Логико - стилистические и коррекционные упражнения
Логико - стилистические и коррекционные упражнения
В школе - интернате для глухих детей обязательным этапом идёт работа над речью обучающихся. Методическая разработка предложена для развития речи глухого ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логико - стилистические и коррекционные упражнения»
Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат №19 МОН ДНР
Составитель
Иванов М. М., учитель географии и истории, высшая
категория, методист, отличник образования
ДИДАКТИКА – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
ПРЕДМЕТ дидактики – связь преподавания (деятельность учителя) и учения (познавательной деятельности обучающегося), их взаимодействие.
ЗАДАЧИ дидактики:
- описать и объяснить процесс обучения, воспитания и их реализация ;
- разработать новые и совершенствовать старые процессы обучения;
- организация учебного процесса;
- разработка новых обучающих систем;
- новые педагогические технологии.
Основные категории дидактики:
- зачем учить?
- чему учить?
- как учить?
- с помощью чего учить?
- как организовать процесс обучения и воспитания?
- как оценивать результаты?
МНЕМОНИКА – приёмы управления памятью или искусство запоминания.
Состав мнемического действия:
- группировка;
- выделение опорных пунктов;
- план;
- структурирование;
- классификация;
- аналогия;
- мнемотехника;
- схематизация;
- ассоциации;
- повторения
Учителю следует помнить, что методика преподавания любого предмета, с которым он сталкивается повседневно в своей работе с обучающимися, - имеет длительную и богатую историю развития, на которую следует опираться и систематически применять лучшие разработки по видовой деятельности на уроках. Эти материалы дают возможность осуществлять глубокие обобщения, найти более эффективные приёмы преподавания… От того, как решаются вопросы организации учебного процесса и урока в частности, зависит и успех обучения глухих обучающихся.
Поиски наиболее эффективных способов проведения уроков и организации учебной работы школьников постоянно и целенаправленно ведут все учителя и методисты, научные работники. Организация учебного процесса в школе – интернате включает в себя несколько проблем. Это и решение общих вопросов организации учебного процесса, и теория и практика урока, его построение, и система организации работы учащихся, как на уроках, так и в вне урока…
«Направления и идея работы диктуется нормами естественного развития правильного мышления и интересами живой личности ученика… Развитое умственно и, отзывчиво эмоционально и крепкое волей подрастающее поколение – вернейший залог развития и процветания общества, государства, коллектива» (Лингводидакт В. А. Малаховский «Очерки по методике русского языка», М., 1927).
Педагогический процесс (понятие было введено педагогом П. Ф. Каптеревым) включает в себя процессы обучения, воспитания, развития, формирования, наставления учащимся, которые переплетаются между собой, взаимодополняя друг друга.
Учебный процесс по географии является частью общего педагогического процесса, исходит из задач, стоящих перед ним, и в то же время из специфики, особенностей преподавания предмета, его своеобразия, значимости в жизни человека.
Успешное обучение языку, по мнению Ф. И Буслаева, состоит в усвоении учениками правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которое приобретается на уроках в ходе изучения азов всех наук. Преподавание любого предмета состоит из двух частей: части теоретической и части практической. И если цель теоретического обучения – помочь обучающимся овладеть богатством знаний, накопленных наукой, то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать ученикам логическое, формальное образование духа. Все эти цели достигаются не порознь, а вместе, на основе живого, цельного преподавания при главенстве практики.
По мнению А. Михайлова (старший учитель гимназии Казани, 1853 год), практика должна сливаться с теорией и предшествовать ей; теоретическое преподавание должно исходить из практического начала и выводить в сознании учеников правила из примеров, общее из частного, отвлечённое из конкретного…
Работая в коррекционной школе, где обучаются дети с нарушением слуха, мы приучаем их всматриваться в слово, разбирать некоторые слова грамматически на любом предмете (преимущественно внимание обращается на изменение согласных звуков, деление слов на слоги, на окончания в словах, зависящие от согласования и управления, на ударения…)
Грамматические упражнения должны пробудить у глухого ученика интерес к явлениям родного языка; способствовать пониманию жизни языка, его строя и богатства, сознательному отношению к явлениям русского языка; содействовать развитию наблюдательности и укреплению логических навыков мысли на удобном и доступном для всех обучающихся с нарушением слуха материале родной речи.
Нарастающий запас лексики: от простых, общеупотребляемых до сложных; от выражающих самые простые обозначения до слов, выражающих сложные понятия; от слов ребёнка до слов взрослого; умение сопоставить слово и жест и верно употребить это сочетание в устной, письменно речи.
Изучение языка, особенно глухими детьми, играет важную роль в развитии мышления, так как сопровождаются постоянной аналитико – синтетической работой, в процессе которой осуществляются такие мыслительные операции, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала… Правильные речевые навыки у глухих школьников формируются постепенно, в результате длительной речевой практики. Главная цель обучения глухих заключается в строго последовательном и развитии умственных способностей, и в приучении к посильному, разумному и сознательному труду. Эти цели могут быть достигнуты, тогда, когда избранный учебный материал, как по своему содержанию, так и по форме будет соответствовать целям умственного развития обучающегося; когда предложенный учащимся с нарушением слуха материал будет усвоен; когда при усвоении материала найдёт себе в значительной степени место самосовершенствования, самостоятельности. Обучение исходит из наглядного выяснения предметов, явлений, фактов, более знакомых детям и доступных их пониманию, затем переходит последовательно от известных, ближайших и простых явлений и предметов к неизвестным, отдалённым и сложным, сравнивая их между собою и постоянно возвращаясь к пройденному для сознательного усвоения. В ходе урока, при своевременной помощи учителя, сравнивают, делают выводы, заключения, обобщают понятия, группируют и обратно: выработанные общие понятия разлагают на частные, Итак, конкретные представления – в начале, отвлечённые понятия (научные) – на более поздних этапах обучения. Но необходимо отметить, что успех обучения глухих детей зависит от количества предлагаемого им учебного материала, желание дать им в короткий срок много различных сведений по всем отраслям знаний приводит к отрицательным результатам: преждевременное, неестественное, недостаточное, поверхностное усвоение знаний, не углубляясь в суть изучаемого, недостаток умений взяться за изучение предложенной темы, отсутствие навыков к умственному труду, бессилия. Ученики должны постепенно переходить от понимания отдельных слов – к пониманию мысли, от понимания отдельных мыслей и их взаимных отношений – к пониманию мыслей главных (содержание прочитанного в целом).
Задачи словарной работы в школе, где обучаются глухие дети – не одно только расширение словарного запаса. Слово, которое ученик запомнил, часто не соответствует степени его понимания, способности опираться на ассоциации. Задача учителя – поднять обучающихся до настоящего понимания слова в тексте, развивать быстроту и сильную реакцию на слово. Задача словарной работы - совсем не накачивание памяти новыми словами, а насыщение слов, уже известных, разнообразным жизненным содержанием; привитие ученику понимания – когда каким словом следует пользоваться, какое слово из известных синонимического ряда целесообразней выбрать именно для данного конкретного случая, приведение в определённую систему словарных запасов. Когда ученик убедится, что работа над словом расширяет его возможности более глубоко постигать читаемое и в целом, и в каждом его элементе, а главное, расширяет возможности более гибко, более ярко, убедительно высказывать свою мысль , доказывать своё мнение, он с вниманием и с настойчивостью будет заниматься словарной работой. Словарная работа , так же как и упражнения по грамматической стилистике, ставят своей задачей привитие навыков к сознательному выбору слов и выражений , синтаксических конструкций, наиболее соответствующих поставленной говорящим или пишущим цели. ( К. Б. Баркин. Словарная работа… 1934 год)
1. Преподавание должно идти от частного к общему;
2. Должно быть наглядным;
3. Должно переходить от простого к сложному;
4. Постоянно вводить практические упражнения, которые развивают, вызывают интерес, мотивируют, заставляют мыслить, искать дополнительную информацию…
Способность логического мышления зависит не только от природных интеллектуальных сил человека, но и в значительной степени от упражнения в мышлении. При этом важна систематическая проработка изучаемого материала, ассоциативная связь между элементами знания для осознания и прочного запоминания. Глухой ребёнок каждый день, на каждом уроке и во внеурочное, используя индивидуальные слуховые аппараты, должен вникать в смысл слова, понимать его значение, свободно распоряжаться этим словом, как в устной, так и в письменной речи. Ведь через слово глухой ребёнок входит в общение с окружающим миром. Осмысленное запоминание вербального материала как сложная и важная мнемическая деятельность может осуществляться у глухих детей, когда для этого есть основа в виде образов, которые обеспечивают её функционирование. Следует отметить, что в ходе специально – коррекционного процесса, учащиеся с нарушением слуха в норме запоминают вербальный материал, опираясь не на абстрактно – логические отношения между понятиями, которые служат опорой для взрослых, а на связи предметов и явлений воотчию восприняты и сохранены в образной памяти. Глухим детям для осознанного запоминания слов необходимо создавать образной основы для умелого пользования словом, для запоминания вербальных единиц. Вербальный материал, не связанный с жизненным опытом ребёнка, когда он только ещё учится приёмам понимания и осознанного запоминания текста, не может быть понятным смысл изучаемого материала. Система образных представлений обеспечивает материал, который является «чувственной тканью сознания» (А. Н. Леонтьев). Без этого невозможно осознанное восприятие какого – либо текста, изучаемого материала, поскольку он есть всегда субъективным отображением объективного образного мира. Вербальные единицы изучаемого тогда могут быть понятны глухому школьнику, когда возникают соответствующие внутренние реакции узнавания уже известной образной информации по вербальным единицам. Таким образом, знания на образном уровне служат материалом перекодирования слов в образы при восприятии изучаемого, обеспечивая возможность его понимания и запоминания. Знания на образном уровне той информации, которая изложена в вербальной форме, является необходимым условием для развития словесно – логической памяти. Развитие словесно – логической памяти глухих обучающихся детерминированный объективно – динамическими представлениями об окружающем мире. Принцип объективной детерминации развития словесно – логической памяти глухими учащимися заложено в основу разработок методики её формирования . Система развития Словесно – логической памяти построена по принципу наростания сложности. Она охватывает две увязанные между собой уровня: Образный и вербальный. Образный уровень включает блоки однотипных познавательных и мнемических заданий, направленных на овладение глухими учащимися знаниями того предметного содержания, который отображён в тексте. Такие знания составляют базовую информацию для запоминания текста на образном уровне. Вербальный уровень также состоит из блоков однотипных вербальных заданий, направленных на овладение базовым лексическим запасом, который позволяет ориентироваться в тексте при восприятии информации, на знакомые глухому ученику слова, словосочетания, предложения. Эти два уровня объединены в методике ещё одним блоком специальных заданий, направленных на формирование умений и навыков соотношения вербального материала с соответствующими образами предметов, явлений , ситуаций… У детей с нарушением слуха главная проблема – это недостаточно устойчивое и концентрированное внимание. Классы очень неоднородные по индивидуальным характеристикам учеников, даже если они подобраны по уровню остатков слуха. В одной группе, наряду с подготовленными и способными от природы учениками, находятся умственно отсталые, педагогически запущенные, с поражением центральной нервной системы, с комбинированными дефектами. .. Педагог вынужден несколько раз повторять одно и то же, пока такой ученик осознает сказанное. А чтобы остальные не бездействовали, предлагаем логико – стилистические индивидуально – дифференцированные задания.
Логико – коррекционные и стилистические упражнения.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ? Наличие мыслей и образов, запас слов, степень активного внимания и комбинаторная способность. В школе, где обучаются ученики с нарушением слуха, в план урока вводится этап речевой зарядки, на котором и проводятся упражнения, на этапе закрепления изучаемого…
11. Заяц прыгает, а ласточка летает. Червяк ползает, а рыба? Лошадь бегает, а змея? Гусеница ползает, а кузнечик? Корова мычит, а собака? Кошка…? Овца…? Свинья…? Соловей…? Муха…? Ворона…? Кукушка…? Лягушка…?
10.Описание внешности человека (по живой модели, картине, портрету, статуэтке…)
А. назвать поочерёдно признаки;
Б. несущественные признаки зачеркнуть.
Всё группируется по плану.
1. Общее впечатление: возраст, рост, комплекция…
2. Голова: волосы, лицо и его особенности…
3. Туловище: толстый, худой, другие особенности…
4. Одежда…
- Люди бывают: приземистые, худощавые, полные, толстые, стройные, сутулые…, сильные и слабые, больные и здоровые, молодые и старые, зоркие и близорукие, бедные и богатые…
- Люди должны быть: добры, вежливы, честны, прилежны, ласковы, учтивы, сострадательны, терпеливы, бережливы, щедры, правдивы, смелы, уступчивы, скромны, веселы, уважительны…
- Люди не должны быть: злыми, лживыми, гордыми, сварливыми, мстительными, жадными, упрямыми, трусливыми, грубыми, подхалимами…
11. Противоположные качества.
- Антон прилежен, а Виталик ленив.
- Лена послушная, а Алина…?
- Денис смел, а Вася …?
- Яна и Катя добры, а Даша и Глеб…?
- Молодые люди должны уважать …(кого?)
12. Можно говорить и так, и по – другому
- Гнездо птицы, или птичье гнездо.
- Хвост лошади, или лошадиный хвост.
- Лапы медведя, или …
- Крыло вороны, или …
- Хвост лисицы, или…
- Книги детей, или …
- Грива коня, или…
- пенье соловья, или …
- Верность собаки, или…
- Площадь города, или…
- Звон колокола, или…
13.
- Железо тяжело, а свинец ещё тяжелее.
- Лошадь высока, но верблюд ещё выше.
- Медь тверда, но железо ещё твёрже.
- Нитка тонка, но волос…
- Груша сладка, а мёд…
- Муха мала, а комар…
- Нож острый, но бритва…
- Река глубока, а море…
14. Цвета предметов
Что бывает белого, чёрного, зелёного, жёлтого , синего, голубого, красного, серого цвета?
21. К тебе приехал товарищ из Ярославля, нарисуй карту путешествия по ознакомлению с памятными местами Донецка.
22. Дополнить предложения.
А.--- Девочка бегает по полю, рвёт полевые цветы…, …, … и ловит бабочек…,…
---Я бегаю по полю, …
---Ты бегаешь по полю,…
---Он бегает по полю,…
---Они бегают по полю,…
---Мы с братом бегали по полю,…
--- Вы с сестрой бегаете по полю,…
Б. Кошка ловила мышь, да не…
Мальчик лез на дерево, да….
Антон учил уроки, да …
В . КОПАЛ Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?
РУБИЛ Кто? Что? Когда? Где? Чем? Как?
ПИСАЛ Кто? Что? Когда? Чем? Кому? Письмо.
Лошадь бежала. Какая? Когда? Куда? Где? Как?
Собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?
Денис ехал на лошади. Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?
Учитель похвалил детей. Когда? Где? За что? Каких?
23. ДОМ. Что такое дом? Из чего строят дома? Что у дома сверху? Что с боков (по бокам)? Что внизу? Что нужно, чтобы жить в доме? Что проделывают в стенах дома и зачем?
24. Воспитание. НЕ КОПАЙ ЯМУ ДРУГОМУ,САМ В НЕЁ СВАЛИШЬСЯ.
КТО …, тот …
Если ты ко…, то можешь …
Ты сам …, которую …
Многие уже, копавшие …, сами …
Если сам не хочешь …, то не …
Не хорошо другим …, потому что …
Если бы ты не копал …, то сам не …
Коп… , и сам…
Не копай… , чтобы…
Чтобы не свалиться в яму, не копай её другому.
25. Подбери общее понятие.
Природоведение, география, математика - …
Плюс, минус, умножить - …
Точка, запятая, точка с запятой - …
Дождь, снег, роса - …
Метр, километр, сантиметр - …
Солнце, Луна, Марс - …
Уголь, нефть, каменная соль - …
Озеро, море, океан - …
Горы, низменности, плоскогорья - …
Оса, шмель, комар - …
Куст, трава, липа - …
26. Окончить предложения.
но … (не спал).
а … (кот прыгнул на крышу).
Шарик растянулся на солнце,
потому что … (он озяб).
чтобы … (согреться).
когда … (вернулся с прогулки).
хотя … (ему было очень жарко).
где … (было тепло).
какое? (которое росло возле калитки).
Кошка взобралась на дерево,
почему? (потому что испугалась пуделя).
зачем? (чтобы спастись от овчарки).
когда? (когда заметила собаку).
которая….
у которой….
Дети встретили в лесу соседскую бабушку,
которую….
о которой…
которой….
27. 1. Петух нашёл жемчужину.
2. Он рылся в мусоре.
3. Он сказал:
4. Это пустая вещь.
5. За что её так высоко ценят?
6. Найди я ячменное зерно.
7. Я был бы гораздо довольнее.
8. Оно не драгоценно.
9. Оно сытно.
А). Однажды петух, который 2, 1 и 3: «Какая 4? Не понимаю, 5? 7, если б 6. Правда, 8, но зато 9».
Б). 2,1 «На что мне 4? 3: не глупо ли, что 5? Вот если б 6, то 7; ибо 9, хотя и 8».
В). «5? Ведь 4!» 3, которое 1, 2, 6, вместо жемчужины; по крайней мере 9, если и не 8».
28. Задания на установление логических пар.
А. Установить соответствие между исследователями и их деятельностью в Северной Америке.
1. Джон Кабот
А. Осуществил первое плавание вдоль северного побережья.
2. Алексей Чирков
Б. Открыл остров Ньюфаундленд.
3. Руаль Амудсен
В. Изучал Русскую Америку.
4. Генри Гудзон
Г. Изучал северо – восточную часть материка.
Д. Повторил, после викингов, открытие Гренландии
Б. Установить соответствие между датой и событием.
1. 1497 – 1499 г. г.
А. Первое кругосветное путешествие.
2. 1820 г.
Б. Первое покорение Южного полюса.
3. 1911 г.
В. Открытие Антарктиды.
4. 1519 – 1521 г. г.
Г. Открытие европейцами морского пути в Индию.
Д. Открытие Австралии.
В. Установить соответствие между бассейнами океанов и реками.