Предмет: География
Класс: 8 класс.
Урок: № 13
Тема: Равнины Казахстана.
Цель: знать основные формы рельефа Казахстана низменности и возвышенности Казахстана
- связывать тектонические структуры с современным рельефом
- называть и показывать по карте равнины Казахстана
- уметь работать по контурной карте
Тип: комбинированный.
Метод: иллюстративный, частично поисковый.
Форма: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ресурсы: учебник географии 8 класс,, физическая карта Казахстана.
Ключевые идеи: Западно-Сибирская равнина, Приертиская равнина, Есиль-Тобылская равнины, Северо-Казахская равнина,
Туранская равнина,пески Приаральские Каракумы, пески Большие и Малые (Улькен и Киши) Борсыки, пески Кызыкум, Прикаспийская низменность, пески: Нарын, Бозанай, мынтобе, Тайсоган, Каракумы, Косдаулет.
Плато и возвышеености: плато Устирт (у. Музбель -340м), плато Торгай, Жайык-Жемское плато, плато Бетпакдала, Общий Сырт, Прибалкашская возвышенная равнина
Ожидаемый результат:
- Все будут называть и показывать по карте равнины на физической карте.
- Многие будут связывать тектонические структуры с современным рельефом
- Некоторые будут описывать рельеф своей местности по плану.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ожидаемые результаты
Примечание
Организационный момент (2 мин)
- приветствие учащихся
-Психологический настрой на урок
«Пальчики»
Демонстрируют эмоциональную готовность к уроку.
Использовать знаково- символические средства;
Развить коммуникативные навыки, умение слушать чужое мнение, обсуждать, дискуссировать и приходить к единому правильному мнению.
I. Этап «Вызов»
(10 мин)
Прием «Беру - не беру». Класс делю на группы, раздаю им карточки с заранее подготовленными картинками с изображениями различных форм рельефа, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Слушают учителя, определяют тему.
Определять тему, ставить цели и задачи урока.
II. Этап
- смысление». (20 мин)
Прием «Концептуальная таблица. Учащимся предлагаю прочитать текст §15 и заполнить таблицу. Она помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями и событиями. Предлагаю сравнить равнины Казахстана, работаем по группам. По окончанию работы таблицу заполняют на доске: (Приложение)
Работа с учебником и тетрадью.
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют делают вывод по изученной теме.
Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно новые знания.
Пробуждает интерес к новой информации.
Строят новые представления на основании имеющихся знаний.
Путём анализа подводят итоги.
III. Этап
«Рефлексия».
Прием «Синквейн»
Равнина
Большая, красивая
Живет, завораживает, интересует
Равнина – бескрайние просторы.
Низменность
Рельеф Казахстана
Гористый, равнинный
Протягиваются, двигаются, сминаются
Небольшие землетрясения в горах
Неровности земной поверхности Казахстана
Работа по контурной карте. Нанести на контурную карту равнины Казахстана, закрасить их зеленым цветом.
Работают с учебником и тематическими картами атласа.
Работают в паре, выполняют задания, осуществляют взаимопроверку.
Определяют уровень собственных знаний к которым постепенно добавляют новые знания.
Пробуждает интерес к новой информации.
Строят новые представления на основании имеющихся знаний.
- U.Домашнее задание: (2 мин).
Ответить на вопросы § 15, задание в к/к.
Записывают задание.
Работать с различными источниками информации.
Примерная проверочная работа к уроку «Равнины Казахстана»
Тестовые задания из сборника «География», Национальный центр тестирования, учебно-методическое пособие, Астана, 2013 год
А1. Обширная низменная равнина, расположенная на юго-западе и юге республики:
1) Прикаспийская
2) Восточно – Европейская
3) Западно-Сибирская
4) Бетпак-Дала
5)Туранская
А2. Часть Западно-Сибирской равнины на территории Казахстана:
- Южная
- Северная
- Западная
- Северо-Восточная
- Центральная
А3. Возвышенность в пределах Восточно-Европейской равнины:
- Общий сырт
- Бетпак Дала
- Ишимо-Тоболье
- Кызылкум
- Тургайское плато
А4. Южная часть Туранской низменности на территории Казахстана занята:
- Пескаями Сарыесик-Атырау
- Бетпак-Дала
- Песками Большие Барсуки
- Песками Малые Барсуки
- Песками Кызылкум
А5. Равнина, юго-восточная граница которой проходит по побережью самого большого озера Земли:
- Западно-Сибирская
- Туранская
- Восточно-Европейская
- Прибалхашская
- Сарыарка
А6. Низменные территории Казахстана:
- Прикаспийская, Западно-Сибирская
- Бетпак Дала, Общий Сырт
- Тянь-Шань, Алтай
- Алтай, Мугоджары
- Устирт, Эмбинское плато
В1. Заполни пропуски в таблице, обозначенные буквами, используя следующие слова
1. Северная часть
2. Туранская равнина
3. Приертисская равнина
4. Прикаспийская низменность
5. Туранская плита
6. Западно-Сибирская плита
7. Есиль – Тобылская равнина
8. Нарын, Бозанай, Мынтобе
Часть территории Казахстана
Основные формы рельефа
Тектонические структуры
Части равнин
В
Равнины:
Северо-Казахская равнина
Г
Равнины:
Е
Западная часть
Равнины:
А
Восточно-Европейская платформа
Пески:
Ж
Юго - Западная и южная часть
Б
Д
Приаральские Каракумы, пески Улькен и Киши Борсык, пески Кызылкум
С1. Определи название равнин по ее описанию:
1. « Она простирается узкой полосой. Рельеф этой равнины однообразен: там нет ни высоких холмов, ни возвышенностей. Имеет общий наклон с юга на север. На территории равнины выделяют две равнины. (Северо – Казахская равнина).
2. «Она сложена морскими и речными отложениями (пески, глина, ил). Рельеф однообразен. Поскольку она неоднократно была дном моря, то на протяжении десятков км не встречается сколь нибудть приподнятых участков.здесь больше всего обширных плоских глинистых равнин и песчаных массивов. Имеются небольшие котловины, занятые озерами и солончаками».
(Прикаспийская низменность)
3. «Занимает значительную часть республики. К Казахстану относится только северная часть. Река делит ее на две части. В рельефе песков преобладают песчаные бугры и гряды, встречаются такыры». (Туранская равнина)
1 группа. Сравнить Западно-Сибирскую равнину и Прикаспийскую низменность.
Западно-Сибирскую равнина
Линии сравнения
Прикаспийская низменность
1. В какой части страны расположена?
2. С каким географическими объектами граничит?
3. Выделите главные особенности строения поверхности.
4. Определите высоту равнины над уровнем моря.
5. Какими отложениями сложена?
6. Какие географические объекты выделяются на территории равнины?
2 вариант. Сравнить Туранскую и Западно-Сибирскую равнины.
Туранская равнина
Линии сравнения
Западно-Сибирская равнина
1. В какой части страны расположена?
2. С каким географическими объектами граничит?
3. Выделите главные особенности строения поверхности.
4. Определите высоту равнины над уровнем моря.
5. Какими отложениями сложена?
6. Какие географические объекты выделяются на территории равнины?
3 вариант. Сравнить Прикаспийскую и Туранскую низменности
Прикаспийская низменность
Линии сравнения
Туранская равнина
1. В какой части страны расположена?
2. С каким географическими объектами граничит?
3. Выделите главные особенности строения поверхности.
4. Определите высоту равнины над уровнем моря.
5. Какими отложениями сложена?
6. Какие географические объекты выделяются на территории равнины?