kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по предмету «География» «Реки: Волга с Окой и Камой» для обучающихся 6 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 6 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о реках России, знакомство с особенностями реки Волги.

Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.

Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету «География» «Реки: Волга с Окой и Камой» для обучающихся 6 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)»

Методическая разработка по предмету «География»
«Реки: Волга с Окой и Камой» для обучающихся 6 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)


Рогозина Кристина Сергеевна, учитель ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»


Аннотация

Урок по географии в 6 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о реках России, знакомство с особенностями реки Волги.

Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.

Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.

Ключевые слова: река, Волга, исток, русло, притоки, устье, Ока, Кама, гидролог.

Тема урока: «Реки: Волга с Окой и Камой».

Класс: 6.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Длительность урока: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет.

Цель: знакомство с особенностями реки Волги.

Задачи:

- изучить особенности реки Волги, ее хозяйственное значение;

- развивать познавательную активность, мышление, память, внимание, речь, умение делать выводы;

- обогащать словарный запас;

- расширить кругозор;

- способствовать формированию понимания бережного отношения к рекам и другим водоемам.

Оборудование и дидактические материалы:

- физическая карта России, указка, мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация (изображения – рисунки 3 – 8; текст плана описания реки (см. п. 2); отрывок из поэмы «За далью – даль» А.Т. Твардовского, видеоролик о Волгограде (см. п. 4), вопросы для рефлексии (см. п. 7)), карточки (рисунки 1, 9), магниты канцелярские (20 шт.).

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний о реках России, о Волге;

- развитие умения рассуждения, анализировать информацию, применять навыки логического мышления, экологической культуры.


Этапы урока

  1. Организационно-мотивационный этап

- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с географией России. Россия – это наша Родина. В России много уникальных, красивых мест: города, озера, реки, горы и др. Давайте вспомним их.

2. Этап постановки темы, цели и учебных задач урока

Предлагаю провести географическую эстафету.

«Географическая эстафета»

На классной доске размещена физическая карта России. Педагог держит в руке указку.

Географическую эстафету начинает педагог, назвав географический объект, расположенный на территории России (например, город Москва). Далее педагог передает указку одному из обучающихся. Задача обучающегося показать на физической карте России географический объект, который назвал педагог. Затем обучающийся передает указку одному из одноклассников, называя географический объект, расположенный на территории России (например, река Северная Двина), который необходимо показать на физической карте.

Географическая эстафета заканчивается, когда все обучающиеся по очереди покажут географические объекты, расположенные на территории России. Последний обучающийся передает указку педагогу.

В ходе географической эстафеты педагог обращает внимание обучающихся на правильность показа географических объектов на карте (например, правильный показ реки: от истока к устью).

- Ребята, а что обозначено на карте данными знаками?

Педагог показывает на физической карте России места добычи полезных ископаемых, обозначенные условными знаками: ▲, ■ и др. (Ответы обучающихся. Полезные ископаемые: ▲- железные руды, ■ – каменный уголь и др.)

«Найдите ошибку»

На классной доске с помощью магнитов расположены карточки с изображением символов, обозначающих полезные ископаемые, и карточки со значением данных символов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Карточки к заданию «Найдите ошибку»


- Перед вами карточки с условными знаками полезных ископаемых, добываемых на территории России, а также карточки со значением данных символов. Какая ошибка допущена в обозначении полезных ископаемых?1 (Ответы обучающихся. Верный ответ: символ никелевых руд расположен в перевернутом положении (перевернут на 180°)).

«Что означают цвета на карте?»

- Ребята, давайте вспомним что обозначают условные цвета на физической карте.

Педагог, называя цвет (например, зеленый, желтый, коричневый, синий), показывает на физической карте России формы земной поверхности, водоемы. (Ответы обучающихся: зеленый цвет – равнины или низменности, желтый цвет – возвышенности, коричневый цвет – горы, синий цвет – океаны, моря, озера, реки).

- Для того чтобы узнать особенности какой реки мы сегодня узнаем на уроке, предлагаю вам разгадать числовой ребус.

«Числовой ребус»

Числовой ребус (рисунок 2) изображен на классной доске. В числовом ребусе каждой цифре соответствует буква русского алфавита, согласно ее порядковому номеру (1 – А, 2 – Б, 3 – В, …., 31 – Э, 32 – Ю, 33 – Я).

Рисунок 2 – Числовой ребус


Обучающиеся, разгадывая ребус, могут пользоваться алфавитом (рисунок 3, презентация – слайд 1).

Рисунок 3 – Русский алфавит

Ответы обучающихся (верный ответ: Волга (рисунок 4)).

Рисунок 4 – Река Волга


- Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями Волги, работая по следующему плану описания реки (презентация – слайд 2):

* название реки;

* исток реки;

* местность, по которой протекает река;

* притоки реки;

* устье реки;

* использование реки человеком;

* крупные города, расположенные на берегах реки.

- О чем мы узнаем на уроке? (Ответы обучающихся по плану (презентация – слайд 2).

- Для того чтобы достичь данной цели, нам необходимо вспомнить что такое река и из каких частей она состоит.

3. Этап актуализации опорных знаний

- По территории России течет множество больших и малых рек. По количеству и протяженности рек наша страна занимает первое место в мире.

- Ребята, а что такое река? (Ответы обучающихся. Река – поток воды, который течет в выработанном им углублении в земле).

«Река и ее части»

- Давайте вспомним из каких частей состоит река.

Далее обучающиеся отвечают2 на вопросы педагога, демонстрирующего презентацию (рисунок 5, презентация – слайд 3).

Рисунок 5 – Схема для выполнения задания «Река и ее части»


- Как называют начало реки? (Ответы обучающихся. Верный ответ: исток). Один из обучающихся показывает на схеме исток реки.

- Что такое устье реки? (Ответы обучающихся. Верный ответ: устье – то место, где река впадает в другую реку, в озеро или море). Один из обучающихся показывает на схеме устье реки.

- Что такое русло реки? (Ответы обучающихся. Верный ответ: русло – это углубление, по которому течет река).

- У реки есть правый и левый берега. Как их определить? Один из обучающихся показывает на схеме исток. (Ответы обучающихся. Верный ответ: если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый). Один из обучающихся показывает на схеме правый и левый берега реки.

- Что такое притоки реки? (Ответы обучающихся. Верный ответ: на своем пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в нее и отдают свою воду. Они называются притоками).

- Притоки, впадающие в реку справа по её течению – правые, слева – левые. Один из обучающихся показывает на схеме правый и левый притоки реки.

- Покажите на физической карте России реку Волгу от истока к устью. (Обучающийся показывает Волгу от ее истока к устью на физической карте России, расположенной на классной доске). По какой равнине протекает река Волга? (Ответ того же обучающегося, который показывал реку Волгу на карте. Верный ответ: Восточно-Европейская равнина). Покажи, пожалуйста, Восточно-Европейскую равнину на карте. (Обучающийся показывает Восточно-Европейскую равнину на карте).

  1. Этап открытия новых и закрепления ранее изученных знаний

- Волга – самая длинная река европейской части России. Длина Волги составляет 3530 км. Она начинается на северо-западе России, на Валдайской возвышенности, в лесном краю среди болот у деревни Волгино Верховье в Тверской области. В том месте, где находится исток Волги (педагог показывает исток Волги на физической карте России), построена маленькая деревянная часовня (рисунок 6, презентация – слайд 4).

Рисунок 6 – Исток Волги


- Если зайти в часовню, то через отверстие в полу можно увидеть место, где подземная вода выходит на поверхность, — это и есть исток великой русской реки Волги.

- Река Волга – это источник вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Образ Волги нашел свое отражение в поэме «За далью – даль» Александра Трифоновича Твардовского (презентация – слайд 5).

Педагог (или обучающийся) зачитывает отрывок из поэмы:

Сем тысяч рек,

Ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих в даль – семь тысяч рек

Она со всех концов собрала-

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.


- Что в данной поэме обозначает словосочетание «семь тысяч рек»? (Ответы обучающихся. Верный ответ: притоки).

- Принимая на своем пути слева и справа множество притоков, Волга превращается в широкую, полноводную реку и впадает в Каспийское море.

Физкультминутка «Море волнуется …»

Море волнуется – раз! (Шагаем на месте).

Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево-вправо).

Море волнуется – три! (Повороты туловища влево-вправо).

Морская фигура, на месте замри! (Садимся за парты).

- Чем является Каспийское море для Волги? (Ответы обучающихся. Верный ответ: устье).

Педагог показывает Каспийское море на физической карте России.

- Самые крупные притоки Волги – реки Ока и Кама (педагог показывает реки Оку и Каму на физической карте России).

- Существует выражение «Река Ока – Волги правая рука». Что оно означает? (Ответы обучающихся. Верный ответ: река Ока – правый приток Волги.).

- Каким притоком является река Кама? (Ответы обучающихся. Верный ответ: река Кама – левый приток Волги).

- Определите правый и левый берега (или притоки) реки Волги. (Ответы обучающихся. Верный ответ: чтобы определить правый и левый берега реки, соответственно, ее правые и левые притоки, необходимо встать по направлению течения реки, лицом к устью, тогда по правую руку будут правые притоки, по левую – левые.).

- Вдоль берегов рек издавна селились люди. На берегах реки Волги стоят большие и малые города. Самые крупные из них – старинные русские города Ярославль, Тверь, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Волгоград, Астрахань (рисунок 7, презентация слайды 6 – 13).

а) б) в)

г) д)

е) ж) з)


Рисунок 7 – Города, расположенные на берегах Волги:

а) Ярославль. Ярославский речной вокзал; б) Тверь. Свято-Екатерининский женский монастырь в Затверечье в месте впадения реки Тверцы в Волгу; в) Нижний Новгород. Нижне-Волжская набережная; г) Самара. Жилой комплекс «Ладья» на берегу Волги; д) Саратов. Панорама центра города; е) Казань. Мэрия; ж) Волгоград. Монумент «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане; з) Астрахань. Астраханский кремль


- В каких из перечисленных городов, расположенных на берегах реки Волги, вы были? (Ответы обучающихся).

- Познакомимся с историей и достопримечательностями Волгограда, посмотрев видеоролик о городе (https://disk.yandex.ru/i/EhkuEALpKCYfOg, презентация – слайд 14).

Просмотр видеоролика.

- Какие интересные факты о Волгограде Вы запомнили, посмотрев видеоролик? (Ответы обучающихся).

- Территории вдоль реки Волги называют Поволжьем. Для того чтобы Волга всегда была полноводна, ее перегородили плотинами, перед которыми образовались водохранилища. У плотин были построены ГЭС. Вырабатываемая ими электроэнергия пришла в дома жителей городов, сел, на промышленные предприятия.

- Для улучшения судоходства Волгу соединили каналами с озерами и другими реками. Волга и ее каналы соединяют пять морей: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское, Черное. Множество грузов и большое число пассажиров перевозят по Волге. Летом по реке ходят теплоходы с туристами. Путешественники знакомятся с древними русскими городами и историей нашей страны.

- Сейчас по Волге ходят современные суда, способные везти груз много тонн. А раньше судно могла идти только по течению и под парусом при попутном ветре. Если ветра не было, судно тянули бурлаки. Художник Илья Ефимович Репин более 150 лет назад написал картину «Бурлаки на Волге», которые тянули при помощи длинных веревок суда, плывшие против течения. Это был тяжелый физический труд.

Показ картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» (рисунок 8, презентация – слайд 15).

Рисунок 8 – И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге», 1873 г.


- В настоящее время по Волге ходят грузовые и пассажирские суда. На берегах Волги работают крупные промышленные предприятия. Все это привело к загрязнению реки. Волга нуждается в защите и охране.

- Какие правила охраны рек вы знаете? (Ответы обучающихся: не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу рек; экономно расходовать воду; на предприятиях строить специальные очистные сооружения; не мыть транспортные средства на берегу рек и т.д.).

- Реки – это хранилища воды. Они должны быть чистыми. Какие ученые занимаются охраной рек? (Ответы обучающихся).

5. Закрепление нового материала

- Сейчас мы с вами побудем гидрологами – специалистами, занимающимися изучением водных ресурсов. Составим описание реки Волги.

Педагог выдает карточки каждому обучающемуся (рисунок 9).

Рисунок 9 – Карточка «Описание реки Волги»

Заполнение карточек обучающимися под руководством педагога:


Показ географических объектов, называемых в ходе заполнения карточек, педагогом на физической карте России, расположенной на классной доске. Обучающиеся находят названные объекты на карте по Приложению к учебнику [4].

6. Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы познакомились с особенностями реки Волги. Волга – это не просто река, это история, поэзия, живопись, культура и символ России.

  1. Рефлексия содержания материала

На экране указаны варианты предложений (презентация, слайд 16), которые обучающимся необходимо дополнить. Например:

- Сегодня я узнал (а), что ...

- Я понял (а), что…

- Мне было интересно узнать, что …

- Меня удивило, что …

- По данной теме мне бы хотелось еще узнать о …

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и дополняет их. Педагог по очереди выслушивает высказывания обучающихся.

  1. Домашнее задание

Прочитать параграф «Реки: Волга с Окой и Камой» (с. 162 – 164), факты «Для любознательных» (с. 165), устно ответить на вопрос № 6 (с. 164).

- Благодарю за вашу активность на уроке. До свидания!

Источники:

  1. Астрахань. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Астрахань (дата обращения: 08.04.2024).

  2. Волга. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волга (дата обращения: 08.04.2024).

  3. Волгоград. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волгоград (дата обращения: 08.04.2024).

  4. География. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 184 с.: ил.

  5. Иллюстрации из открытых Интернет-источников. Электронный ресурс. – URL: https://yandex.ru/images (дата обращения: 09.04.2024).

  6. Казань. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казань (дата обращения: 08.04.2024).

  7. Нижний Новгород. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижний_Новгород (дата обращения: 08.04.2024).

  8. Самара. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самара (дата обращения: 08.04.2024).

  9. Саратов. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саратов (дата обращения: 08.04.2024).

  10. Тверь. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тверь (дата обращения: 08.04.2024).

  11. Физкультминутки с морской тематикой. Электронный ресурс. – URL: https://infourok.ru/fizkultminutki-s-morskoj-tematikoj-6783872.html (дата обращения: 08.04.2024).

  12. Части реки (слайд № 5) // Презентация по окружающему миру на тему «Водные ресурсы Архангельской области». Электронный ресурс. – URL: https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-vodnie-ressursi-arhangelskoy-oblasti-4006692.html (дата обращения: 08.04.2024).

  13. Ярославль. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярославль (дата обращения: 08.04.2024).

1 В случае затруднения с ответом, обучающиеся могут воспользоваться таблицей «Условные знаки полезных ископаемых» [4; с 159].

2 В случае затруднения с ответом, обучающиеся могут воспользоваться словарем [4; с. 180, 182,].


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогозина Кристина Сергеевна

Дата: 11.07.2024

Номер свидетельства: 654076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства