kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока погеографии" Лесные зоны России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе я использую технологию критического мышления. Урок разбит на 3 фазы :разминка, осмысление, рефлексия. 

                                                        Моя педагогическая философия.

           Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу.

 Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о  том, что он делает.

Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.

        Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

          Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу  и  от  «влюбленности в свое дело». В современной школе остались, пожалуй,  лишь самые стойкие, преданные своему делу. Для учителей самая большая радость –  знания своих учеников, их  воспитанность, их  человечность друг к другу, к  окружающим. Ведь  не  секрет, что материальная сторона работы учителя, не  самая перспективная. У  каждого  работающего  в  школе  должна  быть  душа Учителя. 

           Именно   учитель  открывает   ребенку    дверь  в   мир,   и   от  того,  как  он  это  сделает,   зависит,  на  мой   взгляд,  многое.

            Познание мира начинается с удивления. “Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать” – вот так я бы сформулировала основной тезис своей педагогической философии. Проанализировав традиционную образовательную систему, я поняла, что для меня в ней неприемлемо:

- Прямая трансляция личности учителя на личность ученика.

- Ученик является простым преемником знаний, умений и навыков.

           Не может быть будущего за такой школой. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

           Помните древнюю мудрость?

           Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости и основывается моя педагогическая философия!

           Именно вместе с учениками мы совершаем открытия, заглядываем в прошлое языка и пытаемся найти происхождение слов. Узнать вместе на уроке, что руководитель - тот, кто рукой водит, понедельник - день после подельника (т.е. выходного), а авоська - сумка, которую брали на всякий случай (“Авось, да что-нибудь купим”) - это я считаю чудом! Чудом нашего открытия! Мы вместе учимся чувствовать слово, думать над словами, искать в словах истинный смысл, восхищаться родным словом и выражать себя в слове, овладевая несметными богатствами родного языка. И я не боюсь где-то показать свое незнание. Еще Л.Н. Толстой говорил: “Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь”.

               Так что мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки душевного таланта, которые, бесспорно, там “рассыпаны”. И пусть не все выпускники окажутся наделенными великолепными способностями и талантами, зато я думаю, все вспомнят наше со-дружество и со-творчество на уроке.

              Ведь если после звонка ребята со мной, а не бегут “сломя голову” в коридор, если после занятий они приходят ко мне поделиться своими проблемами, значит, все нормально, значит, мы слышим друг друга, значит, есть оно - содружество.

              Таким  образом,  моя  педагогическая  философия  стоит  на  трех  китах:

I. Любовь к детям.

II. Со-дружество, со-творчество.

III. Удивляясь - удивляй, увлекаясь - увлекай.

               Мои педагогические аксиомы просты:

- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.

 - Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.

               А вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Победа ребенка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе: “Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое - нести любовь и радость”.

       Человеческая жизнь – это непрерывная учеба. Младенец - первый ученик: глядя на улыбку мамы, учится улыбаться, затем учится ходить, говорить, есть. Окружающие - это его первые учителя. Потом их будет много: родные, друзья, соседи, случайные попутчики, книги, но неизменно в душу каждого человека войдет школьный учитель.  Все мы были детьми. Все мы родом из детства. Я  с  детством  не расстанусь никогда, потому что я  учитель. В этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и большее – счастье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока погеографии" Лесные зоны России".»

Урок географии в 8-м классе по теме "Безлесные зоны на юге России"

  • Дидоренко Анастасия Васильевнаучитель географии

Разделы: География

Цели урока:

  1. Изучить особенности компонентов в степях и полупустынях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ степей и полупустынь. Выявить экологические проблемы степей и пустынь и пути решения проблем.

  2. Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами;

  3. Воспитывать интерес к предмету.

Задачей урока является восприятие учащимися и осмысление определенных понятий, знаний, теорий, овладение методами работы с атласами, картой, контурными картами.

Задача урока определила методы: рассказ, использование иллюстраций, самостоятельная работа с книгой, картами, атласами, беседа, наблюдения.

Оборудование: Карты: физическая, почвенная, растительности, климатическая. Таблицы “Животные степей и пустынь”, гербарий, книги.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

– Какую роль играет лес в жизни человека?

– В чем причина разнообразия лесов?

– Почему лесная растительность сменяется на лесостепную зону?

Работа в парах

Рассказ о природных зонах: а) о зоне тайги; б) о смешанных и широколиственных лесах; по плану

  1. Географическое положение зоны.

  2. Климат.

  3. Растительность.

  4. Почвы.

  5. Биологические ресурсы.

Географический диктант.

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки:

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

  3. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.

  4. Почвы подзолистые.

  5. В природной зоне деревья образуют один ярус.

  6. Деревья более холодоустойчивы.

  7. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц-беляк.

  8. Древесина – главное богатство этой зоны.

  9. В зоне много болот.

  10. Эта зона отсутствует в Сибири.

  11. Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

Ответы:

Тайга – 1,4,5, 6, 7, 8,9.

Смешанный и широколиственный лес – 2,3,10,11.

3. Изучение нового материала.

– В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь.

– Найдите на карте природных зон зону степей. Где она расположена?

– Давайте послушаем сообщение и узнаем, особенности природной зоны степей (Сообщение учащегося).

Степи связаны с лесной зоной промежуточной полосой лесостепи, северная граница которой совпадает с изотермой июля +20°С.

Для лесостепи характерны пестрота почв и сочетание междуречных лесных ландшафтов со степными. В лесной растительности европейской лесостепи преобладают дубравы с примесью липы, ясеня, клена (на западе — граба, бука), в западносибирской, где климат континентальнее,— березовые рощи (колки) с примесью сосны и лиственницы. (Ель в лесостепной полосе отсутствует.) В лесах развиваются серые лесные почвы, а в разнотравных степях — черноземы.

Животный мир лесостепи также образует смесь лесных видов со степными. В лесных районах водятся лесная куница, белка, соня: изредка встречаются лоси и косули, а в степных — суслики, тушканчик — земляной заяц, сурок-байбак, степной хорь, изредка — дрофа и стрепет. В реках — речной бобр и выхухоль.

В настоящее время основные участки лесостепи распаханы и превращены в сельскохозяйственные угодья, где выращивают зерновые культуры, свеклу, подсолнечник, картофель, коноплю, кукурузу, виноград (на западе). Кроме полеводства, в этих районах развиты садоводство и огородничество.

К югу от лесостепной зоны расположена полоса степей, которая представляет собой обширные безлесные просторы с менее выраженным, чем в лесостепи, расчленением рельефа. Так как в степях для развития древесной растительности не хватает в почве влаги, то поверхность этой зоны покрыта в основном травами, а небольшие рощи и заросли кустарников встречаются только около рек, кое-где в оврагах, где уровень грунтовых вод достаточно высок.

Климат степей континентальный, особенно в восточной части. Лето более продолжительное и жаркое, чем в лесостепной и лесной зонах. Средняя температура июля +22 ... +23,5°С (жара местами достигает +40°С). Относительная влажность воздуха летом бывает; около 40—50%. Растительность степей состоит из различных трав, способных переносить засуху.

В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, различных грызунов, насекомоядных и зерноядных птиц, а также хищных пернатых и зверей.

Многочисленные в степях мышевидные грызуны (мыши, полевки, суслики, сурки и др.) приспособились к жизни в норах, которые служат им местом для размножения, укрытием от летней жары и зимних холодов и убежищем от врагов. Степные птицы из-за отсутствия деревьев вынуждены устраивать гнезда на земле (жаворонки, перепела, дрофы, степные орлы, болотные совы и др.). Некоторые животные степей (сурки, черепахи, ящерицы и др.) впадают в спячку па период зимних холодов, а также летней жары и засухи с ее бескормицей. Большинство птиц улетает на зиму в более теплые края; животные, которые находят себе пропитание в течение всего года (мыши, полевки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки), ведут в степи активную жизнь зимой и летом.

Рассматривая животный мир современных степей, надо иметь в виду, что в настоящее время степь, как и лесостепь, почти вся распахана.

Ребята, давайте запишем главнее признаки степей:

  1. Травяной покров, образующий плотную дернину.

  2. Степи от лугов отличаются наличием в травяном покрове ковылей.

  3. Внешний облик степи сильно меняется в течение теплого периода.

– Ребята, а теперь давайте вместе попробуем составить схему взаимосвязи компонентов ПК степи с помощью карт атласа и учебника.

Составление схемы взаимосвязь компонентов ПК степь.

Природные компоненты степи.

– Ребята! Сегодня мы рассматриваем

безлесные природные зоны России. Давайте еще раз посмотрим на карту природных зон России и ответим на вопрос. Какую еще природную зоны мы должны изучить.

Природная зона полупустынь и пустынь расположена на юго-востоке Русской равнины – на территории Прикаспийской низменности и на юго-востоке Предкавказья. Климат переходный от степей к полупустыням – континентальный.

Осадков здесь выпадает меньше, чем в степях – 300-200 мм, а испаряемость выше, чем в степи – до 1000мм.Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Жара местами доходит до +40... +50°С (в тени). Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях —20... — -25°С, в пустынях —12 ... —16°С. В зависимости от особенностей почвенного слоя различают несколько типов пустынь: песчаные, глинистые, солончаковые, каменистые. Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым ветрами грунтом. Здесь нередко образуются подвижные скопления песка — барханы, возникают пыльные бури. В глинистых пустынях поверхность покрывается растениями двух типов: однолетниками-эфемерами и многолетниками-эфемероидами, которые цветут и плодоносят ранней весной. В солончаковых пустынях произрастают преимущественно галофиты, или солянки. Одно из самых оригинальных растений пустыни — саксаул. Животный мир пустынь и полупустынь носит смешанный характер. Часть фауны состоит из видов, близких к обитателям смежных природных зон (волк, лисица, барсук, корсак, мыши, полевки, суслики, степной орел, ворон), другая — свойственна только зоне пустынь и полупустынь. Из млекопитающих для этой зоны типичны двугорбый верблюд, антилопа-джейран, кулан, степной баран, заяц-песчаник, ушастый еж, гребнепалый и мохноногий тушканчики, тонкопалый суслик, мышевидные грызуны-песчанки, барханный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал. Из птиц — дрофа-красотка, пустынные курочка, ворона, славка, снегирь, сорокопут, козодой, жаворонок, саксауловые сойка и воробей. В пустынях многочисленны ящерицы (варан серый, ушастая круглоголовка, сетчатая и полосатая ящурки, гребнепалый геккон), змеи (песчаный удавчик, кобра, гюрза, эфа, стрела-змея), черепахи (степные).

4. Закрепление

– Ребята! Давайте прверим знания, которые получили сегодня на уроке.

Тест по теме “Безлесные зоны России”

1.Коэфициент увлажнения в зоне степи

А) Больше 1;
Б) Меньше 1;
В) Равен 1.

2.Климатические условия в зоне степи меняются

А) С севера на юг;
Б) С запада на восток;
В) С севера на юг и с запада на восток.

3.Более высокие среднегодовые температуры в зоне полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной объясняются…

А) Отепляющим влиянием океана;
Б) Более южным географическим положением;
В) Расположением горных хребтов на пути движения ВМ.

4.Лесостепи и степи расположены в климатическом поясе…

А) Субарктическом;
Б) Арктическом;
В) Умеренном.

5.Большое разнообразие грызунов в безлесных зонах России объясняется…

А) Отсутствием хищников;
Б) Быстрым размножением;
В) Обилием растительной пищи.

6.Чернозёмы формируются под …

А) Травянистой растительностью сухих степей;
Б) Травянистой растительностью лесостепей и степей;
В) Лиственными лесами с богатым травянистым покровом.

Затем самопроверка, ответы на доске.

5. Итог урока

– Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог, что вы узнали нового на уроке?

Выставление оценок за работу в классе.

6. Домашнее задание:

Параграф. Читая параграф, составить кроссворд на тему: “Природные зоны России”. Обозначить на контурной карте безлесные зоны на юге России.

Дополнительное задание – составление схемы взаимосвязи компонентов ПК пустыни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока погеографии" Лесные зоны России".

Автор: Ковалёва Елена Алексеевна

Дата: 13.03.2016

Номер свидетельства: 304909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства