kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка( с презентацией) урока географии: "Почвы Брянской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока предназначена для учителей, ведущих модуль: "География Брянской области".Урок соответствует требованиям  ФГОС.На уроке рассматривается строение почвенного  профиля, типы почв Брянской области, причины разрушения и  экологические проблемы почв.На уроке ученики самостоятельно добывают знания, проводят исследования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почвы Бр.обл»

Конспект урока в 6 классе по теме: «Почвы Брянской области».

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная,парная работа; методы: частично-поисковый, исследовательский, проектный

Цели урока:

1. Охарактеризовать преобладающие типы почв Брянской области. Рассмотреть проблемы разрушения и охраны почв области

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему и находить

ее научное обоснование в практической деятельности;

3. Воспитывать бережное отношение к почвам; любовь к родному краю.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

• углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;

• опишут типы почв Брянской области.

• усвоят понятие о почвенном профиле, охарактеризуют причины разрушения почвы;

Метапредметные

Познавательные:

• смогут находить в учебнике достоверную информацию,

• анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

• устанавливать причинно-следственные связи.

• делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

• определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,

• выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,

• работать по плану , сверяясь с целью,

• оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,

понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ,

• различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

• корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,

• создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,

• осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,

• организовывать работу в паре (самостоятельно),

Личностные:

• осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,

• осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,

• осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,


Оборудование:

  1. компьютер учителя

  2. проектор

  3. рабочие лист

  4. учебник» География родного края»

Структура и ход урока

Дидактичес-кая структура урока


Деятельность учителя

Деятель-ность

учащихся

Планируемые

результаты

УУД

Время

в мин

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Настраиваются на работу

Личностные УУД

1

Мотивация

учебной деятельности

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? 

Тема нашего урока: « Почвы Брянской области»




Определяют тему урока, высказывают каждый свое мнение.











Записывают в рабочие листы


Познаватель-ные УУД

1

Актуализация знаний

1.Давайте вспомним что такое почва?От чего зависит плодородие почв.?2.Что такое механический состав почв ?3.Что называют структурой почв?

4.Какие факторы влияют на формирование почв?

5.Какие типы почв характерны для Брянской области? Из каких почвенных горизонтов состоит почвенный профиль? Что разрушает почвы области.


Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты)



Затрудняются ответить

Регулятивные УУД

3

Выявление места и причин затруднения

Постановка целей

Что же нам надо выяснить сегодня, чтобы ответить на эти вопросы?







Корректировка целей





План урока:

1. Строение почвенного профиля.

2.Характеристика преобладающих типов почв Брянской области.

3. Проблемы разрушения и охраны почв области.

Определяют цель и задачи урока Цели:1.Рас-смотреть строение почвенного профиля.

2.Охаракте-ризовать преобладающие типы почв Бр.обл.

3.Рассмотреть проблемы разрушения и охраны почв области.

Регулятивные УУД

Познаватель-ные УУД

3

Учебные действия по реализации плана









































Применение нового знания.

Задания

1 группа

1.По рис. На с.55 § 11

охарактеризуйте почвенные горизонты в вертикальном разрезе почвы-почвенном профиле. Выполните задание №1 в рабочих листах.(Приложение №1)

2.Какие типы почв преобладают в Брянской области? Прочитайте текст на с.56.

Охарактеризуйте дерново-подзолистые почвы. Заполните первую строку в задании №2.(Приложение №1)

2 группа

1. Прочитайте текст на с.56 охарактеризуйте серые лесные почвы. Заполните вторую строку в задании №2.

2. Прочитайте текст на с.56-57 охарактеризуйте болотные почвы. Заполните третью строку в задании №2..(Приложение №1)



3 группа

1. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте пойменные почвы. Заполните четвёртую строку в задании №2.(Приложение №1)

2. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте чернозёмы оподзоленные и заполните пятую строку в задании №2.(Приложение №1)























Физкультминутка



Ребята, а что разрушает почвы?

От чего нужно их беречь?

Какая эрозия бывает?








Что такое военная эрозия?

Вы знаете, что приближается 70 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

То есть ВОВ тоже наложила

отпечаток на почвы нашей области.

Как сохранить почвы? Предложите способы сохранения почв?

Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия –мелиорация






Обсуждают в парах варианты решения учебной задачи. Фиксируют на бумаге, своё "открытие".







































Группы выступают перед классом с полученным результатом

- Выполняют задания на новый материал в рабочих листах.

Презентация

исследоват.

проекта

ученицы.



От эрозии

водная,

ветровая,

промышленная,

пастбищная,

военная

Траншеи,ворон-ки,окопы







Орошение, осушение,лесопосадки,внесение удобрений


















Коммуникатив-ные, регулятивные и познавательные УУД













Коммуникатив-ные, регулятивные и познавательные УУД














10























































10

























2



Первичное закрепление

Давайте теперь проверим заполнение таблицы задания №2 в

Рабочих листах

Отвечают на вопросы.


Познавательные УУД

3

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Выполняем задание №4 в рабочих

листах

Отвечают на вопросы, устанавливают причинно- следственные связи и делают вывод.

Регулятивные УУД

2

Включение в систему знаний и повторения

тест

Тест (задание №5)

10 прав.ответов- «5»

8-9 - «4»

7-6 -«3»

1-в; 2-в; 3-а ;4-б;5- а,б;6-б ;7-а

8-в; 9-а;10.Вносить удобрения

Самопроверка

Познавательные УУД

5

Информация о д.з.

  • 1. §11

  • 2. Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Брянской области.”

  • 3.Рабочая тетрадь

  • 4.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Брянской области.


Записывают домашнее задание на

Личностные, регулятивные УУД

4

Рефлексия

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я понял(а), что…

теперь я могу…

я приобрел(а)…

я научился…

меня удивило…

Подводят итог своей работы.


Личностные УУД

3
























Приложение №1

Рабочий лист

Ф.И__________________________Тема:__________________________

Задание №1: Напиши название почвенных горизонтов в вертикальном разрезе почвы- почвенном профиле.

Rectangle 6Rectangle 7

А0



А1

________________________

А2

_ Прямая соединительная линия 21517_______________________________________

_Rectangle 8

В

_______________________

_Rectangle 9

С

_______________________

_________________________



Задание №2:Заполните таблицу:

Типы почв Брянской области

Площадь тер-ритории,%

Распрост-

Ранение

Сод.

гумуса

Особенности

почв



Исполь-

зование

1.Дерново-подзолистые






2.Серые лесные






3.Болотные






4.Пойменные






5.Чернозёмы оподзоленные








Задание №3:Составьте схему: «Факторы, разрушающие почвы Брянской области»

ФПрямая со стрелкой 21504Прямая со стрелкой 21505Прямая со стрелкой 21506Прямая со стрелкой 21507Прямая со стрелкой 21513акторы, разрушающие почвы









Задание№4. Вставьте пропущенные слова в текст: Самым распространённым

типом почв в Брянской области являются___________________ ,которые формируются под

______________________________лесами в результате сочетания двух почвообразовательных процессов: гумусонакопления и _______________________.

На юго-востоке расположены____________________,являющиеся одними из самых

плодородных почв области. На поймах рек распространены _____________________

почвы. Очень небольшую площадь занимают______________________________.Они очень плодородные и содержат до 6% гумуса.

Задание №5. Выполните тест:

1.Преобладающим типом почв в Брянской области являются:

а)болотные б)серые-лесные в)дерново-подзолистые

2.Какие типы почв преобладают в Унечском районе

а)Серые лесные б)чернозёмы оподзоленные в)дерново-слабооподзоленные

3.Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия называется:

а)мелиорация б)орошение в)осушение

4.Как можно понизить кислотность почв

а) вносить удобрения б)известковать в) осушать

5.Какие виды мелиораций проводят в Брянской области

а)осушение б)орошение в)обводнение

6.Верхний почвенный горизонт –А это

а)горизонт вымывания б)гумусовый горизонт в)материнская порода

7.Осветлённый горизонт, из которого атмосферными осадками вымываются

различные вещества а) горизонт А2 б) горизонт В в) горизонт С

8.Почвообразующими породами для этого типа почв являются карбонатные суглинки

а)Болотные б)Пойменные в)Серые лесные

9.Горизонт накопления питательных веществ

А)Горизонт В б)Горизонт С в) Горизонт А

10.Дополните: чтобы повысить урожайность дерново-подзолистых почв необходимо……………………………………………………………………………..





























Задания группам

1 группа

1.По рис. На с.55 § 11охарактеризуйте почвенные горизонты в вертикальном разрезе почвы-почвенном профиле. Выполните задание №1 в рабочих листах.

2.Какие типы почв преобладают в Брянской области? Прочитайте текст на с.56.

Охарактеризуйте дерново-подзолистые почвы. Заполните первую строку в задании №2.



2 группа

1. Прочитайте текст на с.56 охарактеризуйте серые лесные почвы. Заполните вторую строку в задании №2.

2. Прочитайте текст на с.56-57 охарактеризуйте болотные почвы. Заполните третью строку в задании №2.



3 группа

1. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте пойменные почвы. Заполните четвёртую строку в задании №2.

2. . Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте чернозёмы оподзоленные и заполните пятую строку в задании №2.

































Просмотр содержимого презентации
«Почвы БР.обл.к уроку»

Уникальность почвы – наличие закономерной вертикальной последовательности слоев, созданных совместно работой просачивающейся воды и живых организмов. Слои почвы – это горизонты. Последовательность горизонтов – это почвенный профиль.

Уникальность почвы – наличие закономерной вертикальной последовательности слоев, созданных совместно работой просачивающейся воды и живых организмов.

Слои почвы – это горизонты.

Последовательность горизонтов – это почвенный профиль.

Почвенный профиль

Почвенный профиль

Почвенные горизонты В верхнем слое происходит разложение органических остатков и образование гумуса. Богатые гумусом горизонты называют гумусовыми горизонтами - обозначают латинской буквой А с индексом. Выделяют собственно торфяные горизонты (Aт), дерновые (Aд), пахотные ( Ап ), лесные подстилки (Ао) и собственно гумусовый горизонт(А 1 ). Под гумусовым расположен осветлённый горизонт, из которого атмосферными осадками вымываются различные вещества. Горизонт вымывания Обозначают буквой А 2 Горизонты ниже горизонта А — это горизонты вмывания , обозначаются латинской буквой В. В одном почвенном профиле может быть несколько переходных горизонтов — В1, В2 и т. д. Материнскую породу обозначают - С. Коренную подстилающую породу - D . Переход одного горизонта в другой может быть постепенным, почти незаметным.

Почвенные горизонты

В верхнем слое происходит разложение органических остатков и образование гумуса. Богатые гумусом горизонты называют гумусовыми горизонтами - обозначают латинской буквой А с индексом.

Выделяют собственно торфяные горизонты (Aт), дерновые (Aд), пахотные ( Ап ), лесные подстилки (Ао) и собственно гумусовый горизонт(А 1 ).

Под гумусовым расположен осветлённый горизонт, из которого атмосферными

осадками вымываются различные вещества. Горизонт вымывания Обозначают

буквой А 2

Горизонты ниже горизонта А — это горизонты вмывания , обозначаются латинской буквой В. В одном почвенном профиле может быть несколько переходных горизонтов — В1, В2 и т. д.

Материнскую породу обозначают - С.

Коренную подстилающую породу - D .

Переход одного горизонта в другой может быть постепенным, почти незаметным.

В Брянской области получили распространение различные типы почв:  1.Дерново-подзолистые .(65% площади территории)  2.Серые лесные (20%).  3.Болотные (8%).  4.Пойменные(4,5%).  5.Другие(2,5%).

В Брянской области получили распространение различные типы почв: 1.Дерново-подзолистые .(65% площади территории) 2.Серые лесные (20%). 3.Болотные (8%). 4.Пойменные(4,5%). 5.Другие(2,5%).

Дерново-подзолистые почвы  Эти почвы формируются под хвойно-  широколиственными лесами в  результате двух  почвообразовательных процессов:  гумусо-накопления и подзолистого  По степени оподзоленности  выделяют: слабо-,  средне-,и сильно-подзолистые. Почвы  характеризуются малым содержанием гумуса( до 1,7%) и повышенной кислотностью. Распространены по всей территории области

Дерново-подзолистые почвы

  • Эти почвы формируются под хвойно-
  • широколиственными лесами в
  • результате двух
  • почвообразовательных процессов:
  • гумусо-накопления и подзолистого
  • По степени оподзоленности
  • выделяют: слабо-,
  • средне-,и сильно-подзолистые. Почвы

характеризуются малым содержанием гумуса( до 1,7%) и повышенной кислотностью.

Распространены по всей территории области

Серые лесные почвы Почвы формируются под  широколиственными лесами, где  отсутствует подзолистый процесс.  Имеют суглинистый механический  состав .Высокое содержание гумуса  (до 4 %).Распространены на юго-  востоке области: Трубчевском,  Стародубском,Погарском районах.

Серые лесные почвы

Почвы формируются под

широколиственными лесами, где

отсутствует подзолистый процесс.

Имеют суглинистый механический

состав .Высокое содержание гумуса

(до 4 %).Распространены на юго-

востоке области: Трубчевском,

Стародубском,Погарском районах.

Болотные почвы

Болотные почвы

  • В центральной и западной
  • частях незначительно распространены
  • болотные почвы. Они формируются в
  • низинах. В условиях избыточного
  • увлажнения не происходит полного
  • разложения остатков растений, и в
  • поверхностном горизонте накапливается
  • торф. После осушения эти почвы становятся
  • плодородными.
Пойменные  почвы (аллювиальные)

Пойменные почвы (аллювиальные)

  • Формируются в условиях
  • периодического затопления
  • внешними водами. У этих почв
  • хорошо развит гумусовый гори
  • зонт. Почвы очень
  • плодородные(4-12%гумуса)
  • Распространены вдоль пойм
  • рек области.
Чернозёмы оподзоленные

Чернозёмы оподзоленные

  • Почвы расположены только на
  • юго-востоке области. Содержат
  • до 6% гумуса и имеют мощность
  • гумусового горизонта более 50 см
  • Большая часть их занята
  • пашнями и многолетними
  • насаждениями.
Водная эрозия

Водная эрозия

Ветровая эрозия

Ветровая эрозия

Хозяйственная деятельность

Хозяйственная деятельность

Промышленная эрозия

Промышленная эрозия

Пастбищная эрозия

Пастбищная эрозия

Загрязнение почв

Загрязнение почв

Охрана почвы

Охрана почвы

Лесопосадки

Лесопосадки

Полив почвы

Полив почвы

Осушение

Осушение

Безотвальная обработка почвы

Безотвальная обработка почвы

Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия называется мелиорацией.
  • Совокупность мер по улучшению почв

с целью повышения их плодородия называется мелиорацией.

1-в 9-а 2-в 10.Вносить удобрения 3-а 4-б 5- а,б 6-б 7-а 8-в
  • 1-в 9-а
  • 2-в 10.Вносить удобрения
  • 3-а
  • 4-б
  • 5- а,б
  • 6-б
  • 7-а
  • 8-в
Закончи предложение

Закончи предложение

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял(а), что…
  • теперь я могу…
  • я приобрел(а)…
  • я научился…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
Домашнее задание:  1. §11 2. Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Брянской области.” 3.Рабочая тетрадь 4.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Брянской области.
  • Домашнее задание:
  • 1. §11
  • 2. Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Брянской области.”
  • 3.Рабочая тетрадь
  • 4.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Брянской области.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка( с презентацией) урока географии: "Почвы Брянской области"

Автор: Родина Лариса Сергеевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства