kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Байкал-жемчужина Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет формировать бережное отношение к природе своей страны и чувство восхищения природными уникумами России на примере Байкала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Байкал-жемчужина Сибири"»

Урок № 60

Тема: Байкал – жемчужина Сибирской природы.

Тип урока: изучение нового

Цели и задачи:

  1. Продолжить формировать бережное отношение к природе своей страны и чувство восхищения природными уникумами России на примере Байкала.

  2. Развивать умения сопоставлять и анализировать карты и текст с целью составления географической характеристики, а также умения работать в группе.

  3. Познакомить с природой Байкала.

Средства обучения: карты (Байкала, физическая России), плакаты, слайды, иллюстрации, опорный конспект, ресурсы мультимедиа

На доске: фотовыставка «Величественный Байкал», подготовленная учащимися и эпиграфы к уроку - «Лепесток, брошенный средь гор», «Голубое сердце Сибири»

Методы и формы обучения:

Форма урока: урок-диспут

Диспут – живой горячий спор на заданную тему, ценен тем, что убеждения вырабатываются при столкновении различных точек зрения. В основе диспута – борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. Для этого учителем разрабатывается план, в который вносятся основные цели диспута и вопросы, требующие от учеников самостоятельных суждений с применением собственных знаний и информации из дополнительных источников. С этими вопросами участников диспута знакомят заранее. Иногда учитель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными и краткими. Цель диспута – не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора.

Форма организации деятельности: работа в группах, основанная на методе исследовательского проекта

Методы стимулирования учебно-воспитательного процесса: соревнование

Соревнование – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету, на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники отстаивают опыт общественного поведения, развивают нравственные и эстетические качества. Цель соревнования – создать условия (подобные жизненным) для активного развития личности в процессе честной, открытой борьбы, предоставляющей каждому участнику занять свое место в соответствии с его способностями и дарованиями. Жесткие условия соревнования нужно смягчить игрой. В игре, как известно, не так остро переживаются поражения и всегда остается возможность взять реванш. Игровые формы возбуждают эмоции детей, что делает соревнование еще более привлекательным. Существенную роль играет показ результатов соревнования.

Основные воспитательные цели и задачи:

  1. Научить ребят основам работы в группах: умению сотрудничать, умению внимательно слушать всех участников диспута и давать краткий отзыв о сказанном, умению быстро реагировать, умению сочетать собственное мнение с мнением большинства.

  2. Помогать ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

  3. Научить ребят отстаивать свою точку зрения не эмоциями, а применением четких фактов.

  4. Обучить правилам доказательного и запоминающегося выступления.

Основные воспитательные цели и задачи подготовительного этапа:

  1. Дать возможность каждому ученику принять участие в работе на уроке: все задействованы – никто не обижен! (кто-то рисует, кто-то ищет книги и статьи, кто-то приносит фотографии и собственные, кто-то хорошо говорит и четко выражает свои мысли, следовательно, будет выступать от группы в «словесной баталии».

  2. Развивать навыки самостоятельной домашней подготовки.


Примерное содержание и ход урока:

Класс предварительно делится на 6 групп, каждая из которых получает своё задание.

  • этнографы (легенды, поверия, стихи о Байкале)

  • геологи (строение котловины Байкала, историю развития территории, полезные ископаемые)

  • гидрологи (уникальность вод Байкала)

  • климатологи (особенности климата)

  • экологи (современные проблемы озера, животный и растительный мир, заповедники)

  • промышленники (использование природных ресурсов Байкала; можно представить два проекта – один природосберегающий, второй разрушительный с точки зрения экологии)

1. Просмотр мультимедийной презентации с музыкальным сопровождением «Священное море – Байкал»

2. Выступление команды этнографов. Легенды о Байкале.

3. Ход диспута:

Первыми выступает бригада промышленников, затем завязывается доказательный спор между учеными-исследователями «Можно или нельзя разрешить подобное использование ресурсов Байкала?!»

4. Выступление команды экологов. Просмотр мультимедийной презентации «Экологическая обстановка на Байкале»

В заключении делаются выводы, которые учащиеся заносят в тетради.

Главные экологические проблемы Байкала:

        1. Загрязнение вод (ЦБК на берегу – сточные воды; закрыт!)

        2. Вырубка лесов

        3. Сплав леса по рекам (запрещен!)

        4. Пушной и рыбный промысел; браконьерство (запрещен!)

4. Выставление оценок.


Домашнее задание: составить опорный конспект с характеристикой природы озера Байкал













































2 вариант урока

Методы и формы обучения: лекция учителя с использованием опорного конспекта и последующей демонстрацией видеофильма

Примерное содержание и ход урока:

«Лепесток, брошенный средь гор»

Легенды о происхождении названия Байкала.

Просмотр мультимедийной презентации с музыкальным сопровождением «Священное море – Байкал»

Байкал - уникальный памятник природы. Самое глубокое озеро мира, тектонического происхождения, чья котловина постоянно увеличивается (1620м). Самое широкое место 73 км. Длина озера равна приблизительно расстоянию от С.-Петербурга до Москвы. На Байкале 27 островов, самый большой по площади Ольхон (длина 90 км, ширина 35 км0.

По количеству воды (из озёр) Байкал уступает только Каспийскому морю. Объём воды в Байкале составляет 10% мировых запасов пресной воды и приравнивается объёму воды в Балтийском море. Чтобы заполнить глубочайшую котловину этого озера, всем рекам мира пришлось бы работать целый год. Озеро со всех сторон окружено высокими горными хребтами, богатыми залежами железа, марганца, графита, мрамора, слюды, золота, углей, огнеупорных глин, полиметаллических руд.

Прозрачные пресные воды озера очень холодны – летом +10, зимой – замерзает (+4); на берегах большое количество выходов минеральных источников. Воды Байкала богаты солями железа, магния, натрия, кальция, кремния и другими.

В Байкал впадает около 336 крупных и огромное количество мелких рек, а вытекает только Ангара. Местные жители говорят «Сколько ему не приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика.» Легенда о Байкале и дочери его Ангаре.

Тектоническое основание впадины представлено древними кристаллическими породами. Часть озера отделенная островом Ольхон называется Малым морем.

Климат – умеренный резко-континентальный, суровый. Что влияет на климат:

  • влияние западного переноса ограничено горными хребтами

  • удаленность от океанов и близость огромных пространств центральной Азии

  • сильная расчлененность рельефа

Лето – короткое, теплое +15. Зима – холодная, продолжительная –20. ГКО 400-600 мм. Преобладают ясные антициклональные погоды, особенно весной и зимой. На территории Прибайкалья и Забайкалья формируется много местных ветров: лоск, шелоник, хиуз, сивер, баргузин (с-в восточный), култук (ю-в ветер), ангара (ветер с Ангары), верховка (с хребтов), сарна (аналог боры – дует с реки Сарна, вызывает бури, брызги, оледенение судов).

Почвы – горно-таёжные, пойменные.

На крутых скалистых склонах произрастают ели, лиственницы, сосны, кедра, пихты. Много лекарственных трав. В самом озере произрастает более 500 видов водорослей. 2/3 живых организмов озера – эндемики. Из 50 видов птиц наибольшее промышленное значение имеют хариус, сиг, омуль. На а Байкале обитает уникальный тюлень – нерпа, который в результате браконьерства сейчас находится на гране исчезновения.


На берегу Байкала раскинулось 6 заповедников, самый старый и крупный из которых Баргузинский. В заповедниках под охраной находятся такие ценные пушные звери как ондатра, соболь, лиса, пышнохвостая белка, а также благородный олень.

1 – Баргузинский зап.

2 - Забайкальский нац. парк

3 – Байкальский зап.

4 – Тункийский нац. парк

5 – Прибайкальский нац. парк

6 – Байкало-Ленский зап.

Полезные ископаемые: угли, железные и полиметаллические руды, золото, слюда, сера, графит, сырье для производства огнеупоров.

Главные экологические проблемы Байкала:

        1. Загрязнение вод (ЦБК на берегу – сточные воды; закрыт!)

        2. Вырубка лесов

        3. Сплав леса по рекам (запрещен!)

        4. Пушной и рыбный промысел; браконьерство (запрещен!)

Учащиеся переносят опорный конспект в тетрадь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Байкал-жемчужина Сибири"

Автор: Миндеева Екатерина Олеговна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства