kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по экономической и социальной географии "Центрально- Чернозёмный район

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комбинированный. В начале урока  проводится географический диктант по терминам из региональной части географии. Затем учащиеся работают с картой. И звучит характеристика Волго-Вятскому району При изучении нового материала повторяются типовые планы и дети работают в группах.А закрепление идёт по тестам и заданиям "Узнай город или область".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по экономической и социальной географии "Центрально- Чернозёмный район»

Тема: Центрально- Черноземный район


Цели урока: 1. Изучить и дать оценку ЭГП района, его природные условия и ресурсы, как факторы специализации района. 2. Сформировать представление об этапах освоения территории ЦЧР. 3. Определить проблемы и пути их решения.

Оборудование урока: Карты: физическая, политико- административная и европейская часть России, слайды с видами развития района, опорные конспекты, таблицы, диаграммы, контурные карты.


Проверка домашнего задания:

Работа с картой.

Географический диктант.

1. Состав Центральной России и состав Центрального района.Предпосылки для хозяйственного развития

.2 Как определить специализацию района? Расскажите о них.

Изучение нового материала.

План. 1. Состав района. Экономико-географическое положение ЦЧР. 2. Природные условия и ресурсы района. 3. Этапы освоения и развития ЦЧР. 4. Современная специализация района. 5. Проблемы и перспективы развития ЦЧР.

-Постановка проблемы.

-Работа с картой (состав района, нанесение на контур, особенности эгп)

-Работа в группах:

1 группа.

-на чём расположен район (возвышенность, низменность),

-климатический пояс (температура января и июля, кол-во осадков)

Карта физическая и климатическая



2 группа.

-оценить природные ресурсы (почвенные, водные, минеральные, биологические, топливные, энергетические)

Карты почвенная, физическая, минерально- сырьевых ресурсов.

-Как обеспечен район трудовыми ресурсами?

Предположите, на чём будет специализироваться район?

1-Рассказ учителя об истории освоения района.

2-Отрасли специализации района.

3 Проблемы района. (беседа с классом)

-Сохранение главного богатства ЦЧР – это черноземы. Разрушение черноземов связано с двумя факторами: а) добыча железной руды в карьерах - под отвалами гибнет чернозем, поэтому необходима рекультивация почвы.

б) водная эрозия приводит к разрастанию овражской сети. Борьба с новой эрозией- поперечная распашка склонов, обсадка и др.

в). Проблема водная – реки маловодные, необходима жесткая экономия воды. Особенно для полива с/х угодий.

г). Экологическая проблема на территории ЦЧР: есть грязные производства: черная металлургия, химическая промышленность, АЭС.

Перспективы района.

1.Возросло значение с/х земель ЦЧР. 2. Возросло значение месторождения железной руды КМА. 3. Металлургические заводы ЦЧР (в Липецке и Старом Осколе) самые молодые, оборудование заводов еще не изношено. 4. Близость ЦЧР к Западной Европе позволит увеличить экспорт руды и металла, экономя на транспортных расходах.

Закрепление изученного материала.

Тест. 1. В состав ЦЧР входят: а) Тамбовская обл. б) Липецкая обл. в) Калужская обл. г) Курская обл.

2. ЦЧР граничит с регионами и странами: а) Центральный район; б) Европейский Север; в) Беларусь; г) Украина;

3. В ЦЧР преобладает население … а) городское б) сельское

4. Установить соответствие между центрами и отраслями промышленности ЦЧР: а) добыча железной руды Липецк б) металлургический завод Воронеж в) производство самолетов Старый Оскол

5. Центрами черной металлургии ЦЧР являются … а) Старый Оскол, Воронеж; б) Липецк, Курск; в) Старый Оскол, Липецк;

6. Найдите ошибку: На территории ЦЧР расположена АЭС … а) Обнинская; б) Курская; в) Нововоронежская г) Тамбовская

7. Из ЦЧР вывозится следующая продукция … а) рожь, сахар, арбузы; б) пшеница, сахар, масло; в) сахар, мясо, рыба;

8. В ЦЧР нет производства а) самолетов; б) автомобилей; в) телевизоров;

9. Отраслями специализации ЦЧР являются … а) черная металлургия, пищевая промышленность; б) электроэнергетика, машиностроение; в) черная и цветная металлургия, химическая промышленность.

«Узнай город или область» 1. Эта область образована 13 июня 1934г. В области 32 района, 15 городов, 21 поселок городского типа. Плодородные земли сделали край одним из главных с/х регионов страны. Область торговала хлебом, мукой, маслом, мясом, салом. В середине 19 века через территорию края прошли железные дороги, возникли крупные промышленные предприятия. Достопримечательности области: Острогожская картинная галерея им. Крамского; В областном центре сохранились колокольня бывшего Алексеевского монастыря, Успенская и Никольская церкви. На территории области создан Хоперский заповедник.

«Узнай город или область» 2. Территория области обживалась русскими с древнейших времен. Еще до нашествия монголо-татар в этих местах существовали крупные поселения и крепости: Данков, Добринск, Дубок, Елец. При нашествии ига эти земли превратились в « дикое поле»: села и города были разрушены, большинство людей было убито или уведено в рабство. Позже были восстановлены города и крепости, а южнее началось сооружение Белгородской засечной черты, прикрывшей от набегов кочевников, после чего началось новое русское заселение этих плодороднейших земель.

«Узнай город или область» 3. Об этом городе писал И.А Бунин: «...город принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что они первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч …, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее».

«Узнай город или область» 4. На территории этой области находится самый маленький заповедник на Земле - « Галичья гора». Он занесен в книгу рекордов Гиннесса. Сейчас он занимает 230 гектаров. Ученые обнаружили в заповеднике известковые скалы девонского периода, найдены 17 видов альпийских растений. Сегодня здесь создан питомник по разведению редких видов хищных птиц, таких, как сокол-балабан, орел-карлик.

«Узнай город или область» 5. Область расположена в Среднем Поволжье. Почти вся область лежит на западных склонах Приволжской возвышенности, в пределах Окско- Донской равнины. Основные реки: Сура, Мокша Хопер, Ворона. Коренное население- мордва. Самым знаменитым селом стали Тарханы ( ныне Лермонтова). Здесь прошли детские и отроческие годы М.Ю. Лермонтова. Сегодня Тарханы стали Государственным музеем- заповедником.

«Узнай город или область» 6. Во второй половине 19века через территорию этой области прошли железные и шоссейные дороги, которые связали с Москвой, Украиной, Прибалтикой и Поволжьем, развивались ремесленные и кустарные промыслы: пенькопрядильные, мыловаренные, свечко - восковые, маслобойные и кондитерские заводы. Во время ВО войны территория области подвергалась оккупации немецкими войсками, центральный город находился в течение 22месяцев в руках фашистских захватчиков. В настоящее время область является основным поставщиком ржи, пшеницы, проса, гречихи. Сахарной свеклы, племенных коней-рысаков.

Домашнее задание.

1. Заполнить таблицу «Основные этапы развития района». 2. Закончить работу в контурной карте. 3. Знать характеристику и специализацию ЦЧР.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока по экономической и социальной географии "Центрально- Чернозёмный район

Автор: Вострикова Валентина Ивановна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства