Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс
Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс
Познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Природные зоны Африки" по географии 7 класс»
Тема урока: «Природные зоны Африки»
Цели: познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка; рассмотреть взаимосвязь между компонентами природной зоны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята!Сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.
А с чем мы познакомимся, я думаю, вы ответите сами, посмотрев видеофрагмент (природа Африки).
Учащиеся смотрят видеофрагмент.
Учитель: Итак, что мы будем рассматривать?
Учащиеся: растительный и животный мир Африки (или природу Африки)
Учитель: правильно.
II Постановка целей и актуализация знаний.
Учитель: тема нашего урока: « Природные зоны Африки».
В путешествии мы узнаем о закономерностях размещения ПЗ, (на доске ПЗ – природные зоны) познакомимся с представителями флоры и фауны. Рассмотрим взаимосвязи между компонентами природной зоны.
Оборудование: Путешествуя, мы будем проводить исследования, а для этого нам понадобится наличие следующего оборудования: атласы, учебники, компьютерная презентация к уроку, мультимедийная установка, раздаточный материал и ваши знания по уже изученным ранее темам.
Сегодня на уроке мы будем работать со следующими картами атласа:
Природные зоны Африки;
Климатическая карта Африки;
Почвенная карта мира.
В этом путешествии я буду вашим научным руководителем, а вы научными сотрудниками (обращение к ребятам - сотрудники)
Каждый из вас, во время путешествия, будет делать записи в путевых дневниках, для того, чтобы в конце нашего пути обобщить все собранные сведения о природных зонах Африки и сделать общий вывод.
Доска – будет моим путевым дневником.
Учитель: но прежде чем отправиться в путешествие нам надо вспомнить
что такое природная зона?
Ученик:Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
Учитель: С чем на суше связано образование ПЗ? (ответ: от географического положения, обусловлено климатом- соотношением тепла и влаги).
Учитель: что такое широтная зональность?
(Ответ: широтная зональность - это смена природных зон отэкватора
к полюсам в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.)
Учитель: Как вы думаете, чтобы получить полное представление об изучаемых зонах, на какие компоненты природы нам стоит обратить внимание? (ответ: географическое положение, климатические условия, почвы, растительность, животный мир – повторение!).
Учитель: Давайте вспомним, план описания природной зоны?
( учащиеся открывают приложение в учебнике, страница 311, находят план описания природной зоны материка)
На слайде: План описания природных зон:
1. Географическое положение зоны.
2. Климатические условия.
3. Почвы.
4. Растительность.
5. Животный мир.
Учитель:А сейчас, откройте пожалуйста карту «Природные зоны Африки». Назовите природные зоны, которые расположены на материке от экватора к северу?
(учащиеся называют природные зоны Африки в северном полушарии).
Учитель: А теперь перечислите природные зоны, которые находятся от экватора к югу?
(учащиеся называют природные зоны Африки в южном полушарии)
Учитель:
Что можно сказать о размещении природных зон?
Учащиеся: природные зоны повторяются.(показ по карте!)
Учитель: почему природные зоны повторяются?
Учащиеся: это зависит от географического положения и так как повторяются климатические пояса.
Учитель: таким образом, смена природных зон от экватора к северу и югу обусловлена географическим положением материка Африки, происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.
А так ли это? Проверим в путешествии.
III. Изучение нового материала
Итак, мы начинаем. Приготовьте свои путевые дневники.
Слайд. Внимание на слайд! На экране экваториальный лес…
Слова учителя: «Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.» (Д. Быстролетов)
Учитель: Где же вы оказались, в какой природной зоне?
Ответ учащихся: в зоне влажных экваториальных лесов
Учитель: Как вы узнали?
Учащиеся: по характеру растительности: густая растительность.
Учитель: Следовательно, мы можем сказать, что по растительности, как компоненту природы можно определить природную зону.
Образование данной зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года. Таких лесов как у них у нас нет.
Учитель:Где расположена зона влажных экваториальных лесов?(ответ учащихся - на экваторе)
Учитель добавляет: Узкой полосой 5°-6° с. ш. и 5°-6° ю. ш. в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива. (запишем в дневник)
В каком климатическом поясе находится природная зона?
Ответ учащихся:
- В экваториальном климатическом поясе. (ребята смотрят карту «Климатические пояса и области мира») (записываем).
Учитель: какие воздушные массы господствуют круглый год?
Учащиеся: господствуют круглый год экваториальные воздушные массы – влажные и жаркие. (записываем)
Учитель: Чему равна средняя температура июля и января? (ребята смотрят «Климатическую карту Африки»)
Учащиеся: Средняя температура июля - tи+24 С; средняя температура января - tя+24̊ С.Высокая температура в течение всего года. (записываем).
Учитель: Чему равно средне годовое количество осадков?
Учащиеся: Равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г). запишем!
Учитель: Какие почвы, уважаемые сотрудники, формируются в данной зоне?Работа с «Почвенной картой мира»
Экваториальные леса называют гилея (на слайде) и они имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы, (запишите) достигающие высоты 35-50 м. Под этими великанами в несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетенылианами.
Животный мир тесно связан с растительным миром, и если экваториальные леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?
Ответ учащихся: клазанью по деревьям.
Учитель: правильно! Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц,грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны.
По карте атласа «Природные зоны Африки» определите какие животные обитают в экваториальных лесах и выпишите их!
Предполагаемый ответ учащихся: горилла, окапи, шимпанзе, леопард, оленек, из насекомых муха Цеце, птица носорог.(одновременно говорят и смотрят слайд)
Учитель:
К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. (запишите).
На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — вы уже сказали - окапи, леопарды – сейчас посмотрите на экран, как они выглядят. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты.
Итак, мы все вместе исследовали природную зону экваториальных лесов. А теперь наши дороги расходятся.
Вы разделитесь на две команды. Ребята, которые сидят на 1-ом варианте будут сотрудниками 1-ой команды «Нил», 2-ой вариант - команда «Килиманджаро».
(На партах, карточки - путеводители, с указанием пути исследования).
Команда «Нил» пойдет на юг, и будет придерживаться меридиана 20̊ в.д., конечным пунктом путешествия будет крайняя южная точка материка мыс Игольный (34̊ 20̍ ю.ш. 20̊ 00̍ в.д ). Команда «Килиманджаро» пойдет на север, также в путешествие будем придерживаться меридиана 20̊ в.д. конечным пунктом будет г.Бенгази – город – порт (32̊ 07̍ с.ш. 20̊ 04̍ в.д.). Все сведения вы будите сообщать руководителю в научный центр. Обмениваться информацией мы будем через рацию и через компьютерную технику! Чтобы наши знания были полными, мы исследования будем подтверждать существующими научными фактами, таким образом расширяя свои знания. И в этом я вам буду помогать.
Название «Саванна» происходит от испанского «сабана» что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду - это высокотравная степь с редкостными деревьями.
Посмотрев на карту, видно, что зона отличается от других своими размерами.
Давайте определяем географическое положение, климат, почвы. (работа с картами атласа)
Учитель:команда «Килиманджаро»? Где находится эта природная зона? ваш ответ!
Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»
(ответ учащихся: к северу от природной зоны влажные экваториальные леса).
Учитель: команда «Нил»? ваш ответ!
(ответ учащихся: к югу от природной зоны влажные экваториальные леса).
Учитель: (записываем к северу и к югу от экватора)
Какие климатические условия характерны для зоны?
Работа с картой атласа «Природные зоны Африки»
На связи сотрудник команды «Килиманджаро».
Ответ учащихся – отвечает сотрудник:
- Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.
-зимой господствуют ТВМ ;
- Средняя температура января - tя+24̊;
- Сухая зима. (записываем)!
Учитель:На связи сотрудник команды «Нил.
Ответ учащихся – отвечает сотрудник:
- Расположена в субэкваториальном, в тропическом климатическом поясах.
-летом господствуют ЭВМ;
- средняя температура июля - tи+24̊ С;
- Влажное лето. Количество летних осадков и продолжительность сезона дождей убывают по направлению к тропикам.
- осадков выпадает от 100 до 1000 мм/г; (записываем)!
Учитель: таким образом, выделяется два сезона года: сухой и влажный.
Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования.
Какие почвы формируются в данной зоне?Работа учащихся с «Почвенной картой мира»
Учитель:На связи сотрудник команды Команда «Килиманджаро».
Ответы учащегося:
- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;
- красно – бурые почвы – где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев;
- красно – бурые опустыненных саванн.
Учитель:На связи сотрудник команды «Нил».
Ответ:
- Почвы – красные ферраллитные – ближе к экватору, где сезон дождей длится 7-9 месяцев;
- коричнево – красные фераллитизированные ксерофитных лесов и кустарников (на доске определение)
- красно – бурые почвы;
- красно – бурые опустыненных саванн.
Итак запишем!- преобладающий тип почвы - красно – бурые почвы.
Учитель: Какого цвета почва?
Ответ: красного!
Учитель: Основная черта саванн – ярко выраженная сезонность.
Учитель:
В сухой сезон травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает. Природа саванн уникальна, из видового состава растений здесь преобладают ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания.Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. (на доске)
Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, травы достигают 3 м в высоту. Среди сплошного моря трав местами разбросаны рощи с редкорастущими деревьями, огромные баобабы, маслиничные пальмы, пальма дум.- запишем.
Там, где продолжительность сезона дождей менее 6 месяцев, распространены типичные саванны, с не очень высокими травами, произрастают различные акации.
На границе с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, произрастают колючие кустарники и редкостоящие жесткие травы.
Встречаются также молочаи. (запишите)
Учитель:
По карте атласа «Природные зоны Африки», определите, какие животные обитают в саваннах? – запишите!
Предполагаемый ответ учащихся: жираф, слон, антилопа гну, носорог, зебра, лев; птицы: марабу – стречается только в Африке, птица – секретарь, африканский страус, в реках водятся крокодилы.
Учитель добавляет к ответу учащихся:
Интересен животный мир саванн - самые крупные животные обитают именно здесь:
Слон африканский, жираф - самое высокое животное на Земле; обитают буйволы.
Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены.
Страус - самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг.
Самая маленькая птица – красивая нектарница.
Фламинго - птица с самой длинной шеей и самыми длинными ногами.
Самые огромные постройки способны воздвигать термиты до 12 метров высотой и 3 метра шириной. – запишем!
Вопрос учителя: в саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. Почему?
Учитель: Назовите их приспособления?
Растительный и животный мир (учитель показывает на слайдах)
А сейчас мы немного отдохнем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (музыкальная пауза) –
Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).
Итак, ребята
Мы продолжаем путешествие. В какой природной зоне растут финиковые пальмы? Какую природную зону видят команды?
Ответ: Природную зону тропических пустынь!
Учитель: На связи сотрудник команды «Килиманджаро»
Какую знаменитую пустыню мира вы видите перед собой?
Ответ учащегося: пустыню Сахара.
Учитель: где расположена пустыня Сахара.
Учащиеся: в Северной Африки.- записываем.
Учитель: научная справка!
Сахара – это собирательное название группы пустынь, среди которых выделяется ряд самостоятельных: Ливийская, Нубийская. Крупнейший знаток пустынь французский ученый Мано сказал, что Сахара – это наиболее прекрасная пустыня в мире. Сахару называют «королевой пустынь».
Какие климатические условия характерны для Сахары?
Работа с картой атласа «Климатические пояса и области мира»
Ответ учащегося: ( сев. часть пустыни расположена в субтропическом, большая часть в тропическом, небольшая часть в субэкваториальном климатических поясах). - записываем
-Господствуют - тропические воздушные массы – сухие и жаркие. – запишем.
-Средняя июльская температура + 32оС. Средняя температура января (самого холодного месяца) +10 - + 16оС. – запишем.
- Годовая сумма осадков в Сахаре почти повсюду меньше 100 мм/г. – запишем.
Учитель: научная справка!
Для Сахары характерны большие колебания суточных и годовых амплитуд. Днем в
Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха 30оС.
Учитель: какие почвы?
Ответ: Эти почвы называют почвами тропических пустынь. запишем!
Учитель:
Мы пугаемся в пустыне не солнца, а того, чего не увидишь сразу – нашего привычного друга, верного защитника и кормильца – растения.
Учитель:
Растительный мир пустыни:
Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами, особенно в центральной части, ее нет совсем. Кое – где растут отдельные пучки трав и колючие кустарники.
Саксаулы – низкорослые кустарники высотой 1.5 до 12 м. – запишем!
Только в оазисах (на доске) развивается богатая растительность. – записываем!
Вопрос к команде «Килиманджаро»: ребята, а как растения приспособлены к условиям пустынного климата?
Предполагаемый ответ:
У растений пустыни длинные корни, чтобы доставать до спрятанной глубоко воды. Листья у растений либо в виде колючек, либо покрыты восковым налетом.
Учитель: по карте «Природные зоны Африки», определите животный мир пустыни Сахара?
Предполагаемый ответ:
Одногорбый верблюд, антилопа канна, газель, гиена, лисица – фенек; из пресмыкающихся – варан; из птиц: фламинго. – запишем.
Учитель: животный мир пустыни небогат и представлен видами, приспособленными к крайней ограниченности кормов.
Вопрос учителя:
Как животный мир приспособлен к условиям пустыни Сахара?
Предполагаемый ответ учащихся:
Животные пустынь способны длительное время находиться без воды или пробегать большие расстояния в поисках ее. Большинство животных ведет ночной образ жизни. Крупных форм мало. Особое внимание заслуживает одногорбый верблюд, выдерживает длительное время без воды.
Учитель: из хищников встречаются шакалы.
Из грызунов – песчанки.
Много ящериц и змей. – запишем!
Учитель: Не менее интересна пустыня Намиб.
Итак, на связи команда «Нил»!
Где находится пустыня «Намиб»?
Учащиеся:
Она занимает узкую, незначительную по площади полоску Атлантического океана. Запишем.- Южная Африка, побережье Атлантического океана.
Учитель:
Дайте оценку климатическим условиям пустыни?
Ответ учащегося:
Находится в тропическом климатическом поясе; господствуют тропические воздушные массы. – записываем.
Климат: Средняя температура июля - + 20; средняя температура января + 12-13C.- записываем.
Осадки – менее 100 мм/г.
Почвы – тропических пустынь.
Учитель: научная справка.
Пустыня Намиб омывается холодным Бенгальским течением. А поверхность этой пустыни прогрета. И в результате соприкосновения холодного воздуха с более тёплым приводит к конденсации паров и их существованию в приземном слое в виде тумана или серым туманом. Отсюда и её название – «Туманная». Таким образом, это климат тропических пустынь.
Учитель:
Растительный мир. Из растений произрастает вельвичия удивительная, алоэ,литопсы. (запишем) - «растения-камни», или «оконные растения», почти полностью погружены в грунт, на поверхность выходит только похожая на прозрачный камень водоносная часть мясистого листа. После редких дождей выбрасывают вверх красивые цветы.
Животный мир: Обитает перепончатый геккон. Изхищных млекопитающих представлены сурикаты или «земляные человечки». В пустыне встречаются: антилопы, гиены, ящерицы, пауки. – запишем.
Итак, команда «Килиманджаро» достигла своего конечного пункта, а вот команда«Нил» встречает на своем пути еще одну природную зону – это зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников.
На связи сотрудник команды «Нил» - ( заранее дать задание)
Дайте оценку этой природной зоны?
Предполагаемый ответ учащегося:
Природная зона субтропических жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников представлена на юго-западе Африки. Запишем.
Ответ: расположена в субтропическом климатическом поясе.- записываем!
Учитель: Количество осадков меняется по сезонам, лето жаркое, а зима теплая и влажная.
(Абсолютный максимум температуры летом - +36 С, абсолютный минимум температуры зимой - +4С. )
Среднегодовое количество осадков – 500 мм/г. – запишем!
Какие почвы формируются в данной зоне?
Ответ: плодородные коричневые почвы
Учитель:Флора: Из растительного мира представлены:земляничное дерево, ладанник, мирт, лавр, олеандр и др.
Животный мир: камышовый кот, дикие кролики, обезьяна бесхвостая макака и другие.
Итак, команды достигли конечного пункта своего путешествия, на кораблях вы отправляетесь домой.
Давайте обобщим полученные научные сведения о природных зонах Африки, сделаем выводы.
III. Подведение итогов урока.
Учитель: выводы показаны на слайде! – их читают сотрудник.
Итак мы пришли к выводам:
Выводы: 1. В Африке природные зоны повторяются зеркально экватору.
2. Богатство и разнообразие растительного и животного мира.
3. Много растений и животных эндемиков. (объяснить! Эндемики – это представители растительного и животного мира, которых можно встретить только на данной территории, в данном случае в Африке)
Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т
А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке. Я ставлю себе
На слайде. Сегодня ты можешь выбрать себе сам из трех домашних заданий одно - то, которое тебе больше нравится. (записывают домашнее задание в дневник)
Домашнее задание № 1. Напиши сочинение "Один день в Африке" и красочно оформи его.
Домашнее задание № 2. Подготовь сообщение о стихийных бедствиях, присущих каждой из природных зон Африки.
Домашнее задание № 3. Подготовь сообщение об одном из национальных парков или заповедников Африки
(запишите в дневниках!)
Если останется время, в конце урока: Зачем мы изучали природные зоны Африки?
Достигли ли мы цели нашего путешествия? Д А / Н Е Т (подчеркни нужный ответ)
А теперь подумай, насколько хорошо ты поработал на этом уроке
☺ Я ставлю себе … ______________________
- отлично
- хорошо
- удовлетворительно
На доске термины, которые надо усвоить на уроке:
- «Саванна» происходит от испанского «сабана» - дикая первобытная равнина.
- Ксерофиты - (от греч . xeros - сухой и phyton - растение), растения, приспособленные к жизни в засушливых местообитаниях : полынь, алой, колючие кустарники. Ксерофиты - растения сухих мест обитания.
- Оазис –участок в пустыни, где на поверхность выходят подземные воды, развивается богатая растительность.
- Эндемики – представители растительного и животного мира, которых можно встретить только в на данной территории, в данной местности.