kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по географии на тему "Политическая карат мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по географии на тему "Политическая карат мира" для учащихся 10 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии на тему "Политическая карат мира"»

Конспект урока по географии на тему "Политическая карта мира»

Цель урока: 

Сформировать у учащихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; познакомиться с многообразием стран мира.

Задачи урока:

- обучающие:

1) организовать деятельность учащихся для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт;

2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира;

3) изучить основные критерии классификации стран мира;

4) познакомить учащихся с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»;

5) формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития) ; характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и обществознанием; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать;

6) развивать у учащихся навык работы с атласом;

- развивающие:

1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран;

2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание;

3) развивать устную речь.

- воспитательные:

1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;

2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире;

3) формировать мировоззрение учащихся;

4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;

5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся;

Ход урока.

1. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки.

2. Активизация познавательной деятельности.

Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» - имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться. 

3. Определение темы урока.

Что является основным источником знаний в географии?

географическая карта

Какая карта является наиболее важной в курсе «Экономическая и социальная география мира»?

- Политическая карта мира

А что является главным объектом на политической карте мира?

- Страны

Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь.

Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием урока– политическая карта мира (далее ПКМ). Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что вы видите на карте?

Учащиеся: Государства, их границы, столицы, крупные города.

Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ - это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города.

Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко-географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего-либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве.

(Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят к изменению политических карт. Что выступало главной причиной количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств?

Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др.

Учитель: Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной, изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания.

Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают войны религиозного, расового и этнического характера.

Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко-географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления.

Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный.

Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока по географии на тему "Политическая карат мира"

Автор: Старикова Екатерина Валерьевна

Дата: 01.01.2023

Номер свидетельства: 622140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства