Метадическая разработка урока географии на тему "Материки на глобусе и карте полушарий"
Метадическая разработка урока географии на тему "Материки на глобусе и карте полушарий"
Урок разработан для обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Материал урока учит различать понятия «материк» и «часть света», направлен на формирование и развитие умения находить географические объекты на глобусе и карте полушарий, давать их краткую характеристику; воспитывает интерес к изучению предмета, бережного отношения к планете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Материки на глобусе и карте полушарий».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут:
- определять по карте материки;
- выявить особенности расположения каждого материка
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя.
- планировать свою деятельность под руководством учителя.
- выявлять причинно-следственные связи открытия и заселения материка
- смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы, определять понятия.
Личностные:
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Оборудование:
Глобус, физическая карта полушарий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация ранее изученного.
2.1.Наш урок мы начнем с небольшой разминки. Я вам буду называть определение, а вы будете говорить что это.
1.Точки Земли, через которые проходит земная ось. – Северный и Южный полюсы.
2. Цвет, которым на карте обозначены водоемы. – Голубой.
3. Цвет, которым на карте обозначены равнины. – Зеленый.
4. Уменьшенная модель Земного шара. – Глобус .
5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью условных знаков. - Карта.
Мы повторили основные понятия, которые нам понадобятся на уроке.
2.2. Работа с глобусом и картой полушарий.
- Показать на глобусе океаны.
- Показать океаны на карте полушарий.
2.3. Познавательная игра «Самый…».
Показать на карте полушарий океан, соответствующей слову «Самый…»:
- Самый большой и глубокий (Тихий океан)
- Самый солёный и тёплый (Индийский океан)
- Самый маленький и мелкий (Северный Ледовитый океан)
- Самый судоходный (Атлантический океан)
- В нём есть тёплое течение Гольфстрим (Атлантический океан)
3. Изучение нового материала
3.1. Сообщение темы и целей урока.
На доске: ри ки те ма. Составив из данных слогов название больших участков суши, вы узнаете тему нашего урока.
Это материки. Сегодня на уроке мы изучим материки и части света земного шара. Узнаем, как они называются, где находятся на глобусе и карте полушарий, кем были открыты.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Давайте теперь откроем учебник и прочитаем на стр. 109 первый абзац.
Что такое материк?
Материк -крупный массив суши (в отличие от меньшего по размерам массива - острова), окруженный водой.
Что такое часть света?
Частьсвета - это регион суши, вместе с материками и прилегающими островами
На земле выделяют шесть материков: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.
Найдите на глобусе и карте полушарий материки. Прочитайте их названия.
Большие участки земли вместе с островами называют частями счета. Частей света шесть: Америка, Европа, Азия, Африка, Австралия, Антарктида.
Найдите на глобусе и карте полушарий части света.
Работа с тетрадью
Записать названия материков и частей света в тетрадь в два столбика.
Евразия Европа
Африка Азия
Северная Америка Африка
Южная Америка Америка
Антарктида Антарктида
Австралия Австралия
Работа с учебником
Открыть учебник на стр.109. Найти рис.93 «Материки». Сравнить между собой материки по величине, и определить какой из всех материков самый большой, а какой самый маленький и так далее?
3.2. Рассказ учителя о некоторых интересных сведениях: о материках и частях света.
Евразия – самый большой материк земного шара. Европа условно разделена на две части света – Европу и Азию. Граница между ними проходит по восточным склонам Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее кавказских гор, Чёрному морю.
Африка – второй по величине материк. Он находится по обе стороны экватора. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. Африка самый жаркий материк.
В Африке растёт множество полезных для человека растений: кофейное дерево, масличная и финиковая пальмы, оливковое дерево. В лесах заготавливают ценную древесину (красное, жёлтое, железное деревья).
Африка – родина одной из самых мощных древних цивилизаций, Египетского царства. Египет подарил человечеству азы математики, астрономии, фаяес, стекло и множество других замечательных открытий.
Египтяни славились и своим морским флотом, они значительно приуспели в судостроении. Именно египтянам принадлежит и первое кругосветное путешествие, только ни совершили его вокруг известной им части света – африканского континента.
Озеро Чад в Центральной Африке древним грекам было известно как «болото Нуба», именно они впервые упоминули о непостоянном характере озера, которое высыхало, то вновь наполнялось водой. Ученые мчитают, что это происходит из-за его необыкновенной величины.
Северная и Южная Америка - находится в западном полушарии. По площади занимает третье и четвёртое места. Америка как часть света была открыта Христофором Колумбом в 1492 году, но своё название получила по имени Америго Веспуччи, который первым его описал.
Главное богатство Южной Америки – её растительный мир. Отсюда европейцы привезли картофель, вывезли семена шоколадного и каучукового деревьев.
Австралия - самый засушливый и самый маленький материк, полностью лежит в восточном полушарии. Это материк- заповедник, где обитают животные которых нет на других материках – кенгуру, коала, утконос, ехидна и др.
Название материка Австралия образовано от латинского слова «южный». Еще в 15 веке в Европе были известны легенды о далеком южном континенте. Многие мореходы пытались отыскать его, но только в 1606 году Педро Киросу удалось достичь берегов неизвестной земли.
Расположенная в Южном полушарии Австралия отличается теплым климатом. На континенте есть несколько крупных горных систем, таких как Западно-Австралийское плоскогорье, Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы.
Антарктида – самый холодный материк, температура зимой здесь иногда доходит до 90 градусов. Поверхность Антарктиды покрыта толстым слоем льда. Материк был открыт в 1820 году русскими моряками. (Показать портреты великих мореплавателей).
Антарктида переводится с древнегреческого как «противоположность Арктике». Этот континент и прилегающие к нему острова на самом юге земного шара. Именно здесь находится Южный полюс.
Антарктида – шестой по счету материк.
Материк Антарктида – это земля, закованная в ледяной панцирь. Земли материка хранят полезные ископаемые: железную руду, алмазы, каменный уголь. Чтобы узнать, что там, учёные бурят скважины – колодцы трёхкилометровой глубины. Холоднее места не найдёшь во всём мире. Даже летом здесь пятидесятиградусные морозы. При таких морозах металлические трубы, если ударить по ним твёрдым предметом, раскалываются, как стеклянные. Здесь сильные ветры со скоростью до 100 метров в секунду могут свирепствовать до 340 дней в году. В глубине суровой Антарктиды не встретишь ни зверя, ни птицы. Обитатели этого материка держаться поближе к берегу. Тут и теплее, и пищу в море легче найти.
4. Физкультминутка.
Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.
5. Закрепление
Евразия:
1) расположена
- в восточном полушарии.
- в западном полушарии.
2) омывается океанами
- Атлантическим, Тихим и Индийским океанами.
- Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами.
- Тихим, Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым океанами.
Африка:
1) расположена
- в восточном полушарии.
- в западном полушарии.
2) омывается океанами
- Атлантическим, Тихим и Индийским океанами.
- Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами.
- Атлантическим и Индийским океанами.
Австралия:
1) расположена
- в восточном полушарии.
- в западном полушарии.
2) омывается океанами
- Атлантическим, Тихим и Индийским океанами.
- Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами.
- Атлантическим и Тихим океанами.
Антарктида:
1) расположена
- в восточном и западном полушариях.
- в западном полушарии.
- в восточном полушарии.
2) омывается океанами
- Атлантическим, Тихим и Индийским океанами.
- Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами.
- Атлантическим и Тихим океанами.
6. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Сколько материков на Земле?
- Как называется материк, где мы живём?
- Каким океаном омывается материк Евразия?
7. Домашнее задание. Стр. 109-112. Повторить: что такое материк, сколько их и названия.