Просмотр содержимого документа
«"Общие особенности южных материков"»
Тема: Особенности природы и населения южных материков.
Цель: Выявить основные особенности природы и населения южных материков.
Задачи:
Сравнить географическое положение южных материков, определить черты сходства и различия;
Определить черты сходства и различия основных компонентов природы южных континентов;
Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы и населения южных материков;
Развивать познавательный интерес к предмету географии.
Форма урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Особенности природы южных материков», атласы для каждого ученика, карточки полезные ископаемые, смайлики.
Ход урока:
Организационный момент:
Актуализация опорных знаний учащихся:
Самые счастливые люди путешественники.
В наше время можно путешествовать, не выходя из дома.
Для этого существуют книги, телевизор, интернет..
Всегда хочется посетить новые места.
Сегодня на уроке мы посетим Южные материки, познакомимся с общими особенностями географического положения, общими чертами природы и населения. Увас на столах лежат маршрутные листы, которые вы будете заполнять во время своего путешествия. А также оценивать себя на каждом этапе урока в « Листе достижений и успеха»( по 2-х бальной шкале каждое задание) 3 слайд:
- Назовите и покажите на карте южные материки.
- Почему эти материки относятся к группе южных материков?
- Частью какого материка они были раньше? Выдвижение гипотез: - Какие общие черты природы материков следует ожидать вследствие такого местоположения и истории развития? ( Все расположены в жарком тепловом поясе,два материка пересекаются экватором. Располагаются на древних платформах, имеют общие черты рельефа)
Постановка цели урока:
На основании выше сказанного, определим цель нашего урока: что мы должны узнать на уроке, чему научиться. (2 слайд)
Цель: Выявить основные особенности природы и населения южных материков
Определять черты сходства и различия основных компонентов природы южных континентов;
Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы и населения южных материков;
III. Изучение нового материала:4 слайд:
Ребята, откройте п.21 ,прочитайте стр. 99 и скажите ,что называют материком?
- Что такое физико-географическое положение материка? ( слайд под запись)
- Как географическое положение влияет на особенности природы материка? (От географического положения зависит количество получаемого поверхностью материка солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года.Климат определяет характер почвенного покрова, размещение природных зон с различной флорой и фауной.
Работа с текстом учебника: в парах 5 слайд:
Изучить план описания ФГП материка. Стр.311
Выясните, чем похож план описания географического положения материка и план описания географического положения океана. В чем их различие?( 1уч-сходства, 2-й различия) Оцените себя.
Самостоятельная работа: 6 слайд:
Задание: Прочитать текст учебника на странице 100 и выписать в тетрадь особенности физико-географического положения южных материков. Что написали?
3 материка (Южная Америка, Африка, Австралия) располагаются вблизи экватора, поэтому там преобладают высокие температуры в течение всего года.
Большая часть материков расположена в субэкваториальном и тропических поясах, лишь узкая полоса Южной Америки заходит в умеренный пояс.
Антарктида – единственный материк Земли, который располагается вблизи Южного полюса, что обусловливает исключительную суровость его природы.
Вывод:Географическое положение явилось причиной больших контрастов в природе южных материков - от вечного лета до вечной зимы. Оцените себя.
Работа в группах с инструктивными картами: 7 слайд
1 группа геологи
Общие черты рельефа. Слайды 8,9:
Задание: Рассмотрите физическую карту мира в атласе и ответьте на вопросы:
- Какие две крупные формы рельефа выделяются на материках?
- Какая из них занимает большую площадь?
- Где на материках располагаются крупные горные системы? Почему именно там?
Полезные ископаемые южных материков.
( на партах учащихся лежат контурные карты)
Задание: Распределить п.и. на материках
2 группа климатологи
Слайд 10: Общие особенности климата
Задание:
Вспомните климатообразующие факторы.
Прочитайте текст на стр. 101-102 и рассмотрите карту атласа
Расскажите о климатических условиях южных материков.
Самый жаркий материк, самый холодный
Самый влажный и самый сухой материк
3 группа гидрологи
Слайд 11: Внутренние воды южных материков.
Вопросы:
В какие океаны несут воды реки Африки и Южной Америки? Почему?
Назовите и покажите на карте самые полноводные реки этих материков?
В каком климатическом поясе наибольшая сеть рек и много озер? Почему?
В каком климатическом поясе мало рек и озер? На каком материке их нет?
Как люди используют подземные воды, которых в недрах южных материков избыток?
Оцените себя
Слайды 12,13,14: Особенности расположения природных зон.
В каких природных зонах расположены южные материки? (вопрос классу) по карте. Какие природные зоны занимают большую часть и почему?
IV.Население южных материков. Творческое Д.З.
Визитная карточка материка (Ю.Америки, Африки, Австралии Антарктиды) на выбор. 4 группы по плану:
1.Приветствие
2.Коренное население
3. Хозяйственная деятельность
4.Почему стоит посетить эту страну.
Поднос с предметами из разных стран: кофе, банан, кокос, эвкалипт, орхидея, вода,лишайники или мох. Догадайтесь, какому материку пренадлежат предметы на подносе.
Закрепление изученного материала:
Тест.
Какой из материков не относится к южным?
а) Антарктида; б) Евразия;
в) Австралия; г) Южная Америка.
Африка - … по величине территории материк
а) первый; б) третий;
в) второй; г) четвёртый.
Южная Америка – это:
а) материк; б) группа островов;
в) часть света; г) страна.
Какой единый материк составляли южные материки?
а) Гондвану; б) Лавразию;
в) Пангею.
5.В каком полушарии расположена Австралия?
а) в южном и западном; б) в северном и восточном;
в) в южном и восточном; г) в северном и западном.
Домашнее задание: § 21, кроссворд на тему « Природа южных материков» или «Население южных материков».
Рефлексия: Уровень удовлетворенности уроком, уровень понятия материала
Выпиши особенности физико-географического положения южныхматериков.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.« Рельеф южных материков»
1. Назовите две крупные формы рельефа________________________________________
2.Какая из них занимает большую часть_________________________________________
5. Заполни таблицу « Климат южных материков» ( отметь +)
Материк
Самый жаркий материк
Самый холодный материк
Самый влажный материк
Самый сухой материк
Южная Америка
Африка
Австралия
Антарктида
6.«Внутренние воды южных материков».
Материк
Юж.Америка
Африка
Австралия
Антарктида
Название крупных рек
7.Природные зоны:
Влажные экваториальные леса______________________________________________ __ Саванны и редколесья_________________________________________________________ Тропические пустыни_________________________________________________________ Природная зона антарктических пустынь_______________________________________ 8. Население:
Оцениваем себя по 2-х бальной шкале каждое задание: с заданием справился-2 балла; допустил недочёты или справился частично- 1 балл; не справился с заданием 0 баллов.
Лист достижений и успеха
Умения и знания
Оцениваю сам
Оценивает учитель
Работа в паре
Самостоятельная работа
Работа в группе
Творческое задание
Закрепление
Всего
Оцениваем себя по 2-х бальной шкале каждое задание: с заданием справился-2 балла; допустил недочёты или справился частично- 1 балл; не справился с заданием 0 баллов.