Просмотр содержимого документа
«Моу"школа №15" г.тореза»
Тема урока : Географические координаты
Цель урока:
Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе: 5
Учитель: Зламанюк ТатьянаВладимировна
Краткое описание:
Данный урок формирует у учащихся знание содержания терминов «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота», навыки определения географических координат.
Цель урока
Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»;
- создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах
полушарий
- совершенствовать умение ориентироваться по географической карте;
- продолжить формирование картографической грамотности;
- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,
- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре
Основное содержание темы, термины и понятия
Основное содержание: градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазоны изменений величин. Определение географических координат.
Основные термины и понятия: градусная сетка;географические координаты; широта; долгота.
Опорные знания: параллели; меридианы; географические полюсы; экватор; стороны горизонта.
Планируемые результаты
личностные
метапредметные
предметные
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;
- осознание необходимости
понимать и читать карту
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий
- познавательные
умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
-развитие интеллектуальных способностей
- регулятивные
вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,
выполнять учебные действия в соответствие с заданием;
самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой
- коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
4.Определение географических объектов по заданным координатам.
Актуализация знаний
- Что такое параллель и какие направления она показывает?
- Что такое меридиан и какие направления он показывает?
- Какую форму имеют параллели на глобусе и какую – на карте?
- Какую форму имеют меридианы на глобусе и какую – на карте? Какова их градусная мера?
Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:
-Учащиеся выполняют задание №1
усвоение новых понятий через самостоятельную
работу обучающихся
- при необходимости оказывает консультативную помощь
Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической широты местности?
Выполните задание №2 и дайте определение термина «географическая широта»
Изучение термина «географическая долгота»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:
Учащиеся выполняют задание №3
Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической долготы местности?
Выполните задание №4 и дайте определение термина «географическая долгота»
Учитель проводит разминку
- комплектование обучающихся в пары, группы
Отвечают на вопросы
Выполняют задание №1 индивидуально
Озвучивают свои дейтсвия по определению географической широты.
Выполняют задание и озвучивают полученные результаты: что такое широта и ее основные характеристики
Озвучивают свои дейтсвия по определению географической долготы.
Озвучивают полученные результаты: что такое долгота и ее основные характеристики
Определяют координаты, проверка в группе- задание №5
Выполняют упражнения
III этап.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы
- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений
личностные
устойчивый познавательный интерес
регулятивные
умение выполнять учебные действия в соответствии с планом
коммуникативные
умение работать в парах
предметные
использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности
работа в паре
- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний
- заслушивает,
корректирует ответы, делает выводы
-применяют полученные знания в новой ситуации
- самопроверка
IV этап.
Диагностика качества освоения темы.
Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ
- установить степень изучения темы «Географические координаты»
Личностные
устойчивый познавательный интерес
регулятивные
умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты
коммуникативные
умение выполнять учебные задания в паре
предметные
- использование
приобретенных
знания и умения в самостоятельной
практической деятельности
работа в паре
Направляет работу с обучающей структуре СИНГ_РАУНД_РОБИН
Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты?
Выполняют задание №6
Проговаривают правила определения координат по кругу
Объясните партнеру по плечу:
Чтобы определить географическую широту, надо :
Чтобы определить географическую долготу, надо
Выполняют задание №7 и обсуждают результат в группе ( СТРУКТУРА КУИЗ-КУИЗ-ТРЕД)
V этап.
Рефлексивная деятельность.
- научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности
личностные
- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой темерегулятивные
- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью
коммуникативные
-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата
предметные
умение
систематизировать знания по теме «Географические координаты»
фронталь-
ная
- совместно с учащимися подводит итог урока,
- оценивает деятельность каждой пары
- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика
-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения
- обмениваются мнениями
VI этап.
Домашнее задание
- отработка навыков в определении географических координат объектов
-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание:
- §18
- придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по координатам
-узнать принципы работы навигаторов.
Задания для учащихся
Задание №1
Работа в парах:
1. На к.к стрелкой показать по меридиану расстояние от экватора до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.
2. Определить в градусах расстояние от экватора до каждого города.
3. На какой параллели находится каждый город?
4. В каком полушарии (северном или южном) находится каждый город?
Так вы определили широту города.
Задание №2
Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:
Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.
Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67
Задание №3
Работа в парах:
1. На к.к стрелкой показать расстояние от нулевого меридиана до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.
2. Определить в градусах расстояние от нулевого меридиана до каждого города.
3. На какой меридиане находится каждый город?
4. В каком полушарии (западном или восточном ) находится каждый город?
Задание №4
Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:
Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.
Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67.
Задание №5
Первичное закрепление изученного.
Определите географическую широту следующих объектов:
г. Берлина (53с.ш.
г. Аддис-Абеба 9 с.ш.
г. Бразилиа 16 ю.ш.
г. Кейптаун 34 ю.ш.
г. Сан – Франциско 38 с.ш.
Определите географическую долготу следующих объектов:
г. Берлина ( 160 в.д..)
г. Аддис-Абеба 390 в.д..)
г. Бразилиа 470з.д.
г. Кейптаун 190 в.д.
г. Сан - Франциско(1210 з.д.)
!!!Разминка Повторяйте движения руками С. ш.- вверх; Ю. ш – вниз; З.д.- влево; В.д. - вправо; Усложним задание (показ точек) С. Ш.; В.д.; Ю. ш.; В.д.; Ю. ш.; З.д.; С. ш.; З.д.; Молодцы!
Задание №6
Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН. Объясните партнеру по плечу:
Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты?Чтобы определить географическую широту, надо :
Чтобы определить географическую долготу, надо
Задание №7
Потерялись африканский львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.
Кого вы вернёте на материк с координатами 37° с.ш., 34° ю.ш.; 17° з.д., 51° в.д.?
Кого – на материк с координатами 71° с.ш., 7° с.ш.; 168° з.д., 55° з.д.?
Кого – на материк с координатами 10° ю.ш., 39° ю.ш.; 113° в.д., 153° в.д.?
2.Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй – всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?
Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55° с.ш., 20° в.д.; Женя – 45° с.ш., 38° в.д.; Коля – 65° с.ш., 40° в.д.
Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?
Рефлексивная деятельность.
Ученики дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения
- обмениваются мнениями
Дополнительные задания для тех, кто быстро усвоил:
3. По физической карте мира определите координаты географических объектов: г. Каир ; г.Париж ; г. Берлин, г.Вашингтон , вулкан Камерун; вулкан Котопахи
Что находится в точке с координатами:
35 ю.ш., 59 з.д.
9 с.ш., 39 в.д.
63 с.ш., 152 з.д.
6 с.ш., 62 з.д.
А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;
Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;
Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;
Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.
Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;
Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..
В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;
вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.
2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.
ОТВЕТЫ:
Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;
Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;
устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..
3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?