соединяют полюса называются –меридианы. Синим цветом обозначается вода, суша желтым, коричневым, зелёным цветами. ФИЗМИНУТКА На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! | - В форме шара. Дети пишут в тетрадях определение Ось Северный полюс Южный полюс Экватор Подставка | Глобус Мартина Бехайма Глобус Петра Первого |
5. | Проверка понимания нового материала | Отгадайте загадки: Ты держишь целый мир в руках Моря и океаны Тайгу, вершины гор в снегах Все города и страны. Ты держишь мир в руках как мяч Но только он учебный А вот теперь скажи, трюкач Что за предмет волшебный? Вокруг неё Земля вращается, А утро с ночью не встречается На Земле живут две точки, Обе в беленьких платочках | (глобус) (глобус) (ось) (полюса) |
6. | Закрепление нового материала | Нарисовать глобус, подписать части глобуса (с 101, рис 86) Чтение вывода с 101 Раб тетрадь с 69 задание 3 | О чём говорится в тексте: о глобусе или о земном шаре На нём есть материки и океаны, острова и моря. На нём проведена линия экватора, обозначены точки Северного и Южного полюсов. Он вращается вокруг железной оси и для удобства стоит на подставке. ОТВЕТ: Это глобус |