kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Расы, равенство рас, народы, исследования Н. Н. Миклухо- Маклая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок на тему "Расы, равенство рас, народы, исследования Н. Н. Миклухо- Маклая"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока географии "Расы, равенство рас, народы, исследования Н. Н. Миклухо- Маклая"»

Дата:

Урок № 63

Тема урока: Расы, равенство рас, народы, исследования Н. Н. Миклухо- Маклая

Тип урока: комбинированный. 

Вид урока: смешанный

Цель: дать первоначальные понятия о численности населения, росте и плотности населения  Земного шара.

Задачи:

1.Учащиеся усвоят новые понятия и термины; сформируют понятие о расах, их внешних различиях;

2. Увидят влияние условий окружающей среды на формирование расовых признаков;

3. Представят географическую картину распространения рас.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический

Оборудование, ТСО: физическая карта полушарий, атлас по географии, учебник географии 6 класс

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. 

Ход урока

Этап урока

МО

Содержание образовательного процесса

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

I. Организационный

Словесный

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски. Постановка триединой дидактической цели урока.


Создание колаборативной среды

- Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный весенний денек, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество. В добрый путь! Итак, начнем урок. 


II. Повторение

Словесный

  1. Тест

  1. Наука о закономерностях воспроизводства населения? А) картография В) демография С) аэрография

  2. Резкий прирост населения Земли? А) миграция В) демографический взрыв С) рождаемость

  3. Численность населения Земли? А)более 7 млрд В) 17 млн С) 15 тыс

  4. Средняя плотность населения земли? А) 40 чел на 1 кв.км В) 5,5 чел на 1 кв.км С) 1 чел на 1 кв.км


Вопросы тестов

III. Актуализация

Словесный

Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Расы, равенство рас, народы, исследование Н.Н.Миклухо-Маклая».

- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение?

- Познакомимся с человеческими расами.



- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии.  Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию,  не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.

Уровень древнего Мирового океана был ниже современного на 130 метров, поэтому существовали «сухопутные мосты» между материками. По сухопутному «мосту» древние люди проникли в Северную Америку, а затем и в Южную Америку. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии. (по карте)

Индейская легенда  Существует индейская легенда. Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно-коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Как же это было на самом деле?

Длительное существование людей в различных природных условиях привело к появлению рас.

Что же такое раса?

Раса – это большие группы людей, имеющих общие, передаваемые по наследству, внешние признаки.

 Первую классификацию человеческих рас опубликовал французский врач и путешественник Франсуа Бернье в 1684 г. Он выделил три расы: белую, черную и желтую. Но современные биологические исследования внешних признаков людей позволили человечество поделить на 4 географические расы.



Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах помните?


IV. Изучение нового материала.


частично-поисковый

Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная раса (40%)


Беловатый или смуглый

Разных оттенков, волнистые или прямые

Узкий нос, тонкие губы

Евразия, Северная Америка, Северная Африка

Монголоидная раса (20%) 


Желтоватый или темно-смуглый

Жесткие, прямые, темные

Узкие глаза, уплощенное лицо

Азия, Америка

Экваториальная раса (негро-австралоидная)



Негроидная раса (10%) 

Австралоиды  (0,3%) 


Темный

Курчавые или волнистые, темные и жесткие

Широкий нос, толстые губы, карие глаза

Африка, Океания

Темный

Волнистые, темные

На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос

Австралия, Новая Гвинея

Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы

(заполнение учащимися в группе таблицы)



Групповая работа:

  1. Европеоидная раса

  2. Монголоидная раса

  3. Экваториальная раса (негро-австралоидная)

  4. Исследования Н. Н. Миклухо- Маклая



Оценивание «Большой палец»


V. Закрепление.


Словесный репродуктивный

Закрепление пройденного «Викторина»

1.Сколько и какие выделяют большие расы?

2.Каковы отличительные признаки  представителей европеоидной расы?

3.Каковы отличительные признаки  представителей монголоидной расы?

4.Каковы отличительные признаки  представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?

5. Каковы гипотезы происхождения рас?



VI. Домашнее задание

Словесный

Домашнее задание:

§ 57



Я — европеоид, монголоид

Я – ________________ (в кокой стране живем)

Я – _____________________ (по национальности)

Я – _________________________ (по месту жительства)



VII. Итог урока.

Словесный

Обсуждение и выставление оценок.

Рефлексия «Сегодня я узнал, что…»






























Огромное значение в вопросе о равенстве рас имеет вклад Николая НиколаевичаМиклухо-Маклая. Будучи зоологом он прославил русскую науку своими исследованиями.

В них Миклухо-Маклай руководствовался идеей, что различия между расами и народами не изначальны, а обусловлены различиями в условиях их существования и особенностями среды обитания.
Собранные им в ходе экспедиций 1871-1883 гг. материалы являютсяценным вкладом в мировую науку. Он опроверг сложившиеся в науке того времени представления о коренных различиях между отдельными расами.Его работа - убедительное доказательство того, что многие физические особенности отдельных народов в действительности объясняются внешними факторами. Он первым описал папуасов, как определенный антропологический тип и доказал, что папуасы такие же полноценные и равноправные представители человечества. Что не существует «низших» и «высших» рас.

Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле 




















Здравствуйте шестиклассники!



Я узнал о том, что по географии вы изучаете тему «Расы» и решил обратится к вам с вопросом, а кто же я?

О себе сообщаю: Родился я в городе Москве. Моих родителей звали Надежда Осиповна и Сергей Львович. Один из моих предков, а точнее прадед Абрам Петрович Ганнибал (до крещения Ибрагим) негр по крови. В семилетнем возрасте был захвачен в плен турками и доставлен из Эфиопии в Стамбул. Там его выкупил русский посол и подарил царю Петру I.

Но не смотря на это я русский. Весь мир меня считает великим русским.

Ну всё же волосы мои черны и кудрявы, кожа желта, да и нос далеко не европейский.

Кто же я?

Ваш великий русский поэт

Александр Сергеевич Пушкин.





К какой расе вы отнесете А.С.Пушкина? Можем ли мы точно её установить?

Во внешности многих людей можно увидеть черты, которые свидетельствуют о смешении рас. Как в случае и с Пушкиным. Он потомок представителей европеоидной и негроидной расы. На Земле растет доля людей, в облике которых присутствуют признаки различных рас. Они образуют смешанные расы или этнические группы.

Негроидная+ Европеидная = мулаты

Европеидная+Монголоидная= метисы

Монголоидная+Негроидная= самбо

Сегодня население Земли составляет свыше 7 млрд человек. 







Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная раса (40%)






Монголоидная раса (20%) 






Экваториальная раса (негро-австралоидная)








Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная раса (40%)






Монголоидная раса (20%) 






Экваториальная раса (негро-австралоидная)







Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная раса (40%)






Монголоидная раса (20%) 






Экваториальная раса (негро-австралоидная)































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока географии "Расы, равенство рас, народы, исследования Н. Н. Миклухо- Маклая"

Автор: Романенко Ирина Николаевна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства