kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии Алтайского края «Изучаем особенности климата »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока будет полезна для учителей географии в общеобразовательном учреждении, работающим по ФГОС. Урок разработан с использованием системно- деятельного подхода и предназначен для учащихся 9 классов где ведется курс региональной географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии Алтайского края «Изучаем особенности климата »»


Тема: «Изучаем особенности климата »


Цели урока: создание условий:

  • для развития умения составлять описание климата на примере климата Алтайского края;

- для развития умения выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей при изучении климата Алтайского края;

- для развития умения осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных ис­точников и анализировать информацию

- для развития умения применять полученные знания в практических ситуациях.

Планируемые результаты:

  • уметь описывать и объяснять главные особенности климата Алтайского края;

  • уметь в процессе групповой работы выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей;

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных источников и анализировать информацию в процессе групповой работы;

  • уметь применять полученные знания в практических ситуациях.

Этапы урока:

  1. Создание проблемной ситуации. -2 мин

  2. Постановка цели. -3 мин

  3. Планирование.-2мин

  4. Реализация плана- 25 мин

  5. Подведение итогов. Оценка. -3 мин

  6. Организация рефлексии.- 3 мин

  7. Домашнее задание -2 мин




Оборудование: учебник, атлас «География Алтайского края», карточки с заданиями, контурные карты


ХОД УРОКА

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I.

Создание проблемной ситуации

Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, я вам предлогаю послушать отрывок из стихотворения:

Утром у всего народа 
  На устах один вопрос: 
 Как на улице погода? 
 Что там: дождь или мороз? 

 Снег иль зной невыносимый? 
 Тучи или солнца свет? 

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Тема нашего урока «Особенности климата нашего края»

Учащиеся формируют тему урока: «Особенности климата нашего края»


П.

Постановка цели

-Мы определились с темой нашего урока, для дальнейшей работы предлагаю разделиться на 4 группы.

-Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока в тетрадь.

-Вспомните , что вы знаете по данной теме .И заполните таблицу№1

-По моему сигналу группы поочередно зачитывают вопросы из колонки «Хочу узнать». Если вопросы совпадают последующие группы их вычеркивают и зачитывают оставшиеся.

Учитель записывает вопросы от групп на доске.

-Итак, цель нашего урока : «Изучить особенности климата Алтайского края.»

Определяют цели изучения темы.




Представляют от группы вопросы.

Выдвигают цели урока.

Приложение №1

Ш.

Планирование













-Для составления плана до­стижения цели предлагаю ра­ботать в группах.

  • Что нам нужно для того, что­бы достичь цель нашего уро­ка?

-Давайте поработаем с вопросами, записанными на доске и составим план нашего урока.










Предлагают пункты плана и их последовательность выполнения.












Пункты плана:

1.История метеорологических наблюдений.

2.Факторы, влияющие на формирование климата.

3.Типы климата.

4.Сезоны года.

5.Неблагоприятные природные условия, связанные с климатом.


IV.

Реализация плана


а)организация групповой рабо­ты















б) организация представления результатов групповой работы




в)организация практической работы в группах.





г) организация представления результатов практической работы



-По тексту параграфа в географическом блокноте найдите исторические факты метеорологических наблюдений.


- Из таблицы в графе «Что я знаю» (приложения№1) выберите какие факторы влияют на формирование климата.




- На парте для 1,2,3 группы лежат карточки- задания с указанием фактора. По тексту учебника охарактеризуйте эти факторы.

-Четвертая группа выполняет практическое задание по климатическим картам.

Работают с материалом учебника. По окончанию работы озвучивают свои результаты работы с текстом .


Указывают факторы:

1.Солнечная радиация

2.Циркуляция воздушных масс.

3.Подстилающая поверхность.



Работают с материалом учебника.

Определяют суммарную солнечную радиацию Алтайского края . (1 группа)

Определяют какие воздушные массы влияют на климатические условия края .(2 группа)

Определяют влияние подстилающей поверхности на климатические условия. (3 группа)

4 группа по картам определяет элементы климата, определяющие тип климата.





  • Итак, предлагаю подвести итоги выполнения ваших заданий.

-Слово предоставляется1, 2,3,4 груп­пам.





Через 5 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания.

«Спикер» каждой группы озвучивает результат, остальные его конспектируют.

4 группа характеризует климат и определяет тип климата .


-4 группа определила тип климата умеренно континентальный. Для этого типа климата характерна сезонность.

- Используя рис. 15 «Сезонная ритмика Алтайского края» и текст учебника каждая группа дает характеристику сезонов года.


Определяют краткую характеристику времен года:

I группа Зима .

II группа. Лето.

III группа. Весна .

IV группа. Осень.




- «Спикеры» группы дайте краткую характеристику сезонов года.
















«Спикер» каждой группы озвучивает результат:

I группа Зима — самое продолжительное время года (130- 160 дней). В течение декабря температура устанавливается ниже -10, -140С , абсолютные минимумы в отдельные годы бывают до -500С.Январь и февраль –центральные месяцы зимы. Преобладает ясная, малооблачная морозная погода. Устойчивый снежный покров образуется в начале зимы.

II группа. Лето- время года без заморозков, когда средняя температура выше 100 . Самый жаркий месяц года — июль, нередки температуры 30 и выше градусов тепла. Лето в горах и на равнинах имеет разную продолжительность и длится до середины сентября.

III группа. Весна начинается с юго-запада края в течение марта-апреля, а в мае поднимается в горы. Тогда же и начинается обильное таяние снега. В конце весны обычно господствуют юго-западные ветры, приносящие засушливую погоду.

IV группа. Осень наступает с первыми заморозками. Это время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха. После первых заморозков, во второй половине сентября устанавливается сухая солнечная погода ( «бабье лето» ) . Октябрь — дождливый осенний месяц с холодными ветрами и стабильными заморозками. В это время появляется неустойчивый снежный покров.


- Как показал анализ климатической карты, в крае наблюдается частая смена воздушных масс, что приводит к неустойчивости погодных условий. Это сопровождается опасными для сельского хозяйства явлениями.

- Дома выясните какие неблагоприятные климатические явления характерны в нашей местности.

Записывают домашнее задание.





V. Подведение итогов. Оценка

- Кто помнит, какую цель мы ставили?

  • Достигли ли мы поставлен­ной цели?

  • На какие вопросы, постав­ленные в начале урока, ответи­ли?


Отвечают на вопросы учителя.

Проработали все пункты плана, кроме последнего.


VI.

Организация рефлексии.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что было для вас важным?

С какими заданиями вы спра­вились успешно, а с какими возникли проблемы?

Определяют результативность своей деятельности


VII.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание


Записывают домашнее задание :

1. §6 прочитать

2.Запишите в тетрадь по три народные приметы по теме «Климат»

3. Готовить сообщения «Неблагоприятные и опасные климатические явления характерны в нашей местности.»












Приложение№1

Таблица №1












Карточка-задание

Параметры

Районы

Максимальная летняя температура


Минимальная летняя температура


Максимальная зимняя температура


Минимальная зимняя температура


Наибольшее количество осадков


Наименьшее количество осадков



Что я знаю?

Что я хочу знать?

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маслиенко Лариса Анатольевна, Меркулова Нина Анатольевна, Колчева Ольга Владимировна.

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства