kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Территориальная организация производства и экономическое районирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экономическим районирование называется выделение системы взаимосвязанных экономических районов страны, отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Специализация – выпуск предприятиями огромной продукции. Экономическим районом называют отдельную часть страны, сформированную в результате территориального разделения труда. В территориальное разделение труда входят: вывоз в другие страны и районы избыточной продукции, производимой в стране или районе, и получение из других районов или стран недостающей продукции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Территориальная организация производства и экономическое районирование"»

Урок 43 Класс: 9

Дата:

Количество часов: 1

§ 40 Территориальная организация производства и экономическое районирование

Цель урока: Познакомить учащихся с принципами экономического районирования территории РК.

Задачи:

Образовательная: Продолжить формирование представления об экономических районах Казахстана и территориальной организацией производства.

Развивающая: Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентности учащихся, рассказывая об экономическом районировании территории Казахстана, ее особенностях и принципах.

Воспитательная: Продолжить формирование экологическое воспитание и образование учащихся, раскрывая роль природных условий в жизни людей, негативное и положительное влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, воспитание патриотизма любви к природе через изучение родного края.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, ЛОК

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации: индивидуальная, инклюзивная (карточки), работа по группам

Оборудование: Политическая карта Казахстана, административная карта Казахстана, атлас

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

II. Актуализация знаний (5 минут)

Задание 1. Проверить тест на стр. 279-280.

Задание 2. Фронтальный опрос «Дать понятие определениям»

  1. Инфраструктура… (от лат. инфра - ниже, под   и структура - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

  2. Грузооборот… это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

  3. Пассажирооборот… это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

  4. Рекреационные ресурсы… это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха.

  5. Отрасли социальной инфраструктуры … (торговля, предприятия бытового обслуживания, здравоохранение, образование, организация отдыха населения).

Задание 3. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

Экспресс-опрос

  1. Самый быстрый транспорт -
    2. крупный по объему перевозимых товаров -
    3. дорогой -
    4. крупный по числу перевозимых пассажиров -
    5. крупный по грузообороту - …
    6. экологически «грязный» -
    7. дешевый -
    8. подверженный влиянию природных условий -
    9. универсальный -
    10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

  1. Ответы: 1- воздушный, 2- железнодорожный, 3- воздушный, 4- автомобильный, 5- морской, 6- автомобильный, 7- трубопроводный, 8- речной, 9- железнодорожный, 10- трубопроводный и электронный

III. Изучение нового материала (20 минут)

Работа с текстом в учебнике.

Экономическим районирование называется выделение системы взаимосвязанных экономических районов страны, отражающих сложившееся территориальное разделение труда. Специализация – выпуск предприятиями огромной продукции. Экономическим районом называют отдельную часть страны, сформированную в результате территориального разделения труда. В территориальное разделение труда входят: вывоз в другие страны и районы избыточной продукции, производимой в стране или районе, и получение из других районов или стран недостающей продукции.

Известный ученный Н.Н. Баранский выделил на территории Казахстана пять внутриреспубликанских экономических районов:

  • Центральный Казахстан,

  • Восточный,

  • Западный,

  • Северный,

  • Южный Казахстан.

Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов.

  • На Севере развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.

  • В Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.

  • Западный Казахстан - крупнейший нефтегазодобывающий регион не только Казахстана, но и СНГ.

  • Основные отрасли хозяйства Центрального Казахстана - черная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.

  • В Южном Казахстане производятся хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, легкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство.

Размещение промышленности привязано к месторождениям полезных ископаемых, крупным городам и водным ресурсам. Высокая концентрация горнодобывающей промышленности обусловила ухудшение экологической обстановки, что особенно характерно для городов Восточного, Центрального и Южного Казахстана.

Регионы Казахстана

Восточный Казахстан занимает площадь 277 тысяч квадратных километров. Население - 1 772 тысячи человек, средняя плотность населения немного превышает показатель по стране. Природные ресурсы разнообразны и залегают в соответствии с рельефом, климатической и почвенно-растительной зонами.

Здесь находится почти половина лесных массивов страны, недра насыщенны полиметаллическими, олововольфрамовыми и ванадиевыми рудами. Основные отрасли промышленности - цветная металлургия, машиностроение, производство приборов и конденсаторов, электроэнергетика, химическая и деревообрабатывающая.

Северный Казахстан - главная житница страны, ведущий экономический регион. Развиты сельское хозяйство и промышленность. Площадь 600,9 тысяч квадратных километров, население - 4 431 тысяча человек, плотность - 7,2 человека на 1 квадратный километр. Здесь проходят железнодорожные и речные магистрали. Недра весьма богаты каменным и бурым углем, железной и медной рудой, бокситами, золотом. Развиты топливно-энергетическая, горнодобывающая отрасли, машиностроение, имеются предприятия нефтепереработки, по производству ферросплавов, алюминия, тракторов. Значительное место в экономике региона занимает агропромышленный комплекс. Три четверти посевной площади отведены под зерновые культуры. Регион является основным производителем технических культур. Развита пищевая промышленность.

Территория Центрального Казахстана - 398,8 тысяч квадратных километров. Население - 1 728,7 тысячи человек. Плотность населения - 4,5 человека на квадратный километр, 86% проживает в городах и поселках. Центральный Казахстан - сокровищница природных богатств. Здесь размещены центры угледобывающей и химической промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, строительной индустрии.

Южный Казахстан - относительно менее развитая часть страны. Площадь региона - 712,2 тысячи квадратных километров, население 6 363 тысячи человек. Показатель плотности населения наиболее высокий в стране - около 9 человек на 1 квадратный километр. Главный район поливного земледелия, развито садоводство, виноградарство, выращивание хлопчатника, сахарной свеклы, риса. На базе сельского хозяйства получили развитие пищевая и легкая промышленности. Бурно развиваются металлургическая, горно-химическая, машиностроительная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленности. Создан крупнейший в мире комплекс по добыче фосфорных удобрений и фосфорных солей.

Территория Западного Казахстана - 728,5 тысяч человек, плотность - 2,7 человека на 1 квадратный километр. Регион богат минеральными ресурсами. Открыто около тысячи месторождений 50 видов рудных и нерудных ископаемых: нефть и газ, хромиты, марганец, никель, фосфориты, медь. Тенгизское месторождение сопоставимо с крупнейшими месторождениями в мире. Ведущее место в экономике занимает два производственных цикла - нефтегазохимический и рыбоперерабатывающий. Развито также производство нефтяного и рентгеновского оборудования, ферросплавов, минеральных удобрений. К освоению и развитию экономики региона активно привлекаются иностранные инвестиции, создан ряд крупных совместных предприятий.

IV. Закрепление изученного материала (8 минут)

Задание 1. Ответить на вопросы:

  1. Что называется экономическим районированием?

  2. Какие причины повлияли на формирование внутренних экономических районов на территории Казахстана?

  3. Назовите специализированные (ведущие) отрасли хозяйств экономических районов страны

  4. Какими принципами руководствуются при экономическом районировании?

Задание 2. Закончите фразу…

  1. Если в экономическом районе какой-либо продукции производится больше, чем необходимо данной территории, то эти производства относятся к отрасли ….

  2. Экономические районы отличаются друг от друга ….

  3. Центральный экономический район наиболее богат ….

V. Рефлексия (3 минуты)

Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Ответьте на вопросы:

  • Что было главным на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что вызвало наибольшее затруднения: работа с атласом, тест?

VI. Домашнее задание. (2 минуты) 40, ответить на вопросы в конце учебника. На контурную карту нанести экономические районы Казахстана.

Спасибо за внимание! До свидания!

ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

Экспресс-опрос

  1. 1. Самый быстрый транспорт -
    2. крупный по объему перевозимых товаров -
    3. дорогой -
    4. крупный по числу перевозимых пассажиров -
    5. крупный по грузообороту - …
    6. экологически «грязный» -
    7. дешевый -
    8. подверженный влиянию природных условий -
    9. универсальный -
    10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

  1. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

  2. Экспресс-опрос

    1. 1. Самый быстрый транспорт -
      2. крупный по объему перевозимых товаров -
      3. дорогой -
      4. крупный по числу перевозимых пассажиров -
      5. крупный по грузообороту - …
      6. экологически «грязный» -
      7. дешевый -
      8. подверженный влиянию природных условий -
      9. универсальный -
      10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

  3. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

  4. Экспресс-опрос

    1. 1. Самый быстрый транспорт -
      2. крупный по объему перевозимых товаров -
      3. дорогой -
      4. крупный по числу перевозимых пассажиров -
      5. крупный по грузообороту - …
      6. экологически «грязный» -
      7. дешевый -
      8. подверженный влиянию природных условий -
      9. универсальный -
      10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

  5. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

  6. Экспресс-опрос

    1. 1. Самый быстрый транспорт -
      2. крупный по объему перевозимых товаров -
      3. дорогой -
      4. крупный по числу перевозимых пассажиров -
      5. крупный по грузообороту - …
      6. экологически «грязный» -
      7. дешевый -
      8. подверженный влиянию природных условий -
      9. универсальный -
      10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Зелинская Кристина Михайловна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства