Конспект урока в 6 классе по теме: «Почвы Брянской области».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная,парная работа; методы: частично-поисковый, исследовательский, проектный
Цели урока:
1. Охарактеризовать преобладающие типы почв Брянской области. Рассмотреть проблемы разрушения и охраны почв области
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему и находить
ее научное обоснование в практической деятельности;
3. Воспитывать бережное отношение к почвам; любовь к родному краю.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
• углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;
• опишут типы почв Брянской области.
• усвоят понятие о почвенном профиле, охарактеризуют причины разрушения почвы;
Метапредметные
Познавательные:
• смогут находить в учебнике достоверную информацию,
• анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
• устанавливать причинно-следственные связи.
• делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
• определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,
• выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,
• работать по плану , сверяясь с целью,
• оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,
понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ,
• различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
• корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,
• создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,
• организовывать работу в паре (самостоятельно),
Личностные:
• осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,
• осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,
• осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,
Оборудование:
компьютер учителя
проектор
рабочие лист
учебник» География родного края»
Структура и ход урока
Дидактичес-кая структура урока | Деятельность учителя | Деятель-ность учащихся | Планируемые результаты УУД | Время в мин |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Настраиваются на работу | Личностные УУД | 1 |
Мотивация учебной деятельности | Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в мешок картофеля. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? Тема нашего урока: « Почвы Брянской области»
| Определяют тему урока, высказывают каждый свое мнение.
Записывают в рабочие листы | Познаватель-ные УУД | 1 |
Актуализация знаний | 1.Давайте вспомним что такое почва?От чего зависит плодородие почв.?2.Что такое механический состав почв ?3.Что называют структурой почв? 4.Какие факторы влияют на формирование почв? 5.Какие типы почв характерны для Брянской области? Из каких почвенных горизонтов состоит почвенный профиль? Что разрушает почвы области. | Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты)
Затрудняются ответить | Регулятивные УУД | 3 |
Выявление места и причин затруднения Постановка целей | Что же нам надо выяснить сегодня, чтобы ответить на эти вопросы?
Корректировка целей
План урока: 1. Строение почвенного профиля. 2.Характеристика преобладающих типов почв Брянской области. 3. Проблемы разрушения и охраны почв области. | Определяют цель и задачи урока Цели:1.Рас-смотреть строение почвенного профиля. 2.Охаракте-ризовать преобладающие типы почв Бр.обл. 3.Рассмотреть проблемы разрушения и охраны почв области. | Регулятивные УУД Познаватель-ные УУД | 3 |
Учебные действия по реализации плана
Применение нового знания. | Задания 1 группа 1.По рис. На с.55 § 11 охарактеризуйте почвенные горизонты в вертикальном разрезе почвы-почвенном профиле. Выполните задание №1 в рабочих листах.(Приложение №1) 2.Какие типы почв преобладают в Брянской области? Прочитайте текст на с.56. Охарактеризуйте дерново-подзолистые почвы. Заполните первую строку в задании №2.(Приложение №1) 2 группа 1. Прочитайте текст на с.56 охарактеризуйте серые лесные почвы. Заполните вторую строку в задании №2. 2. Прочитайте текст на с.56-57 охарактеризуйте болотные почвы. Заполните третью строку в задании №2..(Приложение №1)
3 группа 1. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте пойменные почвы. Заполните четвёртую строку в задании №2.(Приложение №1) 2. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте чернозёмы оподзоленные и заполните пятую строку в задании №2.(Приложение №1)
Физкультминутка Ребята, а что разрушает почвы? От чего нужно их беречь? Какая эрозия бывает? Что такое военная эрозия? Вы знаете, что приближается 70 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. То есть ВОВ тоже наложила отпечаток на почвы нашей области. Как сохранить почвы? Предложите способы сохранения почв? Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия –мелиорация
| Обсуждают в парах варианты решения учебной задачи. Фиксируют на бумаге, своё "открытие".
Группы выступают перед классом с полученным результатом - Выполняют задания на новый материал в рабочих листах. Презентация исследоват. проекта ученицы.
От эрозии водная, ветровая, промышленная, пастбищная, военная Траншеи,ворон-ки,окопы
Орошение, осушение,лесопосадки,внесение удобрений
|
Коммуникатив-ные, регулятивные и познавательные УУД
Коммуникатив-ные, регулятивные и познавательные УУД
| 10
10
2 |
Первичное закрепление | Давайте теперь проверим заполнение таблицы задания №2 в Рабочих листах | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД | 3 |
Самостоя-тельная работа с самопровер-кой | Выполняем задание №4 в рабочих листах | Отвечают на вопросы, устанавливают причинно- следственные связи и делают вывод. | Регулятивные УУД | 2 |
Включение в систему знаний и повторения тест | Тест (задание №5) 10 прав.ответов- «5» 8-9 - «4» 7-6 -«3» 1-в; 2-в; 3-а ;4-б;5- а,б;6-б ;7-а 8-в; 9-а;10.Вносить удобрения | Самопроверка | Познавательные УУД | 5 |
Информация о д.з. | 1. §11 2. Составьте кроссворд или тест по теме “Почвы Брянской области.” 3.Рабочая тетрадь 4.* Использование земель на протяжении многих столетий привело к изменению почв. Предложите мероприятия по сохранению почвенного покрова и восстановлению нарушенных земель Брянской области. | Записывают домашнее задание на | Личностные, регулятивные УУД | 4 |
Рефлексия | сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я приобрел(а)… я научился… меня удивило… | Подводят итог своей работы. | Личностные УУД | 3 |
Приложение №1
Рабочий лист
Ф.И__________________________Тема:__________________________
Задание №1: Напиши название почвенных горизонтов в вертикальном разрезе почвы- почвенном профиле.
А0
А1
________________________
А2
_ _______________________________________
_ В
_______________________
_ С
_______________________
_________________________
Задание №2:Заполните таблицу:
Типы почв Брянской области | Площадь тер-ритории,% | Распрост- Ранение | Сод. гумуса | Особенности почв |
Исполь- зование |
1.Дерново-подзолистые | | | | | |
2.Серые лесные | | | | | |
3.Болотные | | | | | |
4.Пойменные | | | | | |
5.Чернозёмы оподзоленные | | | | | |
Задание №3:Составьте схему: «Факторы, разрушающие почвы Брянской области»
Факторы, разрушающие почвы
Задание№4. Вставьте пропущенные слова в текст: Самым распространённым
типом почв в Брянской области являются___________________ ,которые формируются под
______________________________лесами в результате сочетания двух почвообразовательных процессов: гумусонакопления и _______________________.
На юго-востоке расположены____________________,являющиеся одними из самых
плодородных почв области. На поймах рек распространены _____________________
почвы. Очень небольшую площадь занимают______________________________.Они очень плодородные и содержат до 6% гумуса.
Задание №5. Выполните тест:
1.Преобладающим типом почв в Брянской области являются:
а)болотные б)серые-лесные в)дерново-подзолистые
2.Какие типы почв преобладают в Унечском районе
а)Серые лесные б)чернозёмы оподзоленные в)дерново-слабооподзоленные
3.Совокупность мер по улучшению почв с целью повышения их плодородия называется:
а)мелиорация б)орошение в)осушение
4.Как можно понизить кислотность почв
а) вносить удобрения б)известковать в) осушать
5.Какие виды мелиораций проводят в Брянской области
а)осушение б)орошение в)обводнение
6.Верхний почвенный горизонт –А это
а)горизонт вымывания б)гумусовый горизонт в)материнская порода
7.Осветлённый горизонт, из которого атмосферными осадками вымываются
различные вещества а) горизонт А2 б) горизонт В в) горизонт С
8.Почвообразующими породами для этого типа почв являются карбонатные суглинки
а)Болотные б)Пойменные в)Серые лесные
9.Горизонт накопления питательных веществ
А)Горизонт В б)Горизонт С в) Горизонт А
10.Дополните: чтобы повысить урожайность дерново-подзолистых почв необходимо……………………………………………………………………………..
Задания группам
1 группа
1.По рис. На с.55 § 11охарактеризуйте почвенные горизонты в вертикальном разрезе почвы-почвенном профиле. Выполните задание №1 в рабочих листах.
2.Какие типы почв преобладают в Брянской области? Прочитайте текст на с.56.
Охарактеризуйте дерново-подзолистые почвы. Заполните первую строку в задании №2.
2 группа
1. Прочитайте текст на с.56 охарактеризуйте серые лесные почвы. Заполните вторую строку в задании №2.
2. Прочитайте текст на с.56-57 охарактеризуйте болотные почвы. Заполните третью строку в задании №2.
3 группа
1. Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте пойменные почвы. Заполните четвёртую строку в задании №2.
2. . Прочитайте текст на с.58 охарактеризуйте чернозёмы оподзоленные и заполните пятую строку в задании №2.