- для развития умения выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей при изучении климата Алтайского края;
- для развития умения осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных источников и анализировать информацию
- для развития умения применять полученные знания в практических ситуациях.
Этапы деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
I. Создание проблемной ситуации | Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, я вам предлогаю послушать отрывок из стихотворения: Утром у всего народа На устах один вопрос: Как на улице погода? Что там: дождь или мороз? Снег иль зной невыносимый? Тучи или солнца свет? -Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? -Тема нашего урока «Особенности климата нашего края» | Учащиеся формируют тему урока: «Особенности климата нашего края» | |
П. Постановка цели | -Мы определились с темой нашего урока, для дальнейшей работы предлагаю разделиться на 4 группы. -Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока в тетрадь. -Вспомните , что вы знаете по данной теме .И заполните таблицу№1 -По моему сигналу группы поочередно зачитывают вопросы из колонки «Хочу узнать». Если вопросы совпадают последующие группы их вычеркивают и зачитывают оставшиеся. Учитель записывает вопросы от групп на доске. -Итак, цель нашего урока : «Изучить особенности климата Алтайского края.» | Определяют цели изучения темы. Представляют от группы вопросы. Выдвигают цели урока. | Приложение №1 |
Ш. Планирование | -Для составления плана достижения цели предлагаю работать в группах. -Давайте поработаем с вопросами, записанными на доске и составим план нашего урока. | Предлагают пункты плана и их последовательность выполнения. | Пункты плана: 1.История метеорологических наблюдений. 2.Факторы, влияющие на формирование климата. 3.Типы климата. 4.Сезоны года. 5.Неблагоприятные природные условия, связанные с климатом. |
IV. Реализация плана а)организация групповой работы б) организация представления результатов групповой работы в)организация практической работы в группах. г) организация представления результатов практической работы | -По тексту параграфа в географическом блокноте найдите исторические факты метеорологических наблюдений. - Из таблицы в графе «Что я знаю» (приложения№1) выберите какие факторы влияют на формирование климата. - На парте для 1,2,3 группы лежат карточки- задания с указанием фактора. По тексту учебника охарактеризуйте эти факторы. -Четвертая группа выполняет практическое задание по климатическим картам. | Работают с материалом учебника. По окончанию работы озвучивают свои результаты работы с текстом . Указывают факторы: 1.Солнечная радиация 2.Циркуляция воздушных масс. 3.Подстилающая поверхность. Работают с материалом учебника. Определяют суммарную солнечную радиацию Алтайского края . (1 группа) Определяют какие воздушные массы влияют на климатические условия края .(2 группа) Определяют влияние подстилающей поверхности на климатические условия. (3 группа) 4 группа по картам определяет элементы климата, определяющие тип климата. | |
-Слово предоставляется1, 2,3,4 группам. | Через 5 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания. «Спикер» каждой группы озвучивает результат, остальные его конспектируют. 4 группа характеризует климат и определяет тип климата . | |
-4 группа определила тип климата умеренно континентальный. Для этого типа климата характерна сезонность. - Используя рис. 15 «Сезонная ритмика Алтайского края» и текст учебника каждая группа дает характеристику сезонов года. | Определяют краткую характеристику времен года: I группа Зима . II группа. Лето. III группа. Весна . IV группа. Осень. | |
- «Спикеры» группы дайте краткую характеристику сезонов года. | «Спикер» каждой группы озвучивает результат: I группа Зима — самое продолжительное время года (130- 160 дней). В течение декабря температура устанавливается ниже -10, -140С , абсолютные минимумы в отдельные годы бывают до -500С.Январь и февраль –центральные месяцы зимы. Преобладает ясная, малооблачная морозная погода. Устойчивый снежный покров образуется в начале зимы. II группа. Лето- время года без заморозков, когда средняя температура выше 100 . Самый жаркий месяц года — июль, нередки температуры 30 и выше градусов тепла. Лето в горах и на равнинах имеет разную продолжительность и длится до середины сентября. III группа. Весна начинается с юго-запада края в течение марта-апреля, а в мае поднимается в горы. Тогда же и начинается обильное таяние снега. В конце весны обычно господствуют юго-западные ветры, приносящие засушливую погоду. IV группа. Осень наступает с первыми заморозками. Это время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха. После первых заморозков, во второй половине сентября устанавливается сухая солнечная погода ( «бабье лето» ) . Октябрь — дождливый осенний месяц с холодными ветрами и стабильными заморозками. В это время появляется неустойчивый снежный покров. | |
- Как показал анализ климатической карты, в крае наблюдается частая смена воздушных масс, что приводит к неустойчивости погодных условий. Это сопровождается опасными для сельского хозяйства явлениями. - Дома выясните какие неблагоприятные климатические явления характерны в нашей местности. | Записывают домашнее задание. | |
V. Подведение итогов. Оценка | - Кто помнит, какую цель мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели? На какие вопросы, поставленные в начале урока, ответили? | Отвечают на вопросы учителя. Проработали все пункты плана, кроме последнего. | |
VI. Организация рефлексии. | С какими заданиями вы справились успешно, а с какими возникли проблемы? | Определяют результативность своей деятельности | |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание : 1. §6 прочитать 2.Запишите в тетрадь по три народные приметы по теме «Климат» 3. Готовить сообщения «Неблагоприятные и опасные климатические явления характерны в нашей местности.» | |