«Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий»
«Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий»
«Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий». Цель урока дать понятие о географии населения, показать, что население Земли – основа материальной жизни общества.
Задачи урока:
• Образовательные: познакомить с первым и вторым типом воспроизводства населения Земли, структурой населения, влиянием населения Земли на окружающую среду.
• Развивающие: продолжать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи объекта исследования.
• Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся, показывая, что люди всех рас, наций, народностей способны участвовать в материальном производстве и духовной жизни общества, продолжить формирование коллективных навыков работы, толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий» »
«Конструирование уроков географии в системе блочно-модульных технологий».
Иванова Тамара Алексеевна, учитель географии, «Отличник народного просвещения», победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНП «Образование», учитель высшей категории.
Россия, Самарская область, г.Сызрани, ОУ Лицей.
Значение географии как науки велико. Глубокое изучение геопроцессов, может и должно обеспечить безопасность жизнедеятельности человечества в XXI и последующих веках. В последнее десятилетие у жителей нашей планеты становится все больше и больше глобальных проблем. Земля медленно, но неотвратимо погибает от техногенного воздействия. В связи с этим очень остро встают вопросы о том , кто спасет Землю, кто воспитает человека нового поколения – рационального природопользователя.
Школьники XXI века должны увидеть, что география может помочь им найти (сконструировать) оптимальные, эффективные способы обеспечения безопасности их жизнедеятельности. География в школе должна из описательной науки превращаться в конструктивную. Однако сегодня в России наблюдается падение интереса к изучению географии.
Выход из этого – в использовании современных образовательных технологий.
Образовательные технологии – это комплекс, состоящий из:
Некоторого представления планируемых результатов обучения;
Средств диагностики текущего состояния обучаемых;
Набором моделей обучения;
Критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Образовательные технологии обязательно предусматривают особым образом построенную технологию обучения.
Известно, что развивает ученика не само знание, а специальное его конструирование. Чем лучше обучающие условия, тем успешнее развивается ученик - формируется положительная мотивация к изучению предмета, получению отличных оценок, понижается уровень тревожности и, в конечном счёте, сохраняется здоровье. Перед автором данной статьи возникла необходимость создать для своих учеников лучшие обучающие условия. Решить эту проблему позволяет использование блочно-модульной технологии обучения с опорой на учебник географии для 10 класса под редакцией В.П. Максаковского (М. Просвещение, 2007, 397 страниц). Учебник построен по принципу крупных блоков, что позволяет широко использовать самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Но практическая реализация данной технологии резко усложняет деятельность самого учителя, т.к. ему нужна принципиально новая подготовка к занятиям. Нужно заготовить листы опорных конспектов, разработать систему разноуровневых заданий, дискуссий и экспертиз, видеоматериалов, Интернет-ресурсов и т.д. Большое значение имеет контроль знаний, который проводится через систему вводного повторения, срезов, контрольных работ, тестов. Много времени у учителя отнимает диагностика успеваемости учащихся.
Поэтому автор данной статьи посвятил её освещению практических приёмов, методов, принципов - того, что в конечном счёте ведёт к образовательной технологии.
Объектом моих педагогических исследований стали учащиеся 10В класса экономического профиля, ориентированные на поступление в экономические ВУЗы.
Учитывая то, что экономический класс лицея сборный, а мне, как классному руководителю, хотелось добиться высоких результатов в обучении и воспитании. Научиться работать индивидуально с каждым, учитывая психологические особенности личности ребенка. Для достижения цели нами была проведена большая предварительная работа при участии школьного психолога. Нас интересовали такие особенности личности:
Мотивация и целеполагание учащихся;
Возможности каждым получения информации на уроках;
Способность ученика развивать у себя творческую деятельность;
Способность к самоконтролю и самоанализу.
В результате психолого-педагогического исследования учащихся 10В класса было выявлено, что класс обладает высокой мотивацией получения знаний, стремится к сотрудничеству как друг с другом, так и с преподавателями. Разносторонность интересов, стремление быть в будущем хорошими специалистами, говорит о потенциальных возможностях творческого развития личности каждого ученика. В результате полученных данных нами была выдвинута гипотеза исследования.
Следующим этапом внедрения СОТ стал выбор модели обучения. Ниже приводится схема модели обучения.
Проблемная лекция, опорный конспект, семинар, зачет, беседа, практикум, семинар-практикум, группы разных типов.
Укрупненные дидактические единицы, блок уроков, компьютерное моделирование, электронные лекции, Интернет-ресурсы, тетради на печатной основе.
Иллюстративный,
эвристический.
Беседа, рассказ,
семинар.
Учебник, карта,
атлас.
Из предложенной схемы видно, на сколько разнообразны методы и формы, средства и приемы современных образовательных технологий по сравнению с традиционным обучением. Такая модель обучения позволяет не просто формировать знания основ наук, а помогает каждому ученику строить собственную траекторию «продвижения» в мире знаний.
В чем же сущность блочно-модульных технологий, используемых мною на уроках географии в 10 классе?
Весь материал учебника изучается крупными блоками:
I Современная политическая карта мира.
II География мировых природных ресурсов. Экологическая проблема человечества.
III География населения мира.
IV Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства.
V Зарубежная Европа.
VI Зарубежная Азия. Австралия.
VII Африка.
VIII Северная Америка. Латинская Америка.
IX Глобальные проблемы человечества.
Блок уроков – совокупность уроков по данной теме программы, выделенной в тематическом плане, который содержит 6-12 уроков.
Рассмотрим, как изучается тема: «География населения мира» в системе блочно-модульных технологий. Структура блока уроков представлена на схеме.
ВП
ИНМ
4
ОП
КОН
КОРР
Вводное повторение
Изучение нового материала
Обобщающие повторение
Контроль знаний
Коррекция знаний Изучение нового блока уроков начинается с того, что на каждой парте учащимся предлагаются листы опорного конспекта по данной теме и листы контроля. На последних указано, что ученики должны знать и уметь после изучения темы. Листы контроля ориентируют на материал, который должен быть усвоен особенно твердо. Учитель использует для текущего контроля «матрицу срезов», с помощью неё можно следить за успехами обучения. В начале первого урока идет вводное повторение по следующим вопросам:
Какими картами атласа мы будем пользоваться при изучении темы: «География населения мира?»
Какую информацию можно получить из данных карт?
Что такое численность населения? От чего она зависит?
Все эти вопросы учитель правомерен, задать, т.к. они включают знания предшествующего обучения. Данные вопросы помогают каждому ученику выявить содержание своего опыта по теме, помогут при изучении нового материала.
После этапа вводного повторения учащимся выдается все содержание материала темы в системе внутренних и внешних связей, сопровождающееся примерами, историческими справками, видеоматериалами. Учитель выделяет ведущую цель урока, определяет главные задачи.
Цель урока дать понятие о географии населения, показать, что население Земли – основа материальной жизни общества.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с первым и вторым типом воспроизводства населения Земли, структурой населения, влиянием населения Земли на окружающую среду.
Развивающие: продолжать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи объекта исследования.
Воспитательные: воспитывать географическую культуру учащихся, показывая, что люди всех рас, наций, народностей способны участвовать в материальном производстве и духовной жизни общества, продолжить формирование коллективных навыков работы, толерантности.
На первом уроке идет отработка материалов опорного конспекта. (см. Приложении 1) Учитель сам неоднократно повторяет основные его положения, выделяя главное, подчеркивая все связи между элементами конспекта. При этом надо добиться, чтобы не осталось ничего не понятого. В конце урока учащиеся сами должны по памяти восстановить опорный конспект.
География – наука, позволяющая широко использовать разные источники информации: карты, атласы, статистические справочники, видеоматериалы, Интернет-ресурсы. Поэтому последующие три урока, которые направлены на закрепление материала опорного конспекта, проходит необычно: выполнение практических работ, работа в группах и в «парах», работа в компьютерном классе. Такая организации уроков создает у учащихся зрительные образы, помогает сохранить в памяти большой объем материала ненавязчиво.
Второй урок блока – практическая работа. (см. Приложение 2) Задания работы составлены учителем таким образом, что, выполняя, их учащиеся самостоятельно ищут нужную информацию, идет обсуждение вариантов ответа, продумывание хода учебной деятельности и исследование конкретных ситуаций. В данном случае, учитель ставит перед учениками задачу, очерчивает планируемые результаты обучения, исходные данные. Все остальное предстоит делать им самим: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать, корректировать деятельность.
Третий урок блока «География населения мира» - творческие работы в «парах» - «Структура населения». (см. Приложение 3) Задания предлагаются на каждую парту. Урок насыщен новой информацией, разнообразием приемов и методов её получения. Это и работа с текстом учебника, с картами атласа, присутствуют и элементы тестовых заданий. Такая организация урока, на наш взгляд, стимулирует учеников к анализу тех приемов, способов, которыми они пользуются в процессе учения. При этом работают учащиеся совместно, обсуждая, анализируя свои действия. Идет процесс выбора наилучшего решения возникающих проблем. Этому способствует проблематизация, внутренняя противоречивость, неоднозначность заданий. Для организации работы в «парах» обязательно нужны рекомендации школьного психолога, чтобы двум работающим было комфортно, интересно и субъективный опыт каждого дополнял знания и умения друг друга. Велика воспитательная ценность таких уроков, т.к. они учат уважать взгляды и убеждения других людей, готовность к взаимопомощи. В единые «пары» попадают учащиеся с одинаковыми мотивами, темпом работы, психологическими особенностями, поэтому эти уроки способствуют сохранению здоровья детей.
Четвертой урок блока посвящен размещению населения, миграциям, городскому исельскому населению, населению и окружающей среде. Чтобы учащиеся хорошо усвоили материал урока, предлагается технологическая карта.
№
П/П
Этапы изучения
нового материала
Направление работы
Источники информации
1.
Размещение
населения
Определите пять ареалов высокой
плотности населения мира,
объясните причины.
Атлас, стр. 4.
2.
Миграции населения.
На контурную карту нанести
основные потоки:
а) трудовых миграций
б) интеллектуальных миграций
в) потоки беженцев.
Учебник, стр. 72-74, атлас, тетрадь на печатной основе.
Домашнее задание: подготовить сообщение: «Урбанизация в современном мире».
После изучения каждой темы внутри блока обязательно проводится текущий контроль знаний. Чаще всего он проводиться в начале следующего урока в форме географической разминки, восстановления по памяти опорного конспекта, географического диктанта, знания географической карты, выборочной проверки тетрадей, контурных карт.
Пятый урок блока «География населения мира» - обобщающее повторение (см. Приложение 4). Это один из основных этапов реализации данной модели обучения. Задания обобщающего повторения позволяют формировать каждому ученику опыт самооценки. Данные об уровне обученности учащиеся вносят в собственную матрицу срезов.
Матрица срезов обученности учащихся.
Фамилия, имя ученика. Класс.
Тема уроков
Уровень обученности
Минимальный
Общий
Продвинутый
География населения мира.
1)Обобщающее повторение.
2)Контрольная работа
+
+
+
Контрольные срезы позволяют успешно управлять деятельностью учеников, получать непрерывную обратную связь и своевременную информацию об успешности продвижения каждого. Обобщающее повторение позволяет выстраивать изученный материал в единую логическую структуру. Учащиеся четко выделяют ключевые факты и алгоритмы, их знания приводятся в систему.
Завершается изучение блока «География населения мира» контрольной работой. Цель работы – борьба с феноменом забывания: активизация мышления в ходе выполнения работы над ранее изученным материалом. После проверки контрольной работы результаты заносятся в таблицу диагностики обученности учащихся, делаются выводы об уровне усвоения изученного материала.
Контрольная работа по теме «География населения мира»
Блок А.
А1. Для населения большинства развивающихся стран мира характерна (ен). Выбрать ответ:
Высокая рождаемость
2)Низкий естественный прирост
3) Низкая смертность
4) Низкая рождаемость
А2. Процессы иммиграции сформировали современное население какой страны?
1) Бразилии 2) Китая 3) Японии 4) Польши
А3. В какой стране официальной религией является православие?
1) Во Франции 2) В Италии 3) В Швеции 4) В Греции
А4. Наибольшую среднюю плотность населения имеет
1) Алжир 2) Нигерия 3) Туркмения 4) Таиланд
А5. Столица – самый крупный город в?
1) Австралии 2) Бразилии 3) Канаде 4) Мексике
А6. Наибольшая численность населения в?
1) США 2) Индонезии 3) Японии 4) Бразилии
А7. Трудовая иммиграция характерна для?
1) Кувейта 2) Ирана 3) Сомали 4) Турции
А8. Самая низкая в мире доля детей в возрастном составе населения характерна для?
1) Зарубежной Европы 2) Центральной Америки 3) Зарубежной Азии
4) Австралии и Океании
А9. В какой из перечисленных стран ожидаемая средняя продолжительность жизни превышает 75 лет?
1) Алжир 2) Монголия 3) Италия 4) Боливия
А10. В какой из перечисленных стран показатель младенческой смертности наибольший?
1) Кувейт 2) Сомали 3) Бразилия 4) Республика Корея ) в возрастном составе населения характерна для
зилии
д
о теме "изким уровнем развития
Блок В.
В1. Расположите страны в порядке возрастания в них уровня урбанизации.
А) Эфиопия Б) Кувейт В) Афганистан г) Италия
В2. Выберите из предложенного списка четыре столицы, которые являются самыми крупными городами в своей стране.
А) Пекин Б) София В) Буэнос-Айрес Г) Мадрид Д) Стокгольм
В3. Установите соответствия между народом и страной его компактного проживания.
Народ Страна
Каталонцы А) США
Алеуты Б) Мексика
бушмены В) Афганистан
ацтеки Г) ЮАР
Д) Испания
В4. Наиболее высокие темпы урбанизации в странах.
Постиндустриальных 3) Развивающихся
Новых индустриальных 4) С переходной экономикой
В5. Самая крупная городская агломерация Африки расположена в
1) Алжире 2)Египте 3) Ливии 4) Марокко
Диагностическая карта
Тема: География населения мира.
Класс: Выполняло: Кол-во заданий:
Дата: Справилось: Норма в баллах:
Вариант: % выполнения: Средний балл:
№
п/п
Фамилия Имя
Блок А
Блок В
Итоговая
оценка
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
Накопленный в течении 10 лет опыт проведения уроков с использованием блочных технологий резко повысил результативность обучения по географии в Лицее. Средний балл качества обученности в разных классах составляет от 4,1 до 4,5 при 100% успеваемости. Результаты выпускников на ЕГЭ по географии, начиная с 2004 года выше регионального и Российского уровня и составляет более 60 баллов. Многие выпускники лицея поступают в экономические ВУЗы Самары, Москвы, Санкт - Петербурга и других городов России. Учащиеся Лицея постоянные участники, победители и призёры предметных олимпиад и научно-практических конференций, что отраженно в таблице.
Достижения учащихся лицея на олимпиадах и научно-практических конференциях
по географии и экономике.
Годы
Фамилия и
Имя учаще-
гося
Предмет
Олимпиада
Научно-практическая
конференция
Место
1997
Назаров
Александр
География
Городская
I
1999
Карсунцева
Ольга
География
Областная
II
1999
Савельев
Антон
География
Областная
Лауреат
2000
Шуничева
Светлана
География
Городская
Областная
I; III
2001
Петров
Дмитрий
География
2-ая Международная
конференция молодых ученых и студентов г. Самара
«Актуальные проблемы современной науки»
Лауреат
2001
Петров Дмитрий
Экономика
Городская
II
2002
Петров Дмитрий
Экономика
XVII Российская открытая конференция учащихся «Юность, наука, культура»
г. Обнинск
Лауреат
2003
Степанова Галина
Экономика
Городская
II
2004
Сорокин Дмитрий
География
Окружная, областная
I
III
2005
Аржанов
Игорь
Экономика
Российская открытая конференция обучающихся
«Юность науки»
г. Обнинск
Лауреат
2006
Симуткин
Максим
География
Окружная
II
2007
Хайкин Валентин
География
Окружная
II
2009
Бабаченко
Валерий
География
Окружная
I
2010
Поляков Алексей
География
Окружная
I
2011
Поляков Алексей
География
Окружная
Областная
I
III
2012
Поляков Алексей
География
Окружная
Один из лучших учеников лицея Петров Дмитрий, обучаясь в 10 классе начал работу над проектом « Нужен ли Сызрани троллейбус?», продолжил ее в стенах университета, где создал с сокурсниками веломобиль. В настоящее время Дмитрий – ведущий специалист в одном из банков Санкт – Петербурга.
Автор статьи активно распространяет свой опыт по внедрению новых образовательных технологий в процесс обучения. Принимала участие во Всероссийском педагогическом форуме “Педагогический Олимп”, во Всероссийском Интернет-педсовете, в областном Педагогическом форуме “Партнёрство через образование”. Награждена грамотами и дипломами. Провела несколько мастер-классов для учителей и родителей Лицея, завучей города Сызрани, географов Западного округа Самарской области. Её выступления вызывают большой интерес у слушателей.
Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что успехи наших учеников, интерес, который проявляют к новым технологиям в обучении коллеги, родительская общественность доказывают их неоспоримые преимущества. Благодаря им учитель из трансформатора знаний превращается в опытного консультанта, менеджера образовательного процесса.
Приложение №1.
Приложение №2.
Тема: Численность и воспроизводство населения мира.
Практическая работа.
Задание 1. Дать анализ рис. 10, стр. 62 учебника «Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры.», ответив на вопросы:
Как изменялась численность населения Земли с начала нашей эры до 1700 года? Чем это объяснить?
Чем объяснить резкий рост численности населения с середины ХХ века? (демографический «взрыв»).
Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения?
В каком регионе мире велика доля стариков и низка доля детей? Почему?
Правы ли утверждения:
Экономически активное население – это часть трудовых ресурсов;
Экономически активное население реально участвует в материальном производстве и обслуживании;
Экономически активное население превосходит по численности трудовые ресурсы.
Задание 3.
Пользуясь картой атласа, заполните таблицу.
Самые распространенные языковые семьи мира.
Народы.
Материки, где они преобладают.
Страны.
Образование многонациональных государств объясняется в первую очередь:
Историей заселения и освоения территории;
Экономическим развитием государства;
Наличием больших городов;
Внутренними миграциями населения.
Задание 4.
Главный отличительный признак мировых религий … (дополните)
Наличие устоявшихся традиций, канонов, священных писаний;
Стремление расширить сферу влияния;
Наличие множества их приверженцев в разных странах мира;
Древность религий;
Выполните работу с картой атласа, заполнив таблицу.
Регионы и страны мира.
Христианство.
Ислам.
Буддизм.
Иудаизм.
Конфуцианство.
Индуизм.
Приложение №4.
Обобщающее повторение по теме: «География населения мира».
1 уровень. (Цена вопроса – 1 балл)
Что изучает демография?
Что такое демографический «взрыв»?
В чем сущность естественного движения населения?
Что обозначает понятие «механическое движение населения»?
Что включает в понятие «структура населения»?
Что такое этнос?
Какие языковые семьи вы знаете?
Как определить среднюю плотность населения Земли?
Показать основные ареалы расселения населения.
Что такое миграция населения? Какие виды миграций вам известны?
Что такое урбанизация?
Какие мировые религии вы знаете?
Показать 10 крупнейших городов мира.
2 уровень. (Цена вопроса – 2 балла)
Каковы основные признаки и показатели I и II типов воспроизводства населения?
Напишите формулы воспроизводства.
В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадут с политическими, образуются… государства.
Для современной культуры занятости в развитых странах характерно увеличение числа занятых в:
С/Х.
Промышленности.
Транспорте.
Сфере обслуживая.
Начертите схему мегаполиса.
Изобразите в виде схемы понятия иммиграция, эмиграция.
3 уровень. Приглашение к дискуссии. (Цена вопроса – 5 баллов)
На сколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она, по-вашему, мнению, права личности?
Правы ли те демографы, которые считают, что XXI век будет веком старения населения Земли?
Какую демографическую политику вы могли бы порекомендовать стране с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченным фондом с/х земель: