kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по ОРК и СЭ "Защита Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОРК и СЭ "Защита Отечества"»

Технологическая карта урока.

4-А класс

Учитель: Айтыкина Амина Худжатловна

Место работы: « Салымская СОШ №2» п. Салым

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»

Автор учебника

А.В.Бородина

Тема урока

Защита Отечества.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока

На основе христианской истории воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность. Знакомство учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.

Задачи урока

  • расширить кругозор обучающихся об отношении православных людей к воинскому долгу, о жизни русских воинов, ставших святыми;

  • совершенствовать умение отвечать за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; навыки работы в группах

  • повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.


Планируемые результаты

Предметные:

- познакомить обучающихся с отношением православной церкви к войне;

- раскрыть понятия "Отечество", "Справедливая война" , Несправедливая война" ;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

-умение отвечать на вопросы;

-умение вести диалог;

- работать в парах;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Познавательные:

-устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивное:

-удерживать учебную задачу в процессе работы;

-понимать цель выполняемых действий;

Личностные:

- формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным ценностям;

- прививать любовь и уважение к семье, Родине, памяти предков;

-развитие нравственных чувств: сопереживания и ответственности за других людей;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества через образы исторических героев:

Дмитрия Донского, Александра Невского, Ильи Муромца, Евгения Радионова.



Форма организации

урок

Образовательные ресурсы

компьютер, электронная презентация, бланк заданий, учебник.


Ход урока

I.Организационный момент

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём мы наш урок.

Посмотрите на меня. Я вижу ваши глаза.

Говорят: глаза – это зеркало души. И неважно, какого они цвета, голубые, зелёные, карие. В них я вижу сейчас заинтересованность, ожидание, вопрос, ведь нас сегодня ждут интересные открытия.

Давайте с вами вспомним:

-Что такое Бог?( Бог-это любовь, добро, вера, справедливость, милосердие, блаженство)

-Что такое блаженство?

-Что такое милосердие?

II. Чтение учителем стихотворения «Письмо к Богу»

Учитель: Сегодняшний урок я хотела бы начать с письма.

Послушай, Бог.

Еще ни разу в жизни с тобой не говорил я,

Но сегодня мне хочется приветствовать тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя.

И я, дурак, поверил, Твоих я не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната,

На небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданием,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу,

И Ты меня поймешь: не странно ли,

Что среди ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад,

Что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно.

Ты на нас глядишь…Сигнал. Ну что же?

Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой.

Еще хочу сказать, что,

Как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу, мой Боже,

Ты видишь, со мною случилось то, что ныне я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду.

И вряд ли уже вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

Учитель: Кто мог написать его? (Ответы детей )

Правильно, это письмо с фронта. Нашли его в простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это прощальное письмо. Оно адресовано и обращено не к родным и близким, а к Всемогущему Богу, в которого свято уверовал наш воин в свой предсмертный час:

-Подберите синоним к слову солдат? (воин,ратник,витязь,боец, защитник)

-А что значит защитник? Подберите однокоренное слово.(защищать, щит)

(Слайд1) (пояснение слова защитник)

- А что и кого должен защищать воин? (родину, отечество)


Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины.

(Слайд2) "ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА"

-Задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала

1.Работа над значением слова «Отечество»

Учитель: Объясните, что такое Отечество?

В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?


  • В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие определяется так: «Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения». То есть Родина – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия «любовь к Родине», «защита Родины» и «защита Отечества».

  • Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: «Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».


IV. Открытия нового знания.

-Ребята перед вами учебник и давайте посмотрим, как автор Андрей Вячеславович Кураев трактует понятие «Защита Отечества»

-Открыли учебники на 74 странице.

-Много обидчиков святой Руси было в истории.

-Что говорил Христос? Найдите эти строки.

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение статьи учебника стр.74(2абз.) Обсуждение

-Всегда ли нужно следовать заповедям Христа?

-Какими качествами характера должен обладать защитник? (работа с карточками у доски)

В 1812 году император Наполеон привел свою армию в Россию. Все народы - русские, украинцы,белорусы встали на защиту общей Родины. Началась война.

- Ребята, а может ли быть война справедливой?

-Давайте найдём ответ в учебнике?

стр. (88-89)Беседа

- Какая война считается справедливой?

Справедливая война (оборонительная)

Цель: защитить свою семью, Родину и её святыни

-А должны ли быть законы милосердия на войне? В чём они заключаются?

Найдите ответ в учебнике стр. 90 .

(читают, обсуждают)

Почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Каждая эпоха имела своих героев.

- Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь). Каких первых воинов вы знаете?

Русь святая… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки?

Сейчас узнаем.

1.Илья Муромец. Первая группа в ходе исследования создала образ былинного героя.

Слайд ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

1.Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. Лежал на печи С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе.

2. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную.

Удивительные гости перекрестили Илью со словами:

«Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».


3 Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами. Он был справедливым и милосердным воином. Поверженных врагов отпускал с миром.


4. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному.


5. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых.

Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

Мы считает, что жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой православной земли.

Учитель:

-Чему посвятил всю свою жизнь Илья Муромец ?

-В чём Илья Муромец проявлял милосердие?

2.Александр Невский.

Слайд

Учитель: Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже защищали свою Родину.

Вторая группа провела своё исследование и подготовила сообщение.

(Выступление второй группы. Ответы на вопросы)

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Слайд Достигнув 16 лет, Александр стал править в Новгороде.

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород.

Александр не устрашился, а спокойно ответил им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой помощи. Александр, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Не в силе Бог, а в правде: идите с вашим князем!”

Слайд

Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. После славной победы князь вышел к своей дружине и сказал:

(Слайд с фрагментом фильма)"Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет."

(Слайд)Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”.

Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо – татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения.

(Слайд ) Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Роси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. Русские люди любят и почитают святого князя Александра Невского.

Слайд 11

В 2010 в России был учреждён орден Александра Невского.

Орденом награждаются люди, проявившие мужество при защите Отечества

Слайд 12

Учитель:

-Как понять слова "не в силе Бог , а в правде"?

-Почему его называли "миротворцем"?

- А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России?

4. О Евгении Родионове

(Презентация и рассказ учителя.)

Женя был обыкновенным ребёнком. Окончил школу.Пошёл в армию, принял присягу. Его направили служить в Чечню.

Женю и еще троих солдат отправили на блок-пост. К посту подъехала машина «скорой помощи», пограничники вышли проверить, что находится внутри.

Как выяснилось, в автомобиле перевозили оружие. Из машины выскочили более десятка бандитов. Завязался бой. Силы были не равны. Бандиты схватили солдат, затолкали в машину. Так начался мученический путь русских парней из числа сотен ребят, томящихся в плену.

Чеченские бандиты требовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест перешёл на сторону бандитов. Воин отказался. Когда бандиты убедились, что нельзя сломить дух русского парня, они убили его.

Евгения Родионова казнили 23 мая 1996 года в день его девятнадцатилетия.

Прошло много лет со дня гибели рядового Евгения Родионова, а память о нем жива. На его могилу едут с Поволжья, Санкт - Петербурга, Украины ...
В Сербии его называют святым Евгением Русским. Его чтят повсюду.


-В чём проявил мужество Евгений Родионов?

Слайд (святые)

Мы видим, что во все времена были на Руси верные защитники Отечества. Каждое поколение может гордиться подвигами своих воинов, защитников. Воин-христианин верил, что душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.


Перед вами рабочие листы, разделимся на пары и ответим на вопросы

V. Закрепление.

(Подготовьте рабочие листы)

1.Когда война может быть оправдана?

  • Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.

  • Когда целью войны служит обогащение воюющих.


2.Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?

В чем они заключаются?

  • Нельзя добивать раненых

  • Нельзя трогать безоружных

  • Нельзя грабить местных жителей.

  • Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.


3.Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  • Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.

  • Русским только дай повод, сразу начнут войну.


VI.Рефлексия . Подведение итогов.

-Вы хорошо поработали, а теперь давайте оценим свои достижения.

Слайд(оцени себя)

(ответы детей)

Закончить наш урок я хочу такими строками:

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

На этом наш урок закончен. Благодарю вас за работу, мне понравилось, что вы были искренни в своих чувствах и эмоциях. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, отложатся не только в вашей голове, но и душе.

А душа, как говорил Христос, бессмертна...








10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Открытый урок по ОРК и СЭ "Защита Отечества"

Автор: Айтыкина Амина Худжатловна

Дата: 01.04.2019

Номер свидетельства: 505609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства