Конспект урока по естествознанию "Окружающая среда и место человека в ней" 5 класс
Конспект урока по естествознанию "Окружающая среда и место человека в ней" 5 класс
Урок по естествознанию 5 класс:
Тема:Окружающая среда и место человека в ней
Цель урока:Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, а также о здоровье человека и способах его укрепления. Сформировать понятие о факторах среды.
Задачи:
-доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
-создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
-создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по естествознанию "Окружающая среда и место человека в ней" 5 класс»
Урок по естествознанию 5 класс:
Тема:Окружающая среда и место человека в ней
Цель урока:Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, а также о здоровье человека и способах его укрепления. Сформировать понятие о факторах среды.
Задачи:
-доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
-создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
-создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.Организация учеников на восприятие материала, создание положительного эмоционального фона.Приложение-слайд № 1.
2. Введение в урок.Мотивация к изучению новой темы (создание достаточного информационного поля, которое позволит изобретать) Звучит спокойная музыка.
Итак, мы – на уроке окружающего мира. Наш урок будет необычный, сегодня мы — юные исследователи. Нам предстоит составить формулу здоровья и выяснить, что такое «экологическая безопасность».
3. Фронтальная работа. Подведение к определению понятия «здоровье».
Давайте все вместе прочитаем поговорку, которую вы видите на доске: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Подберите слова, которые на ваш взгляд характеризуют здорового человека. (Ответы учащихся.) Приложение-слайд № 2.
Здоровье – совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Приложение-слайд № 3.
Поняв, что такое здоровье, мы можем указать факторы, которые его укрепляют. В тетрадях в виде словосочетаний набросайте алгоритм того, что нужно делать каждому человеку, чтобы оставаться здоровым:
четкий режим дня
правильное питание
полноценный сон
гигиенические процедуры
высокая двигательная активность, чередование различных видов деятельности
постоянное общение с природой
непринятие вредных привычек
Приложение-слайд № 4.
5. Демонстрация образца (формулы здоровья). Сравнение, обобщение, создание ситуации успеха.
Можно ли ваши ответы отнести к данным категориям?
Согласны ли вы с данной формулой?
Приложение-слайд № 5.На интерактивной доске при обсуждении делаются соответствующие надписи.
6. Музыкальная физкультминутка. Разрядка, переключение на другую работу.
7. Работа со словарем и интернет ресурсами для определения понятия «экологическая безопасность». Осуществление навыков поисковой работы.
А сейчас мы – исследователи. Работа со словарями и поиск в сети интернет.
От какого слова образовано прилагательное ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ? (Экология – экос – от греческого дом, логос – учение; наука о нашем общем доме)
А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).
Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).
Что же такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного воздействия испорченной, загрязненной окружающей среды).
Приложение-слайд № 6.
8. Проблемная ситуация.
Доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье; воспитание чувства осознания единства с окружающим миром, экологической культуры, бережного отношения к природе.(Звучит спокойная музыка)
- Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний. Какой он, наш мир, какого цвета, чем он наполнен?
Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды. Приложение-слайд № 8.
Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах. Приложение-слайд № 9.
- Лес – это легкие нашей планеты. Приложение-слайд № 10.
- Почва – поверхностный слой суши. Главным ее свойством является плодородие, за счет чего и возможно существование всех живущих на суше организмов и человека.
- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)
- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не изменять природу).
- Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
- Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Приложение-слайд № 11.
- Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Приложение-слайд № 12.
- Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. Приложение-слайд № 14.
- Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Приложение-слайд № 15.
- Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди. Приложение-слайд № 16.А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
- Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!
9. Самостоятельная работа.Создание ситуации, способствующей самостоятельному поиску решений проблемы, дать представление об ответственности человека за состояние природы.
- На доске вы видите несколько недописанных фраз, попробуйте их дописать. Тогда у нас получатся правила бережного отношения к природе. (Звучит спокойная музыка.)
Сортируя мусор,… сохраняешь леса.
Починив подтекающий кран, …бережёшь воду.
Изучая природу, … узнаёшь, как ее сберечь.
Охраняя растения, …бережёшь чистый воздух.
Приложение-слайд № 17.
10. Обращение к теме урока.Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, подведение итогов работы на уроке.
- Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда. От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.Тема сегодняшнего урока звучит так: «Человек и окружающая среда». Приложение-слайд № 18.
11. Домашнее задание, рефлексия.Итог, выражение собственного через рисунок, рефлексия.
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Звучит спокойная музыка. Приложение-слайд № 19.
- Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.
- Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!
- Попытайтесь к следующему уроку с помощью рисунка выразить вашу экологическую радость.