kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии Алтайского края «Изучаем особенности климата »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока будет полезна для учителей географии в общеобразовательном учреждении, работающим по ФГОС. Урок разработан с использованием системно- деятельного подхода и предназначен для учащихся 9 классов где ведется курс региональной географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии Алтайского края «Изучаем особенности климата »»


Тема: «Изучаем особенности климата »


Цели урока: создание условий:

  • для развития умения составлять описание климата на примере климата Алтайского края;

- для развития умения выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей при изучении климата Алтайского края;

- для развития умения осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных ис­точников и анализировать информацию

- для развития умения применять полученные знания в практических ситуациях.

Планируемые результаты:

  • уметь описывать и объяснять главные особенности климата Алтайского края;

  • уметь в процессе групповой работы выявлять и объяснять закономерности в распределении климатических показателей;

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, полученной из разных источников и анализировать информацию в процессе групповой работы;

  • уметь применять полученные знания в практических ситуациях.

Этапы урока:

  1. Создание проблемной ситуации. -2 мин

  2. Постановка цели. -3 мин

  3. Планирование.-2мин

  4. Реализация плана- 25 мин

  5. Подведение итогов. Оценка. -3 мин

  6. Организация рефлексии.- 3 мин

  7. Домашнее задание -2 мин




Оборудование: учебник, атлас «География Алтайского края», карточки с заданиями, контурные карты


ХОД УРОКА

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I.

Создание проблемной ситуации

Чтобы определить тему и цель сегодняшнего урока, я вам предлогаю послушать отрывок из стихотворения:

Утром у всего народа 
  На устах один вопрос: 
 Как на улице погода? 
 Что там: дождь или мороз? 

 Снег иль зной невыносимый? 
 Тучи или солнца свет? 

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Тема нашего урока «Особенности климата нашего края»

Учащиеся формируют тему урока: «Особенности климата нашего края»


П.

Постановка цели

-Мы определились с темой нашего урока, для дальнейшей работы предлагаю разделиться на 4 группы.

-Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока в тетрадь.

-Вспомните , что вы знаете по данной теме .И заполните таблицу№1

-По моему сигналу группы поочередно зачитывают вопросы из колонки «Хочу узнать». Если вопросы совпадают последующие группы их вычеркивают и зачитывают оставшиеся.

Учитель записывает вопросы от групп на доске.

-Итак, цель нашего урока : «Изучить особенности климата Алтайского края.»

Определяют цели изучения темы.




Представляют от группы вопросы.

Выдвигают цели урока.

Приложение №1

Ш.

Планирование













-Для составления плана до­стижения цели предлагаю ра­ботать в группах.

  • Что нам нужно для того, что­бы достичь цель нашего уро­ка?

-Давайте поработаем с вопросами, записанными на доске и составим план нашего урока.










Предлагают пункты плана и их последовательность выполнения.












Пункты плана:

1.История метеорологических наблюдений.

2.Факторы, влияющие на формирование климата.

3.Типы климата.

4.Сезоны года.

5.Неблагоприятные природные условия, связанные с климатом.


IV.

Реализация плана


а)организация групповой рабо­ты















б) организация представления результатов групповой работы




в)организация практической работы в группах.





г) организация представления результатов практической работы



-По тексту параграфа в географическом блокноте найдите исторические факты метеорологических наблюдений.


- Из таблицы в графе «Что я знаю» (приложения№1) выберите какие факторы влияют на формирование климата.




- На парте для 1,2,3 группы лежат карточки- задания с указанием фактора. По тексту учебника охарактеризуйте эти факторы.

-Четвертая группа выполняет практическое задание по климатическим картам.

Работают с материалом учебника. По окончанию работы озвучивают свои результаты работы с текстом .


Указывают факторы:

1.Солнечная радиация

2.Циркуляция воздушных масс.

3.Подстилающая поверхность.



Работают с материалом учебника.

Определяют суммарную солнечную радиацию Алтайского края . (1 группа)

Определяют какие воздушные массы влияют на климатические условия края .(2 группа)

Определяют влияние подстилающей поверхности на климатические условия. (3 группа)

4 группа по картам определяет элементы климата, определяющие тип климата.





  • Итак, предлагаю подвести итоги выполнения ваших заданий.

-Слово предоставляется1, 2,3,4 груп­пам.





Через 5 минут внутри групп начинается работа по подведению итогов изучения задания.

«Спикер» каждой группы озвучивает результат, остальные его конспектируют.

4 группа характеризует климат и определяет тип климата .


-4 группа определила тип климата умеренно континентальный. Для этого типа климата характерна сезонность.

- Используя рис. 15 «Сезонная ритмика Алтайского края» и текст учебника каждая группа дает характеристику сезонов года.


Определяют краткую характеристику времен года:

I группа Зима .

II группа. Лето.

III группа. Весна .

IV группа. Осень.




- «Спикеры» группы дайте краткую характеристику сезонов года.
















«Спикер» каждой группы озвучивает результат:

I группа Зима — самое продолжительное время года (130- 160 дней). В течение декабря температура устанавливается ниже -10, -140С , абсолютные минимумы в отдельные годы бывают до -500С.Январь и февраль –центральные месяцы зимы. Преобладает ясная, малооблачная морозная погода. Устойчивый снежный покров образуется в начале зимы.

II группа. Лето- время года без заморозков, когда средняя температура выше 100 . Самый жаркий месяц года — июль, нередки температуры 30 и выше градусов тепла. Лето в горах и на равнинах имеет разную продолжительность и длится до середины сентября.

III группа. Весна начинается с юго-запада края в течение марта-апреля, а в мае поднимается в горы. Тогда же и начинается обильное таяние снега. В конце весны обычно господствуют юго-западные ветры, приносящие засушливую погоду.

IV группа. Осень наступает с первыми заморозками. Это время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха. После первых заморозков, во второй половине сентября устанавливается сухая солнечная погода ( «бабье лето» ) . Октябрь — дождливый осенний месяц с холодными ветрами и стабильными заморозками. В это время появляется неустойчивый снежный покров.


- Как показал анализ климатической карты, в крае наблюдается частая смена воздушных масс, что приводит к неустойчивости погодных условий. Это сопровождается опасными для сельского хозяйства явлениями.

- Дома выясните какие неблагоприятные климатические явления характерны в нашей местности.

Записывают домашнее задание.





V. Подведение итогов. Оценка

- Кто помнит, какую цель мы ставили?

  • Достигли ли мы поставлен­ной цели?

  • На какие вопросы, постав­ленные в начале урока, ответи­ли?


Отвечают на вопросы учителя.

Проработали все пункты плана, кроме последнего.


VI.

Организация рефлексии.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что было для вас важным?

С какими заданиями вы спра­вились успешно, а с какими возникли проблемы?

Определяют результативность своей деятельности


VII.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание


Записывают домашнее задание :

1. §6 прочитать

2.Запишите в тетрадь по три народные приметы по теме «Климат»

3. Готовить сообщения «Неблагоприятные и опасные климатические явления характерны в нашей местности.»












Приложение№1

Таблица №1












Карточка-задание

Параметры

Районы

Максимальная летняя температура


Минимальная летняя температура


Максимальная зимняя температура


Минимальная зимняя температура


Наибольшее количество осадков


Наименьшее количество осадков



Что я знаю?

Что я хочу знать?

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маслиенко Лариса Анатольевна, Меркулова Нина Анатольевна, Колчева Ольга Владимировна.

Дата: 22.10.2016

Номер свидетельства: 351316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
2220 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1770 руб.
2530 руб.
2220 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства