Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Органи-зационный момент | | |
Все-сторонняя проверка знаний | - На прошлом уроке мы обобщили свои знания об Африке. Вы показали, что хорошо поняли учебный материал, узнали много нового и интересного. - Я раздам вам карточки, изображающие контуры разных материков, а вы определите, как называются эти материки. - Я порошу вас показать всему классу контур своего материка, назвать его и разместить на классной доске при помощи магнита так же как на географической карте мира. - А сейчас мелом напишите названия океанов, омывающих берега этих материков. -Мы с вами сделали карту мира. -Определите, какой материк самый большой? -Какой второй по величине? -Какой самый маленький? -Действительно самый маленький материк – Австралия, её ещё называют материком- островом. И на протяжении ближайших уроков мы будем изучать этот материк. - Запишем дату и тему урока в своих тетрадях: 17.10.2011г. Географическое положение, очертания берегов Австралии. | Дети смотрят на настенную географическую карту мира, определяют названия материков, поднимают руку. Дети называют материки, размещают их на доске, подписывают маркером их названия. Дети выполняют задание -Самый большой материк Евразия. -Второй по величине - Африка. -Самый маленький – Австралия. Дети записывают в тетрадях дату и тему. |
Подготовка к изучению нового материала. | Учитель берёт в руки глобус. Показывает Австралию. Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100-200 лет назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. Сейчас на самолёте можно долететь за 40 часов! Австралия – самый, самый, самый… материк. Сегодня и на будущих уроках мы это докажем, и вы узнаете самый … какой… материк Австралия! А пока, Австралия самый, какой материк? Австралия: (9 млн. кв. км); Она ещё и самый удалённый от всех материков континент, по этой причине его открыли лишь в 17 веке. (была открыта в 17 веке); Понять это Вам поможет стихотворение и презентация. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот. Г. Усова | Самый маленький материк. Учитель читает, дети смотрят презентацию |
Изучение нового материала | На следующих уроках мы с вами ещё найдем причины, по которым Австралию можно называть самой, самой… А пока, всё по порядку. Начнём с географического положения. Возьмём памятки по определению географического положения материка, атласы с 14, по ним дадим характеристику Австралии. 1. Название материка. В каком полушарии находится. Какими океанами, с каких сторон омывается. В каком направлении от других частей света располагается. Какая ближайшая часть света. Как изрезана береговая линия. Береговая линия изрезана слабо. -Сейчас мы продолжим работать с картой с 71 учебника, рис 72. -В процессе этой работы заполним таблицу (раздаёт заготовки таблиц учащимся). | -Материк называется Австралия - Австралия находится в Восточном и Южном полушариях - С запада, юга и севера – Индийским океаном, с востока – Тихим океаном -Располагается на юго-востоке от других частей света. - Ближайшей частью света является Азия. Учащиеся заполняют таблицу. Учитель оказывает индивидуальную помощь (географические объекты необходимо не только назвать, но и правильно показать на карте) |
Океаны, омывающие территорию Австралии | Моря, омывающие территорию Австралии | Заливы Австралии | Острова Австралии | Полу-острова Австралии |
Индийский океан. | -Арафурс-кое море; | Залив Кампента-рия. | О-ва Новая Зеландия | П-ов Арнем-Ленд |
-Тиморское море. | Большой Австра- | О-в Тасмания | П-ов Кейп-Йорк |
| Тихий океан | -Корал-ловое море; | лийский залив. | О-в Новая Гвинея | |
-Тасманово море. |
Моря, омывающие территорию Австралии – самые тёплые моря земного шара, средняя температура воды составляет 25 градусов. В Коралловом море находится уникальный природный объект – Большой Барьерный риф. Просмотр видеоотрывка. | |
Проверка понимания нового материала. | | |
6.Закрепление нового материала. | - Я вам раздаю шаблон материка Австралия (приложение №2). -Вам надо правильно расположить его в своей тетради, обвести контур и обозначить в соответствии с таблицей, заполненной ранее. При выполнении этой работы необходимо пользоваться с 71 учебника, рис 72. | |
7. Итог, Д.З, оценивание | В завершении урока прочитаем вывод в красной рамочке на с. 71 учебника. Д.З. с 70-71 читать, доделать работу с контуром, раскрасить свою карту разноцветными карандашами. | Австралия расположена в Восточном полушарии к югу от экватора. Это самый маленький материк Земли. Омывается на востоке Тихим океаном, с остальных сторон Индийским. В Коралловом море есть уникальный объект природы – Большой Барьерный риф. Он состоит из кораллов. |