kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по географии на тему "Вулканы" для 5 класса (ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме литосфера в 5 классе, соответствует требованиям ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока по географии на тему "Вулканы" для 5 класса (ФГОС ООО)»

Технологическая карта урока географии 5 класс по ФГОС

Класс: 5

Тема: Вулканы

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании географии.

Цель: Создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации, обучение учащегося способам фиксации своих результатов.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: учащиеся понимают, что и зачем необходимо делать на каждом этапе урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование целостного мировоззрения и познавательного интереса к предмету исследования, формирование навыков к организации деятельности.

Метапредметные:

А) Познавательные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и сравнивать, обобщать данные, строить логические суждения, учащиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации, контролируют и оценивают свои действия, преобразование текстовой информации в схему, соотносить свою деятельность с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задачи.

Б) Регулятивные: умение организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы, осознавать уровень усвоения информации.

В) Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в парах, уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий.

Предметные: сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях. Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. Выявить типы вулканов. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли. Наносить на контурную карту районы вулканизма.

Материалы и оборудование ИКТ: учебник географии 5- 6 класс под. ред. А. И. Алексеева, физическая карта полушарий, политическая карта мира, демонстрационные слайды, подготовленные в программе Notebook, карточки «Географический лабиринт», «Части вулкана», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент (2 мин)

Приветствие, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

Подготовка школьных принадлежностей.


Мотивация учебной деятельности (6 мин)

Географический лабиринт. (Приложение 1, слайд №1)

Инструкция к выполнению (Приложение 2)

Сформулируйте тему и цели нашего урока.

Выполнение заданий на карточках

Взаимопроверка в парах

Участие в определении темы и задачи урока, планирование деятельности.

Формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Организация познавательной деятельности (28 мин)

Изучение нового материала.

1. Что вы знаете об объекте, зашифрованном в лабиринте?

2. Мотивация: извержение вулкана Кальбуко 22.04.2015 в Чили. Южная Америка, 5 уровень опасности (красный). (Приложение 1, слайд №2) Какая карта необходима для работы?

3. Знакомство с определением понятия «вулкан». (Приложение 1, слайд №3)

Откуда произошло это слово?

Как древние римляне называли бога огня и кузнечного дела?

Полезно самому научиться составлять определение понятий.

Рассмотрим структуру определения: ключевое слово и его главные признаки.

Сравните определения ученых и определение, данное в учебнике.

«Вулкан»- это гора, извергающая огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву- расплавленную породу» В. А. Обручев.

«Вулкан- это место происходит извержение» (А. Штюбель)

«Вулкан- это конусообразная гора, образованная застывшей лавой с кратером наверху» (учебник, стр 77)

Какое определение вы считаете более правильным?

Каким должно быть определение? (краткое, лаконичное).

4. Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения

Расскажите о том, как происходит извержение вулкана и какие его части вы можете выделить?

Подпишите части вулкана на карточке.

1. Высказывание учащихся о том, что им известно о вулканах.

2. Оценка события. Подбор ассоциаций к данному природному явлению: опасное, страшное, катастрофическое, грозное и др.

Поиск политической карты мира в атласе и самостоятельная работа по карте, показ объекта на классной карте.

3. Анализ схемы «Структура определения понятия»

Сравнение определений В. А. Обручева и А. Штюбеля с современным определением.

Запись определения в тетради (возможна своя интерпретация)

4. Работа с рисунком учебника №51

Заполнение карточки «Части вулкана» (Очаг магмы, жерло вулкана, кратер, лава.)


Умение вести диалог, приводить аргументы, перефразировать свою мысль.

Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать схему и иллюстративно-текстовую информацию

Первичное усвоение знаний.

5. Выявление различий вулканов. (Приложение 1, слайд №4)

Работа с репродукцией картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

К какому типу относится? (Везувианский: огромный столб дыма, газа, пепла, мощные выбросы лавы).

Вывод о разнообразии вулканической деятельности.

5. Составление схемы «Типы вулканов» (Гавайский и Везувианский)

Работа с текстом учебника: поиск информации

Учащиеся анализируют, доказывают свою точку зрения

Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (индивидуальное опережающее задание учащемуся)

Формулирование выводов, проверка по тексту учебника.

Подтверждать аргументы фактами.

Преобразовывать текст в схему.



Первичное закрепление знаний.

6. Практикум по рисунку №50 учебника:

- как вулканы обозначаются на карте?

- Чем отличаются действующие вулканы от потухших

7. Загадка о самом высоком действующем вулкане России. (Приложение 1, слайд №5)

«Находится в северовосточной части РФ, географические координаты 560 с.ш., 1610 . д. Высота- 4688 м. Относится к Тихоокеанскому огненному кольцу. Возраст вулкана около 7000 лет.

Найдите и покажите объект на карте.

Какую карту выберем для решения географической задачи?

6. Работа с легендой карты- рисунок 50, стр 76.

Деление вулканов на действующие и потухшие (приводят примеры)

Показ объектов на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулканов Тихоокеанского огненного кольца.

7. Показ объекта на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулкана Ключевская сопка.

Выявлять закономерности распространения вулканизма

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли

Наносить вулканы на контурную карту

Подведение итогов

(3 мин)

Дать совет путешествующим по районам действующих вулканов. (Приложение 1, слайд №6)

По каким признакам можно определить, что перед нами вулкан?

Установить связь между терминами: лава, мантия, магма.

Расположить в правильной последовательности термины слева направо.

Дети высказывают свое мнение, аргументируют.

Работа с карточками: мантия----магма----лава ( у доски работают трое учащихся)


Класс проверяет правильность расположения карточек


Формировать коммуникативную компетентность

Формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности

Информация о домашнем задании

(3 мин)

Домашнее задание (Приложение 1, слайд №7):

1)Параграф 23

2)Вопрос 7 или 9 (на выбор)

Составить в тетради рассказ на тему «Вулканы» из 5 предложений, используя опорные слова: вулкан, землетрясение, остров, лава, горные породы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Задают вопросы учителю.

Самостоятельно планировать пути достижения целей

Производить поиск информации и анализировать её

Рефлексия (3 мин)

1 Что вы узнали на уроке?

Какие учебные задачи выполняли?

Что вызвало затруднения?

О чем хотели бы еще узнать?

2 Выставление оценок за урок.

Кто по вашему мнению работал лучше других?

Отвечают на вопросы, анализируют ответы друг друга.

Определять роль результатов своей деятельности

Осознавать конечный результат



Приложение 1

Слайды, подготовленные в программе Notebook

Слайд № 1 Слайд № 2

Слайд № 3 Слайд № 4

Слайд № 5 Слайд № 6

Слайд № 7

Приложение 2

Инструкция по прохождению географического лабиринта

Прочитайте утверждение и решите, согласны ли вы с ним или нет.

Если ваш ответ «Да», то запишите букву, соответствующую прямоугольнику. Двигаясь по стрелкам, выберите следующее правильное утверждение и запишите его букву.

Если вы считаете, что утверждение неправильное, то стрелку ведущую к нему зачеркните. Это неправильный путь.

На выполнение задания дается 5 минут.

По мере продвижения по лабиринту вы получите последовательность букв, составите слово и определите тему нашего урока.



Подсказка:

должны получиться буквы: Н, А, К, Л, У, В

путем перестановки букв получается тема урока - ВУЛКАН




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая разработка урока по географии на тему "Вулканы" для 5 класса (ФГОС ООО)

Автор: Трещева Татьяна Валентиновна

Дата: 26.10.2016

Номер свидетельства: 352463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства