Урок "Наши реки" разработан в рамках ФГОС и соответствеут всем требованиям современного урока. Данное занятие включает различные формы работы: письмо, чтение, коллективная и индивидуальная работа. Учитель занимает место вне аудитории. Дети занимаются самостоятельно и активно. Все это способствует развитию критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Наши реки.Открытый урок" »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
Филиал ГАОУ СПО «Казанский машиностроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: НАШИ РЕКИ
Выполнила:
Садретдинова Клара Равильевна
Преподаватель географии
Технологическая карта урока по теме
« Наши реки»
Дидактическая цель: сформировать представление об особенностях рек России
Образовательные цели:
– понятия: расход воды, падение реки, уклон реки, твердый сток, годовой сток
– характеристика особенностей рек каждого бассейна, по причине изменения климата и рельефа
– причины обмеления малых рек
Развивающие цели:
– описывать особенности рек каждого бассейна, называть значения рек для человека
– объяснять рек для природы России
– предлагать мероприятия по решению проблемы сохранения малых рек, речной сети в целом
Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры; воспитанию бережного отношения и сохранения чистоты наших рек
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый
Методы познания: картографический, мультимедийные демонстрации, проблемный, сравнительный.
Средства обучения: учебник «География» серии «Полярная звезда», электронная презентация, Интернет, атлас, раздаточный материал.
Ход урока:
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Психологический настрой
Организация рабочего места
2.
Мотивация
-Что является самым главным богатством каждой страны?
Особое значение имеют пресные воды.
-О каких пресных водах мы будем говорить на уроке вы узнаете прочитав стихотворение Б.Заходера.
Слайд 1
Слайд 2
-Эпиграф урока:«…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…»
В.Ю.Ключевской
Отвечают на вопрос учителя
Читают :
Течет… из далека Как хорошо, когда… И широка, и глубока! Над ней- пышнее облака, Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей.
Опеределяют тему урока.
3.
Актуализация
-Вы много знаете о реках из предыдущих курсов географии, работая в группах составьте кластер «Реки»
Работа в группе, представление кластеров
4.
Целеполагание
-сравните свой кластер с тем, который составила я
Слайд 3
(отличие- новые понятия, количественные)
- что вы хотите узнать о наших реках?
- можете ли вы объяснить такое природное явление: «Жители Великого Новгорода свергли с престола епископа Иоанна и решили казнить его привязав к плоту и спустив плот вниз по течению реки Волхов, но когда плот с Иоанном опустили на воду, вода в реке поднялась и вернула плот обратно в Великий Новгород, жители приняли это за знамение господне и вернули Иоанна на престол»
Почему река Волхов повернула вспять?
( выход на особенности наших рек)
Учащиеся совместно с учителем ставят цели урока
Слайд 4
Знать:
1.Особенности наших рек
2.Влияние на наши реки климата и рельефа
Уметь:
1.«Измерять» реку
5.
Изучение нового
-Организует работа в группах по листам заданий, один ученик работает с Интернет, обосновывая уникальность наших рек
(см. приложения)
-организует отчеты групп, уточнения, дополнения, обсуждение выступлений учащихся
- каждой группе задает уточняющие вопросы:
(бассейн Атлантического океана- в произведении А.С.Пушкина «Медный всадник» описано наводнение на р.Нева, почему на р.Нева случаются наводнения?;
Бассейн Северного Ледовитого океана-почему на р.Лена в период весеннего половодья в низовьях бывают ледяные заторы?;
Бассейн Тихого океана-почему реки Колымы имеют летнее половодье?;
Область внутреннего стока-что общего в режиме рек Кавказа и Дальнего Востока?.
-организует выполнение практической работы в парах, используя рубрику учебника «Шаг за шагом»
-Работают в группах с текстом параграфа, картами учебника и атласа, используя рубрику «Читаем карту», индивидуально с текстом параграфа и Интернет.
15 мин
-отчитываются по выполненной работе, показывают реки на карте
-обобщают, выделяя особенности рек каждого бассейна
-проверяют
Слайд 4
-слушают ученика, приготовившего информацию с Интернет, проверяют правильность выполнения работы
Слайд 5
-учатся «измерять реку»
-проверяют полученные результаты
6.
Закрепление
Возвращает учащихся к целям урока,
Слайд 6
организует закрепление, используя
-вопросы учебника стр.120
- краеведческий материал
(-какие особенности р.Чепца
-как она используется человеком
-почему мелеет наша река)
-почему реки главное достояние любой страны?
-почему р.Волхов повернула вспять?
Отвечают на вопросы в рубрике «Это я знаю»
и вопросы учителя
7.
Домашнее задание
Слайд 7
-п.24
-зад.9-12 стр.120 (по выбору)
-определить уклон и падение р.Чепца
Записывают в дневник
8.
Рефлексия
Организует заполнение листа оценки и рефлексивного листа
(см.приложения)
заполняют
лист оценки и рефлексивный лист
Приложения
Лист №1
составьте кластер
реки
Лист №2
составьте схему, приведите примеры рек, покажите на карте
«Влияние на наши реки климата и рельефа»
1.Климат:
-питание реки
-режим реки
-установление ледового
покрова
2. Рельеф
-характер течения
-твердый сток
Лист №3г
составьте таблицу
« Наши реки»
Бассейн океана
Особенности рек
реки
Область внутреннего стока
Лист №3в
составьте таблицу
« Наши реки»
Бассейн океана
Особенности рек
реки
Атлантический океан
Лист №3б
составьте таблицу
« Наши реки»
Бассейн океана
Особенности рек
реки
Тихий океан
Лист №3а
составьте таблицу
« Наши реки»
Бассейн океана
Особенности рек
реки
Северный Ледовитый
Океан
Лист №4
1.Выпишите понятия:
-водоносность-
-расход воды-
-годовой сток-
-падение реки-
-уклон реки-
2.Изобразите графически падение и уклон реки.
3.Составьте схему «Характеристики реки ,которые определяют падение и уклон реки»
Лист №5
Используя рубрику «Шаг за шагом» определите:
-уклон р. Волги
-падение и уклон р.Лена (исток-Байкальский хребет-930м.,
устье-море Лаптевых-0м.,
длина-4400км. )
Домашнее задание:
- падение и уклон р.Чепца
Лист №6
Закончите предложения:
1.В России………. рек
2.Общая протяженность рек России……..
3.Общий годовой сток всех рек России…..
4.Из 34 крупных рек мира в России находится….. рек, это…………..