Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока биологии "Многообразие земноводных, охрана и значение"»
Разработка урока биологии в 7 классе
Тема: Многообразие и значение земноводных.
Цель урока:сформировать представление о многообразии земноводных;
выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология
- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.
Воспитательные:
- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация к уроку, фотографии земноводных, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Мы начинаем наш урок! Начать урок я хочу притчей.
Жил мудрец, который все знал. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках- мертвая или живая?» А сам думает, скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая – я ее выпущу. Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках!»
Девиз нашего урока «Все в твоих руках». Сегодня ваша активность на уроке зависит от вас, ваших знаний и умений. Я желаю вам отлично поработать на уроке!
Целеполагание
Первое задание – посмотрите на фотографии животных (на слайде №1). К какому классу мы их отнесем? К какому типу? Какие ассоциации у вас появляются при соприкосновении с этими животными?
Тема сегодняшнего урока «Многообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем цель урока. Что мы должны изучить на уроке? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы познакомимся с отрядами земноводных, изучим значение земноводных в природе и жизни человека, а также продолжим учиться работать в группах. Урок мы проведем в необычной форме – урок видеоканал.
Сегодня в программе:
«Верно ли, что…»
Вопросы телезрителей
Репортаж с выставки «Лягушкины рекорды»
Подготовка газеты
Актуализация опорных знаний
Сегодня вы будете готовить репортаж о земноводных и поэтому, вы должны знать о них многое.
Первое задание «Верно ли, что..» Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют биологический верификатор (да, нет)
Верно, ли что кожа у земноводных влажная и гладкая
Верно, ли что глаза земноводных имеют подвижные веки
Верно, ли что земноводные дышат жабрами
Верно, ли что земноводные обитают только в воде
Верно, ли что земноводные хладнокровные животные
Взаимопроверка по шаблонам правильных ответов, взаимооценивание.
Журналисты должны уметь работать с различными видами информации.
Работа с рисунком «Оживи рисунок» (скелет лягушки, внешнее строение лягушки, размножение).
«Особенности строения земноводных» - из перечня признаков выбрать те, которые характерны для земноводных
1. Постоянная температура тела.
2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.
3. Обитают в воде.
4. Обитают на суше и в воде.
5. Имеют 2 круга кровообращения.
6. Дыхание жаберное.
7. Один круг кровообращения.
8. Сердце 2-х камерное.
9. Дыхание легочное и кожное.
10. Сердце 3-х камерное.
11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.
12. Кожа влажная, покрыта слизью.
13. Развитие происходит без превращения.
14. Развитие с метаморфозом.
Остальные ребята отвечают на вопросы наших телезрителей.
- Почему земноводных называют амфибии?
-В чем особенности глаз лягушки? Почему лягушки «Пучеглазые»?
-Почему если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых она их не тронет?
-Задохнется ли лягушка если ей закрыть ноздри и рот?
Теперь, когда мы все повторили о земноводных, мы можем готовить о них новый материал.
Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
4. Изучение нового материала (осмысление).
Учащиеся работают в группах с материалом учебника, дополнительной литературой, фотографиями земноводных – готовят репортаж.
Каждой группе даны одинаковые наборы фотографий, из которых нужно выбрать животных, относящихся к определенному отряду земноводных.
1 группа: Отряд Хвостатые
2 группа: Отряд Безногие
3 группа: Отряд Бесхвостые
Этот конспект выполняют на листе ватмана.
Этап урока – презентация всех групп у доски
Выходят все представители групп, вывешивают на доске свои презентационные листы; идет рассказ учащихся новой темы.
Все остальные учащиеся во время презентации дополняют свою схему в тетрадях.
А сейчас – репортаж специальных корреспондентов, которые побывали на выставке «Лягушкины рекорды»
Учитель: Журналисты всегда быстро реагируют на изменения места событий. Давайте проверим вашу реакцию.
-Поменяйтесь местами, те, кто родился зимой!
-Поменяйтесь местами те, кто пришел в школу с отличным настроением!
-Поменяйтесь местами, те, кто ждет наступления весны!
-Поменяйтесь местами, те, кто сегодня в галстуках!
-Поменяйтесь местами, те, кто сегодня в бантиках!
Пришло время совершить командировку и отправимся мы в ….. А чтобы узнать это, нам нужно выполнить задание «Четвертый лишний»
Игра “Четвертый лишний”.
Задание: Из каждой группы животных исключите по 1 животному.
( обучающиеся работают в группах, отгадывают зашифрованное слово по буквам правильных ответов)
1 задание:
А) Серая жаба
Р) Квакша
Т) Шпорцевая лягушка
П ) Саламандра черная
2 задание:
О) Тритон
А) Жерлянка
Е) Саламандра
У) Амбистома
3 задание:
К) Жаба
О) Тритон
Т) Лягушка
Р) Ящерица
4 задание
Н) Камбала
В) Треска
И) Рыбозмей
С) Карп
5 задание
Ш) Квакша
Ж) Червяга
Ф) Серая жаба
Б) Жерлянка
Мы отправимся в Париж. Как вы думаете, почему именно в Париж?
(на слайде – памятник лягушке). За какие заслуги лягушки поставили памятник? (учащиеся предполагают различные варианты, даю подсказку – памятник установили медики – студенты)
Земноводные – объект науки.
Благодарное человечество поставило лягушке 2 памятника – в Париже и Токио.
До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.
Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов. В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.
А теперь давайте выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Выскажите свои точки зрения по этому вопросу в группах и составьте кластер «Значение земноводных».
Предполагаемые ответы учащихся.
1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.
2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.
3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.
4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.
5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.
Ребята, а вы знаете что – такое бионика? Слово бионика образовалась от слов биология и техника. Это наука, изучающая возможности применения в технике принципов организации работы живых организмов.
Что подсмотрел человек у земноводных? (ласты)
Итак, земноводные имеют огромное значение для человека и природы. А какова их отрицательная роль?
Задание: Лесник и рыболов, встретившись заговорили о значении лягушек. Рыболов говорил, что лягушки приносят вред. О каком вреде шла речь? ( поедают мальков в пруду, где разводят карпов)
Время нашего видеоканала подошло к концу. Давайте, вспомним что мы изучили за это время.
-Классификация земноводных.
- Дайте краткую характеристику бесхвостым, хвостатым и безногим земноводным.
-Каково значение земноводных?
Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я работал……
Мне больше всего понравилось….
Меня удивило……
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я хочу узнать больше о….
Я хочу похвалить себя за…..
Сравните, изменилось ли ваше отношение к земноводным в сравнении с началом урока.
(ученица читает стихотворении)
Если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!»
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказку, ее отпусти!
Оценивание обучающихся.
Домашнее задание: читать параграф , подготовиться к тестированию, творческое задание – нарисовать рисунок в защиту Земноводных.