kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка межпредметного урока профориентационной направленности для детей с ОВЗ «Природные парки и памятники природы Волгоградской области»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с географическими картами, источниками информации.

Задачи урока:

- систематизировать, обобщить и закрепить знания о разнообразии природных ресурсов Волгоградской области.

- совершенствовать практические умения и навыки в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной литературой, мультимедийными средствами.

- актуализировать учащихся на мотивированный выбор профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

- содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка межпредметного урока профориентационной направленности для детей с ОВЗ «Природные парки и памятники природы Волгоградской области»»







Методическая разработка межпредметного урока профориентационной направленности для детей с ОВЗ





«Природные парки и памятники природы Волгоградской области»

(предметы: география, биология, экология, информатика)













Автор разработки: Прокопенко Светлана Георгиевна, учитель географии МОУ

«Средняя школа №5 Краснооктябрьского района Волгограда»





Волгоград 2022г.

Пояснительная записка

В условиях модернизации образования и в связи с переходом на обновленные ФГОС перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность. В связи с этим обучение детей с ОВЗ очень актуально в настоящее время, так как в связи с требованиями новых стандартов, указывающих на реальные виды деятельности обучающихся, школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве, социализируя их. При этом программа по географии построена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Школьники овладевают более упрощенным материалом, доступным для их восприятия, понимания и осознания.

Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память. Используются специальные приемы работы, направленные на коррекцию недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик изучаемых объектов и местностей, условные «путешествия» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, упражнения на воспроизведение информации в фрагментарно-выборочной и целостной формах и т. п. Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления. Постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты, глобус) развивает абстрактное мышление; формирование у учащихся географических понятий и связей между ними, решение географических задач требует активной умственной деятельности школьника.

Из всех картографических пособий на уроках географии в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья чаще других применяется карта. Она является обязательным элементом географии, без которого обучение данному предмету не имеет смысла. Однако при организации работы с картой должны учитываться не только познавательные возможности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, но и специфика карты как символического пособия: реальные объекты на ней передаются посредством условных обозначений. Это своего рода азбука, не овладев которой нельзя рассмотреть изображенную на карте местность, равно как и без знания букв невозможно читать книгу.

Реализация поставленных задач перед учителем возможна только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи, чему способствуют ФГОС. Работа на интегрированном уроке в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе разнообразных методов и приемов, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

На интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Методические рекомендации:

При проведении интегрированных уроков для детей с ОВЗ рекомендуется применять технологии, позволяющие правильно и эффективно организовывать работу: технология опорных сигналов, технология коррекционно-развивающих упражнений, игровая технология, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, ориентированные на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.

Учитывая, что эти учащиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока. Материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно часто переключают учащихся с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема, любая технология должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся. Учебная деятельность обучающихся при такой организации учебного труда ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный, а учение становится системой видов учебной деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям.

При проведении любой работы обязательно учитываю особенности физического здоровья. На любом уроке имеет место моменты оздоровления, например, глаза отдохнут если просто сменить на время обстановку или посмотреть в окно или быстрое моргание в течение двух минут улучшит кровоснабжение глазного яблока. Так для детей с гиперактивностью и быстрой утомляемостью планируют смену видов деятельности через 10 минут учебного труда, вводят физические упражнения. Например, встать и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов. Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления.

Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.

Применение разнообразных форм и методов работы, при индивидуальном обучении детей с ОВЗ в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся. А принятие ФГОС для обучающихся с ОВЗ гарантирует каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, дифференцируя при этом не только сами уровни образования, но и оценивание результатов обучения.











Технологическая карта интегрированного урока для учащихся с ОВЗ

Класс: 9 класс

Тема урока – «Природные парки и памятники природы Волгоградской области»

Тип урока – применение знаний на практике

Вид урока – урок – деловая игра

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: география, информатика, математика

Цели урока: применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с географическими картами, источниками информации.

Задачи урока:

- систематизировать, обобщить и закрепить знания о разнообразии природных ресурсов Волгоградской области.

- совершенствовать практические умения и навыки в работе с учебником, картами различного содержания, дополнительной литературой, мультимедийными средствами.

- актуализировать учащихся на мотивированный выбор профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

- содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

Методы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (практические, репродуктивные и проблемные, самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации учения (развитие интереса, создание ситуации успеха); методы развития ответственности, методы контроля и самоконтроля (репродуктивные и творческие, синхронные).

Формы организации учебной деятельности: онлайн-экскурсия, практикум.

Образовательные ресурсы и оборудование: презентация «Волгоградская область» для совместной работы; интерактивное онлайн-задание «Ресурсы Волгоградской области», физическая карта Волгоградской области, атлас Волгоградской области; Профориентация https://zaochnik.ru/blog/professii-svjazannye-s-robototehnikoj-spisok-opisanie/; компьютер, планшет или смартфон; рабочий лист «Создание туристического маршрута».

Планируемые результаты

Предметные: иметь научные представления по теме «Алгоритм», использование научной терминологии, ключевых понятий, методов и приемов;

уметь выполнять работу, согласно рабочему листу; знать основы безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете; уметь выделять существенные признаки, лежащие в основе выбора будущей профессии.

Метапредметные:

познавательные- работать с различными источниками информации; проводить анализ информации, на основании которого формулируют познавательные вопросы; уметь извлекать информацию, интерпретировать, преобразовывать ее и создавать собственную; уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

регулятивные – принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, учиться эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и донести свою позицию до других, оформлять свою мысль и умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Личностные: развивать настойчивость в достижении поставленной цели; осознавать уровень собственных достижений при освоении темы, личного вклада в совместную деятельность; проявлять готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и технологии; уметь связывать учебное содержание с жизненным опытом.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный

Цель –создать условия для мотивации включения в учебный процесс.


Проверяет готовность учащихся к уроку. Включение в деловой ритм.


Подготовка класса к работе. Контролируют готовность к уроку.

  1. Мотивоционно-целевой Актуализация

опорных знаний и жизненного опыта

Цель – организовать актуализацию изученных способов действий, для самостоятельного извлечения знаний, предъявить задания, близкие жизненному опыту.



Целеполагание

Цель – зафиксировать причину затруднения у учащихся сформулировать и согласовывать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления трудностей при постановке целей урока.

У нас сегодня необычный урок. Урок – деловая игра, туристическая компания «Волгоград». В настоящее время имеется множество туристических фирм, все они имеют разные названия, предлагают людям различные варианты отдыха, разнообразные туристические маршруты по странам и континентам.












Цель нашей работы определит следующее письмо учащихся школы № 5 города Саратова: «Здравствуйте! Нам стало известно об открытии в вашей школе туристического агентства «Волгосвет», которое разрабатывает маршруты для школьников по изучению Волгоградской области. Просим вас разработать для нашей группы экскурсию «Природные парки и памятники природы Волгоградской области». Нам выделили на поездку 4 дня, хотелось бы увидеть, как можно больше».

Для начала необходимо обозначить задачи урока.

Обобщает предположения и конкретизирует цель и задачи урока. Нацеливает на изучение новой темы.

Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.












Рассуждают, высказывают предположения.





Формулируют собственное мнение, предположения, обозначают цель и задачи урока.


  1. Поисково-исследовательский Изучение нового материала

Цель – зафиксировать алгоритм выполнения работы в группах по самостоятельному извлечению новых знаний, организовать усвоение учащимися нового материала по предложенным источникам информации, тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умения учащихся работать по алгоритму, организовать самостоятельную работу учащихся, организовать выявление и исправление допущенных ошибок.












Предлагает разработать план составления туристического маршрута, рассмотреть выбор маршрута с точки зрения тур менеджера (наиболее посещаемые природные парки Волгоградской области https://www.youtube.com/watch?v=pSnMYfKgDGY ) Конечно, для того чтобы определить маршрут, необходимо проложить его по карте. Предлагает изучить виды маршрутов: линейный, кольцевой и комбинированный.

























Разработка «нитки» маршрута, мест посещения. Ниткой у туристов называется путь маршрут, все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты «Волгоградская область», можно с помощью компьютера, воспользовавшись услугами IT-специалиста и программами sasplanet http://www.sasgis.org/, google earth, или построит путь вручную при помощи приложения «Это место» http://www.etomesto.ru/createtrack.php В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути (нитку).
























Знакомит с «Рабочим листом», объясняет последовательность выполнения задания №1 «Разработка «нити» маршрута» с использованием https://yandex.ru/maps/?ll=44.504075%2C49.193367&mode=search&sll=44.504075%2C49.193367&sspn=7.800293%2C2.876641&text=Достопримечательности%20волгоградской%20области&z=8
















Работа с интерактивной картой Волгоградской области https://autotravel.ru/area.php/11








В процессе работы мы сможем осуществить профессиональные пробы профессий: менеджера, географа, тур-агента, экскурсовода, IT-специалиста.

Проводит беседу по профессиональному самоопределению, возможностях связать свою будущую профессию с географией.

Рассказывает об особенностях профессий.

Предлагает изучить профессиограммы профессий https://zaochnik.ru/blog/professii-svjazannye-s-geografiej-spisok-opisanie/

Информирует, где можно получить специальность.

Знакомит с профессиями будущего.


Предлагает отдохнуть. Динамическая пауза. Динамическая пауза: гимнастика для тела, для глаз (отдых от компьютера).

Отдых детей с ОВЗ рекомендуется каждые 10 -15 минут.


Предлагает определить по карте Волгоградской области «нить» маршрута. Выявляет уровень знаний, фиксирует индивидуальные затруднения, создает условия для активизации мыслительных процессов.






Объясняет последовательность выполнения задания № 2 «Разработка рекламного проспекта маршрута» с использованием туристических паспортов муниципальных районов http://www.turizm-volgograd.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=34&Itemid=53


Форма презентации туристического маршрута: _____________________


Памятка «Как разработать туристический маршрут»

Составить краткое описание маршрута, учитывая, что маршрут должен:

показать природные условия

включать не более 5 объектов или достопримечательностей.

По возможности рассчитайте примерную протяженность маршрута, расстояние между пунктами, укажите время года, средство передвижения.

Составьте специальное руководство для туристов, правила, определяющие поведение в пути. Не упустите из внимания опасности, которые могут ожидать туристов по пути следования маршрута!

Придумайте рекламный слоган для своего маршрута.

Предлагает оценить свой уровень знаний и умений.

Выполнение мини-тестов https://geo.koltyrin.ru/minitest/volgogradskaya_oblast.php Находит вместе с учащимися способы коррекции.

Смотрят видео «Природные парки Волгоградской области» https://www.youtube.com/watch?v=pSnMYfKgDGY

Менеджер определяет возможные маршруты.








Изучают виды маршрута.

















Знакомятся со способами разработки «нитки» маршрута в роли географа, IT-специалиста.

Слушают, анализируют, рассуждают, высказывают предположения































Слушают, сравнивают, обсуждают

знакомятся с рабочим листом, определяют последовательность работы с заданием № 1, используя географическую карту, интерактивную карту Волгоградской области https://autotravel.ru/area.php/11


Учащиеся слабовидящие работают только с картой или со специальными приложениями.


Учащиеся с задержкой психического развития работают только в группе по определенному алгоритму.


Работа учащихся с умственной отсталостью требует постоянного контроля каждого шага деятельности, с частичным повторением основной задачи задания.


Переходят по ссылке, знакомятся с будущими профессиями, высказывают свои предположение по выбору будущей профессии, знакомятся с профессиями будущего





Выполняют упражнения, гимнастику для глаз, отдыхают.



Разрабатывают «нить» маршрута «Природные парки и памятники природы Волгоградской области», используя рабочий лист.

Проявляют активность, самостоятельность при выполнении заданий.


Разрабатывают рекламный проспект маршрута «Природные парки и памятники природы Волгоградской области», используя рабочий лист.

Выполняют задание № 2. Осуществляют самоконтроль. .


Проверяют знания, выявляют ошибки









Выполнят мини-тесты https://geo.koltyrin.ru/minitest/volgogradskaya_oblast.php

Фиксируют ошибки.

  1. Рефлексивно-оценочный этап: Контроль, проверка, самопроверка знаний

Цель - организовать фиксацию нового содержания.

Рефлексия достижения цели

Цель - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели

Диагностика результатов урока

Цель - организовать проведение самооценки, взаимооценки деятельности, по результатам анализа работы зафиксировать направление будущей деятельности

Рефлексивная карта специалиста туристической компании «Волгоград»

«Во время работы над заданиями я _____________________________ (фамилия, имя)

- выдвигал(а) идеи, гипотезы, версии

- рассуждал(а)

- делал(а) выводы

- работал с источниками в сети Интернет

- работал(а) с картами

- принимал участие в создании рекламного

МОЯ ОЦЕНКА: « __________»





Оценивает работу обучающихся. Фиксирует ошибки. Находит вместе с обучающимися способы коррекции.



Определяет домашнее задание:

  1. Познакомиться с профессиями будущего, связанные с программированием, информатикой и технологией;

  2. Наметить пути получения будущей профессии. http://brpcrb.ru/?section_id=221




Оценивают свой уровень знаний и умений в процессе работы.










Самооценка деятельности на уроке



Записывают домашнее задание, фиксируют правила его выполнения



Источники информации:

  1. Бороздина, Т.А. Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков /— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

  2. Вершинин, С.И., Сурудина, Е.А. Как осуществить профессиональный выбор. Методические рекомендации. – М., 2001.

  3. Лифанова, Т.М., Соломина, Е.Н. География. 9 класс. Учебник для спец. (коррекц.) образоват.учрежденийVIII вида с приложением. 4-е издание. Москва «Просвещение» 2016г.

  4. Скрипкин, А.С., Луночкин, А.В., Курилла И.И. Учебное пособие «История Волгоградской земли от древнейших времен до современности» - 2-е изд., стереотип. - М.: Планета, 2013.

  5. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

https://www.youtube.com/watch?v=pSnMYfKgDGY

https://zaochnik.ru/blog/professii-svjazannye-s-geografiej-spisok-opisanie/

http://www.etomesto.ru/createtrack.php

http://brpcrb.ru/?section_id=221

П риложение 1





































П риложение 2





































Приложение 3










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокопенко Светлана Георгиевна

Дата: 09.05.2022

Номер свидетельства: 606398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства