Основное содержание: Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Практикум. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (теплое, холодное); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное).
Проверка домашнего задания:
Назовите основные принципы выделения климатических поясов.
Покажите различия между основными и переходными поясами.
Дайте описание тропического климатического пояса.
Назовите и покажите на карте все климатические пояса Земли.
Изучение нового материала:
В начале урока учитель вводит понятие «течение» и раскрывает влияние течений на природу Земли.
Горизонтальный перенос огромных объемов масс воды из одного места океана в другое называется течением. эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли (анализ рис. 40 учебника)
Конкретизация и систематизация знаний о видах течений Мирового океана осуществляется посредством составления таблицы, где следует отразить их различие по температуре, глубине, времени действия.
Классификация океанических течений
По температуре
По глубине
По происхождению
По времени
Теплые
Холодные
Поверхностные Глубинные
Придонные
Ветровые
Приливно-отливные
Плотностные
Постоянные
Сезонные
Переходя к рассмотрению поверхностных течений, вначале следует повторить схему общей циркуляции атмосферы (рис. 33 учебника). Учащиеся определяют направления пассатов и западных ветров. Далее учащимся предлагается сопоставить карту ветров с картой течений и сделать вывод.
Главная причина образования течений – ветер, который вызывает горизонтальное движение поверхностных вод океана. Особенно мощные течения образуются под воздействием постоянных ветров.
Учитель объясняет механизм образования течений на примере Атлантического океана. Схему течений в Тихом и Индийском океанах ученики рассматривают самостоятельно.
Практикум. Учащиеся дают характеристику течения Западных Ветров по плану, указанному в задании 7 на стр. 59 учебника.
Течение Западных Ветров проходит с запада на восток по южной периферии Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Это самое мощное течение Мирового океана. Ширина его в некоторых местах достигает 1300 км. Скорость на поверхности невелика (до 1 км/ч), с глубиной уменьшается. Образование этого течения обусловлено западными ветрами, которые господствуют в умеренных широтах. По физическим свойствам вод – холодное, по времени действия – постоянное.
В заключение урока учащиеся наносят на контурную карту течения, названия которых выделены жирным шрифтом в §15.
Домашнее задание: 1) изучить §15; 2) ответить на вопросы 2-4; 3) выполнить задания 1, 5-7.