Методическая разработка урока по географии "Заселение территории России" 9 класс
Методическая разработка урока по географии "Заселение территории России" 9 класс
Урок по географии для 9 класса "Заседение территории России". Цель данного урока дать знания о заселении территории России с 18 по 20 века. Также нужно познакомить с проблемами русского населения в странах Ближнего зарубежья. Необходимо продолжать развивать учебные навыки работы с картами атласа и текстом учебника. Урок предполагает выявить знания по истории России, а также мение комментировать высказывания русских географов. В заключении урока есть вопросы для любознательных учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии "Заселение территории России" 9 класс »
Урок по географииТема « Россия на карте мира. Заселение территории»
Учитель Шишова О.Б
Цель: Дать знания о заселении России с VIII по XX вв. Познакомить с проблемами русского населения в странах ближнего зарубежья. Развивать учебные навыки работы с картами и текстом учебника.
Оборудование: Политико-административная карта России
Ход урока
Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
- Что изучает экономическая и социальная география России?
- Каковы задачи географической науки? (Описание территории (создание образа территории России и ее частей); объяснение процессов, которые происходят на этой территории, составление прогноза развития; управлять процессами, происходящими на этой территории, создание новых объектов, выбор места для строительства нового города, дороги, завода и т. д.)
- Объясните слова знаменитого русского географа Н. Н. Баранского: «То, что есть везде (как воздух), в географии не должно быть нигде». (В ходе ответа необходимо указать только то, чем данная страна или территория отличается от других стран или от другой территории, т. е. показать своеобразие страны.)
- Почему население страны должно иметь четкий «образ страны»? (Каждый человек должен представлять, в какой стране, области, республике, городе, селе он живет. Как говорил Ю. К Ефремов: «Знаю и люблю, люблю и знаю. И тем полней люблю, чем лучше знаю...». Без знания своей Родины не может быть человек ее патриотом. Невозможно любить то, чего не знаешь.)
- Объясните слова русского историка В. О. Ключевского: «История России - это история страны, которая колонизуется!» (Страна, которая расширяет свои границы за счет присоединения, заселения и освоения новых земель.)
III. Изучение нового материала
- Сегодня мы изучим, как шло заселение России, ее «колонизация» по выражению В. О. Ключевского, где «истоки» Руси, как заселяется Россия в XX веке, какие проблемы русского населения возникли в связи с распадом СССР в конце XX века.
Понять географию России, своеобразие ее экономики и расселения населения невозможно, не обратившись к истории заселения государства.
(Работа учащихся может сопровождаться выполнением графоконспекта на контурной карте.)
- Заселение современной Центральной России (междуречье Волги и Оки) началось славянами в VIII-IX веках. Заселение шло с центра славян - Киевской Руси.
Вопрос: Назовите из курса истории известные вам племена славян этого периода и укажите на карте территорию, на которой они проживали. (Работа с картой.)
- В XIII в. - формируется центр русских земель с главным городом - Москвой. Русские заселяют северные и северо-восточные территории европейской части: бассейны рек Северной Двины, Печоры, Камы и выходят к Белому морю.
Вопрос: Кто является основателем города Москва и в каком году произошло ее основание? (Юрий Долгорукий, 1147 год.)
- В XVI в. - были присоединены к России Казанское и Астраханское ханства. В состав России были включены бассейн Волги, Урал.
Россия стала многонациональной страной, на ее территории проживали кроме православных русских, мусульмане (т. е. народы, исповедующие ислам), татары, башкиры, а также удмурты (вотяки), марийцы (черемисы), чуваши, мордва, большей частью исповедующие анимализм, поклоняющиеся духам (дух леса, дух воды и т. д.).
Вопрос: Какую оценку дал известный географ В. П. Семенов-Тянь-Шанский выходу Московского государства к Волге? (Он считал, что на берегах Волги жизнь народа нашла тот богатырский размах, который позволил русским переселиться за Урал и за короткое время выйти к берегам Тихого океана, что никогда и никакому народу не удавалось.)
- В 1581 году отряд русских под предводительством Ермака пересек «Камень», так тогда называли Уральские горы, и вышел к просторам Сибири. А уже в 1639 году русские вышли к берегам Охотского моря.
Сибирь (Шубур) была очень слабо заселена. Она была присоединена к России, но массовое ее заселение еще не происходило. Коренное население - ханты, манси, эвенки, ненцы и др. - были преимущественно охотниками и платили дань пушниной.
Вопрос: Вспомните других первопроходцев Сибири. (Иван Москвитин, Курбат Иванов, Василий Поярков.)
- В XVII - к России был присоединен Крым, и началось массовое заселение Новороссии. А на Кавказе Россия вела войны с мусульманскими народами, которые не хотели переходить под владычество России.
Вопрос: Вспомните, в каких произведениях описываются события войн на Кавказе? (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», В. Пикуль «Баязет».)
- Россию не только заселяли, но и исследовали.
Вопрос: Вспомните русских географов, путешественников, внесших значительный вклад в изучение Урала, Сибири и Дальнего Востока. (
Н. М. Пржевальский, К. И. Арсеньев - исследовали Уссурийский край; П. П.
Семенов-Тянь-Шанский - исследование Средней Азии;
академик Владимир Обручев - исследование Восточной и Северо-Восточной Сибири;
Павел Черский, Мавра Черская - исследование Северо-Восточной Сибири;
С. Крашенинников, Владимир Атласов - исследование Камчатки;
В. В. Докучаев - изучение почв России, особенно «царя почв» - чернозема;
В. Н. Татищев - изучение Урала, картографирование России.)
- Сельскохозяйственное освоение Сибири началось в XIX веке, а в XX веке приняло уже широкие масштабы, особенно после строительства транссибирской железной дороги. Увеличился приток населения, заселялись земли, обладающие высоким плодородием.
Вопрос: Вспомните, с чем было связано массовое переселение крестьян на восток? (Отмена крепостного права дала возможность уйти от помещиков, а правительство предоставляло льготы крестьянам, которые ехали в Сибирь и на Дальний Восток.)
- На запад расселение происходило гораздо медленнее и в меньших масштабах, так как эти территории уже были заселены давно и имели высокую плотность населения. Это территории современных республик Прибалтики, имеющие крупные порты - Рига, Таллин (Ревель), Лиепае.
Исключение составил город Санкт-Петербург, строительство которого привлекло сюда огромное количество русских. Построенный «на костях и на болоте», он на 200 лет стал столицей России.
Вопрос: Какую роль играли крупнейшие приморские города этого региона для России? (Они являлись связующим звено со странами Западной Европы и Америки.)
- Периферия России заселялась русскими рабочими в период «политики индустриализации национальных окраин» России. Так русские появились в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, Грузии, на Украине и в других республиках бывшего СССР. Русскими рабочими и инженерами были построены сотни заводов, фабрик, электростанций в более отсталых республиках Средней Азии и Закавказье, на Украине и в Молдавии.
Вопрос: Какие из бывших республик СССР входят сегодня в состав СНГ? Покажите их на карте. (Работа с картой.)
- После распада в 1991 году Советского Союза и образования на ее бывшем пространстве новых государств русские оказались в тяжелом положении. В странах Прибалтики, например, был принят один государственный язык. Там до сих пор живут русские, не имеющие гражданства страны по причине незнания языка. Герои Отечественной войны, сражавшиеся с фашистскими оккупантами, объявлены врагами. Ветеранов войны судят, как предателей.
Проводится политика «вытеснения» русских. Враждебное отношение местного населения в Казахстане вынудило уехать в Россию тысячи русских. Националисты Украины с лозунгом «Москали, геть домой» (особенно антирусские настроения сильны в Западной Украине) вынуждают уезжать с обжитых мест русскоязычное население. Этих людей называют «вынужденными переселенцами». Им помогают в решении жилищных вопросов и проблем трудоустройства.
Государство заинтересовано в заселении сельских районов, т. к. за последние 50 лет в процессе урбанизации большое число жителей сел и деревень переселилась в города. Многие деревни исчезли, а в оставшихся «демографическая ситуация» неблагоприятна из-за преобладания в них пожилых людей. Необходимо омолодить село, влить свежие силы. К тому же решить проблему с жильем в сельской местности проще.
Вопрос: Кто приехал в Россию из других республик? Каковы причины их переезда в Россию? А кто приехал с Севера? Почему?
III. Закрепление
- Где был первый центр русского государства? (Киевская Русь.)
- В каком направлении происходило расселение славян в XIII-IX вв. (На север и северо-восток.)
- Какую роль по выражению В. П. Семенова-Тянь-Шанского сыграл выход русских к Волге? («На берегах Волги народная жизнь нашла богатырский размах, который позволил ей переселиться за Урал, в Сибирь и дойти до Тихого океана.)
- Чем отличалось заселение Сибири в XVI-XVII вв. от заселения в XIX-XX вв.? (В XVII-XVII веках шло заселение северных территорий Сибири охотниками за пушниной, а в ХIХ-ХХ вв. - шло сельскохозяйственное заселение юга Сибири.)
- Кто в 1581 г. пересек Уральские горы? (Ермак.)
- Что называли «диким полем»? (Слабо освоенные земли к югу от Оки, подвергавшиеся набегам кочевников.)
- К чему привела политика «индустриализации национальных окраин»? (К притоку русских в республики СССР и резкому подъему промышленного потенциала.)
- Какое положительное значение может иметь приток русских из республик Ближнего Зарубежья? (Он может изменить демографическую и социальную ситуацию в Центре России, территории с длительным оттоком молодого активного населения, в результате которого произошло старение населения.)
- В чем проблемы русских, проживающих в ближнем зарубежье?
Домашнее задание
По уч. А.: § 2, ответить на вопросы;
Подготовка учениками сообщения об одном или нескольких известных географах на выбор.
Для любознательных
1. Как вы относитесь к распаду Советского Союза. Какие отрицательные последствия распада вы видите? Как относятся к распаду СССР ваши родители?
2. Россия - «собирательница земель», как вы рассматриваете длительный и трудный процесс заселения территории России? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этого процесса?
3. Проследите на своей семье, на своих родственниках, как шло заселение России на нескольких поколениях.
4. В последнее время в Россию идет приток русского населения. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны этого процесса?
5. Изучите, как шло заселение вашей республики, области, края, района, города.
6. Определите, что означают названия рек, городов, сел вашей местности.
7. Отражается ли в топонимах история освоения и заселения вашей местности?