kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии "Черная металлургия" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая сущность и значимость географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии Черная металлургия 9 класс»

Методическая разработка урока географии (9 класс)

Актуальность проведения данного урока обусловлена мотивацией на изучение достаточно сложного для восприятия материала о черной металлургии для девятиклассников. Использование элементов современных педагогических технологий (развивающее обучение, проблемное обучение) способствует развитию мышления, грамотности речи, умения применять свои возможности и знания в решении поставленных задач.

Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии. В 9 классе, при изучении факторов размещения предприятий черной металлургии в теме: «Главные межотраслевые комплексы» удачным является отрывок из романа Ж. Верна «Таинственный остров».

Тема урока: «Металлургический комплекс: черная металлургия»

Цель. Изучить состав, особенности предприятий, значение металлургического комплекса, принципы размещений предприятий металлургического комплекса.

Задачи:

Образовательные: изучить состав, структуру, значение, принципы размещения предприятий металлургического комплекса.  

Развивающие: способствовать развитию умения обобщать, логически мыслить, сравнивать, делать выводы; развитию познавательного интереса обучающихся.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе; формировать культуру общения во время групповой работы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. Научиться давать определения понятий: комбинат, концентрация, конструкционный материал; объяснять особенности предприятий металлургического комплекса; обосновывать факторы размещения крупных металлургических центров; работать с контурной картой.

  2. Понимать экологические проблемы, которые создают предприятия черной металлургии. Приводить пути решения проблем.

Метапредметные:

  1. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; оценивать результаты своей деятельности; свободно высказывать суждения по проблеме, аргументируя их фактами.

  2. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, организовать сотрудничество.

  3. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.

Личностные:

  1. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве с учителем, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

  2. Формировать бережное отношение к окружающей среде и рациональное природопользование; понимание основ экологической культуры.

  3. Формировать ответственное отношение к учению.

Методы обучения:

- словесный: беседа, рассуждение, работа с текстом;

- наглядный: слайды учебной презентации;

- частично-поисковый.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: проблемный урок 


Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная


Материально-техническое обеспечение урока.


  1. Компьютер и учебная презентация.

2. Учебник, 9 класс. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким. География России. Хозяйство и географические районы. Дрофа, 2018.

3.Карты атласа, тематические карты, контурные карты.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.). Учитель приветствует обучающихся, проверяет посещаемость, проверяет готовность к уроку.

2. Этап мотивации к учебной деятельности (4 мин).

Сегодня мы начнем урок с решения ребуса, он поможет сформулировать тему нашего урока. Внимание на экран (слайд № 1 учебной презентации).

Обучающиеся формулируют тему урока: Черная металлургия.

Запись темы в тетрадь: «Металлургический комплекс: черная металлургия».

Обоснование актуальности темы (слайд № 2 -3)

3. Этап постановки задач. Учитель знакомит обучающихся с задачами урока и планом проведения урока (2 мин).

Сегодня на уроке вы работаете в группах. Обязанности в группе:

Командир – организует работу в группе, ведет учет ответов.

Таймер – контролирует время.

Секретарь – ведет запись идей.

Докладчики – чётко и быстро отвечают на вопрос.

Напоминаю правила работы в группах.

- Соблюдать дисциплину.

- Работать, не мешая другим.

- По окончании времени обсуждение прекращать.

- При обсуждении задания разговаривать шепотом.

- Внимательно слушать отвечающего, не перебивать его.

- Желающим ответить или исправить ошибку поднимать руку, не выкрикивать.

- Не спорить с командиром группы по поводу заполнения карточки ответов.

4.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии (5 мин).

Формируем 3 группы. Они называются: «чугунолитейщики», «сталевары» и «прокатчики» (основные рабочие профессии в черной металлургии).

На фоне слайда № 4 учебной презентации – выступление ученика по материалам научно-популярной книги М.Беккерта. «Железо».

Фронтальная работа. В учебнике найдите ответы на следующие вопросы:

  1. Почему металл называют «хлебом» экономики? (стр.57).

  2. Что включает в себя металлургический комплекс? (стр.57).

  3. Черная металлургия и окружающая среда (стр.58).

Типы предприятий черной металлургии посмотрите на слайдах (№ 5-8).


5. Этап построения и реализации проекта выхода из затруднения (10 мин).

Задания для групп.

Прочитайте материал учебника, заполните таблицу и подготовьте рассказ о металлургической базе согласно плану.

  1. Название металлургической базы.

  2. Основные центры.

  3. Тип предприятия.

  4. Выпускаемая продукция.

  5. Нанести на контурную карту центры металлургической базы, используемое сырье и топливо.



1 группа. Характеристика Уральской металлургической базы.

2 группа. Характеристика Сибирской металлургической базы.

3 группа. Характеристика Центральной металлургической базы.


Название базы

Источник сырья

Источник топлива

Центры размещения

Фактор размещения

Уральская

Месторождения железной руды горы Качканар, привозная руда КМА, месторождения Северного Казахстана

Уголь Кузнецкого угольного бассейна


Новотроицк Оренбургской области, Нижний Тагил Свердловской области, Челябинск

Наличие своей железной руды, часть привозной. Грузопотоки каменного угля

Центральная

Железная руда Карелии (Костомукша), Кольский п-ов, (Оленегорск, Ковдор),

КМА

Уголь Печорского угольного бассейна, Кузнецкого угольного бассейна

Череповец Вологодской области




Грузопотоки железной руды и каменного угля, близость потребителя


Железная руда КМА



Уголь Печорского угольного бассейна

Липецк



Наличие железной руды и грузопотоки каменного угля из Печорского угольного бассейна

Железная руда КМА

Электроэнергия Курской АЭС.

Белгородская область (Старый Оскол)

Наличие железной руды и электроэнергии Курской АЭС

Сибирская

Железная руда юга Кемеровской области (Горная Шория), Иркутской области, Хакасии


Уголь Кузнецкого угольного бассейна


Новокузнецк

Наличие железной руды и каменного угля


  1. Этап первичного закрепления с проговариванием (5 мин).

Выступления групп с показом на карте.

Обратимся к отрывку из романа Жуля Верна «Таинственный остров». Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: По какому принципу было построено сооружение, на котором был выплавлен металл. Обучающиеся дают ответ. (Вблизи месторождений железной руды и угля).

А теперь обоснуйте факторы размещения центров металлургии в рамках ваших металлургических баз.


7. Этап самостоятельной работы. Взаимопроверка по эталону

Тестовое задание (7 мин).

1 задание: Предлагаются понятия. Ваша задача соединить понятие (обозначенное цифрой) с его объяснением (обозначенным буквой).

1. Металлургический комбинат

а) прокат

2.Конечный продукт металлургического комбината

б) сосредоточение производств

3.Концентрация

в) трубный, листовой, фасонный.

4.Виды проката 

г) предприятие, производящее сталь из металлического лома

5.Передельная металлургия

д) предприятие, производящее чугун, сталь, прокат.

1-д, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г.

2 задание: Выберите правильный ответ и обведите его

  1. Какое месторождение железной руды самое крупное в России? а) КМА, б) Оленегорское, в) Костомукша, г) Качканар.

  2. Единственный в России электрометаллургический комбинат с внедоменной плавкой стали находится: а) в Липецке, б) в Нижнем Тагиле, в) в Старом Осколе, г) в Череповце.

  3. Какой комбинат находится на территории Уральской базы? а) Липецкий, б) Новокузнецкий, в) Нижнетагильский, г) Старооскольский.

  4. Укажите форму организации производства, характерную для металлургии. а) специализация, б) концентрация, в) кооперирование.

5. Укажите правильную технологическую цепочку в черной металлургии.

а) сталь – руда – прокат – чугун,

б) руда – чугун – сталь – прокат,

в) прокат – чугун – сталь – руда,

г) руда – сталь – чугун – прокат.

Ответы:

1-а, 2-в, 3-в ,4-б, 5- б

Организация взаимопроверки по эталону (слайд № 9). Результаты теста комментирует учитель и делает вывод по результатам урока (слайд № 10).

8. Этап рефлексии (4 мин).

9. Домашнее задание. (2 мин). § 9. Стр.57-61. Выучить определения понятий. Уметь показывать на карте центры черной металлургии, объясняя факторы. Оформить контурную карту.

Кроме черной металлургии металлургический комплекс включает цветную металлургию. Тему «Цветная металлургия» вы изучите на следующем уроке.



Приложение 1

Отрывок из романа Ж. Верна “Таинственный остров».

«…На другой день Сайрес Смит в сопровождении Харберта отправился искать древние формации, из которых он отобрал образчики руды. Он обнаружил ее залежи на поверхности земли, близ истоков Красного ручья. Эта руда, обильно насыщенная железом, прекрасно подходила для того способа восстановления, который придумал применить инженер. Он хотел воспользоваться каталонским способом, внеся в него некоторые упрощения… Этот способ, вероятно, применялся еще первыми металлургами на Земле. То, что удалось первым потомкам Адама и давало хорошие результаты в местностях богатых рудой и топливом, не могло не удастся жителям острова Линкольна. Каменный уголь, также как и руду, удалось без труда собрать поблизости прямо с поверхности земли». (Размещение металлургических комбинатов у сырья и топлива).









Приложение 2















Приложение 3

Учебная презентация

Просмотр содержимого презентации
«Презентация по черной металлургии 9 класс»

  1  = М    Л    4  = Я

  1  = М

 

Л

  4  = Я

Проверь себя по эталону 1 задание 1-е, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 2 задание 1-г, 2-в, 3-в, 4-а, 5-б Критерии оценки : 10 баллов – «5»  9-8 баллов – «4»  7-5 баллов - «3»

Проверь себя по эталону

1 задание 1-е, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г,

2 задание 1-г, 2-в, 3-в, 4-а, 5-б

Критерии оценки : 10 баллов – «5»

9-8 баллов – «4»

7-5 баллов - «3»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка урока географии "Черная металлургия" 9 класс

Автор: Дуброва Лидия Александровна

Дата: 28.07.2020

Номер свидетельства: 555156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства