Познакомиться с историей образования, географическим положением и ландшафтом (в широком смысле этого слова) Верхоянского района.
Воссоздать образ родного края с помощью личных наблюдений, литературных произведений и других видов искусства.
Наполнить содержание урока нежностью и любовью, гордостью и чувством патриотизма по отношению к малой родине.
Показать навыки учащихся в работе с дополнительной литературой, в подготовке небольших сообщений, мини-докладов разных стилей речи, в умении выступать перед аудиторией.
Познакомиться с историей образования, географическим положением и ландшафтом (в широком смысле этого слова) Верхоянского района.
Воссоздать образ родного края с помощью личных наблюдений, литературных произведений и других видов искусства.
Наполнить содержание урока нежностью и любовью, гордостью и чувством патриотизма по отношению к малой родине.
Показать навыки учащихся в работе с дополнительной литературой, в подготовке небольших сообщений, мини-докладов разных стилей речи, в умении выступать перед аудиторией.
Познакомиться с историей образования, географическим положением и ландшафтом (в широком смысле этого слова) Верхоянского района.
Воссоздать образ родного края с помощью личных наблюдений, литературных произведений и других видов искусства.
Наполнить содержание урока нежностью и любовью, гордостью и чувством патриотизма по отношению к малой родине.
Показать навыки учащихся в работе с дополнительной литературой, в подготовке небольших сообщений, мини-докладов разных стилей речи, в умении выступать перед аудиторией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Образ родного края – нашего Верхоянья"»
Открытый интегрированный урок географии и развития речи в 7-ом классе.
Тема урока: « Образ родного края – нашего Верхоянья»
Цели урока:
Сегодня на уроке мы должны будем:
Познакомиться с историей образования, географическим положением и ландшафтом (в широком смысле этого слова) Верхоянского района.
Воссоздать образ родного края с помощью личных наблюдений, литературных произведений и других видов искусства.
Наполнить содержание урока нежностью и любовью, гордостью и чувством патриотизма по отношению к малой родине.
Показать навыки учащихся в работе с дополнительной литературой, в подготовке небольших сообщений, мини-докладов разных стилей речи, в умении выступать перед аудиторией.
Эпиграф урока:
Ах, как красив наш край!
Пусть очень длинная зима,
Зато какое лето!
Буйством красок, щедростью своей
Не уступает никакому чуду света!
Эти строки мы возьмём эпиграфом к теме сегодняшнего урока.
А теперь, внимание на экран!
- Звучит музыка… «Я поднимаю свой чорон за красоту моих сторон…» На её фоне показываем слайды с изображением пейзажей нашего района (минуты 3)
- Дорогие ребята! Только что освежили вашу память удивительно красивые и очень знакомые картины родного Верхоянья На их фоне прозвучал символический гимн Верхоянского района в исполнении нашей землячки Раисы Чириковой - ныне методиста районного Центра Досуга, которая своим задорным проникновенным исполнением всякий раз приятно волнует слушателей, заставляет по-новому взглянуть вокруг себя и поймать себя на горделивой мысли: а ведь это моя Родина. Вот она какая! И вряд ли другую такую сыскать?!
С.И. - Да. Это действительно так. А теперь предлагаю от лирики перейти к прозе и вспомнить не менее интересную страничку из истории образования нашего края.
Об этом мы попросим рассказать Томскую Клаву, которая готовила индивидуальное задание по этому вопросу.
Пожалуйста, Клава! Иди сюда.
Результаты археологического изучения нашего края говорят о том, что наш район был заселён людьми 5-6 тысяч лет назад, то есть в конце каменного века.
В 1-ом тысячелетии н.э. обитателями долины Яны были эвенки, юкагиры и эвены. Они занимались оленеводством, рыбной ловлей, охотой.
Потом через перевал Верхоянских гор в долину Яны пришли якуты, которые тут же встретили сопротивление местных племён. Особенно кровопролитными и длительными были столкновения между якутами и юкагирами.
В середине 17 века янские якуты привлекли на помощь в борьбе с юкагирами первых русских казаков, которые пришли на Яну в 30-е годы 17 века.
Этот обширный край, занимающий более 300 тыс. кв. км, был присоединён к Российскому государству.
С середины 17 века и до 40-х годов 20 –го века по численности ведущее место среди обитателей Янской земли занимали якуты.
Впоследствии, по мере освоения края, демографическая ситуация изменилась. Сейчас по своей численности якуты являются вторыми после русских. Из северных народностей здесь живут эвены, в бассейне левого притока Яны - Бытантая.
Сначала наш район был Янским, а с января 1967 года поделён на Верхоянский с центром - Батагай и Усть-Янский, с центром - Депутатский.
Сегодня наш район имеет свой гимн и свой герб, на котором мы видим рога быка – символ полюса холода, чорон, наполненный золотом, серебром – это богатство недр нашего края, а еще чорон – это символ гостеприимной земли олонхо. Также мы видим здесь заснеженные верхоянские горы. Наверху алмаз – он говорит о принадлежности нашего района к Якутии, алмазному краю (слайд)
Спасибо, Клава. Вот тебе такая красивая снежинка - символ нашего края. Она будет вручаться каждому за правильные ответы.
Т.Я.-- А сейчас мне хочется узнать ваше мнение, ребята, по такому вопросу: Как вы думаете, почему наш район назван Верхоянским?
Пожалуйста, Жанна!
Я думаю, что наш район получил такое название, потому что главными составляющими здешнего рельефа являются горные хребты, которые находятся в верховьях Яны, а потому называются Верхоянскими, А уж в честь знаменитых Верхоянских хребтов и район стал называться Верхоянским.
Ну, что ж, хорошо. Садись. (Даю снежинку)
--У кого есть другие соображения?
Пожалуйста, Диана.
А мне кажется, что наш район так назван в честь единственного города на его территории, в честь города Верхоянска, который известен всему миру и как Полюс холода, и как город, где отбывали царскую ссылку известные политические деятели, учёные, писатели нашей страны.
- Ну, что ж! Тоже правильная версия, Молодец! (даю снежинку)
Вывод: Я думаю, что обе эти версии в какой-то степени верные. Но не стоит забывать и о третьей.
Первоначально-то район был Янский, а после деления стал Верхоянским и Усть-Янским. Подумайте об этом. Хорошо?
С.И.--- А теперь, я думаю, настало время поговорить о ландшафте нашего края. Но сначала я хотела бы спросить вас: А что такое ландшафт? Кто знает?
Пожалуйста, Ваня.
Ответ: Ландшафт - это вид земной поверхности.
- это пейзаж.
А в широком смысле – ландшафт - это вид земной поверхности, включая биологические, климатические и другие особенности.
Что ж, молодец! Правильно (снежинку) Давайте же поговорим о ландшафте. Кто желает рассказать о ландшафте нашего района?
Пожалуйста, Аня! Иди сюда.
Ответ: Ландшафт нашего района славится крутыми каменистыми склонами, скалистыми вершинами Верхоянского хребта. С подножья Верхоянских гор берёт своё начало река Яна, она образуется от слияния двух рек – Дулгалаха и Сартана. Наш посёлок – центр района раскинулся на правом её берегу, на 130 км вниз по Яне
Яна своенравна, с множеством рукавов и островков.
На тысячекилометровом пути к морю Лаптевых она слева и справа принимает многочисленные притоки.
Реки и озёра долины Яны, особенно там, где человек не оставил своего губительного следа, богаты рыбой.
Хорошо, Аня. Вот тебе снежинка!
Т.Я.---Да. Действительно, Аня всё рассказала правильно, научно, а как о том же можно рассказать художественно, по – моему, это задание готовила Валя Кузнецова? .
Пожалуйста, Валя. Мы слушаем тебя. (Приглашает к доске)
Ответ: Горный ландшафт Верхоянского края поражает наше воображение многообразием форм – от альпийского высокогорного рельефа до пологих слабо расчленённых низкогорий с причудливыми каменными «столбами» и «замками».
Глядя на наши горы, любуясь ими, невольно вспоминаются слова Владимира Высоцкого: «Лучше гор на земле - только горы, на которых ещё не бывал».
В недрах гор таятся несметные богатства - крупные и уникальные по запасам месторождения олова, золота сурьмы, серебра, ртути и другие.
Жадно заглотнув две реки (Дулгалах и Сартан) у подножья вершин Верхоянских гор, лениво извиваясь, как гигантская анаконда, медленно течёт Яна с множеством притоков, больших и малых, по заболоченной равнине к морю Лаптевых.
Здесь множество мерцающих, как зеркала, больших и малых озёр.
Здесь можно увидеть пасущиеся оленьи стада, синие сопки, ручьи с весёлым перезвоном, таинственный лес.
От Яны исходит прохлада, а на берегу, напоённом запахом трав и цветов, особенно хорошо!
Умница, Валя! Вот тебе снежинка! Я дам тебе ещё одну, если ты сможешь доказать, что это действительно художественное описание. Ну-ка, попробуй!
Ответ: Здесь я использовала различные выразительные средства языка. Например: Яну я сравнила с огромной медлительной анакондой, мерцающие озёра с зеркалами, горы со столбами и замками. В деепричастных оборотах есть метафоры, привела цитату Высоцкого и т.д….
ДА, Валя, Ты заслужила и вторую снежинку, которую я тебе с большим удовольствием вручаю. (даю снежинку)
С.И.--А теперь поговорим о климате в научном стиле и в художественном. Прошу сюда выйти сразу двоих - Сашу и Машу. Давайте их послушаем и определим, кто в каком стиле сделал своё сообщение. Начинай, Саша! Ответ:-
-----Климат нашего района резко континентальный. У нас находится, в г. Верхоянске, Полюс Холода Северного полушария.
В 1885 г. Была отмечена абсолютная минимальная температура - 67,5 С.
Здесь снег выпадает в конце сентября, а сходит в конце апреля-начале мая.
Зима длится 230- 264 дня, как правило, суровая. Температура ниже -40 С, иногда – 55-60 С.
Снежный покров бывает не толще 30-32 см.
Особой красотой славится в Заполярье северное сияние разное по форме и по окраске.
А теперь послушаем тебя, Маша. Пожалуйста.
Ответ: Мы живём в уникальных по своей сложности природно-климатических условиях. Здесь жаркое короткое лето с ярким солнцем, незаходящим круглые сутки, незабываемые белые ночи.
Здесь продолжительная, как летаргический сон, лютая зима с безмолвными ночами, с жёлто-зелёными всполохами северного сияния.
Ребята, у кого из них был художественный стиль? (у Маши)… Хорошо, молодец (снежинку), спасибо, девочки, и вы заслужили по снежинке.
Т.Я.…..А сейчас мы предлагаем небольшое соревнование. Для этого всех разделим на две команды (показываем по рядам).
Первый тур называется «Найди меня»
Перед вами лежат карты Верхоянского района
Задание команде №1: Назвать, какие районы являются нашими соседями? (Эвено-Бытантайский, Усть-Янский, Булунский, Момский, Томпонский, Кобяйский)
Команде №2: Назвать шесть рек нашего района (Яна, Бытантай, Адыча, Туостах, Дулгалах, Сартан, Батагайка…)
Второй тур называется «Узнай меня». Вам будут предложены слайды, вы назовите
1 команда все ягоды, изображённые на этом слайде, как можно быстрее и без ошибок (брусника, голубика, шикша, смородина…) Какого рода все эти ягоды? (женского)
2 команда аналогично все лекарственные растения на слайде (Иван-чай, подснежник, чабрец, шиповник, одуванчик..) Какого рода все эти растения? (мужского)
Третий тур называется «Угадай нас»
1 команда: В каком дереве три суффикса и какие? (Лиственница)
2 команда: Без какого деликатеса не обходится почти ни один отдых на природе? (без шашлыка)
А теперь поочерёдно: 5 того, что есть у нас, а нет в Москве? Начали! (северное сияние, белые ночи, низкая -50С температура, белорыбица, строганина, целебная жеребятина, песец, хребты, горы)
С.И. А в заключении игры мне хотелось бы узнать, какие люди живут в суровом Заполярье? Для этого пусть каждая команда вытащит по 5 карточек и озвучит их громко, выразительно. Пожалуйста ,
1 команда: Люди здесь живут добрые, гостеприимные, мужественные, надёжные, порядочные.
Молодцы, подведём итоги. Со счётом ….. победила ДРУЖБА!
Т.Я. Как здорово, что вокруг нас живут гостеприимные люди!
И мне, читая, анализируя ваши сочинения в жанре письма-приглашения, адресованного другу или знакомому, приятно было чувствовать, что вы полны любви к родным местам и истинного гостеприимства.
Каждый в своих работах отметил красоту, богатства, достопримечательности нашего края.
Каждый по-своему восхищается выразительностью и неповторимостью природы в разные времена года в этих местах.
Многие отметили красоту гор, северного сияния, белых ночей. Сейчас мне хотелось бы зачитать некоторые выдержки из ваших сочинений, я попрошу помочь мне Мезенина Егора, Афоню Слепцова и Сивцева Вадима, идите сюда, мальчики. Итак, слушаем их.
Егор. «Приезжайте, угостим вас строганиной - тонкими ломтиками свежезамороженной рыбы, которая тает во рту и обалденно пахнет арбузами и огурцами»
Афоня. «А подснежники у нас – просто чудо! Они совершенно не такие, как у вас: жёлтые и пушистые, как только что вылупившиеся цыплята; трогательно нежные, но удивительно морозоустойчивые; торопящиеся выскочить из земли с первыми долгожданными тёплыми деньками».
Вадим. «А ещё ты сможешь увидеть уникальную верхоянскую лошадь, которая никогда не стоит в стойле, не боится жестоких морозов, сама добывает себе корм, не знает подков и сбруи, её оценили даже японцы и закупили с целью разведения у себя ».
«В нашем лесу ты можешь не опасаться змей, клещей, скорпионов
(так как их просто нет), но зато не даст расслабиться кровожадно зудящая туча комаров. Но не переживай! И на них у нас есть управа!». Спасибо, вам, ребята! Получайте снежинки.
А вот описать северного сияния у большинства не получилось …
А потому я попросила Клаву индивидуально вплотную поработать над его описанием и вот что у нее получилось, пожалуйста, Клава… «Приезжай посмотреть на наше северное сияние.
Ты увидишь, как на небе переливаются великолепные световые полотнища, принимая самые экзотичные и мгновенно меняющиеся формы: то в виде огромного купола, то в виде трепещущих на ветру знамён, то вьющихся по небу цветных дорожек, то языков холодного пламени…
На северное сияние невозможно смотреть из окна, потому что воспринять величие этого грандиозного и дух захватывающего зрелища можно только на открытом пространстве…»
И закончить урок я предлагаю стихотворением - приглашением замечательного якутского поэта Семёна Данилова…….(Читаю -идут слайды)
Дом.зад. Выучить полюбившееся стихотворение о Верхоянье местных поэтов. Составить географический кроссворд по Верхоянью.