kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс»

Тема урока: «Природные зоны Африки»


Цели: познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Ход урока.

I Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.

А с чем мы познакомимся, я думаю, вы ответите сами, посмотрев видеофрагмент (природа Африки).

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Учитель: Итак, что мы будем рассматривать?

Учащиеся: растительный и животный мир Африки (или природу Африки)

Учитель: правильно.

II Постановка целей и актуализация знаний.

Учитель: тема нашего урока: « Природные зоны Африки».

В путешествии мы узнаем о закономерностях размещения ПЗ, (на доске ПЗ – природные зоны) познакомимся с представителями флоры и фауны. Рассмотрим взаимосвязи между компонентами природной зоны.

Оборудование: Путешествуя, мы будем проводить исследования, а для этого нам понадобится наличие следующего оборудования: атласы, учебники, компьютерная презентация к уроку, мультимедийная установка, раздаточный материал и ваши знания по уже изученным ранее темам.

Сегодня на уроке мы будем работать со следующими картами атласа:

  1. Природные зоны Африки;

  2. Климатическая карта Африки;

  3. Почвенная карта мира.

В этом путешествии я буду вашим научным руководителем, а вы научными сотрудниками (обращение к ребятам - сотрудники)

Каждый из вас, во время путешествия, будет делать записи в путевых дневниках, для того, чтобы в конце нашего пути обобщить все собранные сведения о природных зонах Африки и сделать общий вывод.

Доска – будет моим путевым дневником.

Учитель: но прежде чем отправиться в путешествие нам надо вспомнить

что такое природная зона?

Ученик: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель: С чем на суше связано образование ПЗ? (ответ: от географического положения, обусловлено климатом- соотношением тепла и влаги).

Учитель: что такое широтная зональность?

(Ответ: широтная зональность - это смена природных зон от экватора

к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.)

Учитель: Как вы думаете, чтобы получить полное представление об изучаемых зонах, на какие компоненты природы нам стоит обратить внимание? (ответ: географическое положение, климатические условия, почвы, растительность, животный мир – повторение!).

Учитель: Давайте вспомним, план описания природной зоны?

( учащиеся открывают приложение в учебнике, страница 311, находят план описания природной зоны материка)

На слайде: План описания природных зон:

1. Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Почвы.

4. Растительность.

5. Животный мир.

Учитель: А сейчас, откройте пожалуйста карту «Природные зоны Африки». Назовите природные зоны, которые расположены на материке от экватора к северу?

(учащиеся называют природные зоны Африки в северном полушарии).

Учитель: А теперь перечислите природные зоны, которые находятся от экватора к югу?

(учащиеся называют природные зоны Африки в южном полушарии)

Учитель:

Что можно сказать о размещении природных зон?

Учащиеся: природные зоны повторяются.(показ по карте!)

Учитель: почему природные зоны повторяются?

Учащиеся: это зависит от географического положения и так как повторяются климатические пояса.

Учитель: таким образом, смена природных зон от экватора к северу и югу обусловлена географическим положением материка Африки, происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.

А так ли это? Проверим в путешествии.

III. Изучение нового материала

Итак, мы начинаем. Приготовьте свои путевые дневники.

Слайд. Внимание на слайд! На экране экваториальный лес…

Слова учителя: «Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.» (Д. Быстролетов)

Учитель: Где же вы оказались, в какой природной зоне?

Ответ учащихся: в зоне влажных экваториальных лесов

Учитель: Как вы узнали?

Учащиеся: по характеру растительности: густая растительность.

Учитель: Следовательно, мы можем сказать, что по растительности, как компоненту природы можно определить природную зону.

Образование данной зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года. Таких лесов как у них у нас нет.

Учитель: Где расположена зона влажных экваториальных лесов? (ответ учащихся - на экваторе)

Учитель добавляет: Узкой полосой 5°-6° с. ш. и 5°-6° ю. ш. в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива. (запишем в дневник)

В каком климатическом поясе находится природная зона?

Ответ учащихся:

- В экваториальном климатическом поясе. (ребята смотрят карту «Климатические пояса и области мира») (записываем).

Учитель: какие воздушные массы господствуют круглый год?

Учащиеся: господствуют круглый год экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие. (записываем)

Учитель: Чему равна средняя температура июля и января? (ребята смотрят «Климатическую карту Африки»)

Учащиеся: Средняя температура июля - tи+24 С; средняя температура января - tя+24̊ С. Высокая температура в течение всего года. (записываем).

Учитель: Чему равно средне годовое количество осадков?

Учащиеся: Равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г). запишем!

Учитель: Какие почвы, уважаемые сотрудники, формируются в данной зоне? Работа с «Почвенной картой мира»

Ответ: Красно - желтые ферраллитные почвы. (записываем)!

Учитель: ребята, посмотрите на слайд!

Экваториальные леса называют гилея (на слайде) и они имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы, (запишите) достигающие высоты 35-50 м. Под этими великанами в несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетены лианами.

Животный мир тесно связан с растительным миром, и если экваториальные леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?

Ответ учащихся: к лазанью по деревьям.

Учитель: правильно! Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны.

По карте атласа «Природные зоны Африки» определите какие животные обитают в экваториальных лесах и выпишите их!

Предполагаемый ответ учащихся: горилла, окапи, шимпанзе, леопард, оленек, из насекомых муха Цеце, птица носорог. (одновременно говорят и смотрят слайд)

Учитель:

К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. (запишите).

На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — вы уже сказали - окапи, леопарды – сейчас посмотрите на экран, как они выглядят. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты.

Итак, мы все вместе исследовали природную зону экваториальных лесов. А теперь наши дороги расходятся.

Вы разделитесь на две команды. Ребята, которые сидят на 1-ом варианте будут сотрудниками 1-ой команды «Нил», 2-ой вариант - команда «Килиманджаро».

(На партах, карточки - путеводители, с указанием пути исследования).

Команда «Нил» пойдет на юг, и будет придерживаться меридиана 20̊ в.д., конечным пунктом путешествия будет крайняя южная точка материка мыс Игольный (34̊ 20̍ ю.ш. 20̊ 00̍ в.д ). Команда «Килиманджаро» пойдет на север, также в путешествие будем придерживаться меридиана 20̊ в.д. конечным пунктом будет г.Бенгази – город – порт (32̊ 07̍ с.ш. 20̊ 04̍ в.д.). Все сведения вы будите сообщать руководителю в научный центр. Обмениваться информацией мы будем через рацию и через компьютерную технику! Чтобы наши знания были полными, мы исследования будем подтверждать существующими научными фактами, таким образом расширяя свои знания. И в этом я вам буду помогать.

Зона саванн и редколесий.

Учитель: Какую следующую природную зону вам предстоит исследовать?

Учащиеся: зона саванн

Учитель: научная справка!

Название «Саванна» происходит от испанского «сабана» что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду - это высокотравная степь с редкостными деревьями.

Посмотрев на карту, видно, что зона отличается от других своими размерами.

Давайте определяем географическое положение, климат, почвы. (работа с картами атласа)

Учитель: команда «Килиманджаро»? Где находится эта природная зона? ваш ответ!

Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»

(ответ учащихся: к северу от природной зоны влажные экваториальные леса).

Учитель: команда «Нил»? ваш ответ!

(ответ учащихся: к югу от природной зоны влажные экваториальные леса).

Учитель: (записываем к северу и к югу от экватора)

Какие климатические условия характерны для зоны?

Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»

На связи сотрудник команды «Килиманджаро».

Ответ учащихся – отвечает сотрудник:

- Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.

- зимой господствуют ТВМ ;

- Средняя температура января - tя+24̊;

- Сухая зима. (записываем)!

Учитель: На связи сотрудник команды «Нил.

Ответ учащихся – отвечает сотрудник:

- Расположена в субэкваториальном, в тропическом климатическом поясах.

- летом господствуют ЭВМ;

- средняя температура июля - tи+24̊ С;

- Влажное лето. Количество летних осадков и продолжительность сезона дождей убывают по направлению к тропикам.

- осадков выпадает от 100 до 1000 мм/г; (записываем)!

Учитель: таким образом, выделяется два сезона года: сухой и влажный.

Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования.

Какие почвы формируются в данной зоне? Работа учащихся с «Почвенной картой мира»

Учитель: На связи сотрудник команды Команда «Килиманджаро».

Ответы учащегося:

- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;

- красно – бурые почвы – где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев;

- красно – бурые опустыненных саванн.

Учитель: На связи сотрудник команды «Нил».

Ответ:

- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;

- коричнево – красные фераллитизированные ксерофитных лесов и кустарников (на доске определение)

- красно – бурые почвы;

- красно – бурые опустыненных саванн.

Итак запишем!- преобладающий тип почвы - красно – бурые почвы.

Учитель: Какого цвета почва?

Ответ: красного!

Учитель: Основная черта саванн – ярко выраженная сезонность.

Учитель:

В сухой сезон травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает. Природа саванн уникальна, из видового состава растений здесь преобладают ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания. Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. (на доске)

Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, травы достигают 3 м в высоту. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редкорастущими деревьями, огромные баобабы, маслиничные пальмы, пальма дум.- запишем.

Там, где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев, распространены типичные саванны, с не очень высокими травами, произрастают различные акации.

На границе с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, произрастают колючие кустарники и редкостоящие жесткие травы.

Встречаются также молочаи. (запишите)

Учитель:

По карте атласа «Природные зоны Африки», определите, какие животные обитают в саваннах? – запишите!

Предполагаемый ответ учащихся: жираф, слон, антилопа гну, носорог, зебра, лев; птицы: марабу – стречается только в Африке, птица – секретарь, африканский страус, в реках водятся крокодилы.

Учитель добавляет к ответу учащихся:

Интересен животный мир саванн - самые крупные животные обитают именно здесь:

Слон африканский, жираф - самое высокое животное на Земле; обитают буйволы.

Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены.

Страус - самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг.

Самая маленькая птица – красивая нектарница.

Фламинго - птица с самой длинной шеей и самыми длинными ногами.

Самые огромные постройки способны воздвигать термиты до 12 метров высотой и 3 метра шириной. – запишем!

Вопрос учителя: в саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. Почему?

Учитель: Назовите их приспособления?

Растительный и животный мир (учитель показывает на слайдах)

А сейчас мы немного отдохнем!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (музыкальная пауза) –

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой,

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

А огромный серый слон (круг руками)

Посылает нам поклон (наклоны вперед).

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).

Итак, ребята

Мы продолжаем путешествие. В какой природной зоне растут финиковые пальмы? Какую природную зону видят команды?

Ответ: Природную зону тропических пустынь!

Учитель: На связи сотрудник команды «Килиманджаро»

Какую знаменитую пустыню мира вы видите перед собой?

Ответ учащегося: пустыню Сахара.

Учитель: где расположена пустыня Сахара.

Учащиеся: в Северной Африки.- записываем.

Учитель: научная справка!

Сахара – это собирательное название группы пустынь, среди которых выделяется ряд самостоятельных: Ливийская, Нубийская. Крупнейший знаток пустынь французский ученый Мано сказал, что Сахара – это наиболее прекрасная пустыня в мире. Сахару называют «королевой пустынь».

Какие климатические условия характерны для Сахары?

Работа с картой атласа «Климатические пояса и области мира»

Ответ учащегося: ( сев. часть пустыни расположена в субтропическом, большая часть в тропическом, небольшая часть в субэкваториальном климатических поясах). - записываем

-Господствуют - тропические воздушные массы – сухие и жаркие. – запишем.

-Средняя июльская температура + 32оС. Средняя температура января (самого холодного месяца) +10 - + 16оС. – запишем.

- Годовая сумма осадков в Сахаре почти повсюду меньше 100 мм/г. – запишем.

Учитель: научная справка!

Для Сахары характерны большие колебания суточных и годовых амплитуд. Днем в

Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха 30оС.

Учитель: какие почвы?

Ответ: Эти почвы называют почвами тропических пустынь. запишем!

Учитель:

Мы пугаемся в пустыне не солнца, а того, чего не увидишь сразу – нашего привычного друга, верного защитника и кормильца – растения.

Учитель:

Растительный мир пустыни:

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, ее нет совсем. Кое – где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники.

Саксаулы – низкорослые кустарники высотой 1.5 до 12 м. – запишем!

Только в оазисах (на доске) развивается богатая растительность. – записываем!

Вопрос к команде «Килиманджаро»: ребята, а как растения приспособлены к условиям пустынного климата?

Предполагаемый ответ:

У растений пустыни длинные корни, чтобы доставать до спрятанной глубоко воды. Листья у растений либо в виде колючек, либо покрыты восковым налетом.

Учитель: по карте «Природные зоны Африки», определите животный мир пустыни Сахара?

Предполагаемый ответ:

Одногорбый верблюд, антилопа канна, газель, гиена, лисица – фенек; из пресмыкающихся – варан; из птиц: фламинго. – запишем.

Учитель: животный мир пустыни небогат и представлен видами, приспособленными к крайней ограниченности кормов.

Вопрос учителя:

Как животный мир приспособлен к условиям пустыни Сахара?

Предполагаемый ответ учащихся:

Животные пустынь способны длительное время находиться без воды или пробегать большие расстояния в поисках ее. Большинство животных ведет ночной образ жизни. Крупных форм мало. Особое внимание заслуживает одногорбый верблюд, выдерживает длительное время без воды.

Учитель: из хищников встречаются шакалы.

Из грызунов – песчанки.

Много ящериц и змей. – запишем!

Учитель: Не менее интересна пустыня Намиб.

Итак, на связи команда «Нил»!

Где находится пустыня «Намиб»?

Учащиеся:

Она занимает узкую, незначительную по площади полоску Атлантического океана. Запишем.- Южная Африка, побережье Атлантического океана.

Учитель:

Дайте оценку климатическим условиям пустыни?

Ответ учащегося:

Находится в тропическом климатическом поясе; господствуют тропические воздушные массы. – записываем.

Климат: Средняя температура июля - + 20; средняя температура января + 12-13C.- записываем.

Осадки – менее 100 мм/г.

Почвы – тропических пустынь.

Учитель: научная справка.

Пустыня Намиб омывается холодным Бенгальским течением. А поверхность этой пустыни прогрета. И в результате соприкосновения холодного воздуха с более тёплым приводит к конденсации паров и их существованию в приземном слое в виде тумана или серым туманом. Отсюда и её название – «Туманная». Таким образом, это климат тропических пустынь.

Учитель:

Растительный мир. Из растений произрастает вельвичия удивительная, алоэ, литопсы. (запишем) - «растения-камни», или «оконные растения», почти полностью погружены в грунт, на поверхность выходит только похожая на прозрачный камень водоносная часть мясистого листа. После редких дождей выбрасывают вверх красивые цветы.

Животный мир: Обитает перепончатый геккон. Из хищных млекопитающих представлены сурикаты или «земляные человечки». В пустыне встречаются: антилопы, гиены, ящерицы, пауки. – запишем.

Итак, команда «Килиманджаро» достигла своего конечного пункта, а вот команда «Нил» встречает на своем пути еще одну природную зону – это зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.

На связи сотрудник команды «Нил» - ( заранее дать задание)

Дайте оценку этой природной зоны?

Предполагаемый ответ учащегося:

Природная зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников представлена на юго-западе Африки. Запишем.

Ответ: расположена в субтропическом климатическом поясе.- записываем!

Учитель: Количество осадков меняется по сезонам, лето жаркое, а зима теплая и влажная.

Ученик: Средне июльская температура - + 24С, средне январская - +8С. – записываем!

(Абсолютный максимум температуры летом - +36 С, абсолютный минимум температуры зимой - +4С. )

Среднегодовое количество осадков – 500 мм/г. – запишем!

Какие почвы формируются в данной зоне?

Ответ: плодородные коричневые почвы

Учитель: Флора: Из растительного мира представлены: земляничное дерево, ладанник, мирт, лавр, олеандр и др.

Животный мир: камышовый кот, дикие кролики, обезьяна бесхвостая макака и другие.

Итак, команды достигли конечного пункта своего путешествия, на кораблях вы отправляетесь домой.

Давайте обобщим полученные научные сведения о природных зонах Африки, сделаем выводы.

III. Подведение итогов урока.

Учитель: выводы показаны на слайде! – их читают сотрудник.

Итак мы пришли к выводам:

Выводы: 1. В Африке природные зоны повторяются зеркально экватору.

2. Богатство и разнообразие растительного и животного мира.

3. Много растений и животных эндемиков. (объяснить! Эндемики – это представители растительного и животного мира, которых можно встретить только на данной территории, в данном случае в Африке)

4. Многие культурные растения родом из Африки.

Закончи оформление путевого дневника. Запиши выводы.

Учащиеся пишут выводы в путевых дневниках.


Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т

А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке.
Я ставлю себе

На слайде. Сегодня ты можешь выбрать себе сам из трех домашних заданий одно - то, которое тебе больше нравится. (записывают домашнее задание в дневник)

Домашнее задание № 1. Напиши сочинение "Один день в Африке" и красочно оформи его.

Домашнее задание № 2. Подготовь сообщение о стихийных бедствиях, присущих каждой из природных зон Африки.

Домашнее задание № 3. Подготовь сообщение об одном из национальных парков или заповедников Африки

(запишите в дневниках!)


Если останется время, в конце урока: Зачем мы изучали природные зоны Африки?

Ответ: затем чтобы знать!





























Путевой дневник ученика (цы) 7б класса_____________________________________

Ф.И.О.

Таблица. «Природные зоны Африки»


Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животные

1.

Влажные экваториальные леса












2.

Саванны и редколесья













3.

Пустыни:

Сахара -







Намиб -










4.

Вечно – зеленые жестколистные леса.









Вывод:

Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т (подчеркни нужный ответ)

А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке

Я ставлю себе … ______________________


- отлично



- хорошо

- удовлетворительно

На доске термины, которые надо усвоить на уроке:


- «Саванна» происходит от испанского «сабана» - дикая первобытная равнина.

- Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. Ксерофиты - растения сухих мест обитания.

- Оазис – участок в пустыни, где на поверхность выходят подземные воды, развивается богатая растительность.

- Эндемики – представители растительного и животного мира, которых можно встретить только в на данной территории, в данной местности.

- Гилея – экваториальные леса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс

Автор: Разоренова Ольга Викторовна

Дата: 24.09.2019

Номер свидетельства: 520726

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1870 руб.
2880 руб.
1790 руб.
2760 руб.
1500 руб.
2300 руб.
1260 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства