Просмотр содержимого документа
«КВН "Унас в гостях Япония"»
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Методическая разработка урока по географии:
Тема: «У нас в гостях Япония»
Работу выполнила:
Филончик Таисия Александровна
Почётный учитель РФ,
заслуженный учитель Красноярского края,
высшей категории.
г. Шарыпово 2018 год
КВН «У нас в гостях Япония»
Цель: Познакомить учащихся с восточным соседом России - разноликой Японией.
Задачи:
Расширить представления о соседней державе, отметить самое интересное в этой стране.
Показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться.
При подготовке и проведении урока приобщать учащихся к изучению стран, анализу их хозяйства, сопоставляя и сравнивая проблемы изучаемой страны с проблемами современной России.
Оборудование: записи японской музыки, кинофильм «По Японии» (в переводе на русский язык); японское шёлковое кимоно; японская посуда; сувениры из Японии: фигурка самурая, кукла в национальной одежде; японская картина «Фудзияма»; иллюстрации, фотографии, открытки по теме; рисунки: цветущая ветка сакуры, портреты двух гейш; символика государства; оформленный стенд «К уроку»; кроссворды команд.
Жюри: 3 человека (желательно педагоги школы)
Подготовка к уроку начинается за 4 недели. Участвуют 2 команды из 11 класса. Команды получают задания:
а) подготовка материалов по пунктам рабочего плана;
б) просмотр кинофильма «По Японии»;
в) приобретение восточных (японских) сувениров «Песнь ветра» для поощрения команд за большую проделанную работу.
Ход урока
Учитель: Пёстрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Свои нравы, обычаи, наряды, традиции. В одном из уголков нашей планеты есть маленькая, но удивительная страна. Стран, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. В чём же секрет? Может быть в том, что каждый живущий в этой стране любит её, любит всех, кто живёт с ним рядом. А может, воинственный дух «бусидо» ведёт нацию вперёд. Не сдаваться, не отступать, не быть побеждённым! А может это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать.
Сегодня мы с вами познаем, изучим, поймём нашего соседа, страну восходящего солнца «Японию»
Слово командам: приветствие команд; слова благодарности учителю, подготовившему команды к уроку:
Команда 1:
Нас собрала в условный час.
Мы подумали немного
И собрались в путь-дорогу.
Здесь не школа, здесь не класс
Здесь Япония у нас.
Каждый из гостей сидящих –
Тут на Японском островке,
Знает, нет здесь русских настоящих, -
Все они в другой стране.
Мы «японцы» хоть куда,
Рассказать нам ерунда
Про религию, про быт,
И про спорт, и про прикид.
Представляем вам сейчас
Нашу команду – высший класс.
Что-то нет аплодисментов
Где поддержка в пользу нас?
По японским городам
Мы стрелою вас промчим.
Очень рады мы гостям,
Добро пожаловать в Японию!
Команда 2:
Мудра, спокойна по натуре
И уважает очень свой предмет.
Расскажет нам про горы, реки, бури,
О том, что ей знакомо много лет.
Японию она, как будто с детства знает,
Ресурсы, климат, просто «от и до»,
Японию всесильно изучает
И уважает Англию давно,
О коей знает и не понаслышке,
Сама бывала в тамошних местах.
Она познала мир, но не из книжки,
Вселенная отражена в ее глазах,
И потому желаем ей всем классом
Открытий, путешествий новых.
Конкурсы
«Разминка»
Каждой команде задаются по 4 вопроса. Время обдумывания 30 сек. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1 команде:
В Японской литературе широко известны многочисленные произведения. Прославляющие «Подвиг 47 ронинов» В чём заключается их подвиг?
(отомстив за смерть сюзерена, сделали себе харакири)
Ветви, каких деревьев и растений ставятся у каждого дома в новый год? Что они символизируют? Вывешиваются пучки чего? Полоски чего? Что с ними делают потом?
(Ветви сосны – символ долголетия, могущества; сливы и бамбука – символ постоянства и долголетия; развешиваются пучки соломы и бумажные полоски. Пучки соломы и полоски сжигают, отгоняют злых духов).
Вечерние «выходы» мужской части населения Японии стали неотъемлимой часть японского образа жизни. Большая часть Японцев не любит своих жён? Или причина в другом?
( Унаследовав от предков чувство мужского достоинства и превосходства, японец считает обременительным находиться по вечерам в обществе собственной жены. Поступать иначе – значит уронить мужское достоинство, потерять социальную роль главы семейства).
Что вы знаете о мисоги?
(Обряд очищения водой)
Вопросы 2 команде:
Как называется массажист в бане?
(Сунсукэ)
Чем он отличается от других моющихся?
(Плавками)
Почему японцы любят обжигающую воду?
(Зимой согревает, летом горячая вода вызывает реакцию охлаждения)
Что вы знаете о традиционных японских праздниках?
(Новый год – 3-4 февраля, переход от зимы к весне, 3 марта – праздник кукол, 18-19 марта день памяти. 8 апреля – день рождения Будды (Гаутама), 5 мая – день мальчиков, летом – праздник ткачихи(Танабата), 15 июля – день середины года (Тюгэн), ноябрь – праздник детей (си-го-сан; семь-пять-три), декабрь – (о-сэйбо – конец года).
Конкурс «Визитная карточка»
Команды демонстрируют свои эмблемы, гербы, флаги, национальную одежду. Конкурс проводится под аккомпанемент национальных мелодий. Наивысшая оценка 5 баллов.
Конкурс «Приветствие»
Во время конкурса участники демонстрируют национальные черты характера японцев: вежливость, доброжелательность, любовь к одариванию друг друга подарками и т.д. Наивысшая оценка 5 баллов.
Конкурс «Национальная причёска»
Женская половина команды готовит одну ученицу для показа японской причёски, в это время играет тихая национальная музыка, а представитель от команды ведёт рассказ и рекламу своей причёски. Наивысшая оценка 6 баллов.
Пример рекламы:
Причёски дневной Японии отличаются своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы чёрные волосы, цвет которых они ни когда не изменяли. Все причёски отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Женские причёски состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие причёски подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто использовали лёгкий картон. Законченную причёску покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели и имели здоровый вид. Для сохранения причёски голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, их ещё называют подготловниками, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Причёски оставались на весу, они выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.
Конкурс «Кроссворд»
Каждая команда подготавливает кроссворд из 10 слов на плакате размером 50X50. Вручает его соперникам. Время на разгадывание 3 минуты. Наивысшая оценка 5 баллов.
Конкурс «Японское блюдо»
Блюда должны быть приготовлены заранее. Жюри, учитывает соответствие рецепту и умение игроков пользоваться хаси (палочками, которыми едят рис, бобы).
Конкурс «Икебана»
2-3 игрока от каждой команды на фоне тихой национальной мелодии составляют букет (икебана). Подготавливают рассказ об этом древнем японском искусстве или рекламу. Наивысшая оценка 6 баллов.
Пример рекламы:
Икебана стала играть в Японии большую роль ещё с давних времён. И, прежде всего в творчестве поэтов. Вот, что говорил об этом удивительном искусстве один японский писатель:
О, сердобольные поэты,
Не плохо б научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берёт японец ветку вишни
В жемчужно - розовом цвету,
Срезает всё, что видит лишним,
Что нарушает красоту.
Икебана являет собой сконструированный по своим законам мир, она обладает своим, свойственным только этому искусству художественным языком. Проникновение в мир икебаны, понимание её языка требуют от человека и профессиональных знаний, и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. Икебана существует независимо, не сама по себе. Каждая её часть непосредственно связана с другой. Назначение икебаны и состоит в попытке проникнуть в тайный ритм её жизнедеятельности. Только это и делает икебану большим, значительным искусством. Наши мастера икебаны постарались уловить в ней извечный ритм мироздания, постоянства, с которым сменяются зимы и вёсны, выявить постоянное в изменчивом. Ветка абрикосового дерева, используемая в нашей икебане, символизирует красоту женщины. Глаза японок нередко сравниваются с яйцевидными зёрнышками абрикоса. Ветка вишни и хризантема воплощают полноту жизни, её ритм. Художественный язык нашей икебаны сочетает изощрённость и наивность, лукавство и простодушие.
Конкурс «Чайная церемония»
Во время конкурса участники должны выполнить все ритуальные ступени чаепития. Дать им Объяснения. Подготовить выразительный рассказ об этой древней японской традиции. Одна команда подготавливает и проводит чаепитие при Луне, другая – Новогоднее чаепитие (разработку этого конкурса смотри в приложении) Конкурс оценивается в 5 баллов.
Заключение:
Учитель:
Итак, уважаемы гости, мы вместе с вами закончили увлекательное путешествие по Японии. Мы думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера и вызвали у вас симпатию.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому, мы сегодня постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.
Жюри подводит итоги (учитель выставляет оценки в журнал). Награждение команд (призы покупает сам учитель). Продолжение чаепития, проб блюд.
Самоанализ урока
Класс: 11
Тема урока: КВН «У нас в гостях Япония»
Тип урока и его структура:
1. Тема Зарубежная Азия – третий урок в теме. Этот урок – продолжение изученного материала по теме Китай. Далее по образцу этого урока мы будем изучать Индию и другие государства.
2. Это общеобразовательный класс, где есть и сильные в учёбе дети и наиболее слабые. В классе 23 ученика, один из них занимается индивидуально. Поэтому все моменты урока были учтены соответственно учащимся класса. Как коллектив - класс довольно дружный, но не очень активный, но отзывчивый.
3. Цель: Познакомить учащихся с восточным соседом России – разноликой Японией
Задачи:
Расширить представления о соседней державе, отметить самое интересное в этой стране.
Показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно и успешно развиваться.
При подготовке и проведении урока приобщать учащихся к изучению стран, анализу их хозяйства, сопоставляя и сравнивая проблемы изучаемой страны с проблемами современной России.
Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
Поставленные цели и задачи урока выполнены.
Формы:
Индивидуальная и групповая работа, работа с кроссвордом, с дидактическими карточками (вопросы на разминку, блиц-турнир)
Методы:
Словесная передача информации, наглядная передача информации. Практическая деятельность – работа с раздаточным материалом, изготовление икебаны, причёски, чайная церемония, работа с атласом и дополнительным материалом. Стимулирование «Молодцы». Контроль и самоконтроль.
На каждый этап урока было выделено определённое количество времени, соответственно этапу.
Проектор, музыка, картинки, дидактические карточки с заданиями, материал ведущего и соответственно комментаторов об икебане, причёске, чайной церемонии.
В классе на уроке работает жюри, которое оценивает каждый этап баллами.
8. Психологическая атмосфера на уроке хорошая, ребята дружно работали на всех этапах.
9. Я считаю, что урок удался, все этапы выполнены, итоги подведены, оценки всем будут выставлены.
10. Продолжить проводить такие интересные, нужные, познавательные, уроки, где ученики один за всех и все за одного.
«Разминка»
Каждой команде задаются по 4 вопроса. Время обдумывания 30 сек. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 1 команде:
1.В Японской литературе широко известны многочисленные произведения. Прославляющие «Подвиг 47 ронинов» В чём заключается их подвиг?
2.Ветви, каких деревьев и растений ставятся у каждого дома в новый год? Что они символизируют? Вывешиваются пучки чего? Полоски чего? Что с ними делают потом?
3.Вечерние «выходы» мужской части населения Японии стали неотъемлимой часть японского образа жизни. Большая часть Японцев не любит своих жён? Или причина в другом?
4.Что вы знаете о мисоги?
«Разминка»
Каждой команде задаются по 4 вопроса. Время обдумывания 30 сек. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы 2 команде:
1.Как называется массажист в бане?
2.Чем он отличается от других моющихся?
3.Почему японцы любят обжигающую воду?
4.Что вы знаете о традиционных японских праздниках?
Конкурс «Национальная причёска»
Женская половина команды готовит одну ученицу для показа японской причёски, в это время играет тихая национальная музыка, а представитель от команды ведёт рассказ и рекламу своей причёски. Наивысшая оценка 6 баллов.
Пример рекламы:
Причёски дневной Японии отличаются своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы чёрные волосы, цвет которых они ни когда не изменяли. Все причёски отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Женские причёски состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие причёски подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди. Мастера часто использовали лёгкий картон. Законченную причёску покрывали растопленным маслом или воском для того, чтобы волосы блестели и имели здоровый вид. Для сохранения причёски голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, их ещё называют подготловниками, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Причёски оставались на весу, они выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.
Конкурс «Икебана»
2-3 игрока от каждой команды на фоне тихой национальной мелодии составляют букет (икебана). Подготавливают рассказ об этом древнем японском искусстве или рекламу. Наивысшая оценка 6 баллов.
Пример рекламы:
Икебана стала играть в Японии большую роль ещё с давних времён. И, прежде всего в творчестве поэтов. Вот, что говорил об этом удивительном искусстве один японский писатель:
О, сердобольные поэты,
Не плохо б научиться вам
Искусству создавать букеты,
Не зная жалости к цветам.
Берёт японец ветку вишни
В жемчужно - розовом цвету,
Срезает всё, что видит лишним,
Что нарушает красоту.
Икебана являет собой сконструированный по своим законам мир, она обладает своим, свойственным только этому искусству художественным языком. Проникновение в мир икебаны, понимание её языка требуют от человека и профессиональных знаний, и особого дара – тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств. Икебана существует независимо, не сама по себе. Каждая её часть непосредственно связана с другой. Назначение икебаны и состоит в попытке проникнуть в тайный ритм её жизнедеятельности. Только это и делает икебану большим, значительным искусством. Наши мастера икебаны постарались уловить в ней извечный ритм мироздания, постоянства, с которым сменяются зимы и вёсны, выявить постоянное в изменчивом. Ветка абрикосового дерева, используемая в нашей икебане, символизирует красоту женщины. Глаза японок нередко сравниваются с яйцевидными зёрнышками абрикоса. Ветка вишни и хризантема воплощают полноту жизни, её ритм. Художественный язык нашей икебаны сочетает изощрённость и наивность, лукавство и простодушие.
Конкурс «Кроссворд»
Каждая команда подготавливает кроссворд из 10 слов на плакате размером 50X50. Вручает его соперникам. Время на разгадывание 3 минуты. Наивысшая оценка 5 баллов.
Ответы на кроссворд
По вертикали:
Парламент
Нагоя
Токио
Сейкан
Рыба
По горизонтали:
Токайдо
Транспорта
Трудолюбие
Осака
Тайфун
Конкурс «Чайная церемония»
Во время конкурса участники должны выполнить все ритуальные ступени чаепития. Дать им Объяснения. Подготовить выразительный рассказ об этой древней японской традиции. Одна команда подготавливает и проводит чаепитие при Луне, другая – Новогоднее чаепитие (разработку этого конкурса смотри в приложении) Конкурс оценивается в 5 баллов
Вступление
Учитель: Пёстрый, яркий земной шар! Пылинка Вселенной. Свои нравы, обычаи, наряды, традиции. В одном из уголков нашей планеты есть маленькая, но удивительная страна. Стран, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на планете могли бы позавидовать им. В чём же секрет? Может быть в том, что каждый живущий в этой стране любит её, любит всех, кто живёт с ним рядом. А может, воинственный дух «бусидо» ведёт нацию вперёд. Не сдаваться, не отступать, не быть побеждённым! А может это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать.
Сегодня мы с вами познаем, изучим, поймём нашего соседа, страну восходящего солнца «Японию»
Заключение:
Учитель:
Итак, уважаемы гости, мы вместе с вами закончили увлекательное путешествие по Японии. Мы думаем, что пробудили у вас большой интерес к Японии и японцам, к их образу жизни, складу ума и характера и вызвали у вас симпатию.
Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому, мы сегодня постарались ближе познакомить вас с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни.
Жюри подводит итоги (учитель выставляет оценки в журнал). Награждение команд (призы покупает сам учитель). Продолжение чаепития, проб блюд.
Урок КВН где обучающиеся могут использовать дидактические карточки, картинки, музыку о Японии. На уроке обучающиеся узнают много нового о прирде, населении, быте, занятиях японцев, а также об их праздниках.