ЦЕЛИ: Образовательные - сформировать понятие "озеро", выявить отличие сточных и бессточных озер, установить причины возникновения озерных котловин и периоды изменения озер в процессе их развития, определить расположение озер на карте.
Развивающие - способствовать развитию логического мышления, продолжить отработку приема моделирования, ознакомить с приемом правильного показа озера на карте, продолжить формирование пространственного представления учащихся.
Воспитательные - способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе рассмотрения идеи о постоянном развитии, воспитать убежденность в необходимости охраны озер.
План
I. Рефлексивно-оценочная работа.
II. Постановка УЗ.
Ш. Планирование решения УЗ.
IV. Решение УЗ.
Смысловой блок 1. Понятие "озеро", отличие сточных и бессточных озер.
Задание 1. Сформулировать определение понятия озеро.
Задание 2. Выявить отличия сточных и бессточных озер.
Смысловой блок II. Происхождение озер.
Задание 3. Установить причины возникновения озерных котловин.
Смысловой блок III. Современное состояние озер.
Задание 4. Определить географическое положение озер (Каспийского, Байкал, Онежского).
Задание 5. Определить значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задание 6. Дать характеристику современного состояния озер и роли в нем человека.
Просмотр содержимого документа
«Коспект урока "Озера" »
ТЕМА: Озера.
ЦЕЛИ:Образовательные - сформировать понятие "озеро", выявить отличие сточных и бессточных озер, установить причины возникновения озерных котловин и периоды изменения озер в процессе их развития, определить расположение озер на карте.
Развивающие - способствовать развитию логического мышления, продолжить отработку приема моделирования, ознакомить с приемом правильного показа озера на карте, продолжить формирование пространственного представления учащихся.
Воспитательные - способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе рассмотрения идеи о постоянном развитии, воспитать убежденность в необходимости охраны озер.
План
I. Рефлексивно-оценочная работа.
II. Постановка УЗ.
Ш. Планирование решения УЗ.
IV. Решение УЗ.
Смысловой блок 1. Понятие "озеро", отличие сточных и бессточных озер.
Задание 1. Сформулировать определение понятия озеро.
Задание 2. Выявить отличия сточных и бессточных озер.
Смысловой блок II. Происхождение озер.
Задание 3. Установить причины возникновения озерных котловин.
Смысловой блок III. Современное состояние озер.
Задание 4. Определить географическое положение озер (Каспийского, Байкал, Онежского).
Задание 5. Определить значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Задание 6. Дать характеристику современного состояния озер и роли в нем человека.
2). Какую из этих частей мы изучили на прошлом занятии? (реки)
3). Что называется рекой? Из каких частей состоит река? Найдите на карте реку Волга и ее части (то же реки Енисей, Амазонка, Нил, Днепр, Терек), реки Башкирии?
4). Что такое речная система, речной бассейн, водораздел? Приведите примеры, находя их на карте.
5). Определите географическое положение одной из рек Волги, Амазонки, Нила (по выбору).
Самостоятельно выполняя задания 3,4,5, учащиеся устанавливают, насколько полно и качественно они усвоили материал прошлого урока, выставляя при этом себе отметки.
I. Постановка УЗ
IV По схеме"Воды суши'' определите, какую часть поверхностных вон мы должны изучить на этом уроке? (Озера).
Ш. Решение УЗ
Смысловой блок I. Формирование общего понятия "озеро" и единичных понятий "сточное озеро", "бессточное озеро".
Задание I. Установите черты сходства и различия между понятиями "река" и "озеро". На основании выделенных черт сформулируйте определение понятия "озеро".
Выявив отличительные черты озер, учащиеся приходят к выводу, что озеро - это большое природное углубление, заполненное водой.
Задание 2. Подумайте, почему одни озера имеют пресную воду, другие - соленую. От чего это зависит?
Для решения проблемы учитель организует работу школьников, предлагая ответить на следующие вопросы.
Какие реки впадают в озеро Байкал и Каспийское море, какие вытекают из них?
Какова связь между стоком и соленостью воды в озерах?
Выявленную связь можно показать схематично:
есть сток - пресная вода – озеро сточное
нет стока – соленая вода – озеро бессточное
Задание 3
Выскажите предположение, как могли образоваться на суше эти природные углубления и откуда в них вода?
Результатом выполнения задания 3 является заполнение таблицы:
происхождение
Источники питания
озера
Задание 4.
Определить по карте географическое положение Каспийского моря, Байкала, Онежского озера и записать его в виде таблицы:
Название озер
Географ.положение
Каспийское море
Байкал
Онежское озеро
1.на каком материке и в какой его части находится
2.положение относительно крупных форм рельефа или других объектов.
Задание 5
Определить значение озер в жизни и в хозяйственной деятельности человека, т.е. рассмотреть связь озеро – человек
Задание 6
Что происходит с озерами в результате хозяйственной деятельности человека? Выявите противоположное влияние человек – озеро
V Самоконтроль и самооценка
1.Почему изучение озер мы спланировали в такой последовательности?
2.Проверьте, как вы решили УЗ урока, ответив на следующие вопросы: