kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по географии в 9 классе на тему "Урал.Природные условия и ресурсы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используется технология деятельностного метода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 9 классе на тему "Урал.Природные условия и ресурсы"»

Муниципальное образовательное учреждение

Шилкинская средняя общеобразовательная школа №51













КОНСПЕКТ

открытого урока географии в 9 классе

на тему

«Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы»



















Проведено: 17.04.17

Учитель: Бунькова М.В.






Шилкинское, 2017





Тема урока: Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, выявить особенности ЭГП, оценить природные условия и ресурсы.

  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, умение делать выводы. Работа учащихся с картами Урала умение их сопоставлять. Развитие навыков общения, самостоятельности в работе. Продолжать развитие навыков работы с дополнительной информацией и картами. Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы. 

Привлечение технических средств обучения.

  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

  • Методы обучения:
    по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт уч-ся, рассказ), наглядный (слайды, атласы, учебник)

  • по активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

  • по функции метод устного изложения (беседа, рассказ), метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений.

Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экономики.
Краткая аннотация урока:

  • Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость Уральского района для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона, выделить основные этапы освоения территории Урала.

  • При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке, предполагается смена деятельности детей на уроке..

  • На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др.

  • Используются виды работ: с картой, контурной картой, учебником, схемами, просмотр фрагмента художественного фильма, , работа в группах, индивидуальное сообщение и др. 



Учебно-методический комплекс:
Физическая карта Урала;

Атласы 8 и 9 класса;

ТСО: (компьютер, проектор);

Учебники: «География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов.

Оборудование: физическая карта России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство


Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой (повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга улыбками)

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы продолжаем формировать образ регионов России. Посмотрите кадры из художественного фильма «Демидовы» и скажите, какой экономический район мы будем сегодня рассматривать? Обратите внимание на фразы, которые прозвучат в данном эпизоде.

(Просмотр кадров из кинофильма).

Ученики: Уральский экономический район.

Учитель: Какая фраза вас особенно затронула?

Ученики: «Силища-то какая!»

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района.

(Запись темы урока и приклеивают в тетради контурную карту УЭР).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Какие задачи?

(Ответы детей).

Учитель: А что вы знаете об Урале? Какие ассоциации возникают у вас?

(Ответы детей).

Учитель: Еще в средние века за Уральским хребтом закрепилось не древнее название - Рифейские горы, а многозначительное - Каменный пояс. Название «Урал» впервые появляется в ХVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева. Сегодня название «Урал» знакомо каждому жителю России. И это не удивительно - вот уже много столетий он играет выдающуюся роль в судьбах страны.

Учитель: С чего мы начинаем изучение экономических районов?

Ученики: С состава.

Выступление ученицы: Рассказ о субъектах, входящих в состав УЭР с обозначение на контурной каре на доске, с пояснением о Пермском крае, образованном 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, а также о городе Свердловске переименованном в город Екатеринбург в 1991 году.

(Дети обозначают субъекты на контурных картах в тетради).

Учитель: Сегодня на уроке вы будете работать в группах (каждой группе даны задания, объясняется выполнение работы).

1-ая группа – «Экономисты» (Оценивают ЭГП УЭР).

2-ая группа – «Историки» (Рассматривают этапы освоения территории).

3-я группа – «Географы» (Изучают природные условия).

4-ая группа – «Ресурсоведы» (Дают оценку минеральным ресурсам).

5-ав группа – «Ресурсоведы» (Дают оценку лесным, почвенным, агроклиматическим, водным, рекреационным ресурсам).

(Используют для работы атласы 8,9 классов, учебники География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов, дополнительную информацию.

На красных полосках записывают выгодные черты и характеристики, а на синих менее выгодные или невыгодные)

Учитель: После определения состава, с чего мы начинаем изучение территории? Почему характеристика района начинается с оценки его ЭГП? (Предполагаемый ответ учащихся: Потому, что без оценки местоположения района на карте невозможно оценить все остальные характеристики района).

Выступление 1 – ой группы (сопровождают показом на карте и приклеивают полоски на доске).

Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики.

(В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в

состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда -

относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим

ресурсам Сибири, и к рынкам сбыта готовой продукции)

Учитель: Что, кроме выгодного ЭГП положения, способствовало развитию Урала? Рассмотрим историю освоения Урала.

Выступление 2- ой группы (приклеивают полоски на доске).

Учитель: Как вы считаете, только ли выгодное географическое положение способствует развитию региона? (Предполагаемый ответ учащихся: природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Учитель: Давайте проведём оценку природных условий и ресурсов Урала.

Выступление 3-ей группы (приклеивают полоски на доске).

Учитель: Рассмотрим следующий фактор развития района - природные ресурсы. Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Вывод о влиянии природных условий района на развитие его экономики.


Выступление 4- ой группы (приклеивают полоски на доске).

Учитель: Академик Ферсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов. В Ильменском заповеднике на площади 303 кв. км. сосредоточено 5% всех минералов Земли! (сопровождение показом на слайдах)

Вывод о влиянии минеральных ресурсов района на развитие его экономики.


Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

Выступление 5- ой группы (приклеивают полоски на доске).

Вывод о влиянии лесных, почвенных, агроклиматических, водных, рекреационных ресурсах района на развитие его экономики.


Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскудении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологический район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге. Урал - район старого освоения и, по мнению многих специалистов, большинство месторождений истощены, но академик Ферсман писал, что Уральские горы - это только часть огромного геологического образования, границы которого не установлены.

Учитель: Давайте еще раз вернемся к фразе и кинофильма «Силища-то какая!». В чем заключается смысл этих слов? (Высказывания детей)

Учитель: Чтобы образ УЭР был полным, что нужно еще рассмотреть?
Ученики: Население, хозяйство и экологические проблемы.

(Дополнение получившейся на доске карты урока).

III. Оценивают работу на уроке.

Лист самооценки

Задание «Да - нет»

1. Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией.

2. В состав УЭР входят  две республики  (Удмуртия и Башкортостан), четыре области (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Пермский край.

3. Природные условия Урала в целом очень благоприятные,  беден природными ресурсами, за исключением водных.

4. Топливные ресурсы представлены нефтью, углем, газом.

5. Горно-заводская промышленность началась с эпохи Петра I.



Критерии

Баллы

Активность на уроке (1-2 балла)


Вклад в работу группы (1-3 балла)


Итоговое задание «Да нет» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)



Итого:10-9 баллов – «5»


8-7 баллов – «4»


6-5 баллов – «3»

.
IV. Рефлексия (ответить на вопрос или закончить предложение ).

Что ты получил от этого урока?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Что чувствовал?

Что ты приобрел?

Что тебя удивило?

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Зачем нам был нужен этот урок?


Для меня было открытием то, что…

Поделитесь впечатлением о нашем уроке.  

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Домашнее задание: §51

1 уровень – ответить на вопросы в конце параграфа

2 уровень – Презентация «Минералы и поделочные камни Урала»

3 уровень - Буклет «Туристический маршрут по Уралу»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по географии в 9 классе на тему "Урал.Природные условия и ресурсы"

Автор: Бунькова Марина Викторовна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства