Конспект урока в 11 классе " Германия. Государственный состав и строй. Природные условия и ресурсы. Население"
Конспект урока в 11 классе " Германия. Государственный состав и строй. Природные условия и ресурсы. Население"
Германия. Государственный состав и строй. Природные условия и ресурсы. Население.
Цель урока:
Образовательная: Выявить общие сведения и дать характеристику географических особенностей Германии, как высокоразвитого государства, одной из ведущих мировых держав;
2. Развивающая: Продолжить отработку навыков самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению, развитие творческих способностей, развитие умения извлекать нужную информацию, уметь анализировать картографические материалы и давать краткую характеристику отраслям специализации.
3. Воспитательная: Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения, продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств школьника;
Тип урока: Комбинированный урок с элементами технологии витагенного обучения
Оборудование: Физическая, политическая, комплексная карты Германии; презентация
Методы:
Учебно-наглядный комплекс: Ноутбук, экран, политическая карта мира, карта Великобритании, атласы, звукозапись музыки Баха, символика и сувениры из Германии.
Эпиграф к уроку:
“Познание стран и народов – украшение и пища человечества”. (Леонардо-да-Винчи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе " Германия. Государственный состав и строй. Природные условия и ресурсы. Население"»
Учитель: Мальтиева К.Б.
Предмет: география
Класс: 11
Тема: Германия. Государственный состав и строй. Природные условия и ресурсы. Население.
Цель урока:
Образовательная: Выявить общие сведения и дать характеристику географических особенностей Германии, как высокоразвитого государства, одной из ведущих мировых держав;
2. Развивающая: Продолжить отработку навыков самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению, развитие творческих способностей, развитие умения извлекать нужную информацию, уметь анализировать картографические материалы и давать краткую характеристику отраслям специализации..
3. Воспитательная: Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения, продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств школьника;
Тип урока: Комбинированный урок с элементами технологии витагенного обучения
Оборудование: Физическая, политическая, комплексная карты Германии; презентация
Методы:
Учебно-наглядный комплекс: Ноутбук, экран, политическая карта мира, карта Великобритании, атласы, звукозапись музыки Баха, символика и сувениры из Германии.
Эпиграф к уроку:
“Познание стран и народов – украшение и пища человечества”. (Леонардо-да-Винчи)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (работа в группах)
- «Географическая разминка» - Назвать европейскую страну - столицу
- Ответить на вопросы:
1 группа: Какие преимущества географического положения стран Европы определяют экономическое развитие региона?
2 группа: Существуют ли в Европе демографические проблемы?
3 группа: Какие отрасли промышленности Европы являются ведущими?
4 группа: Какие факторы определяют размещение предприятий этих отраслей? 5 группа: В чем проявляется зональная специализация сельского хозяйства Европы?
Звучит музыка С. Баха. На фоне музыки слова учителя: “Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы — Германией”.
2. Изучение нового материала
Учитель знакомит ребят с задачами урока, которые написаны на доске и задает вопрос: “Как будем работать?” и тут же отвечает: “Думаю, Вы творчески подойдете ко всем заданиям. На уроке Вы будите не только слушателями, но и выступающими, секретарями – ведь надо кратко записать ЭГХ страны в таблицу, картографами – работа с географическими картами и контурной картой”.
- Представим, что группа старшеклассников нашей школы № 6 города Костаная встретилась с немецкими школьниками. Какие вопросы интересуют ребят, мы узнаем сегодня. Левый ряд – это ученики из Костаная; правый ряд – ребята из Германии (на столах ребят флаги РК, Германии)
Ученик 1:
При слове Германия у меня возникают ассоциации, что эта страна созерцательного и романтического народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими культурными и научными достижениями. Но именно эта страна развязала великое множество воин в истории Европы. Мне бы хотелось узнать о сегодняшнем ЭГП Германии, ведь до осени 1990 года было две страны ФРГ и ГДР.
На данное задание отвечает ученик представитель Германии. В ответе использует материал энциклопедии для детей, том 13. Страны, народы, цивилизации.
Ученик 1:
- Может ли Германия вновь развязать войну в Европе?
- Можно ли утверждать на примере Германии, что ЭГП историческая категория и меняется во времени?
( Да . До войны в состав Германии входила Восточная Пруссия. Ныне Калининградская область. На территории Германии после войны возникло два государства ФРГ и ГДР, восточная граница ФРГ проходила с ГДР и Чехословакией. С объединением двух Германий восточная граница стала проходить с Польшей и Чехией, больший выход в Балтийское морю).
- Нанести границу Германии на контурную карту и подписать пограничные государства.
Ученик 2: На территории Кемеровской области люди появились в древнее время, о чем свидетельствуют наскальные рисунки на Писаных скалах. После походов Ермака, в Кузнецкий край попали русские и стали его осваивать, превратив в мощную индустриальную базу на востоке страны. - А какова история развития Германии?
Ученик 1: Кроме воин, которые развязывала Германия, хотелось бы отметить, что немецкий народ внес большой вклад в культурное наследие человечества. Бах, Бетховен, Вагнер. Гете, Шиллер… Кто не знает этих имен? Читает строки Гете, посвященные своей земле на немецком и русском языках.
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат кусты… Подожди немного, Отдохнешь и ты.
(перевод М.Ю.Лермонтова)
- На Земле высшим созданием является человек.
- Хотелось бы больше узнать о немецком национальном характере и современном населении Германии. Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.
Ученик 2: Основные особенности населения.
Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой.
- Используя текст учебника, карты атласа и таблицы. Задание: Дополни предложение:
1.Нынешнее население характеризуется _______ рождаемостью.
2. Доля городского населения составляет ______
3. По количеству иммигрантов страна занимает __________место в Европе.
4. ФРГ – страна ___________, по числу городских агломераций ей нет равных в регионе.
5. Германия - _______ по численности населения страна Западной Европы.
Опережающее задание:
На территории Костанайской области есть немецкая диаспора, хотя многие немцы уехали в Германию. С середины 20 века область покинуло более 18 тысяч человек. В области немецкое население проживает в городах и селах.
Звучит музыка. Юноша и девушка в национальных немецких костюмах танцуют немецкую польку.
Ученик 1:
Немецкий язык включает несколько диалектов: верхненемецкий, средненемецкий, нижненемецкий, баварский и фризский. Литературным признан верхненемецкий язык. Именно его изучают в школах всей Германии, поэтому на нём говорит каждый житель страны. Однако особенности местных диалектов, например баварского или фризского, настолько велики, что жители некоторых земель склонны считать себя самостоятельными народами.
- Да, именно немецкий народ сделал свою страну экономически развитой, благодаря высокой дисциплине и производительности труда. Благодаря реализации программы Людвига Эрхарда, стало возможным немецкое экономическое чудо. Германия превратилась в мотор экономического роста и интеграции в Западной Европе. «Германская модель» позволила ФРГ стать в конце ХХ столетия одним из мировых лидеров. Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?
Ученик 2:
Основу экономики нашей области составляет угольная, металлургическая и химическая промышленность. Кузбасс – крупнейший угольно – металлургический, химический ТПК на востоке страны. Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?
Ученик 1:
Характеристика экономики страны, её главные отрасли специализации
- Работа с контурной картой Германии.Условными знаками показать международную специализацию Германии.
Ученик 1:
На территории Германии есть промышленный район, который сравнивают с нашим Кузбассом. О каком районе идет речь?
Ученик 2:
Характеристика Рурского промышленного района. По территории Рур в 6 раз меньше Кузнецкого угольного бассейна, по населению вдвое больше. Плотность населения в двенадцать раз в Рурском регионе выше, чем в Кузбассе. Рурский уголь добывается только подземным способом и его общая добыча в два раза меньше, чем в Кузбассе. Дотации Рура в десять раз выше. Находясь в центре Европы, Рур ближе к Москве, чем Кузбасс. Москва – Эссен 2030 км; Москва – Кемерово 3482 км.
Работа с контурной картой Германии.
- Нанести границы Рурского бассейна.
Ученик 1:
Какие есть проблемы в благополучной Германии?(сообщения периодической печати, статью “Едина ли объединенная Германия”, газета География, № 44, 1999г.)
Ученик 1:
Как развиваются внешние экономические связи Германии с Россией и Кузбассом?
Ученик 2:
История российско-германских отношений с 18 века, затем приводит примеры сегодняшних отношений, используя материалы периодической печати, затем предлагает ребятам совершить короткое путешествие по городам Германии и отметить эти города на контурной карте, показав их значение в жизни страны. (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Лейпциг).
- Показ видеофрагмента о городах Германии.
- Почему одержав более 60 лет назад Победу над фашизмом, мы говорим о Германии как о друге, а не как о враге?
Возможные ответы:
— Изменилась политика Германии в отношениях с Россией; сотрудничество этих стран взаимовыгодно; создаются совместные предприятия; идет обмен студентами; развивается туризм; сам немецкий народ хочет жить в мире. В годы войны немцы, как и русские, потеряли на фронтах тоже немало людей.
— На вопрос, почему же после Победы над фашизмом Германия стала нашим другом, партнером нельзя ответить однозначно. Может – это из-за того, что Германия занимает высокое место на мировом рынке и выгодный партнер. А может из-за смены поколений. Ведь сегодняшние дети мало знают о войне и не настроены враждебно к немецкому народу, а посетив эту страну, понимаешь, что это дружелюбная страна.
— Можно восхищаться немецким характером, его трудолюбием, дисциплиной, пунктуальностью, которые помогли стране подняться из руин, признать свои ошибки и стать другом, партнером для России.
3. Домашнее задание
- на контурной карте показать а) пределы Германии; б) названия стран-соседей, крупнейших промышленных центров, крупных речных, морских портов и авиапортов, экспорт и импорт Германии
- подготовиться к тестированию по теме: “Страны Зарубежной Европы”
- создать с помощью компьютера рекламный буклет «Путешествие Германией» (Программа Microsoft Office Publisher).
- составить характеристику географического положения Великобритании на английском языке (опережающее задание).
4. Рефлексия.(оцени стикерами разного цвета степень участия в группе и заполни шкалу успеха)