kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду "

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учитель продолжит формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов, познакомит учащихся с причинами и последствиями извержений вулканов, с действующими и потухшими вулканами, с разнообразием вулканов по форме.Обучающиеся будут работать с ранообразными источниками дополнительной информации, развивать логику мышления и речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду "»

Конспект урока географии для 5 класса

по теме «Вулканы. Воздействие газовых продуктов извержения на окружающую среду»

Зуйкова Татьяна Михайловна учитель географии МБОУ Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области


Цели и задачи:

  • Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов;

  • Познакомить учащихся с причинами и последствиями извержений вулканов, с действующими и потухшими вулканами, с разнообразием вулканов по форме;

  • Продолжить формирование умений работы с источниками дополнительной информации;

  • Развивать логику мышления и речь учащихся;

  • Развивать интерес к предмету.


Оборудование:

Физическая карта полушарий; картины, по данной теме, видеофрагмент «Вулканы»; демонстрационный стол, реактив бихромат аммония, спирт, спички.

Ход урока:

  1. Организационный момент (перед уроком оформление доски закрыто)

  2. Изучение нового материала.

  1. Учитель просит ребят записать в тетради число и зарисовать в простом карандаше предмет по следующему описанию:

Данный объект внешне похож на то, с чего дети катаются на санках зимой. Но ничего подобного! Высота его гораздо больше, склоны у подошвы пологие, а у вершины более крутые. Если подняться на вершину, то можно увидеть впадину, имеющую форму чашки. Если то, с чего катаются дети зимой не «дышит», то этот объект может «дышать», выбрасывая при этом массу тепла и дыма.

  1. После работы в тетрадях, учитель предлагает ученикам обсудить задание в группах и на альбомном листе нарисовать данный объект.

  2. представители от каждой группы демонстрируют свои работы, а учитель спрашивает класс, о чем пойдет речь на уроке? ( открывается доска, ученики записывают перед рисунком название темы урока, а учитель ставит перед учащимися учебные задачи)

  3. Учитель просит проанализировать в парах определения вулкана, записанные на доске.

Определения следующие:

« Вулкан – это гейзер, в котором движущей силой являются пары воды».

« Вулкан - это место, где происходит извержение».

« Вулкан – это аппарат, через который Земля периодически теряет тепло».

« Вулкан – это окно, благодаря которому мы познаём состав глубинно вещества».

« Вулкан – это место на поверхности Земли, где магматический материал извергается и извергался в прошлом».

  1. Беседа по вопросам:

А) Какие из данных определений, по вашему мнению, совершено не правильны, какие справедливы лишь частично?

Б) Какое определение вулкану вы дали бы сами?

В) Сравните своё определение с определением вулкана, которое дал академик Обручев: «Горы, извергающие огонь, дым, мелкие обломки горных пород и излившуюся лаву – расплавленную каменную породу, называют вулканами». (учащиеся записывают определение в тетрадь)

Г) Выделите в понятии родовое слово и существенные признаки.

6. Рассказ учителя.

Горные породы, слагающие земную кору, содержат какое – то количество радиоактивного вещества. Эти вещества образуют при распаде тепло, которое накапливается в недрах Земли. На глубине 1000 метров температура повышается до 40 градусов. Шахты, которые находятся на такой глубине , очень часто забрасываются, так как работать в них становится невозможно. Но горные породы не плавятся при такой температуре благодаря огромному давлению внутри Земли. Когда же в земной коре появляется трещина, то давление падает, породы плавятся, и огненно- жидкая лава по трещинам выходит на поверхность.

  1. Просмотр видеофрагмента. Перед просмотром учебника сообщаются вопросы для обсуждения:

А) Почему извергаются вулканы?

Б) Каково строение вулкана?

В) Какие вулканы выделяют по форме?

8. Ответы на вопросы, а так же рассказ учащихся по картине на доске о строении вулкана.

9. При помощи схемы строения вулкана в учебнике учащиеся дополняют рисунок в тетради элементами строения вулкана и записывают определения для понятий: лава, жерло, кратер под диктовку учителя.

10. Работа с текстом учебника стр. 63,64 для поиска ответа на вопрос: Что такое действующие и потухшие вулканы? Составьте схему классификации вулканов по данному признаку с конкретными примерами названий вулканов. ( Один учащийся для выполнения задания вызывается к доске)

11. Рассказ учителя о географии размещения вулканов.

12. Сообщение учащегося об извержении вулкана Безымянный на Камчатке.

Перед сообщением вступление учителя.

- Извержение вулкана это целая катастрофа. Вот как А.С. Пушкин описывает в стихах извержение вулкана:

Вулкан тут зев открыл – дым хлынул клубом.

Пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ гонимый страхом

Под каменным дождем, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон…

- К каким отрицательным природным явлениям приводят извержения?


Сообщение ученика:

Во время извержения вулкана Безымянный туча пепла поднялась на высоту 40 км и вынесла в воздух огромное количество ядовитых газов. На расстоянии 27-30 км раскаленный пепел обжигал живые деревья и почти целиком сжигал сухостой. Сила первого взрыва вулкана была такова, что взрывной волной снесло домик вулканологов, расположенный в 12 км от вулкана. Слой раскаленного пепла покрыл территорию площадью 500 км2. Это привело к бурному снеготаянию. Образовавшиеся грязевые потоки понеслись со склонов, увлекая за собой огромные глыбы пород массой в сотни тонн, сокрушая все на своем пути. Грязевой поток «прошел» 90 км и достиг реки Камчатка. От пепла и грязи вода в реке помутнела и в течение нескольких дней была непригодна даже для технических нужд. При этом в ней погибло много рыбы.

Но наиболее сильным и разрушительным было воздействие газовых продуктов извержения. Они оказали губительное действие на животных и растительность окрестностей вулкана.


После сообщения ученики отвечают на поставленный перед ними вопрос и под руководством учителя составляют на магнитной доске и в тетрадях причинно-следственные связи, отражающие все последствия аналогичных извержений.

12. Учитель демонстрирует опыт, который позволяет ученикам зрительно пронаблюдать за извержением мини-вулкана -

« Разложение бихромата аммония при нагревании».

  1. Итог урока.

Учитель просит учеников составить краткое резюме по пройденному материалу.

  1. Домашнее задание:

Стр. 63-64 учебника пересказ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Зуйкова Татьяна Михайловна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311536


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства