Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок.Северная Америка»
«Северная Америка»
Обобщающий урок, создание образов государств
Учитель Высшей категории
Самсонникова Марина Анатольевна
МБОУ СОШ №13 станица Незлобная Георгиевского района
Тема урока: «Северная Америка».
Цель урока: Обобщить и закрепить знания обучающихся об особенностях ФГП, природы и населения стран Северной Америки;
Сформировать «образ территории» каждой страны, состоящей из ассоциативных звеньев;
Продолжать формирование навыков работы с учебником, картами и дополнительной литературой;
Стремиться к повышению уровня географической культуры обучающихся.
Методы: заслушивание сообщений обучающихся, «формирование образа страны» на основе рисунков – ассоциаций, работа с картами, индивидуальный опрос, прослушивание аудиозаписей, демонстрация слайдов.
Оборудование: физическая и политическая карты Северной Америки, атлас, рисунки – «образы», аудиозаписи, магнитофон, карточки с цитатами из художественных произведений, слайд-проектор с набором слайдов «Природа Северной Америки».
Ход урока
Организация класса.
Индивидуальный опрос обучающихся.
Какие государства располагаются на материке Северная Америка?
Почему природа этих стран разнообразна?
Назови особенности природы, характерные только для Северной Америки.
Обоснование выбора темы и методики проведения урока.
Требования современного преподавания географии в средней школе ставят учителя перед необходимостью особенно тщательного выбора методов и средств изложения программного материала. Это связано с особенностями нашего времени, наложившего свой отпечаток на психологию современных учеников. Они мало читают, мало интересуются международными событиями. Из всего потока информации, предлагаемого прессой и телевидением, выбирают чисто развлекательные моменты, не несущие информационной нагрузки.
Запоминается обычно то, что удивило или взволновало человека. Наши ученики не являются исключением. Поэтому нестандартный подход к подготовке и проведению урока служит для того, чтобы пробудить интерес учеников. Но пробудить интерес и «удержать планку» в течении 45 минут не представляет сложности для опытного учителя. Главная цель – это четкая, ясная программа: чего вы хотите добиться на уроке? Конечно же глубоких, прочных знаний. Попробуем подойти к этой цели с помощью нестандартного варианта, сформированного самими детьми «образа страны». Изучив природу, население и страны Северной Америки, мы предполагаем, что знания получены, и останутся с детьми надолго. На самом же деле, как показывает опыт работы, в памяти учеников закрепляются основные понятия: форма материка, необычность расположения природных зон и т.д. Знания о странах не долговечны.
В моей практике чаще всего дети запоминают все, связанное с США, т.к. получают об этой стране наибольшее количество информации в СМИ.
Остальные государства материка быстро «выветриваются» из голов обучающихся, особенно тех, кого мы называем «средними» или «слабыми». Такое положение вещей (надо признать, крайне несправедливое ) натолкнуло меня на мысль об использовании приема «формирования образа территории» в противовес обычному методу «описания страны по плану», пользуясь картами атласа и материалом учебника. Этот прием хорошо освоен обучающимися в процессе изучения предыдущих материков. Вначале были сомнения – не слишком ли это сложно для обучающихся 7-го класса? Но стоило мне объяснить обучающимся суть понятия, как дети буквально «загорелись» этой идеей. Естественно, данного материала в учебнике оказалось мало. Естественно, не хватило материала и в сельской библиотеке. Сама идея была новой – не просто описание, не просто реферат, а образ – свое. Собственное понятие, которое нужно отстоять, доказывая, что именно ты прав.
Что же такое «образ страны» в понимании науки и в понимании учителя и детей?
Наука трактует «образ» как самостоятельный элемент знаний, который является переходным от представления к понятию.
«Географический образ территории» связан с географическим мышлением, он призван сформировать «лицо» страны, материка или его части, основываюсь на большом количестве знаний. Он является исходной точкой и в то же время результатом познавательной деятельности обучающихся.
Схематично этапы формирования географического образа территории можно представить следующим образом:
1 этап: сбор и усвоение конкретной информации о данной территории (особенности природы, географическое положение, население, города и т.д.).
2 этап: аналитическая деятельность обучающихся (вычисление наиболее ярких, главных, существенных моментов и признаков).
3 этап: создание из множества конкретных образов одного, как «носителя лица страны». Квинт эссенции всех знаний обучающихся о данном государстве.
Для учителя этот прием позволяет «убить сразу нескольких зайцев»:
Активизация познавательной деятельности,
Повторение пройденного,
Развитие речи,
Развитие абстрактного мышления,
Углубленное изучение материала,
Работа с картой и т.д.
В данном случае активно используется абстрактное мышление, образ ассоциируется, срастается с конкретным понятием. Ведь стоит сказать «лимон», как у всех людей возникает известная реакция. Так и произнося слово «Канада» - мои ученики говорят – «Страна кленового листа», «Мексика» - «Страна кактусов и древних пирамид» - и, главное, они знают, почему они так называются. Важнейшим моментом в процессе формирования образа страны (особенно, учитывая возрастной фактор)является образность и эмоциональность, использование художественных средств наглядности, отрывков из художественных и музыкальных произведений. Их главная цель – создание причинно-следственных связей, которые и создают географический образ или «лицо» страны.
Как мы готовились к уроку:
Вначале я объяснила детям цель и идею урока. Обучающиеся 7-го класса разделились на 4 группы: «Канадцы», «Жители США», «Мексиканцы», «Жители островов Карибского моря».
Начальный этап состоял в накоплении материала. Наиболее рациональным источником информации явились: том энциклопедии издательства «Аванте» - «Страны, народы, цивилизации», книги серии «Я познаю мир», «Детская энциклопедия». Естественно, что такое количество информации стало требовать выхода, вот тут и начался процесс «перехода количества в качество» - нужно было только немного помочь.
Некоторые образы буквально «лежали» на поверхности – например: «Канада – страна кленового листа». Почему? – тут же «включается» «специалист» по природе Канады. «А как можно обозначить положение Канады на материке?» - думали долго. Наконец, решили – синяя стрелка компаса, символизирующая север материка. Тут же включаются «Мексиканцы» - «Тогда мы – красная стрелка», и т.д. были созданы образы для населения , самого необычного природного явления в стране. Особое слово нужно сказать о музыкальных образах стран. В процессе подготовки выяснилось, что мои ученики из всего многообразия музыки континента, могут назвать 2-3 современные рок группы, да пару поп-исполнителей. А о канадских или мексиканских напевах и говорить нечего…но музыку мы все-таки подобрали – «самую-самую» канадскую, мексиканскую, американскую.
Для формирования «музыкального образа» Канады мы использовали песню Александра Городницкого «Канада»:
«Над Канадой небо синее,
Мех берез, дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только все же не Россия…»
А «специалист» по населению Канады настоял на включении в образ песни Джо Дассена «Индейское лето». «Музыкальный образ США» состоял из типично американского произведения в стиле «Кантри» - это была песня, ритм которой совпадает с бегом мустанга по прерии, рисующий картину необозримых степей. А когда ученик рассказывал о юге США, и его жемчужине – Новом Орлеане – звучал голос великого Луи Армстронга.
Бурные споры вызвал подбор музыкального образа для Мексики. «Индейцы» и «Испанцы», прародители образа мексиканцев дали свои музыкальные символы – гитарная, зажигательная композиция для Мексиканского побережья и хрупкая глиняная окраина волшебного Диего Модена для сухих известняковых равнин…Кубинской музыки дети сами найти не смогли. В памяти их родителей кубинских песен тоже не оказалось. Более старшее поколение помнило только:
«Куба, любовь моя,
Остров зари багровой»…и т. д.
А нужна была мелодия – образ. И тогда мы нашли знаменитую когда-то кубинскую «Голубку».
Так родился наш урок. Конечно, многие образы, созданные детьми, спорны, рисунки далеки от профессиональных, но это их образы, их ассоциации, и самое главное – они помогли нам достигнуть конечной цели – закрепить и обобщить знания о государствах, расположенных на материке Северная Америка.
После проведения урока прошло довольно много времени. Но урок дети помнят до сих пор. Иногда проверяют друг друга: «Север Канады» - «Царство Снежной королевы» - и перед глазами встает образ белого безмолвия, сошедшего со страниц «Северных рассказов» Джека Лондона. А аудиокассета с музыкой, записанной к уроку, стала необычайно популярна в классе.
При закреплении материала во время урока можно исходить из двух вариантов:
После объяснения образов каждой группой под исполнение «музыкального образа» в заранее подготовленную табличку «Лицо страны» обучающиеся вносят «элементы образа».
Учитель зачитывает отрывки из художественных произведений, а ученики должны определить, какое явление или объект описан в отрывке и аргументировать свой ответ.
В нашем уроке были успешно использованы оба варианта.
Итоги урока
Подводить итоги таких уроков и трудно и легко. Трудно потому, что работал практически весь класс – всех нужно оценить – «сильные» ученики готовили материалы, создавали «образы», защищали их – это «5», «средние» - также готовили материалы, работали с картами, рисовали «образы», участвовали в «определении описаний» - это «4».
С радостью могу сказать, что не смотря на наличие «слабых» обучающихся, в классе не было категории «равнодушных» - самые «слабые» пытались определить по описанию, что же стоит за стихотворными строками Иосифа Бродского:
«Великая и нищая страна»…
А «легко» оценивать такие уроки можно, наверное, потому, что из 30 отметок не было ни одной «двойки».
Основная часть урока
Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы продолжаем обучаться формировать «образ страны». Когда мы с вами изучали Бразилию, мы говорили, что символом этой страны можно назвать кофе, футбол и телесериалы. Это, конечно, малая часть образа, но по этим признакам можно узнать Бразилию. Сегодня же мы поставили перед собой огромную цель: сформировать образ стран, которые находятся на материке Северная Америка. Обычно, когда говорят об этом материке, называют один символ – Статую Свободы. Но мы с вами изучили природу Северной Америки, изучили особенности ее государств, и теперь все наши знания, все учения всю информацию, которую мы накопили в процессе изучения, мы должны вложить в образы – в те ассоциации, которые возникли у нас.
Начнем мы с севера материка. Какое государство занимает крайний север Северной Америки?
- Канада.
Сейчас готовится к выступлению канадская группа, а остальные готовят тетради с заранее вычерченными таблицами, и внимательно слушают рассказ своих товарищей.
Географическое положение Канады мы определили синей стрелкой компаса, потому, что это самая северная страна материка. Как говорят канадцы – «Моя страна – это зима». В районе островов Канадского Арктического архипелага располагается северный магнитный полюс Земли. Канада омывается тремя океанами: с севера – Северным –Ледовитым, с запада – Тихим, с востока – Атлантическим. С севера пересекает страну Северный полярный круг.
По особенностям природы мы поделили Канаду на три части. Каждая из них имеет свой образ. Северная Канада – это «царство Снежной королевы», ледяных пустынь, белых медведей, птичьих базаров, полярной ночи и северного сияния.
Запад Канады – Кордильеры и Скалистые горы, темнохвойные леса, быстрые реки. Западную Канаду называют «Королевством бобра». Мех бобра очень ценный, не зря бобер один из символов Канады. Юг Канады называют «Хлебной корзинкой». Здесь в канадских прериях на плодородных, черноземных почвах вызревает лучшая в мире пшеница.
В национальном канадском гимне есть слова «Верный север, сильный и свободный». Канада многим похожа на Россию, поэтому музыкальным символом страны мы выбрали песню Александра Городницкого «Канада» и песню Дж Дассена «Индийское лето».
Уникальным природным явлением Канады мы выбрали «Обратный водопад» (двусторонний). Он образовался в том месте, где река Сент-Джон впадает в залив Фанди. Здесь самые высокие в мире приливы – 18 метров. Во время отлива река вытекает из этой теснины бурным потоком и падает вниз с высоты 5 метров. Когда же наступает прилив и вода в гавани поднимается выше уровня воды в реке, речные воды падают вниз в обратном направлении.
Население Канады.
Лев символизирует Великобританию, лилия – Францию, а эскимосская лодка – местное население.
Учитель: а теперь мы слушаем Александра Городницкого и записываем те ассоциации и образы, которые у вас возникли при прослушивании рассказа о Канаде.
Географическое положение С.Ш.А.
На самом деле граница между США и Канадой, протянувшаяся на 8900 км, больше объединяет, чем разъединяет два государства. Она не охраняется никакими войсками и в некоторых местах проходит через множество домов. Так, что их хозяева ложатся спать головой в Канаде, а ногами – в США.
Символом положения страны США является «сердце». Это означает то, что США находится в самом центре материка. С севера и юга добрые соседи – Канада и Мексика. США омывает 3 океана: Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический. Отдельно находится Аляска – американский холодильник, набитый природными богатствами: лесом, золотом, нефтью, бесценными мехами и американская дача – тропический рай, Гавайские острова с вулканами, танцами, цветами. Столица США – город Вашингтон. Но самый большой город – Нью – Йорк, здесь находятся правления крупнейших банков, промышленных фирм, газет и телевидения, также находятся музеи и театры Бродвея.
Районы США.
Географы выделяют в США три района: Север – Юг – Запад.
Символ севера – великие американские озера. Большие города, такие как Чикаго – город ветров и Нью-Йорк – большое облако.
Символ юга – нефтяная вышка, хлопок и саксофон. Юг США называют «хлопковым поясом». Там негры-рабы работают на плантациях и приносят огромные доходы. Теперь там добывают нефть.
На западе находятся хвойные леса. Вдоль побережья находятся большие города такие, как Лос – Анжелес и Сан – Франциско. В южной Калифорнии построили Дисней-ленд. Символом населения США мы выбрали детскую игрушку – калейдоскоп. Это говорит о многообразии народов разного происхождения, но в целом эти люди составляют единую нацию – американский народ.
Самые уникальные объекты природы в США это Гранд – Каньон реки Колорадо и смерчи торнадо на равнинах страны.
Речной символ США – это Миссисипи. Она так же дорога американцам, как нам Волга. Почти через всю страну протекает эта река, описанная во многих произведениях. Нам она известна по «Приключениям Тома Сойера» Марка Твена.
Учитель: «А теперь мы слушаем джазовую композицию Луи Армстронга и записываем те образы, которые у вас возникли при прослушивании рассказов ваших товарищей о Соединенных Штатах Америки.»
МЕКСИКА
Ученик: много удивительного на древней земле Мексики: и природа, и растения, и животные, история страны и обычаи ее народов. Мексика находится на юге Северной Америки, поэтому ее положение мы определили красной стрелкой компаса.
Разнообразна природа страны. Здесь и пустыни, и впадины с сухими и редкими лесами, и выжженные солнцем берега Океана, и тропические леса. Но горы есть везде. «У каждого селения есть своя гора»- говорят мексиканцы.
В Мексике много вулканов. Орисаба, Попокатепетль (дымящаяся гора), Истаксиуатль (белая мать).
Мексику еще называют страной кактусов. Кактусы – символ Мексики, как наша береза. Это и корм для скота, и топливо, и лекарство, и живые изгороди.
На юге находится сельва. Здесь иного растений с ценной древесиной, вкусными плодами, здесь водятся ягуары, ядовитые змеи, тапиры, муравьеды. Мексиканцы берегут свою уникальную природу. Под охрану берутся и отдельные животные (например, огромный калифорнийский кондор) и целые территории. В Мексике 50 национальных парков.
КУЛЬТУРА МЕКСИКИ
Культура Мексики имеет двойные корни. Один из них – это древние обряды индейцев, ы второй принесли с собой испанские колонизаторы. Музыка Мексики – это сочетание звуков глиняной окарины, которая символизирует древнюю индейскую Мексику: белые горы, пыльные равнины, непроходимые леса с руинами великих пирамид, где тысячи лет поклонялись великим богам. Испанцы привезли в Мексику свой любимый инструмент – гитару, при звуках которой перед глазами встают города Мексики, ее золотые пляжи и карнавалы. Мексика – это единственная страна, где ценится живопись на стенах художников – муралистов Риверы и Сикейроса. Очень любят мексиканцы бой быков. На аренах собирается до 60 тыс. зрителей. Всадники здесь соревнуются в умении объездить лошадей и бросать лассо.
Самым удивительным явлением Мексики мы считаем морской гейзер Ла-Буфадаре – один из четырех в мире, и подводную пещеру на острове Юкатан, где разведаны только первые 13 километров.
УЧИТЕЛЬ: -А теперь мы слушаем композицию в исполнении Диего Модены и записывает Мексиканские образы.
СТРАНЫ ОСТРОВОВ КАРИБСКОГО МОРЯ ( на примере КУБЫ )
Образ Кубы – зеленый крокодил (символ длинного и зеленого острова ); он держит в зубах ключ – «открывает дверь в Америку». А жемчужное ожерелье олицетворяет острова Карибского моря – прекрасные, подобные жемчужинам.
28 октября 1492 года первая экспедиция Христофора Колумба приблизилась к северо-восточным берегам Кубы. В тот же день великий мореплаватель записал в своем дневнике, что глаза человека не видели ничего прекраснее этой земли. На Кубе есть единственный в мире музе пиратов, которые в XVI-XVIII веках были хозяевами Карибского моря. Испанцы нашли на острове небольшие месторождения золота, которые, однако, быстро истощались. Завоеватели привезли с собой рис и сахарный тростник, которые стали основными культурами. Испанцы получили от продажи сахара большие доходы.
Карибское море издавна считалось районом пиратства. Самые знаменитые пираты плавали здесь: Френсис Дрейк, Черная Борода, Генри Морган и другие. Испанские колонизаторы вывозили отсюда сокровища ограбленных храмов: золото, серебро, изумруды. На одном из островов Карибского моря находилась столица пиратов город «Порт Рояль». Он ушел под воду во время землетрясения.
Острова Карибского моря часто сравнивают с жемчужинами. Их пейзаж – это череда холмов и равнин, занятых плантациями сахарного тростника.
УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ – БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Он расположен между Бермудскими островами и, островом Пуэрто-Рико и югом Флориды. Его называют «треугольником смерти» или «треугольником дьявола». На протяжении двухсот лет здесь пропадают корабли и самолеты. Ученые пытаются объяснить это целым букетом причин: рифами, подводными извержениями вулканов, глубинными течениями и др. некоторые ученые, судя по фактам, предполагают, что Бермудский треугольник – это зона ускоренного времени.
Прозвучала «Голубка» и вы закончили свои записи. Итак, возвращаемся к поставленной цели: «Из каких понятий складывается для вас образ стран Северной Америки? Что вы представляете, когда слышите слова: «Канада», «Мексика», «США»?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
УЧИТЕЛЬ: а теперь для закрепления ваших знаний вы должны по художественному описанию определить:
Какой географический объект или явление природы отображены в отрывке? Обоснуйте свой ответ.
На территории какого государства расположен этот объект или явление природы? Покажите его на карте материка. Если ответ верен, то на экране появится изображение этого объекта или явления природы.
«Прекрасная и нищая страна,
На западе и на востоке – пляжи
двух океанов. Посредине – горы,
леса, известняковые равнины
с руинами великих пирамид»
И.Бродский «Мексиканский дивертисмент».
ОТВЕТ: «В стихотворении говорится о Мексике (показывает
на карте Мексику). Отличительный признак Мексики-
Великие пирамиды».
«Широкой завесой падает масса воды.
Она кипит и клокочет на дне пучин;
Над бездной поднимается столб водяной пыли.
Лучи солнца играют в ней, переливаясь бесчисленными огнями.
Иногда широкая арка радуги повисает в воздухе»
ОТВЕТ: «В отрывке описан Ниагарский водопад (показывает на
карте)».
«Их воды очень чисты, имеют синий цвет, и настолько прозрачны, что в хорошую погоду плывущие по ним суда кажутся как бы висящими в воздухе. Их огромное зеркало смягчает климат, вызывает выпадение обильных осадков».
ОТВЕТ: «Здесь приведено описание Великих Американских озер (показывает на карте озера, перечисляет их названия)».
«Желтый мутны поток бешено несся поперек спокойного синего течения, кипя, вздымаясь, унося пни, ветви, вырванные с корнем деревья. Это была дикая река, которая безумно вливалась мутными водами в красавицу сестру».
ОТВЕТ: «Здесь описывается место впадения Миссури в Миссисипи ( показывает на карте обе реки и место впадения)».
«Она издавна была преградой на пути цивилизации. Это страна безлюдия и мертвой тишины. Здесь по кустарникам рыщут койоты, хлопает крыльями гриф-стервятник, грузно переваливается серый медведь – вот и все обитатели этой глухомани. Кругом, насколько хватает глаз, простирается плоская равнина, сплошь покрытая солончаковой пылью. Здесь не видно птиц, ничто не шевельнется на тусклой серой земле».
ОТВЕТ: «Это описание Большой Соляной пустыни (показывает на карте)».
«Он грохочет, словно товарный поезд. Он возникает в грозовой туче, окруженный молнией, громом и дождем, и тянется к земной поверхности в виде темного рукава, внутри которого яростно вращается воздух. Клубящиеся узлы хоботов всасываются в него с поверхности земли».
ОТВЕТ: «Это американский смерч-торнадо. Это опасное стихийное бедствие, возникающее на равнинах США».
«С запада поднимался огромный лиственный океан, необъятные дали, где взор блуждал по всем оттенкам зеленого, представленного здесь роскошной растительностью. Вязы, дубы, липы, березы, осины, переплетаясь сучьями, образовали лиственный шатер. А над ними стройные гладкие стволы сосен высоко поднимали свои головы.
ОТВЕТ: «В этом отрывке из произведения Джеймса Фенимора Купера описан лес на берегах Великих Американских озер».
«А вокруг, насколько хватало глаз, тянулись безбрежные равнины, покрытые снегом, где земля сливалась с небом в вековом круговороте белого снега и серых облаков. Ни один звук не нарушал этой торжественной тишины; казалось, что от сотворения мира до конца света простирается белое безмолвие».
ОТВЕТ: «Это один из «Северных рассказов» Джека Лондона, где описан север Аляски, земля белого безмолвия».
ОКОНЧАНИЕ УРОКА
УЧИТЕЛЬ: «Вот и закончился наш необычный урок. Сегодня мы с вами совершили путешествие по материку Северная Америка с севера на юг, по странам этого материка. Но наше путешествие было необычным. Мы знаем площадь этих стран, их географическое положение, особенности природы, но сегодня мы постарались увидеть «образ» страны, ее «лицо», то, что отличает ее от других стран мира. Со временем вы забудете цифры и площади, количество осадков и название племен. Но «образ» страны вы не забудете никогда.
А теперь я хочу поблагодарить всех вас за отличный урок».