Организация познавательной деятельности (28 мин) | Изучение нового материала. 1. Что вы знаете об объекте, зашифрованном в лабиринте? 2. Мотивация: извержение вулкана Кальбуко 22.04.2015 в Чили. Южная Америка, 5 уровень опасности (красный). (Приложение 1, слайд №2) Какая карта необходима для работы? 3. Знакомство с определением понятия «вулкан». (Приложение 1, слайд №3) Откуда произошло это слово? Как древние римляне называли бога огня и кузнечного дела? Полезно самому научиться составлять определение понятий. Рассмотрим структуру определения: ключевое слово и его главные признаки. Сравните определения ученых и определение, данное в учебнике. «Вулкан»- это гора, извергающая огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву- расплавленную породу» В. А. Обручев. «Вулкан- это место происходит извержение» (А. Штюбель) «Вулкан- это конусообразная гора, образованная застывшей лавой с кратером наверху» (учебник, стр 77) Какое определение вы считаете более правильным? Каким должно быть определение? (краткое, лаконичное). 4. Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения Расскажите о том, как происходит извержение вулкана и какие его части вы можете выделить? Подпишите части вулкана на карточке. | 1. Высказывание учащихся о том, что им известно о вулканах. 2. Оценка события. Подбор ассоциаций к данному природному явлению: опасное, страшное, катастрофическое, грозное и др. Поиск политической карты мира в атласе и самостоятельная работа по карте, показ объекта на классной карте. 3. Анализ схемы «Структура определения понятия» Сравнение определений В. А. Обручева и А. Штюбеля с современным определением. Запись определения в тетради (возможна своя интерпретация) 4. Работа с рисунком учебника №51 Заполнение карточки «Части вулкана» (Очаг магмы, жерло вулкана, кратер, лава.) | Умение вести диалог, приводить аргументы, перефразировать свою мысль. Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать схему и иллюстративно-текстовую информацию |
Первичное усвоение знаний. 5. Выявление различий вулканов. (Приложение 1, слайд №4) Работа с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» К какому типу относится? (Везувианский: огромный столб дыма, газа, пепла, мощные выбросы лавы). Вывод о разнообразии вулканической деятельности. | 5. Составление схемы «Типы вулканов» (Гавайский и Везувианский) Работа с текстом учебника: поиск информации Учащиеся анализируют, доказывают свою точку зрения Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (индивидуальное опережающее задание учащемуся) Формулирование выводов, проверка по тексту учебника. | Подтверждать аргументы фактами. Преобразовывать текст в схему. |
| Первичное закрепление знаний. 6. Практикум по рисунку №50 учебника: - как вулканы обозначаются на карте? - Чем отличаются действующие вулканы от потухших 7. Загадка о самом высоком действующем вулкане России. (Приложение 1, слайд №5) «Находится в северовосточной части РФ, географические координаты 560 с.ш., 1610 . д. Высота- 4688 м. Относится к Тихоокеанскому огненному кольцу. Возраст вулкана около 7000 лет. Найдите и покажите объект на карте. Какую карту выберем для решения географической задачи? | 6. Работа с легендой карты- рисунок 50, стр 76. Деление вулканов на действующие и потухшие (приводят примеры) Показ объектов на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулканов Тихоокеанского огненного кольца. 7. Показ объекта на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулкана Ключевская сопка. | Выявлять закономерности распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли Наносить вулканы на контурную карту |