На основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРК и СЭ "Защита Отечества"»
Технологическая карта урока.
4-А класс
Учитель: Айтыкина Амина Худжатловна
Место работы: « Салымская СОШ №2» п. Салым
Предмет
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»
Автор учебника
А.В.Бородина
Тема урока
Защита Отечества.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель урока
На основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Задачи урока
расширить кругозор обучающихся об отношении православных людей к воинскому долгу, о жизни русских воинов, ставших святыми;
совершенствовать умение отвечать за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; навыки работы в группах
повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить обучающихся с отношением православной церкви к войне;
- раскрыть понятия "Отечество", "Справедливая война" , Несправедливая война" ;
- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
-умение отвечать на вопросы;
-умение вести диалог;
- работать в парах;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-участие в коллективном обсуждении учебной проблемы
Познавательные:
-устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-анализ объектов с целью выделения признаков;
-умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивное:
-удерживать учебную задачу в процессе работы;
-понимать цель выполняемых действий;
Личностные:
- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;
- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;
-развитие нравственных чувств: сопереживания и ответственности за других людей;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев:
Дмитрия Донского, Александра Невского, Ильи Муромца, Евгения Радионова.
Говорят: глаза – это зеркало души. И неважно, какого они цвета, голубые, зелёные, карие. В них я вижу сейчас заинтересованность, ожидание, вопрос, ведь нас сегодня ждут интересные открытия.
Давайте с вами вспомним:
-Что такое Бог?(Бог-это любовь, добро, вера, справедливость, милосердие, блаженство)
-Что такое блаженство?
-Что такое милосердие?
II. Чтение учителем стихотворения «Письмо к Богу»
Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма.
Послушай, Бог.
Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.
И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданием,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,
И Ты меня поймешь: не странно ли,
Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,
Что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.
Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?
Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.
Еще хочу сказать, что,
Как Ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу, мой Боже,
Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду.
И вряд ли уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Учитель: Кто мог написать его? (Ответы детей )
Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:
-Подберите синоним к слову солдат? (воин,ратник,витязь,боец, защитник)
-А что значит защитник? Подберите однокоренное слово.(защищать, щит)
(Слайд1) (пояснение слова защитник)
- А что и кого должен защищать воин? (родину, отечество)
Учитель:Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.
(Слайд2) "ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА"
-Задачи нашего урока?
III. Изучение нового материала
1.Работа над значением слова «Отечество»
Учитель: Объясните, что такое Отечество?
В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».
IV. Открытия нового знания.
-Ребята перед вами учебник и давайте посмотрим, как автор Андрей Вячеславович Кураев трактует понятие «Защита Отечества»
-Открыли учебники на 74 странице.
-Много обидчиков святой Руси было в истории.
-Что говорил Христос? Найдите эти строки.
Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину? Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.
Чтение статьи учебника стр.74(2абз.) Обсуждение
-Всегда ли нужно следовать заповедям Христа?
-Какими качествами характера должен обладать защитник? (работа с карточками у доски)
В 1812 году император Наполеон привел свою армию в Россию. Все народы - русские, украинцы,белорусы встали на защиту общей Родины. Началась война.
- Ребята, а может ли быть война справедливой?
-Давайте найдём ответ в учебнике?
стр. (88-89)Беседа
- Какая война считается справедливой?
Справедливая война (оборонительная)
Цель: защититьсвою семью, Родину и её святыни
-А должны ли быть законы милосердия на войне? В чём они заключаются?
Найдите ответ в учебнике стр. 90 .
(читают, обсуждают)
Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Каждая эпоха имела своих героев.
- Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь). Каких первых воинов вы знаете?
Русь святая… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки?
Сейчас узнаем.
1.Илья Муромец. Первая группа в ходе исследования создала образ былинного героя.
СлайдИЛЬЯ МУРОМЕЦ
1.Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. Лежал на печи С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе.
2. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную.
Удивительные гости перекрестили Илью со словами:
«Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».
3 Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами. Он был справедливым и милосердным воином. Поверженных врагов отпускал с миром.
4. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному.
5. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.
Мы считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой православной земли.
Учитель:
-Чему посвятил всю свою жизнь Илья Муромец ?
-В чём Илья Муромец проявлял милосердие?
2.Александр Невский.
Слайд
Учитель: Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже защищали свою Родину.
Вторая группа провела своё исследование и подготовила сообщение.
(Выступление второй группы. Ответы на вопросы)
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Слайд Достигнув 16 лет, Александр стал править в Новгороде.
В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.
Александр не устрашился, а спокойно ответил им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой помощи. Александр, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Не в силе Бог, а в правде: идите с вашим князем!”
Слайд
Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. После славной победы князь вышел к своей дружине и сказал:
(Слайд с фрагментом фильма)"Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет."
(Слайд)Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”.
Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения.
(Слайд ) Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Роси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. Русские люди любят и почитают святого князя Александра Невского.
Слайд 11
В 2010 в России был учреждён орден Александра Невского.
Орденом награждаются люди, проявившие мужество при защите Отечества
Слайд 12
Учитель:
-Как понять слова "не в силе Бог , а в правде"?
-Почему его называли "миротворцем"?
- А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России?
4. О Евгении Родионове
(Презентация и рассказ учителя.)
Женя был обыкновенным ребёнком. Окончил школу.Пошёл в армию, принял присягу. Его направили служить в Чечню.
Женю и еще троих солдат отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.
Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов. Завязался бой. Силы были не равны. Бандиты схватили солдат, затолкали в машину. Так начался мученический путь русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.
Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они убили его.
Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.
Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Украины ... В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.
-В чём проявил мужество Евгений Родионов?
Слайд (святые)
Мы видим, что во все времена были на Руси верные защитники Отечества. Каждое поколение может гордиться подвигами своих воинов, защитников. Воин-христианин верил, что душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.
Перед вами рабочие листы, разделимся на пары и ответим на вопросы
V. Закрепление.
(Подготовьте рабочие листы)
1.Когда война может быть оправдана?
Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
Когда целью войны служит обогащение воюющих.
2.Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?
В чем они заключаются?
Нельзя добивать раненых
Нельзя трогать безоружных
Нельзя грабить местных жителей.
Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
Русским только дай повод, сразу начнут войну.
VI.Рефлексия . Подведение итогов.
-Вы хорошо поработали, а теперь давайте оценим свои достижения.
Слайд(оцени себя)
(ответы детей)
Закончить наш урок я хочу такими строками:
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
На этом наш урок закончен. Благодарю вас за работу, мне понравилось, что вы были искренни в своих чувствах и эмоциях. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, отложатся не только в вашей голове, но и душе.