Раменская Татьяна Иосифовна |
Предмет | география | Класс 5 |
Тема урока | Основные формы рельефа Земли |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Вид урока | Комбинированный с использованием информационных технологий. |
Содержание | Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне? |
Планируемые образовательные результаты Цель: Создать условия для формирования представлений о разнообразии рельефа суши и океанического дна, причинах разнообразия форм рельефа Земли. Задачи: Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний. Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в коллективе. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающиеся смогут: уметь объяснять понятия «горы», «равнины»; уметь объяснять зависимость размещения основных форм рельефа от строения земной коры; приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана; объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана; называть и показывать по карте основные географические объекты; обозначать на контурной карте географические объекты. | Обучающиеся смогут: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; выявлять причинно-следственные связи между строением земной коры и размещением основных форм рельефа Земли на суше и на дне океанов. | Обучающиеся будут обладать: ответственным отношением к учебе; основами познавательной и информационной культуры; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова | Горы, равнины, материковый склон, ложе океана, подводная окраина материка, шельф, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, интерактивная доска, проектор, презентация, видеофайл «ВВС. Как устроена Земля. Часть 2» |
Оборудование | Учебник, атлас, рабочий лист, презентация «Рельеф и его значение для человека», ИК «Карта полушарий». |
Дополнительные источники знаний | Энциклопедия для детей. Т.3. География. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | |
Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. |
1. ЭТАП Актуализация знаний |
Слайд 1. Подводящий диалог. Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы «Литосфера». Слайд 2. Фронтальный опрос О чём мы говорили на прошлых уроках? Каково внутреннее строение Земли? Чем отличается океаническая земная кора от материковой? Что такое минерал? Какого происхождения бывают горные породы? Приведите примеры осадочных магматических и метаморфических горных пород. Что такое литосфера? Что такое рельеф? Под действием каких сил формируется рельеф Земли? Как проявляется влияние внутренних сил Земли на рельеф? Как проявляется влияние внутренних сил Земли на рельеф? Чему горы могут быть преградой? Чем занимаются люди, живущие в горах? Слайд 3. Самостоятельная работа. 1. Установите соответствие. Силы Земли 1) Внутренние 2) Внешние Процессы А. образование оврагов Б. движение литосферных плит В. образование гор Г. образование дюн Д. поднятия и опускания земной коры 2. Закончите предложение. 1) Совокупность неровностей земной поверхности – это … 2) Земная кора и верхняя часть мантии – это … 3) Природное тело, однородное по составу и свойствам – это … 4) Природное сочетание минералов – это … 5) Горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и хозяйственной деятельности, называют … | Принимают участие беседе по поставленному вопросу. Осмысливают вопрос, формулируют ответ, озвучивают его. Читают задания. Анализируют задания. Устанавливают соответствия и записывают их. Читают определения понятий, делают вывод, о каком понятии идёт речь, заканчивают предложение. |
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
Слайд 4. Рассказ. Основные формы рельефа земной поверхности могут быть плоскими, выпуклыми (холм, гора), вогнутыми (котловина, горная долина, овраг) и др. Наибольшие части земной коры – материковая и океаническая – заметно отличаются друг от друга. Их рельеф чрезвычайно разнообразен. Но и на суше, и на дне Океана выделяются две основные формы: горы и обширные равнинные пространства. Главная причина разнообразия рельефа земной коры – это взаимодействие внутренних процессов, создающих большие неровности, и внешних, направленных на выравнивание поверхности. Слайд 5. Тема урока? Основные формы рельефа Земли. | Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию, полученную из рассказа. Формулируют тему урока, озвучивают её в классе. |
3. ЭТАП целеполагания |
Помогает сформулировать цели урока. Отправляясь в поезду куда-либо вы твёрдо знаете: Слайд 6. Зачем вы туда едете →цель Слайд 7. Цели урока. Ознакомиться с основными формами рельефа Земли на суше и в океане. Учиться работать с различными источниками знаний. Учиться составлять вопросы и отвечать на них. Слайд 8. Каким образом вы будете туда добираться →средства Слайд 9. Учебник, атласы и т.д. выбираем средства Слайд 10. Что вы хотите увидеть в конце пути →результат Слайд 11. Результат – выполнить план и достигнуть целей, поставленных на уроке. | Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопросы и формулируют ответы на них. Осознание формулирование цели предстоящей деятельности. Выбирают из предложенных на слайде средств те, которые нужны будут для работы на уроке. Формулируют предполагаемый результат. |
4. ЭТАП планирования работы. |
Предоставляет достаточное количество материала (§22, презентация), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. Слайд 12. Вопрос: По какому плану будем сегодня работать? Озвучивает план работы на уроке. 1. Каковы основные формы рельефа суши? 2. Как происходит переход от материка к океану? 3. Какие формы рельефа есть на океанском дне? | Читают текст учебника, выделяют смысловые блоки, предлагают их заголовки. Участвуют в обсуждении заголовков смысловых блоков. Обобщение результатов анализа материалов учебника, составление плана предстоящей деятельности. |
5 ЭТАП Изучение нового материала. |
Стимулирует активное участие всех детей в беседе по ходу работы с текстом учебника. Организует обучающихся на ведение записей в рабочей тетради. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с материалом учебника. Слайд 13. 1. Каковы основные формы рельефа суши? Стр. 99 уч-ка Вопрос: Какие формы рельефа суши вы знаете? Рельеф суши – горы и равнины. Слайд 14. Что мы называет горами? Горы – обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот. Горы могут различаться между собой по высоте, по форме вершин и склонов, но все они характеризуются большими и резкими колебаниями высот. Слайд 15. Рассказ. Как бы для придания устойчивости грандиозным горным сооружениям материки несут на себе обширные равнинные области - участки земной коры с относительно плоским рельефом. Слайд 16. Что такое равнины? Равнины – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью. Слайд 17. 2. Как происходит переход от материка к океану? Просмотр видеофайла. Комментирует видеофайл. Что же называют шельфом? Шельф – выровненная отмель, которая обрамляет континенты. Слайд 18. Стр. 100 уч-ка Вопросы: 1) До какой глубины распространяется материковый шельф? 2) Что следует глубже материкового шельфа? 3) Что такое материковый склон? Слайд 19. 4) Что расположено ниже материкового склона? Ниже материкового склона расположено ложе Океана. Слайд 20. Беседа. 3. Какие формы рельефа есть на океанском дне? На дне океанов есть горы и равнины. Срединно-океанические хребты и глубоководные желоба. Корректирует и дополняет ответы учащихся. Слайд 21. Беседа. Стр. 100-101 уч-ка 1) Какова длина срединно-океанических хребтов? 2) Почему они получили такое название? 3) В каком океане срединно-океанический хребет сдвинут к востоку? Слайд 22. Другой выдающейся формой рельефа океанического дна являются глубоководные желоба. Марианская впадина. Слайд 23. Беседа по схеме основные формы рельефа Земли. Слайд 24. Вывод: Основные и самые крупные формы рельефа - горы и равнины - есть на суше и на дне океанов. Зону между материком и океаном называют подводной окраиной материка, она включает в себя материковую отмель (или шельф) и уступ (материковый склон), обрывающийся к ложу океана. В пределах ложа океана выделяют равнины, срединно-океанические хребты, отдельно стоящие горы и глубоководные желоба. | Формулируют понятие рельеф, озвучивают его, записывают понятие в тетрадь. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию. Участвуют в формулировании понятия «горы». Записывают определение понятия в рабочий лист. Находят объекты на карте атласа. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию, полученную в ходе рассказа. Формулируют понятие «равнины». Озвучивают это понятие и записывают его в рабочий лист. Находят объекты на карте атласа. Просматривают видеофайл «Как устроена Земля. Часть 2». Анализируют информацию. Участвуют в обсуждении формулировки понятия «шельф». Записывают понятие в рабочий лист. Работают с текстом учебника. Анализируют вопрос. Формулируют ответ. Обсуждают в парах. Озвучивают ответ. На основе информации, полученной при просмотре видеофайла, высказывают предположение о формах рельефа дна океана. Слушают рассказ учителя. Анализируют информацию. Находят объект на карте атласа. Находят объект на карте атласа. Формулируют выводы по уроку, обсуждают их в парах и озвучивают их. Находят объект на карте атласа. Корректируют и дополняют недостающие звенья схемы «Формы рельефа Земли» Формулируют выводы по теме урока, обсуждают их в парах, озвучивают их. |
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. |
Применение знаний в нестандартной ситуации. Слайд 25. Что нового мы узнали сегодня на уроке? Слайд 26. Задание. Подписать на схеме части дна океана. Слайд 27-29. Работа с картами атласа и номенклатурой. | Работают со схемой в рабочем листе. Работают с картами атласа. Осмысливают задание. Находят объекты номенклатуры на карте атласа. |
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). |
Слайд 30. Предлагает вспомнить тему и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Слайд 31. Цели урока. Вопрос: Что выполнили, что нет из того, что запланировали. Оценка работы на уроке отдельных обучающихся. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Поставь себе оценку за работу на уроке. Слайд 32. Я знаю! Я умею! Мне нравится! | Обучающиеся задают вопросы, которые они составили в ходе работы с текстом. Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают успешные ответы одноклассников. Отмечают учеников, наиболее активно работавших на уроке. Высказывают своё мнение о работе на уроке одноклассников и оценивают свою работу. |
8 ЭТАП Домашнее задание. | |
Комментирует домашнее задание. Слайд 33. Д/З: § 22; нанести объекты номенклатуры на контурную карту; выучить понятия и номенклатуру, повторить с §18 Номенклатура. Горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказские, Уральские, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Гималаи (Джомолунгма – Эверест), нагорье Тибет, Среднесибирское плск. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Индо-Гангская низм., Месопотамская низм., Прикаспийская впадина, Амазонская низм. Слайд 34. Титульный слайд Слайд 35. Ответы на самостоятельную работу. 1. Установите соответствие. Силы Земли 1- Б, В, Д 2 – А, Г 2. Закончите предложение. 1) Совокупность неровностей земной поверхности – это рельеф 2) Земная кора и верхняя часть мантии – это литосфера 3) Природное тело, однородное по составу и свойствам – это минерал 4) Природное сочетание минералов – это горная порода 5) Горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и хозяйственной деятельности, называют полезными ископаемыми Оценки: «5» – 7; «4» – 6; «3» – 4-5; «2» - Слайд 35. Источники информации: http://vseprosto.com/geography/litosfera-zemli/osnovnye-formy-relefa/ http://www.volgogradru.com/ http://hastalosjuegos.es/bazinga/wp-content/uploads/2012/05/Z9maN http://velosamara.ru/route/pylyavskiy/large/ReliefVyshkaSotovogoOperatora http://www.vidiani.com/maps/maps_of_the_world/large_detailed_World_topographical_map http://photo.elsoar.com/wp-content/images/Planet-Earth-Awesome-Image-I http://www.archdesignfoto.com/wp-content/uploads/2010/12/2ubib http://www.hohcehc.tepka.ru/geografiya_6/68 https://www.worldofmaps.net/typo3temp/images/karte-satellitenfoto-asien http://img2.goodfon.ru/original/2560x1440/e/3e/gory-vershiny-sneg-uschele http://gethdwallpapers.pw/mountains-landscapes-wallpaper-30/ http://portal.azertag.az/sites/default/files/patagon1 | Записывают домашнее задание в дневники Видеофайл «Как устроена планета Земля» содержание по минутам: 6:54 – изменение поверхности Земли 7:30 – шельф, нефть, газ, рыбные ресурсы. 9:20 – границы шельфа 9:30 – каньоны на дне океана – склон 10:00 – Большой каньон Колорадо 11:30 – Каньон Монтеррей 11:50 – каньон Жемчуга в Беринговом море у берегов России 12:40 – срединно-океанические хребты 29:15 – высочайшая гора на Земле 30:02 – Марианская впадина |
Приложение. Рабочий лист ученика.
Работа ученика (цы) 5 ___ кл. Ф.И. __________________________________ 24.02
Тема урока: Основные формы рельефа Земли.
Задания.
1. Установите соответствие.
А. образование оврагов
Б. движение литосферных плит
В. образование гор
Г. образование дюн
Д. поднятия и опускания земной коры
2. Закончите предложение.
1) Совокупность неровностей земной поверхности – это __________________________
3) Природное тело, однородное по составу и свойствам – это ________________________
5) Горные породы и минералы, которые человек использует в своей жизни и хозяй-ственной деятельности, называют ____________________________________________________
Изучение нового материала.
1. Каковы основные формы рельефа суши?
2. Подпишите части дна океана.
Задание. Нанести на контурную карту номенклатуру: Горы: Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказские, Уральские, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Гималаи (Джомолунгма - Эверест), нагорье Тибет, Среднесибирское плск.
Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская низм., Великая Китайская равнина, Индо-Гангская низм, Месопотамская низм., Прикаспийская низм, Амазонская низм.