Урок географии в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
| Этапы урока | Слайды | Что говорю я | Что делают дети | Что нужно для урока |
1. | Орг. момент | | “Вы талантливые дети, успешные, у вас все получится. Я желаю вам уже сегодня в этом убедиться. | | |
2. | Целеполагание и мотивация. | | - Я приглашаю вас в виртуальное путешествие в страну, которая славится мощными корпорациями и развитой электронная промышленностью. При этом остаётся страной, которая глубоко ценит и бережливо сохраняет традиции и обычаи своего народа. Древнее название ее– Ямато, что означает путь гор. А жители называют свою страну Ниппон, что означает «основа» и «солнце». Я, думаю, вы догадались, что речь пойдет сегодня о Японии. | | |
3. | | | 1. Какие ассоциации возникают у Вас при слове «Япония»? Статистика – 2. Хотели бы Вы побывать в Японии? Почему? 3. Как образно называется Япония? «Страна утренней свежести» «Страна восходящего солнца» «Страна 10000 островов» «Жи-бэнь-го» (солнце, корень, страна) | Голосование | Система голосования |
| | | Тема нашего урока: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию». В процессе урока мы должны ответить на два вопроса. Попробуйте их сформулировать. | «В чём парадокс экономики Японии?» и «Возможно ли экономическое процветание России?» | |
| Работа в группах | | Сегодня вы будете специалистами из разных областей. Представители каких профессий помогают нам изучать страну? Это «Географы», которые будут изучать географическое положение, «Природопользователи», которые познакомят нас с природными ресурсами страны, «Социологи», которые будут рассматривать состав и структуру населения. Каждая группа специалистов получает карточку с заданием, которое необходимо выполнить группой. - Для выполнения задания вам предоставляется 8 минут, по истечении этого времени мы заслушиваем выступление каждой группы. Какой вывод можно сделать из ваших сообщений? И все же Япония стала лидером современного мира при невыгодном ГП и, не имея достаточно природных ресурсов. С помощью какого ресурса Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970-х гг. второе место в мире по объему ВВП, выйдя из Второй мировой войны побежденной и униженной, с разрушенным хозяйством? Для экономического роста развивающейся стране были нужны: ийтоко-дори, гамбари, хэтадару. Ровно через пять минут познакомьте нас с тем, что это такое и как это повлияло на экономику Японии. Какие черты характера присущи японцам? | географы социологи природопользователи. Защита мини-проекта Вывод: при невыгодном ГП, бедности минер ресурсами, заботятся о здоровье, всеобщая грамотность. Население работа в группах - трудовая культура. - одержимость новизной. - трудолюбие. - склонность к самоанализу. - чистота и простодушие, - учтивость и вежливость. - педантизм, организованность, пунктуальность. - очень чистоплотны. - сдержанность. - дисциплинированность | |
| Физкультурная пауза (2 минуты) | | При встрече японцы всегда делают поклон, мы попробуем их сделать. Наклон с улыбкой под углом 150(японцы кланяются так друг другу), под углом 300 (кланяются клиентам и покупателям), под углом 450(кланяются начальнику), ученик кланяется учителю под углом 480. Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших. | Делает девушка в кимоно | |
| | | Географическое положение, скудность природных ресурсов и менталитет этой наци заставили развиваться страну по интенсивному пути Теперь давайте ответим на проблемный вопрос, который вы сами сформулировали в начале урока: «В чём парадокс японского экономического чуда?»
Мы рассмотрели главные слагаемые такого подъема, а также увидели грамотное их использование японским народом в своих целях. Японцы поставили себе амбициозные задачи и справились с ними, умело найдя способы их достижения. Вместе с тем, они не просто использовали набор методов, а создали свою цельную экономическую систему, наделенную специфическим чертами, Даже заимствуя японцы изменяли, импровизировали , добавляли что-то свое. | Установление причинно- следственных связей Жажда знаний | Популяризация образования, особенно профессионального | Дешевизна японской рабочей силы | гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях, патернализм (опека) | Запрет ввоза зарубежной готовой продукции, способной заглушить японскую промышленность, | В стране сформировалась мощная конкурентоспособная промышленность, что позволяет продавать на внешних рынках более трети её продукции, а значит, идёт постоянный приток денежных ресурсов. | Заимствование современных технологий западного производства, покупка патентов и лицензий | Внедрение новейших технологий в переоснащение промышленности | Отсутствие природных ресурсов | Лидирующие позиции в сталелитейной промышленности, электроэнергетике, машиностроении и др. | Семейные картели (дзайбацу) | Государственное регулирование экономики | Трудоемкие отрасли производства | Переключение на капиталоемкие отрасли производства, т. е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих | Низкие налоги | позволило направить сэкономленные средства на развитие промышленности | Менталитет | Качество продукции | | |
| | | Вы ответили на первый вопрос «В чем парадокс экономики Японии?». Возможно ли экономическое процветание России? Давайте проанализируем позиции России по этим же показателям: гп; Ресурсы; Демографическая ситуация; Менталитет у россиян такой же, как и у японцев или мы чем-то отличаемся от них? Что нам нужно изменить в себе, чтобы поднять нашу страну на высоту? Так возможно ли экономическое процветание России? | Гп-выгодное Ресурсы все, но исчерпаемы Демографическая ситуация; проводится демографич политика, внедряются программы по улучшению качества жизни населения и т.д. | |
| | | У нашей страны есть возможности, чтобы быть первой среди первых, но должна произойти коренная перестройка экономики, в которой движущей силой становятся знания и интеллект людей. Скоро вам придётся решать проблемы страны, поэтому всё в ваших руках. | | |
| Рефлексия | | Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные сегодня на уроке? Что вызвало наибольшую трудность? Был ли урок полезен? В чём его польза? Зачем нам был нужен этот урок? Что вы получили от этого урока? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? | | |
| Итог урока | | В память о нашей встрече я хочу подарить вам икебану, собранную по правилам этого искусства. Гербер- символ оптимизма, вишня-, | | |