kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Моу"школа №15" г.тореза

Нажмите, чтобы узнать подробности

урокформирования новых знаний В работе рассмотрены понятиягеографическиекоординаты.

Просмотр содержимого документа
«Моу"школа №15" г.тореза»

Тема урока : Географические координаты

Цель урока: 

Урок формирования новых знаний по определению географических координат. Урок построен с требованием ФГОС

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе:  5

Учитель: Зламанюк ТатьянаВладимировна

Краткое описание: 

 Данный урок формирует у учащихся знание содержания терминов «географические координаты», «географическая широта», «географическая долгота», навыки определения географических координат.

 


 

Цель урока

 

 

Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат.

Задачи урока

обучающие

 

развивающие

воспитательные

- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»;

- создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах

полушарий

- совершенствовать умение ориентироваться по географической карте;

- продолжить формирование картографической грамотности;


- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля,

- воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре

Основное содержание темы, термины и понятия

Основное содержание: градусная сетка. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазоны изменений величин. Определение географических координат.


Основные термины и понятия: градусная сетка; географические координаты; широта; долгота.


Опорные знания: параллели; меридианы; географические полюсы; экватор; стороны горизонта.


Планируемые результаты

личностные

метапредметные

 

предметные

- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни  людей;

- осознание необходимости

понимать и читать карту

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

познавательные

умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;

-развитие интеллектуальных способностей

регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,

выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать индивидуально и в паре

- усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»:

- умение  работать с картой (развитие картографической грамотности);

- умение определять географические координаты объектов;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации

 

Организация образовательного пространства

 

 

Оборудование

 

Ресурсы

 

мультимедийный проектор, глобусы

 

учебник географии, географический атлас  для 5 класса, настенная физическая карта полушарий



 

Межпредметные связи

- математика (модуль «Геометрия») - тема «Окружность и круг»,5 класс

Формы организации учебной деятельности

- фронтальная;

 - в паре;

- в группах.

Методы обучения

- репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), применение элементов сингапурского метода обучения

 

 

 

                                                                                    

 

                                                                                            Технология изучения темы

 

Структурные элементы урока

Цели

Планируемые результаты

Форма работы

 

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I этап.

Самоопределение к деятельности

(целеполагание)

-актуализировать имеющиеся знания  о географической карте,

градусной сетке

-мотивировать обучающихся к изучению темы



личностные

-проявление интереса к поставленной проблеме

регулятивные

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью

коммуникативные

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

предметные

предметные

знание

понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель»,

«нулевой меридиан»,

«градусная сетка»

умение                    

описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы

 

 

фронталь-

ная

работа

 

 

 

- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

- сообщает тему урока

- раскрывает цели учебного занятия

-сообщает о значимости содержания урока

- актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний)

- формулирует проблему:

-Вспомните тему прошлого урока. - Параллели и меридианы, градусную сетку.


- Для чего люди придумали градусную сетку? - Для ориентирования и определения своего геогр. положения.


-Как это можно сделать? Ученики предлагают свои варианты ответов. - Следовательно, что нам необходимо узнать? - сегодня мы будем учиться

определять координаты для определения географического положения.


- Как вы думаете, что для этого нужно? - Географическая карта и градусная сетка.


«Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта?»

- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке

 

 

 

 

 

 









отвечают на вопросы учителя,

 













- записывают тему урока в тетрадь





Отвечают на вопросы


 

 

 

II этап.

Учебно-познавательная деятельность.

 

 ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, первичная проверка понимания и первичное закрепление

Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий


























































 

































Первичное закрепление изученного.


 

 

- создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота»,

«географические координаты»

-формировать  умение определять координаты географических объектов

личностные

понимать

значимость знаний о географических координатах для практической жизни  людей;

- осознавать необходимость понимать и читать карту

регулятивные

- организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты

-осуществлять преобразование информации

коммуникативные

-умение организовывать учебное сотрудничество, работать  в паре

предметные

знание

- понятий и терминов «долгота»,«широта»,

«географические координаты»

умение

- определять координаты географических объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Работа фронтальная 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















индивидуа-

льная

работа




















Работа в группе

 

 


















Индивидуальная работа









Работа в группе








Работа в группе













- обращает внимание обучающихся на план изучения нового материала:

1.Географическая широта и способ её определения.

2.Географическая долгота и способ её определения.

3.Определение географических координат географических объектов.

4.Определение географических объектов по заданным координатам.

Актуализация знаний

- Что такое параллель и какие направления она показывает?

- Что такое меридиан и какие направления он показывает?

- Какую форму имеют параллели на глобусе и какую – на карте?

- Какую форму имеют меридианы на глобусе и какую – на карте? Какова их градусная мера?


Изучение терминов «географическая широта»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:




  -Учащиеся выполняют задание №1

усвоение новых понятий через самостоятельную

работу обучающихся

-  при необходимости оказывает консультативную помощь

Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической широты местности?



Выполните задание №2 и дайте определение термина «географическая широта»



Изучение термина «географическая долгота»: выводим содержание понятия через выполнение практических заданий:



Учащиеся выполняют задание №3

Сделайте вывод, что необходимо знать для определения географической долготы местности?

Выполните задание №4 и дайте определение термина «географическая долгота»









Учитель проводит разминку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- комплектование обучающихся в пары, группы












Отвечают на вопросы


















Выполняют задание №1 индивидуально

 

 

 







Озвучивают свои дейтсвия по определению географической широты.












Выполняют задание и озвучивают полученные результаты: что такое широта и ее основные характеристики























Озвучивают свои дейтсвия по определению географической долготы.


Озвучивают полученные результаты: что такое долгота и ее основные характеристики



Определяют координаты, проверка в группе- задание №5

Выполняют упражнения































 



III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

 

 

 

 

 

- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы

- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений

личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять учебные действия в соответствии с планом

коммуникативные

умение работать в парах

предметные

использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности

работа в паре

- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний

 

 

 

 

 

 

- заслушивает,

корректирует ответы, делает выводы

-применяют полученные знания в новой ситуации

- самопроверка

 

IV этап.

Диагностика качества освоения темы.

 Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН.






















КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК И ИХ КОРРЕКЦИЯ















 

- установить степень изучения темы «Географические координаты»

Личностные

устойчивый познавательный интерес

регулятивные

умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты

коммуникативные

умение выполнять учебные задания в паре

предметные

- использование

приобретенных

знания и умения в самостоятельной

практической деятельности

 

работа в паре

Направляет работу с обучающей структуре СИНГ_РАУНД_РОБИН 

 

 

 Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты?







Выполняют задание №6

Проговаривают правила определения координат по кругу

Объясните партнеру по плечу:


  1. Чтобы определить географическую широту, надо :

  2. Чтобы определить географическую долготу, надо





Выполняют задание №7 и обсуждают результат в группе ( СТРУКТУРА КУИЗ-КУИЗ-ТРЕД)


 

 

 

 

 

 


V этап.

Рефлексивная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности

 

личностные

- эмоционально-ценностное отношение к изучаемой темерегулятивные

- умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью

коммуникативные

-умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата

предметные

умение

систематизировать знания по теме «Географические координаты»

 

 

фронталь-

ная

- совместно с учащимися подводит итог  урока,

- оценивает деятельность каждой пары

- оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика

-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями

VI этап.

Домашнее задание

 

- отработка навыков в определении географических координат объектов

-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее  задание:

- §18

- придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по  координатам

-узнать принципы работы навигаторов.

 




Задания для учащихся

Задание №1

Работа в парах:

1. На к.к стрелкой показать по меридиану расстояние от экватора до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.

2. Определить в градусах расстояние от экватора до каждого города.

3. На какой параллели находится каждый город?

4. В каком полушарии (северном или южном) находится каждый город?

Так вы определили широту города.


Задание №2

Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:

Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.

Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67


Задание №3

Работа в парах:

1. На к.к стрелкой показать расстояние от нулевого меридиана до городов Москва, Сидней, Бразилиа, Мехико.

2. Определить в градусах расстояние от нулевого меридиана до каждого города.

3. На какой меридиане находится каждый город?

4. В каком полушарии (западном или восточном ) находится каждый город?

Задание №4

Используется обучающая структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР:

Учащиеся записывают обязательные, необязательные характеристики географической широты, примеры и антипримеры.

Сравнивают свои ответы с ответом в учебнике на стр.67.

Задание №5

Первичное закрепление изученного.

Определите географическую широту следующих объектов:

г. Берлина (53с.ш.

г. Аддис-Абеба 9 с.ш.

г. Бразилиа 16 ю.ш.

г. Кейптаун 34 ю.ш.

г. Сан – Франциско 38 с.ш.


Определите географическую долготу следующих объектов:

г. Берлина ( 160 в.д..)

г. Аддис-Абеба 390 в.д..)

г. Бразилиа 470з.д.

г. Кейптаун 190 в.д.

г. Сан - Франциско(1210 з.д.)

!!!Разминка
Повторяйте движения руками
С. ш.- вверх;
Ю. ш – вниз;
З.д.- влево;
В.д. - вправо;
Усложним задание (показ точек)
С. Ш.; В.д.;
Ю. ш.; В.д.;
Ю. ш.; З.д.;
С. ш.; З.д.;
Молодцы!


Задание №6

Обучающая структура СИНГЛ_РАУНД_РОБИН. Объясните партнеру по плечу:

Итак, подведите итог: как определять по карте используя градусную сетку географические координаты? Чтобы определить географическую широту, надо :

Чтобы определить географическую долготу, надо





Задание №7


  1. Потерялись африканский львёнок, североамериканский медвежонок и австралийский кенгурёнок. Помогите им.

Кого вы вернёте на материк с координатами 37° с.ш., 34° ю.ш.; 17° з.д., 51° в.д.?

Кого – на материк с координатами 71° с.ш., 7° с.ш.; 168° з.д., 55° з.д.?

Кого – на материк с координатами 10° ю.ш., 39° ю.ш.; 113° в.д., 153° в.д.?


2.Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй – всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Почему?


  1. Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55° с.ш., 20° в.д.; Женя – 45° с.ш., 38° в.д.; Коля – 65° с.ш., 40° в.д.

Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?


Рефлексивная деятельность.

Ученики дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

- обмениваются мнениями





Дополнительные задания для тех, кто быстро усвоил:

3. По физической карте мира определите координаты географических объектов: г. Каир ; г.Париж ; г. Берлин, г.Вашингтон , вулкан Камерун; вулкан Котопахи

Что находится в точке с координатами:

35 ю.ш., 59 з.д.

9 с.ш., 39 в.д.

63 с.ш., 152 з.д.

6 с.ш., 62 з.д.

  1. А) Каир – 31º с.ш. 32º в.д.;

Париж - 48º с.ш. 3º в.д.;

Мельбурн - 38º ю.ш. 146º в.д.;

Вашингтон - 39º с.ш. 77º з.д.

Б) Суэцкий канал – 31º с.ш. 33º в.д.;

Панамский канал - 9º с.ш. 79º з.д..

В) вулкан Камерун – 4º с.ш. 9º в.д.;

вулкан Ключевская Сопка – 57º с.ш. 162º в.д.

  • 2. По физической карте мира определите координаты географических объектов: Кейптаун, вулкан Эребус, устье реки Амазонка.

ОТВЕТЫ:

Кейптаун - 33º ю.ш. 19º в.д.;

Эребус - 79º ю.ш. 169º в.д.;

устье реки Амазонка - 6º с.ш. 61º з.д..

  • 3. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?

ОТВЕТ: на Северном полюсе




 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Моу"школа №15" г.тореза

Автор: Зламанюк Татьяна Владимировна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 521955

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства