Оборудование, ТСО: физическая карта полушарий, атлас по географии, учебник географии 6 класс
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Этап урока
МО
Содержание образовательного процесса
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
I. Организационный
Словесный
Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски. Постановка триединой дидактической цели урока.
Создание колаборативной среды
- Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный весенний денек, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество. В добрый путь! Итак, начнем урок.
II. Повторение
Словесный
Тест
Наука о закономерностях воспроизводства населения? А) картография В) демография С) аэрография
Численность населения Земли? А)более 7 млрд В) 17 млн С) 15 тыс
Средняя плотность населения земли? А) 40 чел на 1 кв.км В) 5,5 чел на 1 кв.км С) 1 чел на 1 кв.км
Вопросы тестов
III. Актуализация
Словесный
Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая».
- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение?
- Познакомимся с человеческими расами.
- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.
Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии. (по карте)
Индейская легенда Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Как же это было на самом деле?
Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас.
Что же такое раса?
Раса – это большие группы людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки.
Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, черную и желтую. Но современные биологические исследования внешних признаков людей позволили человечество поделить на 4 географические расы.
Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах помните?
IV. Изучение нового материала.
частично-поисковый
Раса
Цвет кожи
Волосы
Другие внешние признаки
Районы проживания
Европеоидная раса (40%)
Беловатый или смуглый
Разных оттенков, волнистые или прямые
Узкий нос, тонкие губы
Евразия, Северная Америка, Северная Африка
Монголоидная раса (20%)
Желтоватый или темно-смуглый
Жесткие, прямые, темные
Узкие глаза, уплощенное лицо
Азия, Америка
Экваториальная раса (негро-австралоидная)
Негроидная раса (10%)
Австралоиды (0,3%)
Темный
Курчавые или волнистые, темные и жесткие
Широкий нос, толстые губы, карие глаза
Африка, Океания
Темный
Волнистые, темные
На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос
Австралия, Новая Гвинея
Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы
(заполнение учащимися в группе таблицы)
Групповая работа:
Европеоидная раса
Монголоидная раса
Экваториальная раса (негро-австралоидная)
Исследования Н. Н. Миклухо- Маклая
Оценивание «Большой палец»
V. Закрепление.
Словесный репродуктивный
Закрепление пройденного «Викторина»
1.Сколько и какие выделяют большие расы?
2.Каковы отличительные признаки представителей европеоидной расы?
3.Каковы отличительные признаки представителей монголоидной расы?
4.Каковы отличительные признаки представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?
5. Каковы гипотезы происхождения рас?
VI. Домашнее задание
Словесный
Домашнее задание:
§ 57
Я — европеоид, монголоид
Я – ________________ (в кокой стране живем)
Я – _____________________ (по национальности)
Я – _________________________ (по месту жительства)
VII. Итог урока.
Словесный
Обсуждение и выставление оценок.
Рефлексия «Сегодня я узнал, что…»
Огромное значение в вопросе о равенстве рас имеет вклад Николая НиколаевичаМиклухо-Маклая. Будучи зоологом он прославил русскую науку своими исследованиями.
В них Миклухо-Маклай руководствовался идеей, что различия между расами и народами не изначальны, а обусловлены различиями в условиях их существования и особенностями среды обитания. Собранные им в ходе экспедиций 1871-1883 гг. материалы являютсяценным вкладом в мировую науку. Он опроверг сложившиеся в науке того времени представления о коренных различиях между отдельными расами.Его работа - убедительное доказательство того, что многие физические особенности отдельных народов в действительности объясняются внешними факторами. Он первым описал папуасов, как определенный антропологический тип и доказал, что папуасы такие же полноценные и равноправные представители человечества. Что не существует «низших» и «высших» рас.
Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле
Здравствуйте шестиклассники!
Я узнал о том, что по географии вы изучаете тему «Расы» и решил обратится к вам с вопросом, а кто же я?
О себе сообщаю: Родился я в городе Москве. Моих родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович. Один из моих предков, а точнее прадедАбрам ПетровичГаннибал(до крещения Ибрагим)негр по крови.Всемилетнем возрасте был захвачен в плен турками и доставлениз Эфиопиив Стамбул. Там его выкупил русский посол и подарил царю Петру I.
Но не смотря на это я русский. Весь мир меня считает великим русским.
Ну всё же волосы мои черны и кудрявы, кожа желта, да и нос далеко не европейский.
Кто же я?
Ваш великий русский поэт
Александр Сергеевич Пушкин.
К какой расе вы отнесете А.С.Пушкина? Можем ли мы точно её установить?
Во внешности многих людей можно увидеть черты, которые свидетельствуют о смешении рас. Как в случае и с Пушкиным. Он потомок представителей европеоидной и негроидной расы. На Земле растет доля людей, в облике которых присутствуют признаки различных рас. Они образуют смешанные расы или этнические группы.
Негроидная+ Европеидная = мулаты
Европеидная+Монголоидная= метисы
Монголоидная+Негроидная= самбо
Сегодня население Земли составляет свыше 7 млрд человек.