kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка бинарного урока "Тайны известных географических названий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть Великие географические открытия, ставшие результатом великих географических ошибок, а многие из привычных нам географических названий до сих пор хранят тайны и вызывают споры о своих происхождениях. Новые образовательные стандарты и развитие универсальных учебных действий делают акцент на добывание обучающимися информации в самостоятельном поиске. Поиск (в широком смысле) – стремление добиться чего-либо, найти что-либо, действия ищущего, направленные на получение нового или утерянного: новой информации (поиск информации), данных, сведений, знаний, разведку, открытие новых закономерностей. Данный эвристический урок,  построенный в рамках деятельностного метода обучения, векторно направлен на культивирование имеющихся и формирование новых знаний через их самостоятельный поиск,  используя навыки работы в сети Интернет; на формирование и развитие практического умения отбора и систематизации информации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка бинарного урока "Тайны известных географических названий"»

8



Методическая разработка бинарного урока:

«Тайны известных географических названий»


Учебный предмет: география, информатика.

Класс: 5

Аннотация:

Есть Великие географические открытия, ставшие результатом великих географических ошибок, а многие из привычных нам географических названий до сих пор хранят тайны и вызывают споры о своих происхождениях. Новые образовательные стандарты и развитие универсальных учебных действий делают акцент на добывание обучающимися информации в самостоятельном поиске. Поиск (в широком смысле) – стремление добиться чего-либо, найти что-либо, действия ищущего, направленные на получение нового или утерянного: новой информации (поиск информации), данных, сведений, знаний, разведку, открытие новых закономерностей. Данный эвристический урок, построенный в рамках деятельностного метода обучения, векторно направлен на культивирование имеющихся и формирование новых знаний через их самостоятельный поиск, используя навыки работы в сети Интернет; на формирование и развитие практического умения отбора и систематизации информации.


Цели и задачи урока::


Учебные:

- формирование и закрепление знаний об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории;

- формирование знаний о возникновении конкретных географических названий;

- практическое применение теоретического материала;


Развивающие:

- создать условия для формирования и развития социальных компетентностей;

- формирование умений интегрировать добытую в самостоятельном поиске информацию.

- развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

- продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

- развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации.



Воспитательные:

- продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов;

- воспитывать устойчивый познавательный интерес к предметам информатика и география через показ практического применения темы;

- воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

- воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.


Тип урока: эвристический (с использованием авторской компьютерной демонстрационной презентации “Тайны известных географических названий”).


Вид урока: добывание знаний в самостоятельном поиске, используя ресурсы Интернет.


Метод обучения: деятельностный.


Оборудование: карта “Великие географические открытия”, портреты первооткрывателей и путешественников, атласы, учебник “География. Землеведение”, презентация, оборудование кабинета информатики (компьютеры, мультимедийный проектор).


Термины: Эпоха Великих географических открытий, Америка, Австралия, Гренландия, Тихий океан, кенгуру.

Ход урока

До начала урока класс делится на 5 мини-групп. (Количество участников в группах определяет учитель, опираясь на личностно-ориентированный подход в обучении).

1. Актуализация знаний.


Вступительное слово учителя.



География – это, прежде всего, путешествия, а путешествия, как известно, всегда приводят к маленьким и большим открытиям.

На карте мира почти не осталось белых пятен, и это благодаря первооткрывателям. Имена первых путешественников история не сохранила, да и не могла этого сделать: ими были все люди. За несколько десятков тысяч лет человечество освоило почти все пространство Земли (хотя иногда забывало об этом, и тогда приходилось многое открывать заново).

Сначала история в числе первооткрывателей называет целые народы – египтян, финикийцев, викингов. А потом великие открытия стали «именными» (называют учащиеся): Васко да Гама и Христофор Колумб, Фернан Магеллан и Джеймс Кук, Семен Дежнёв, Витус Беринг и еще десятки имен путешественников, увековечивших себя в названиях рек, морей, проливов и даже материков на карте мира.



Но, наверняка, не многим известно, что есть Великие географические открытия, ставшие результатом великих географических ошибок, а многие из привычных нам географических названий до сих пор хранят тайны и вызывают споры о своих происхождениях.

Но нет ничего тайного, что не становилось бы явным! Так гласит народная мудрость. И наша основная задача на уроке – открыть тайны происхождения названий известных географических объектов.

Итак, наше путешествие начинается…


2. Мотивация знаний.


Мы знаем, что Америку открыл… (отвечают учащиеся).

Тогда почему называется она не Колумбия, а Америка? (отвечают учащиеся).

Но тогда почему же именно «Америка», а не «Веспуччия»? И почему Австралию изначально называли Южным материком? И что это за странное название животного, обитающего там: «кенгуру»? А Тихий океан такой ли на самом деле тихий, как гласит его название? И, думаю, знатоки английского языка уж точно не согласятся с названием Гренландия, зная географическое положение этого острова и особенности его природы.

Эти вопросы в течение уже нескольких столетий задают ученые и просто любознательные люди, интересующиеся историей географии. Впрочем, есть ли здесь тайна? (Ответы учащихся)


3. Изучение нового материала (практическая часть).


Итак, чтобы открыть эти тайны, нам необходимо обладать определёнными знаниями. И добывать эти знания сегодня на уроке мы будем в самостоятельном поиске. А помогут нам в этом наши верные помощники: карта “Великие географические открытия”, атласы, учебник “География. Землеведение” и ресурсы сети Интернет.



Мы будем работать в группах, а потому задания у каждой группы будут индивидуальными. Ваша задача: найти необходимые сведения, систематизировать их, подготовить краткое сообщение и сжатую презентацию по заданной теме. Итогом работы группы будет защита презентации, выполненной на основе самостоятельно изученного материала.


Задание для группы №1: открыть тайну происхождения названия «Америка».

Задание для группы №2: открыть тайну происхождения названия «Австралия» (дополнительное задание: открыть тайну происхождения названия животного «кенгуру».

Задание для группы №3: открыть тайну происхождения названия «Африка».

Задание для группы №4: открыть тайну происхождения названий «Европа» и «Азия».

Задание для группы №5: открыть тайну происхождения названий «Антарктида» и «Антарктика».


В целях экономии рабочего времени или при возникновении определённых трудностей в работе групп в помощь учащимся можно предоставить готовые ссылки на следующие сайты:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3301/

http://mesoamerica.narod.ru/Nonmeso/middle_ages_discoveries.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://discoveries.ru/razdelenie-zemli-na-poyasa-i-gipoteza-o-yuzhnom-materike.html

http://www.spain.org.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=156

http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=027a50750f7fca5d

http://sufis.ru/news/otkuda_proizoshlo_slovo_kenguru/2010-08-12-158

Учителю необходимо изначально распределить направления работы учащихся в каждой группе: один-два обучающихся занимаются поиском информации на сайтах, второй – ведёт подборку иллюстраций по заданной теме, третий – делает заготовки слайдов к презентации и т.д. Далее учащиеся систематизируют работу.

Результатом работы является создание презентации по изучаемой теме. (Уровень создания и оформления презентации учитывает возрастные особенности обучающихся).

Примерная информация эвристического характера, которую должны выделить обучающиеся:


Географический объект

Распространённая версия происхождения названия

Достоверная версия происхождения названия

Америка

Флорентиец Америго Веспуччи, «участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499—1504) приплыл к берегам Южной Америки, названной им Новым Светом», «впервые высказал предположение, что эти земли — новая часть света, которую лотарингский картограф М. Вальдземюллер назвал (1507) в честь Америго Веспуччи Америкой».

Бразильские историки доказывали, что название «Америка» чисто местное, от слова «Марока» (верховное божество у древних обитателей Бразилии); американский геолог Марку доказывал, что слово это происходит от названия жителей туземного происхождения (los Ameriques), и т. д. Словом, все они доказывали, что Америка получила свое название от чисто местного, туземного слова. По словам «Revue Scientifique», французско-американский ученый Ламбер-де-Сен-Бри рядом неопровержимых данных доказал, что описанный Веспуччи материк носил уже в то время поныне сохранившееся название. Наименования «Амарака», «Америокапана», «Амеракапана» и т.п.

Австралия

Европейцы давно догадывались о загадочном континенте на юге, старые картографы называли его «Терра инкогнита аустралис», то есть «Южная неизвестная земля».

Впервые загадочной «Южной земли» достиг в 1606 году голландский мореплаватель Биллем Янсзон. Название «Новая Голландия» продержалось за новым континентом на отдельных картах вплоть до конца XIX века! А название «Австралия» предложил в 1814 году английский исследователь Мэтью Флиндерс.

Европа

Легенда гласит следующее. У финикийского царя Агенора была прекрасная дочь по имени Европа. В нее с первого взгляда влюбился всемогущий Зевс. Верховный бог обратился в белого быка, похитил девушку и перенес ее на остров Крит. Там-то Европа и ступила впервые на землю другого континента, который получил имя в ее честь.

Некоторые исследователи считают, что имя Европа означает «широкоглазая» — в древности это прилагательное было эпитетом Луны, а, как известно, Луна широко почиталась в древней Финикии.

Азия

Само слово «Азия» не греческое. Оно встречается в ассирийских надписях. Писалось это слово «асцу» или «асу» и означало «восход солнца». Некоторые ученые видят связь названия «Азия» с еще более древним словом — санскритским «ушас» («узас»), что означало «рассвет», «заря».

В греческой мифологии Азия была одной из многочисленных дочерей бога-титана Океана. Именно она, по некоторым вариантам, родила Прометея, подарившего людям огонь. Сам Океан был сыном Урана и Геи и обитал в реке Океан, которая окружала земную твердь.

Антарктида

Поскольку шестой континент располагается на противоположном конце земного шара, то он получил имя Антарктида, то есть в переводе с греческого «Противоположный Арктике».

Слово «антарктический» употреблялось задолго до открытия континента. В свое время оно означало просто «южный, жаркий, африканский». В 1366 году Моднев писал, что «в Ливии (читай: Африке) люди выглядят совершенно антартическими». Это не опечатка: в старофранцузском слово «арктика» писалось без «к». Мы видим здесь, что слово «антарктический» употреблено в смысле «черный, темный». А великий английский поэт Джефри Чосер писал в XIV веке в своей «Астрологии», что «антартический полюс находится под Оризонтом». В XVII веке это слово писалось — по крайней мере в Англии — как «Анартика». И африканские попугаи в том же веке описывались так: «антартические попугаи с эфиопским плюмажем», то есть с черными перьями.

Арктика

Самое заметное и самое известное созвездие северного небосклона — Большая Медведица. По-гречески «медведь» — «арктос», а так как Большая Медведица служила древним грекам путеводным созвездием и указывала на север, то они стали называть Арктикой всю северную область.

В основе названия лежит древний миф. Зевс влюбился в нимфу Каллисто, которую завистливые богини впоследствии превратили в медведицу. Каллисто родила Зевсу сына Аркада («медвежонка»). Однажды на охоте Аркад поднял копье на свою мать, но Зевс остановил его, превратил обоих в созвездия и вознес на небо. С той поры в ясную ночь на небе сияют Большая и Малая Медведицы — мать и сын.

Африка

«Африка» как географическое название появилось во II веке до нашей эры. Здесь прослеживается явная связь с воинственными племенами афариками или авригами (африканами), обитавшими на большой территории, вплоть до Гибралтара.

В книге Льва Африканского «Африка — третья часть света», вышедшей в 1983 году в русском переводе в Ленинграде: «Африка — по-арабски «Ифрикия». Название происходит от арабского слова «фарака», означающего то же, что по-итальянски «дивиде» (разделять, отделять)». Так в XVI веке писал арабский мыслитель Мухаммед аль-Вазан, попавший в Италию в юношеском возрасте и получивший прозвище Льва Африканского. Возможно, что он-то и был ближе всего к истине, и тогда «Африка» означает «отделенная». От чего и чем? Разумеется, от Азии (Аравии) и, бесспорно, Красным морем, которое было хорошо известно географам и историкам древности.


4. Закрепление нового материала происходит путём защиты презентаций, сделанных учащимися. Защита основывается на устных ответах, отражающих степень усвоения добытых в самостоятельном поиске знаний.

Важным моментом являются обязательные вопросы к выступающим от учащихся из других мини-групп, характеризующие заинтересованность темой и усвоение нового материала.


5. Подведение итогов урока, рефлексия.


Учащиеся должны сделать вывод, что известные им географические названия имеют интересную историю происхождения и являются зачастую следствием великих географических ошибок.


6. Домашнее задание: узнать тайны происхождения названий «Гренландия», «Тихий океан», «индейцы», породы собак «ньюфаундленд», названия Командного Модуля космического корабля Аполлон-15 (в ходе полета которого была осуществлена четвертая высадка людей на Луну).


Задания повышенного уровня сложности: узнать тайны происхождения названий химических элементов берклий, галлий, гафний, гольмий, индий (иттербий, иттрий, тербий и эрбий), калифорний, лютеций, магний, полоний, рений, скандий, стронций, теллур, рутений, тулий, франций.

Дополнительное задание развивающего характера: посмотреть фильм «Великие географические открытия», часть 1, часть 2.

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/395340/

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3566503/?item=3564730



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка бинарного урока "Тайны известных географических названий"

Автор: Гусева Ирина Николаевна

Дата: 16.06.2019

Номер свидетельства: 514956


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства