Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии на тему "Политическая карат мира"»
Конспект урока по географии на тему "Политическая карта мира»
Цель урока:
Сформировать у учащихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; познакомиться с многообразием стран мира.
Задачи урока:
- обучающие:
1) организовать деятельность учащихся для самостоятельного определения понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт;
2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира;
3) изучить основные критерии классификации стран мира;
4) познакомить учащихся с понятиями «валовый внутренний продукт», «суверенное государство»;
5) формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития) ; характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и обществознанием; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать;
6) развивать у учащихся навык работы с атласом;
- развивающие:
1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран;
2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание;
3) развивать устную речь.
- воспитательные:
1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;
2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире;
3) формировать мировоззрение учащихся;
4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;
5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся;
Ход урока.
1. Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки.
2. Активизация познавательной деятельности.
Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» - имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться.
3. Определение темы урока.
Что является основным источником знаний в географии?
- географическая карта
Какая карта является наиболее важной в курсе «Экономическая и социальная география мира»?
- Политическая карта мира
А что является главным объектом на политической карте мира?
- Страны
Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие стран на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь.
Постановка целей и задач урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.
4. Изучение нового материала.
Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием урока– политическая карта мира (далее ПКМ). Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что вы видите на карте?
Учащиеся: Государства, их границы, столицы, крупные города.
Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ - это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города.
Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко-географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса. Любые исторические процессы предполагают изменение чего-либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве.
(Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят к изменению политических карт. Что выступало главной причиной количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств?
Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др.
Учитель: Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной, изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания.
Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают войны религиозного, расового и этнического характера.
Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко-географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления.
Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран.