Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Острова и полуострова"
Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Острова и полуострова"
На уроке решаются образовательные задачи по закреплению знаний, умений по теме "Вода на Земле" и формированию представлений о таких географических понятий как остров, полуостров, пролив, бухта; воспитательные задачи по бережному отношению учащихся к воде. В разработке представлены разнообразные методы и приемы проверки знаний учащихся по теме "Вода на Земле" и формированию новых по теме "Острова и полуострова", такие как программированные задания (Буквенные, перфокарты) псхемы "Строение реки", "Острова и полуострова", аудикассета с музыкальной записью "Звуки природы", образцы полезных ископаемых, разрезные дидактические карточки "Озере, водохранилище, колодец".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 6 классе по теме "Острова и полуострова"»
Тема: Острова и полуострова.
Задачи:
образовательные: закрепить знания, умения по теме «Вода на Земле», сформировать представление о таких географических понятиях, как остров, полуостров, залив, пролив, бухта;
воспитательные: сформировать бережное отношение к воде, воспитывать чувство коллективизма, правильное взаимоотношения между учащимися;
коррекционные: развитие монологической речи, последовательности.
Оборудование урока:
физическая карта России, картина «Образование родника», ребус «Болото», стихотворение И.Бунина «Родничок», аудиокассета с муз. записью «Звуки природы», программированные задания (буквенные, перфокарты), плакат «Вода - самое большое богатство», схемы «Строение реки», «Острова и полуострова», полезное ископаемое - торф, разрезные дидактические карточки «Озера, водохранилище, колодец».
Учитель обращает внимание учащихся на плакат - эпиграф урока:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Вода - самое большое богатство на свете».
У. называет цель повторения - значение воды, где в природе встречается вода, как нужно охранять воду.
Повторение.
У. Где в природе встречается вода?
Загадка: «Ключом нельзя открыть дверь?»
(родник, ключ, источник)
Учитель читает стихотворение И. Бунина «Родничок».
Задание: выйти к доске и показать на картине «Родник» последовательность образования родника.
У. Родник дает начало ручейку. Ручьи, сливаясь, образуют реки.
Задание: распредели правильно на схеме части реки (на доске вывешивается схема реки и карточки с названиями - левый приток, правый приток, устье, исток).
Задание: угадай по описанию тип реки.
«Эти реки обычно текут в широких долинах. Течение спокойное, медленное, так как истоки этих рек находятся на небольшой высоте, а местность, по которой они текут, имеет малый наклон. Разливаются весной» (равнинные реки).
«Берут начало высоко в горах, там, где лежит вечный снег и лед. Вода бурлит и пенится. Несется с шумом и брызгами» (горные реки).
У. К какому типу относится река Чебула, которая протекает по территории поселка Верх-Чебула?
У. Отгадайте ребус (рабочая тетрадь, стр.43). Болото.
Игра «Пройди по болоту».
К доске вызывается ученик. Учитель задает вопросы. Ученик, отвечая правильно, может сделать шаг вперед по «болоту».
(Занимают большие участки земли пригодные для сельского хозяйства; в трясине могут утонуть человек или животное).
У. Подумай и ответь, как связаны понятия - «торф», «болото»? (торф образуется на болоте).
Проблемный вопрос «Можно ли на болоте посеять культурные растения?»
(можно, предварительно осушить).
Физминутка «Найди пару»
(учащимся раздаются разрезные карточки; нужно правильно совместить определение, рисунок).
Например:
Озеро - Впадина-углубление в суше, заполненное водой и не имеющее непосредственное соединение с морем.
У. Вода встречается в озерах, реках, болотах, морях и океанах.
Программированное буквенное задание «Океаны и моря».
1 вариант 2 вариант
И Внутреннее море Е
М
Окраинные моря
Т
3
Океаны
Л
Е
Да
А
А
Нет
О
Вопросы:
Как называются огромные пространства воды, покрывающие большую часть Земли?
Как называется часть океана, далеко вдающаяся в сушу?
Как называется часть океана, недалеко вдающаяся в сушу?
Верно ли, что в океанах и морях вода пригодна для питья?
Шифр ответа запишите (зима, лето)
У. Как меняется состояние воды зимой и летом?
(летом вода в жидком состоянии, зимой превращается в лед).
Задание: (работа по физической карте России).
Показать окраинные и внутренние моря России.
У. «Ребята, скажите, а как человек использует воду»?
(учащиеся по очереди говорят о значении воды в жизни человека).
У. Вода играет огромную роль в жизни человека. Ее нужно охранять.
Просмотр видеофильма«Загрязняя воду, мы убиваем себя». После просмотра сюжета учащиеся рассказывают, что они запомнили о правилах охраны водоемов.
III. Новая тема «Острова и полуострова».
У. «Мы с вами давно путешествуем по воде. Предлагаю «высадиться» на берег и пройтись. Береговая линия почти нигде не бывает ровной. Она извилистая. В одних местах суша выступает далеко в море, в других, море вдается в сушу».
На магнитной доске вывешивается схема «Острова и полуострова».
Устное изложение нового материала сопровождается работой учащихся с учебником (стр. 64, рис. 68).
Задание:
1. Выписать из словаря определения слов в тетрадь – полуостров, остров, залив, пролив.