Методическая разработка урока по теме "Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду "
Методическая разработка урока по теме "Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду "
На уроке учитель продолжит формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов, познакомит учащихся с причинами и последствиями извержений вулканов, с действующими и потухшими вулканами, с разнообразием вулканов по форме.Обучающиеся будут работать с ранообразными источниками дополнительной информации, развивать логику мышления и речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду "»
Конспект урока географии для 5 класса
по теме «Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду»
Зуйкова Татьяна Михайловна учитель географии МБОУ Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области
Цели и задачи:
Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов;
Познакомить учащихся с причинами и последствиями извержений вулканов, с действующими и потухшими вулканами, с разнообразием вулканов по форме;
Продолжить формирование умений работы с источниками дополнительной информации;
Развивать логику мышления и речь учащихся;
Развивать интерес к предмету.
Оборудование:
Физическая карта полушарий; картины, по данной теме, видеофрагмент «Вулканы»; демонстрационный стол, реактив бихромат аммония, спирт, спички.
Ход урока:
Организационный момент (перед уроком оформление доски закрыто)
Изучение нового материала.
Учитель просит ребят записать в тетради число и зарисовать в простом карандаше предмет по следующему описанию:
Данный объект внешне похож на то, с чего дети катаются на санках зимой. Но ничего подобного! Высота его гораздо больше, склоны у подошвы пологие, а у вершины более крутые. Если подняться на вершину, то можно увидеть впадину, имеющую форму чашки. Если то, с чего катаются дети зимой не «дышит», то этот объект может «дышать», выбрасывая при этом массу тепла и дыма.
После работы в тетрадях, учитель предлагает ученикам обсудить задание в группах и на альбомном листе нарисовать данный объект.
представители от каждой группы демонстрируют свои работы, а учитель спрашивает класс, о чем пойдет речь на уроке? ( открывается доска, ученики записывают перед рисунком название темы урока, а учитель ставит перед учащимися учебные задачи)
Учитель просит проанализировать в парах определения вулкана, записанные на доске.
Определения следующие:
« Вулкан – это гейзер, в котором движущей силой являются пары воды».
« Вулкан - это место, где происходит извержение».
« Вулкан – это аппарат, через который Земля периодически теряет тепло».
« Вулкан – это окно, благодаря которому мы познаём состав глубинно вещества».
« Вулкан – это место на поверхности Земли, где магматический материал извергается и извергался в прошлом».
Беседа по вопросам:
А) Какие из данных определений, по вашему мнению, совершено не правильны, какие справедливы лишь частично?
Б) Какое определение вулкану вы дали бы сами?
В) Сравните своё определение с определением вулкана, которое дал академик Обручев: «Горы, извергающие огонь, дым, мелкие обломки горных пород и излившуюся лаву – расплавленную каменную породу, называют вулканами». (учащиеся записывают определение в тетрадь)
Г) Выделите в понятии родовое слово и существенные признаки.
6. Рассказ учителя.
Горные породы, слагающие земную кору, содержат какое – то количество радиоактивного вещества. Эти вещества образуют при распаде тепло, которое накапливается в недрах Земли. На глубине 1000 метров температура повышается до 40 градусов. Шахты, которые находятся на такой глубине , очень часто забрасываются, так как работать в них становится невозможно. Но горные породы не плавятся при такой температуре благодаря огромному давлению внутри Земли. Когда же в земной коре появляется трещина, то давление падает, породы плавятся, и огненно- жидкая лава по трещинам выходит на поверхность.
Просмотр видеофрагмента. Перед просмотром учебника сообщаются вопросы для обсуждения:
А) Почему извергаются вулканы?
Б) Каково строение вулкана?
В) Какие вулканы выделяют по форме?
8. Ответы на вопросы, а так же рассказ учащихся по картине на доске о строении вулкана.
9. При помощи схемы строения вулкана в учебнике учащиеся дополняют рисунок в тетради элементами строения вулкана и записывают определения для понятий: лава, жерло, кратер под диктовку учителя.
10. Работа с текстом учебника стр. 63,64 для поиска ответа на вопрос: Что такое действующие и потухшие вулканы? Составьте схему классификации вулканов по данному признаку с конкретными примерами названий вулканов. ( Один учащийся для выполнения задания вызывается к доске)
11. Рассказ учителя о географии размещения вулканов.
12. Сообщение учащегося об извержении вулкана Безымянный на Камчатке.
Перед сообщением вступление учителя.
- Извержение вулкана это целая катастрофа. Вот как А.С. Пушкин описывает в стихах извержение вулкана:
Вулкан тут зев открыл – дым хлынул клубом.
Пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ гонимый страхом
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон…
- К каким отрицательным природным явлениям приводят извержения?
Сообщение ученика:
Во время извержения вулкана Безымянный туча пепла поднялась на высоту 40 км и вынесла в воздух огромное количество ядовитых газов. На расстоянии 27-30 км раскаленный пепел обжигал живые деревья и почти целиком сжигал сухостой. Сила первого взрыва вулкана была такова, что взрывной волной снесло домик вулканологов, расположенный в 12 км от вулкана. Слой раскаленного пепла покрыл территорию площадью 500 км2. Это привело к бурному снеготаянию. Образовавшиеся грязевые потоки понеслись со склонов, увлекая за собой огромные глыбы пород массой в сотни тонн, сокрушая все на своем пути. Грязевой поток «прошел» 90 км и достиг реки Камчатка. От пепла и грязи вода в реке помутнела и в течение нескольких дней была непригодна даже для технических нужд. При этом в ней погибло много рыбы.
Но наиболее сильным и разрушительным было воздействие газовых продуктов извержения. Они оказали губительное действие на животных и растительность окрестностей вулкана.
После сообщения ученики отвечают на поставленный перед ними вопрос и под руководством учителя составляют на магнитной доске и в тетрадях причинно-следственные связи, отражающие все последствия аналогичных извержений.
12. Учитель демонстрирует опыт, который позволяет ученикам зрительно пронаблюдать за извержением мини-вулкана -
« Разложение бихромата аммония при нагревании».
Итог урока.
Учитель просит учеников составить краткое резюме по пройденному материалу.