kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс»

Тема урока: «Природные зоны Африки»


Цели: познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока.

I Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.

А с чем мы познакомимся, я думаю, вы ответите сами, посмотрев видеофрагмент (природа Африки).

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Учитель: Итак, что мы будем рассматривать?

Учащиеся: растительный и животный мир Африки (или природу Африки)

Учитель: правильно.

II Постановка целей и актуализация знаний.

Учитель: тема нашего урока: « Природные зоны Африки».

В путешествии мы узнаем о закономерностях размещения ПЗ, (на доске ПЗ – природные зоны) познакомимся с представителями флоры и фауны. Рассмотрим взаимосвязи между компонентами природной зоны.

Оборудование: Путешествуя, мы будем проводить исследования, а для этого нам понадобится наличие следующего оборудования: атласы, учебники, компьютерная презентация к уроку, мультимедийная установка, раздаточный материал и ваши знания по уже изученным ранее темам.

Сегодня на уроке мы будем работать со следующими картами атласа:

  1. Природные зоны Африки;

  2. Климатическая карта Африки;

  3. Почвенная карта мира.

В этом путешествии я буду вашим научным руководителем, а вы научными сотрудниками (обращение к ребятам - сотрудники)

Каждый из вас, во время путешествия, будет делать записи в путевых дневниках, для того, чтобы в конце нашего пути обобщить все собранные сведения о природных зонах Африки и сделать общий вывод.

Доска – будет моим путевым дневником.

Учитель: но прежде чем отправиться в путешествие нам надо вспомнить

что такое природная зона?

Ученик: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель: С чем на суше связано образование ПЗ? (ответ: от географического положения, обусловлено климатом- соотношением тепла и влаги).

Учитель: что такое широтная зональность?

(Ответ: широтная зональность - это смена природных зон от экватора

к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.)

Учитель: Как вы думаете, чтобы получить полное представление об изучаемых зонах, на какие компоненты природы нам стоит обратить внимание? (ответ: географическое положение, климатические условия, почвы, растительность, животный мир – повторение!).

Учитель: Давайте вспомним, план описания природной зоны?

( учащиеся открывают приложение в учебнике, страница 311, находят план описания природной зоны материка)

На слайде: План описания природных зон:

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Почвы.

4. Растительность.

5. Животный мир.

Учитель: А сейчас, откройте пожалуйста карту «Природные зоны Африки». Назовите природные зоны, которые расположены на материке от экватора к северу?

(учащиеся называют природные зоны Африки в северном полушарии).

Учитель: А теперь перечислите природные зоны, которые находятся от экватора к югу?

(учащиеся называют природные зоны Африки в южном полушарии)

Учитель:

Что можно сказать о размещении природных зон?

Учащиеся: природные зоны повторяются.(показ по карте!)

Учитель: почему природные зоны повторяются?

Учащиеся: это зависит от географического положения и так как повторяются климатические пояса.

Учитель: таким образом, смена природных зон от экватора к северу и югу обусловлена географическим положением материка Африки, происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.

А так ли это? Проверим в путешествии.

III. Изучение нового материала

Итак, мы начинаем. Приготовьте свои путевые дневники.

Слайд. Внимание на слайд! На экране экваториальный лес…

Слова учителя: «Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.» (Д. Быстролетов)

Учитель: Где же вы оказались, в какой природной зоне?

Ответ учащихся: в зоне влажных экваториальных лесов

Учитель: Как вы узнали?

Учащиеся: по характеру растительности: густая растительность.

Учитель: Следовательно, мы можем сказать, что по растительности, как компоненту природы можно определить природную зону.

Образование данной зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года. Таких лесов как у них у нас нет.

Учитель: Где расположена зона влажных экваториальных лесов? (ответ учащихся - на экваторе)

Учитель добавляет: Узкой полосой 5°-6° с. ш. и 5°-6° ю. ш. в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива. (запишем в дневник)

В каком климатическом поясе находится природная зона?

Ответ учащихся:

- В экваториальном климатическом поясе. (ребята смотрят карту «Климатические пояса и области мира») (записываем).

Учитель: какие воздушные массы господствуют круглый год?

Учащиеся: господствуют круглый год экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие. (записываем)

Учитель: Чему равна средняя температура июля и января? (ребята смотрят «Климатическую карту Африки»)

Учащиеся: Средняя температура июля - tи+24 С; средняя температура января - tя+24̊ С. Высокая температура в течение всего года. (записываем).

Учитель: Чему равно средне годовое количество осадков?

Учащиеся: Равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г). запишем!

Учитель: Какие почвы, уважаемые сотрудники, формируются в данной зоне? Работа с «Почвенной картой мира»

Ответ: Красно - желтые ферраллитные почвы. (записываем)!

Учитель: ребята, посмотрите на слайд!

Экваториальные леса называют гилея (на слайде) и они имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы, (запишите) достигающие высоты 35-50 м. Под этими великанами в несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетены лианами.

Животный мир тесно связан с растительным миром, и если экваториальные леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?

Ответ учащихся: к лазанью по деревьям.

Учитель: правильно! Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны.

По карте атласа «Природные зоны Африки» определите какие животные обитают в экваториальных лесах и выпишите их!

Предполагаемый ответ учащихся: горилла, окапи, шимпанзе, леопард, оленек, из насекомых муха Цеце, птица носорог. (одновременно говорят и смотрят слайд)

Учитель:

К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. (запишите).

На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — вы уже сказали - окапи, леопарды – сейчас посмотрите на экран, как они выглядят. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты.

Итак, мы все вместе исследовали природную зону экваториальных лесов. А теперь наши дороги расходятся.

Вы разделитесь на две команды. Ребята, которые сидят на 1-ом варианте будут сотрудниками 1-ой команды «Нил», 2-ой вариант - команда «Килиманджаро».

(На партах, карточки - путеводители, с указанием пути исследования).

Команда «Нил» пойдет на юг, и будет придерживаться меридиана 20̊ в.д., конечным пунктом путешествия будет крайняя южная точка материка мыс Игольный (34̊ 20̍ ю.ш. 20̊ 00̍ в.д ). Команда «Килиманджаро» пойдет на север, также в путешествие будем придерживаться меридиана 20̊ в.д. конечным пунктом будет г.Бенгази – город – порт (32̊ 07̍ с.ш. 20̊ 04̍ в.д.). Все сведения вы будите сообщать руководителю в научный центр. Обмениваться информацией мы будем через рацию и через компьютерную технику! Чтобы наши знания были полными, мы исследования будем подтверждать существующими научными фактами, таким образом расширяя свои знания. И в этом я вам буду помогать.

Зона саванн и редколесий.

Учитель: Какую следующую природную зону вам предстоит исследовать?

Учащиеся: зона саванн

Учитель: научная справка!

Название «Саванна» происходит от испанского «сабана» что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду - это высокотравная степь с редкостными деревьями.

Посмотрев на карту, видно, что зона отличается от других своими размерами.

Давайте определяем географическое положение, климат, почвы. (работа с картами атласа)

Учитель: команда «Килиманджаро»? Где находится эта природная зона? ваш ответ!

Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»

(ответ учащихся: к северу от природной зоны влажные экваториальные леса).

Учитель: команда «Нил»? ваш ответ!

(ответ учащихся: к югу от природной зоны влажные экваториальные леса).

Учитель: (записываем к северу и к югу от экватора)

Какие климатические условия характерны для зоны?

Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»

На связи сотрудник команды «Килиманджаро».

Ответ учащихся – отвечает сотрудник:

- Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.

- зимой господствуют ТВМ ;

- Средняя температура января - tя+24̊;

- Сухая зима. (записываем)!

Учитель: На связи сотрудник команды «Нил.

Ответ учащихся – отвечает сотрудник:

- Расположена в субэкваториальном, в тропическом климатическом поясах.

- летом господствуют ЭВМ;

- средняя температура июля - tи+24̊ С;

- Влажное лето. Количество летних осадков и продолжительность сезона дождей убывают по направлению к тропикам.

- осадков выпадает от 100 до 1000 мм/г; (записываем)!

Учитель: таким образом, выделяется два сезона года: сухой и влажный.

Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования.

Какие почвы формируются в данной зоне? Работа учащихся с «Почвенной картой мира»

Учитель: На связи сотрудник команды Команда «Килиманджаро».

Ответы учащегося:

- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;

- красно – бурые почвы – где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев;

- красно – бурые опустыненных саванн.

Учитель: На связи сотрудник команды «Нил».

Ответ:

- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;

- коричнево – красные фераллитизированные ксерофитных лесов и кустарников (на доске определение)

- красно – бурые почвы;

- красно – бурые опустыненных саванн.

Итак запишем!- преобладающий тип почвы - красно – бурые почвы.

Учитель: Какого цвета почва?

Ответ: красного!

Учитель: Основная черта саванн – ярко выраженная сезонность.

Учитель:

В сухой сезон травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает. Природа саванн уникальна, из видового состава растений здесь преобладают ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания. Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. (на доске)

Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, травы достигают 3 м в высоту. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редкорастущими деревьями, огромные баобабы, маслиничные пальмы, пальма дум.- запишем.

Там, где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев, распространены типичные саванны, с не очень высокими травами, произрастают различные акации.

На границе с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, произрастают колючие кустарники и редкостоящие жесткие травы.

Встречаются также молочаи. (запишите)

Учитель:

По карте атласа «Природные зоны Африки», определите, какие животные обитают в саваннах? – запишите!

Предполагаемый ответ учащихся: жираф, слон, антилопа гну, носорог, зебра, лев; птицы: марабу – стречается только в Африке, птица – секретарь, африканский страус, в реках водятся крокодилы.

Учитель добавляет к ответу учащихся:

Интересен животный мир саванн - самые крупные животные обитают именно здесь:

Слон африканский, жираф - самое высокое животное на Земле; обитают буйволы.

Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены.

Страус - самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг.

Самая маленькая птица – красивая нектарница.

Фламинго - птица с самой длинной шеей и самыми длинными ногами.

Самые огромные постройки способны воздвигать термиты до 12 метров высотой и 3 метра шириной. – запишем!

Вопрос учителя: в саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. Почему?

Учитель: Назовите их приспособления?

Растительный и животный мир (учитель показывает на слайдах)

А сейчас мы немного отдохнем!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (музыкальная пауза) –

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой,

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

А огромный серый слон (круг руками)

Посылает нам поклон (наклоны вперед).

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).

Итак, ребята

Мы продолжаем путешествие. В какой природной зоне растут финиковые пальмы? Какую природную зону видят команды?

Ответ: Природную зону тропических пустынь!

Учитель: На связи сотрудник команды «Килиманджаро»

Какую знаменитую пустыню мира вы видите перед собой?

Ответ учащегося: пустыню Сахара.

Учитель: где расположена пустыня Сахара.

Учащиеся: в Северной Африки.- записываем.

Учитель: научная справка!

Сахара – это собирательное название группы пустынь, среди которых выделяется ряд самостоятельных: Ливийская, Нубийская. Крупнейший знаток пустынь французский ученый Мано сказал, что Сахара – это наиболее прекрасная пустыня в мире. Сахару называют «королевой пустынь».

Какие климатические условия характерны для Сахары?

Работа с картой атласа «Климатические пояса и области мира»

Ответ учащегося: ( сев. часть пустыни расположена в субтропическом, большая часть в тропическом, небольшая часть в субэкваториальном климатических поясах). - записываем

-Господствуют - тропические воздушные массы – сухие и жаркие. – запишем.

-Средняя июльская температура + 32оС. Средняя температура января (самого холодного месяца) +10 - + 16оС. – запишем.

- Годовая сумма осадков в Сахаре почти повсюду меньше 100 мм/г. – запишем.

Учитель: научная справка!

Для Сахары характерны большие колебания суточных и годовых амплитуд. Днем в

Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха 30оС.

Учитель: какие почвы?

Ответ: Эти почвы называют почвами тропических пустынь. запишем!

Учитель:

Мы пугаемся в пустыне не солнца, а того, чего не увидишь сразу – нашего привычного друга, верного защитника и кормильца – растения.

Учитель:

Растительный мир пустыни:

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, ее нет совсем. Кое – где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники.

Саксаулы – низкорослые кустарники высотой 1.5 до 12 м. – запишем!

Только в оазисах (на доске) развивается богатая растительность. – записываем!

Вопрос к команде «Килиманджаро»: ребята, а как растения приспособлены к условиям пустынного климата?

Предполагаемый ответ:

У растений пустыни длинные корни, чтобы доставать до спрятанной глубоко воды. Листья у растений либо в виде колючек, либо покрыты восковым налетом.

Учитель: по карте «Природные зоны Африки», определите животный мир пустыни Сахара?

Предполагаемый ответ:

Одногорбый верблюд, антилопа канна, газель, гиена, лисица – фенек; из пресмыкающихся – варан; из птиц: фламинго. – запишем.

Учитель: животный мир пустыни небогат и представлен видами, приспособленными к крайней ограниченности кормов.

Вопрос учителя:

Как животный мир приспособлен к условиям пустыни Сахара?

Предполагаемый ответ учащихся:

Животные пустынь способны длительное время находиться без воды или пробегать большие расстояния в поисках ее. Большинство животных ведет ночной образ жизни. Крупных форм мало. Особое внимание заслуживает одногорбый верблюд, выдерживает длительное время без воды.

Учитель: из хищников встречаются шакалы.

Из грызунов – песчанки.

Много ящериц и змей. – запишем!

Учитель: Не менее интересна пустыня Намиб.

Итак, на связи команда «Нил»!

Где находится пустыня «Намиб»?

Учащиеся:

Она занимает узкую, незначительную по площади полоску Атлантического океана. Запишем.- Южная Африка, побережье Атлантического океана.

Учитель:

Дайте оценку климатическим условиям пустыни?

Ответ учащегося:

Находится в тропическом климатическом поясе; господствуют тропические воздушные массы. – записываем.

Климат: Средняя температура июля - + 20; средняя температура января + 12-13C.- записываем.

Осадки – менее 100 мм/г.

Почвы – тропических пустынь.

Учитель: научная справка.

Пустыня Намиб омывается холодным Бенгальским течением. А поверхность этой пустыни прогрета. И в результате соприкосновения холодного воздуха с более тёплым приводит к конденсации паров и их существованию в приземном слое в виде тумана или серым туманом. Отсюда и её название – «Туманная». Таким образом, это климат тропических пустынь.

Учитель:

Растительный мир. Из растений произрастает вельвичия удивительная, алоэ, литопсы. (запишем) - «растения-камни», или «оконные растения», почти полностью погружены в грунт, на поверхность выходит только похожая на прозрачный камень водоносная часть мясистого листа. После редких дождей выбрасывают вверх красивые цветы.

Животный мир: Обитает перепончатый геккон. Из хищных млекопитающих представлены сурикаты или «земляные человечки». В пустыне встречаются: антилопы, гиены, ящерицы, пауки. – запишем.

Итак, команда «Килиманджаро» достигла своего конечного пункта, а вот команда «Нил» встречает на своем пути еще одну природную зону – это зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.

На связи сотрудник команды «Нил» - ( заранее дать задание)

Дайте оценку этой природной зоны?

Предполагаемый ответ учащегося:

Природная зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников представлена на юго-западе Африки. Запишем.

Ответ: расположена в субтропическом климатическом поясе.- записываем!

Учитель: Количество осадков меняется по сезонам, лето жаркое, а зима теплая и влажная.

Ученик: Средне июльская температура - + 24С, средне январская - +8С. – записываем!

(Абсолютный максимум температуры летом - +36 С, абсолютный минимум температуры зимой - +4С. )

Среднегодовое количество осадков – 500 мм/г. – запишем!

Какие почвы формируются в данной зоне?

Ответ: плодородные коричневые почвы

Учитель: Флора: Из растительного мира представлены: земляничное дерево, ладанник, мирт, лавр, олеандр и др.

Животный мир: камышовый кот, дикие кролики, обезьяна бесхвостая макака и другие.

Итак, команды достигли конечного пункта своего путешествия, на кораблях вы отправляетесь домой.

Давайте обобщим полученные научные сведения о природных зонах Африки, сделаем выводы.

III. Подведение итогов урока.

Учитель: выводы показаны на слайде! – их читают сотрудник.

Итак мы пришли к выводам:

Выводы: 1. В Африке природные зоны повторяются зеркально экватору.

2. Богатство и разнообразие растительного и животного мира.

3. Много растений и животных эндемиков. (объяснить! Эндемики – это представители растительного и животного мира, которых можно встретить только на данной территории, в данном случае в Африке)

4. Многие культурные растения родом из Африки.

Закончи оформление путевого дневника. Запиши выводы.

Учащиеся пишут выводы в путевых дневниках.


Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т

А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке.
Я ставлю себе

На слайде. Сегодня ты можешь выбрать себе сам из трех домашних заданий одно - то, которое тебе больше нравится. (записывают домашнее задание в дневник)

Домашнее задание № 1. Напиши сочинение "Один день в Африке" и красочно оформи его.

Домашнее задание № 2. Подготовь сообщение о стихийных бедствиях, присущих каждой из природных зон Африки.

Домашнее задание № 3. Подготовь сообщение об одном из национальных парков или заповедников Африки

(запишите в дневниках!)


Если останется время, в конце урока: Зачем мы изучали природные зоны Африки?

Ответ: затем чтобы знать!





























Путевой дневник ученика (цы) 7б класса_____________________________________

Ф.И.О.

Таблица. «Природные зоны Африки»


Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животные

1.

Влажные экваториальные леса












2.

Саванны и редколесья













3.

Пустыни:

Сахара -







Намиб -










4.

Вечно – зеленые жестколистные леса.









Вывод:

Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т (подчеркни нужный ответ)

А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке

Я ставлю себе … ______________________


- отлично



- хорошо

- удовлетворительно

На доске термины, которые надо усвоить на уроке:


- «Саванна» происходит от испанского «сабана» - дикая первобытная равнина.

- Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. Ксерофиты - растения сухих мест обитания.

- Оазис – участок в пустыни, где на поверхность выходят подземные воды, развивается богатая растительность.

- Эндемики – представители растительного и животного мира, которых можно встретить только в на данной территории, в данной местности.

- Гилея – экваториальные леса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 24.09.2019

Номер свидетельства: 520726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства