kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Мусору-нет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийский экологический урок «Мусору-Нет»

2017 год экологии в России и именно сейчас вопрос экологического образования особенно актуален. Уроки экологического просвещения организованы в рамках Федерального партийного проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» под названием «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!»Проект направлен на экологическое просвящение детей, подростков и молодёжи, формирование в них ответственности за окружающий мир, вовлечение подростающего поколения в защиту и поддержку окружающей среды.

Цель урока: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о проблеме загрязнения бытовым мусором;
  • Дать знания учащимся о способах переработки мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • Формировать у учащихся умения раздельного сбора отходов; уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;
  • Стимулировать интерес учащихся к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывать у детей отношение к мусору как к вторсырью;
  • Мотивировать учащихся к раздельному сбору ТБО;
  • Воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Мусору-нет"»


Конспект занятия

Всероссийский экологический урок «Мусору. Нет»


Пояснительная записка: 2017 год экологии в России и именно сейчас вопрос экологического образования особенно актуален. Уроки экологического просвещения организованы в рамках Федерального партийного проекта ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» под названием «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ!»Проект направлен на экологическое просвящение детей, подростков и молодёжи, формирование в них ответственности за окружающий мир, вовлечение подростающего поколения в защиту и поддержку окружающей среды.

Цель урока: познакомить обучающихся с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о проблеме загрязнения бытовым мусором;

  • Дать знания учащимся о способах переработки мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

  • Формировать у учащихся умения раздельного сбора отходов; уточнить знания детей о причинах возникновения мусора;

  • Стимулировать интерес учащихся к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

  • Воспитывать у детей отношение к мусору как к вторсырью;

  • Мотивировать учащихся к раздельному сбору ТБО;

  • Воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города.


 

Место проведения: МБОУ СШ №10 города Ульяновска Ульяновской области

Возраст аудитории: 6 класс

Количество участников: волонтеры 10-11 класс

Хронометраж: 45 минут.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация «Мусору. Нет», чистые образцы отходов, 3 коробки для сортировки, карточки с временными периодами.

 

Ход урока

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся и попробуем разобраться в одной из глобальных проблем человечества. Какие проблемы вы знаете? (Ответы ребят: перенаселение, потепление климата, …, проблема загрязнения бытовым мусором).

Правильно! Что такое мусор? Зачем нужно о нем говорить и почему он стал проблемой?

Слайд 2 и 3. Купающиеся дети. Основными загрязнителями считаются такие страны как Индия и Китай. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем. Для того чтобы узнать об этом посмотрим «Как выбрасывают мусор в Индии».

Демонстрация ролика «ИндоЭтноЭксп №24 Как выбрасывают мусор в Индии» и слайдов презентации с комментариями. Показываются фотографии крупнейших свалок, регионального полигона ТБО.

Слайд 4. Свалка техники и электроники в Гуйю (Китай) собирает более семидесяти процентов всего электротехнического мусора в мире. То есть, если верить статистике, согласно которой ежегодно выбрасывается более 55 миллионов тонн вышедшей из строя бытовой техники, свалка в Гуйю каждый год увеличивается на более чем 38 миллионов тонн.

Многие развитые страны, не желающие утилизировать собственные отходы привозят старую технику под видом гуманитарной помощи.

Слайд 5. Загрязнённая речка в Маниле (Филиппины), протекающая сквозь бедные кварталы, 01 марта 2009 года (Фото: AFP).

Слайд 6 - 7. Полигон ТБО под Череповцом. Место, куда попадают наши с вами бытовые отходы.

Ведущий: Давайте с вами разберемся откуда же берется столько мусора?

 

Обсуждение проблемы.

Задумывались ли вы куда мусор попадает после того, как мы выбросили его в контейнер? Что с ним происходит?

90 % всех бытовых отходов попадают на свалки, где они никак не перерабатываются. Чем плохи свалки? (Ответы ребят: занимают большую территорию, загрязняют воду, почву и атмосферу).

 

Пятиминутный мозговой штурм. Почему стало так много мусора? (ребята пишут любые варианты ответа, которые потом дополняются ведущим).

Основные причины (по материалам «Сделаем вместе»-представлены картинки на доске):

1.Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

2.Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

3.Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

4.Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи

5.Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку.

 

Демонстрация ролика «Мультик про мусор».

Ведущий: За какой срок полностью исчезнет мусор, сколько времени потребуется, чтобы полностью разложились некоторые повседневные вещи? На какой срок мы засоряем окружающую природу?

Практическое задание (помогают волонтеры): перед вами экземпляры бытовых отходов и карточек с временными периодами разложения. Определите за какой срок природа сможет переработать наш мусор?

Газета, пластиковая бутылка, стеклянная банка, алюминиевая банка, яблоко.

1,5 месяца, 450 лет, более 1000лет, 200-500 лет, 2 месяца.

Слайд 8. Демонстрация верных временных промежутков.

Ведущий: с каждым годом количество мусора прибывает, но не успевает перерабатываться природой. Мы загрязняем природу, не оставляя своим детям, внукам и даже правнукам права на чистую окружающую среду. Мы рискуем задохнуться в вони свалок и погрязнуть в мусоре, как это происходит в Азии. Вспомните сегодняшний ролик о мусоре в Индии. Вы хотите жить в таком мире?

Что мы можем сделать? (ответы детей: перерабатывать мусор, сортировать отходы).

Слайд 9. Существует 4 способа избавления от мусора.

Захоронение на полигонах.

Сжигание.

Вторичная переработка.

Переработка гниющих отходов – биокомпостирование.

Работа в парах или тройках (в зависимости от количества детей), после чего ведущий дополняет варианты детей. Предлагаю нам обсудить плюсы и минусы данных способов.

Захоронение на полигонах:

Плюсы:

Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках. Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например, для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.

На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.

Минусы:

Выделение в атмосферу, почву и грунтовые воды вредных веществ;

Требует больших площадей;

Место для обитания крыс, птиц, которые могут стать разносчиками инфекций.

Сжигание: можно разделить на два вида: непосредственное сжигание, при котором получается только тепло и энергия, и пиролиз, при котором образуется жидкое и газообразное топливо. В настоящее время уровень сжигания бытовых отходов в отдельных странах различен. Так, из общих объемов бытового мусора доля сжигания колеблется в таких странах, как Австрия, Италия, Франция, Германия, от 20 до 40%; Бельгия, Швеция — 48-50%; Япония — 70%; Дания, Швейцария 80%; Англия и США — 10%. В России сжиганию подвергаются пока лишь около 2% бытового мусора, а в Москве — около 10%.

Плюсы:

При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов;

Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусы:

Дорогостоящий способ

Требуются высокие технологии

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания (диоксины, оксиды серы и азота) и как следствие выпадение кислотных дождей;

Часть мусора можно было бы перерабатывать!

Биокомпостирование: этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на естественных, но ускоренных реакциях трансформации мусора при доступе кислорода в виде горячего воздуха при температуре порядка 60°С. Биомасса ТБО в результате данных реакций в биотермической установке (барабане) превращается в компост.

Плюсы:

Переработку осуществляют естественные микроорганизмы, играющие большую роль в круговороте веществ в природе;

Небольшой выброс опасных веществ;

Не требуются чрезмерно высокие капитальные затраты;

Уменьшаются объём и масса отходов, снижается их биологическая активность (состав органической фракции стабилизируется) и негативное воздействие на окружающую среду (неконтролируемый выход биогаза и фильтрата).

Минусы:

Убыточность предприятий;

Не дает возможности освободиться от солей тяжелых металлов, поэтому компост из ТБО фактически малопригоден для использования в сельском хозяйстве;

Конечный продукт (компост) хорошего качества может быть получен только в том случае, если компостированию подвергаются отходы сепарированные и не содержащие загрязняющих веществ, которые могут присутствовать в исходных ТБО.

Переработка.

Плюсы:

Получение новых сырьевых ресурсов;

Уменьшение количества свалок;

Сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Минусы:

Дорогостоящий способ

Требуются предварительная сортировка отходов и установка дополнительных контейнеров.

Сегодня мы с вами подробно остановимся на вторичной переработке. Про важность и полезность сортировки мусора слышал каждый. Что мешает каждому из нас сортировать мусору себя дома?   

- у меня маленькая кухня/квартира, нет места под мусор;  

- так сложно его собирать, еще и мыть;   

- не знаю куда сдавать;

Это самые распространенные «отмазки» от раздельного сбора. Пусть сегодня каждый участник нашего урока примет решение сортировать свой мусор! Автор ролика Эмма Брайс прослеживает жизненный цикл трех разных бутылок, проливая свет на реальную угрозу, исходящую от одноразовых вещей.   

 

Демонстрация ролика.

Слайд 10. Сортировка мусора.

Весь бытовой мусор принято разделять на 4 категории:

Стекло

Пластик

Макулатура

Металл

Сегодня Россия существенно отстает от более развитых европейских стран в плане переработки твердых бытовых отходов. Это связано в первую очередь с тем, что в нашей стране практически не применяются современные системы сортировки мусора возле его непосредственного источника. Граждане не сортируют бытовые отходы, в результате чего они неотсортированные поступают на мусороперерабатывающие заводы, где сортировочный процесс также оставляет желать лучшего. Из-за этого глубина переработки мусора в нашей стране заметно отличается от стран Европы. Рассмотрим, как устроена система раздельного сбора мусора на примере Германии.

Сообщение волонтеров

Для каждого вида ТБО в немецких городах имеется свой контейнер. Данные контейнера для облегчения работы мусорщиков должны быть установлены не далее 15 м от края проезжей части.

В контейнер серого цвета несут только бумажный мусор, например, старые газеты, журналы и коробки из картона. В желтый контейнер выбрасывают банки, бутылки, бумажную и полимерную упаковку. Контейнер зеленого цвета предназначен для сбора органических отходов, которые впоследствии перерабатываются в компост.

Ту стеклянная тара, которая почему-то не попала в желтый контейнер для упаковок, необходимо складывать в крупные контейнеры, которые также расположены рядом с остальными контейнерами. Бутылки зеленого, белого и коричневого цвета для удобства вторичной переработки сортируются прямо на месте.

Для утилизации старых батареек в каждом немецком супермаркете есть специализированные приемные пункты. Лекарства с просроченной датой также не выбрасываются вместе с бытовым мусором, а сдаются в аптеки. О вывозе крупного мусора, например, холодильников, нужно договариваться с коммунальщиками заранее.

Проблемы сортировки мусора

В сравнении с Германией, в России переработка мусора находится в зародышевом состоянии, поскольку данная отрасль еще только зарождается. И чтобы сделать мусоропереработку прибыльным бизнесом, необходимо решить определенные проблемы сортировки мусора. Для этого необходимо сделать следующие вещи:

Обеспечить население контейнерами для раздельного сбора мусора, причем для этого недостаточно просто поставить во дворах контейнеры разного цвета. Необходимо разместить на нем подробную информацию о том, какой именно мусор можно выбрасывать в каждый из контейнеров и каким образом это лучше всего делать. Например, в контейнер, предназначенный для пластиковых бутылок необходимо выбрасывать сжатые бутылки с открученными крышками, поскольку это избавляет работников мусороперерабатывающего завода от необходимости откручивать крышки с каждой бутылки для их последующей прессовки. Кроме того, незакрученных бутылок может влезть в мусоровоз гораздо больше, что избавляет мусорщиков от необходимости возить воздух.

Необходимо информировать население о преимуществах раздельного сбора мусора путем привлечения внимания посредством публикации в СМИ. Также необходимо осуществлять контроль за раздельным сбором мусора гражданами, и поощрять их за это. Кроме того, необходимо четко рассказать населению, каким именно образом нужно сортировать мусор, и какой мусор куда выбрасывать

Необходимо строить специализированные мусоросортировочные заводы, которые бы занимались дальнейшей сортировкой мусора, полученного от граждан. Это помогло бы более тщательно сортировать бытовые отходы, что в свою очередь положительно бы сказалось на глубине переработки мусора.

Слайд 11. Правила сортировки мусора

Правила сортировки мусора могут существенно отличаться в зависимости от страны, особенно цветом контейнера для каждого из видов мусора, однако они все имеют между собой больше сходств, нежели различий. Итак, каковы же основные правила сортировки?

Все пищевые отходы, равно как и другие отходы органического происхождения, например, трава, листья, а также бумажные салфетки и полотенца должны выбрасываться вместе.

Стекло должно выбрасываться в отдельный контейнер.

Бумага и картон также должны собираться отдельно от всего остального мусора.

Упаковка из пластика и метала является пригодной к вторичной переработке, поэтому она должна собираться в отдельный контейнер.

Батарейки, ртутные лампы и иные опасные для окружающей среды предметы должны собираться отдельные контейнеры.

Непригодный для вторичной переработки мусор также должен собираться отдельно.

Практическое задание: Перед вами образцы бытового мусора (пластиковая бутылка, обрезки бумаги, стаканчики из-под йогурта, стеклянные банки, алюминиевые банки, органика). Рассортируйте его, пожалуйста, по видам в наши импровизированные контейнеры.

Сообщения волонтеров

Практически каждый товар завернут в свою индивидуальную пластиковую упаковку (а то и не одну) и все покупки лежат в фирменной таре супермаркета для удобной доставки домой.  
Только задумайся: 

в среднем пластиковый пакет используется всего 20 минут, а разлагаться на свалках города он будет почти 1000 лет, загрязняя питьевую воду и землю;

уровень потребления обществом полиэтиленовых пакетов оценивается более чем в 500 миллиардов в год, а это почти 1 миллион в минуту;

средняя семья потребляет 60 полиэтиленовых пакетов всего лишь за четыре поездки в продуктовый магазин;

пластиковые пакеты ежегодно вызывают более 100000 смертей морских черепах и других морских животных, ошибочно принявших пакеты за еду;


Впечатляюще? Мы призываем уменьшить количество избыточной упаковки в ежедневной жизни.

Демонстрация ролика «Животные делают покупки без пластиковых пакетов».   

В завершение нашего урока вам небольшое домашнее здание.

Задание №1. В супермаркете сделай все необходимые тебе покупки, НО с некоторыми условиями:

не покупай на кассе пакет, чтобы донести покупки до дома. Используй альтернативу: многоразовую компактную тканевую сумку. Носить ее совсем не тяжело, она может стать отличным аксессуаром и надежной помощницей (прочность и носкость ее в разы выше, чем у полиэтиленового пакета). Используя ее, ты не только не поддерживаешь экологически вредное производство, но и больше не вынужден выступать в качестве рекламного носителя, ведь на большинстве пластиковых пакетов размещается лого супермаркета.

не бери бесплатные полиэтиленовые пакеты (да-да, те самые прозрачные, одноразовые, удобные).  При покупке таких товаров, как бананы или тыква этикетку можно клеить сразу на продукт, не используя пакет. Бытовую химию и другие несовместимые с пищевыми продуктами товары можно положить в отдельную тканевую сумку-мешок. Если совсем ничего подходящего нет, то используй повторно пакеты, оставшиеся с предыдущих покупок. Главное-не набирай новых!  

по возможности выбирай товары с меньшим количеством упаковки или в перерабатываемой упаковке (бумага, стекло), а постоянно используемые товары и продукты питания покупай в экономичных больших упаковках. Постарайся сократить свои отходы, ведь даже красивую упаковку ты все равно выбросишь.

Учащиеся совместно с волонтерами составляют коллаж по группам

1 чистый дом

2. чистая школа

3.чистый микрорайон, город

4 чистая планета.

Звучит песня «Лесной марш»- учащиеся вместе с волонтерами встают в круг, берутся за руки и подпевают.





Источники информации

  1. http://ecourok.ru/

  2. http://ztbo.ru/

  3. http://www.gorodche.ru/news/jkh/66260/

  4. http://www.priroda.su/

  5. http://www.recyclers.ru/

  6. Видеоматериалы:

  7. Артемий Лебедев. «ИндоЭтноЭксп №24 Как выбрасывают мусор в Индии». http://www.youtube.com/watch?v=cJbUSQrc5ZU

  8. «Мультик про мусор» http://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

  9. Эмма Брайс. «Что случается с выброшенным пластиком» http://www.youtube.com/watch?v=nKr37BDpvUM

  10. «Животные делают покупки без пластиковых пакетов» http://www.youtube.com/watch?v=GLyi2nwJpZw




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Мусору-нет"

Автор: Григорьева Наталья Петровна

Дата: 11.03.2018

Номер свидетельства: 461322

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства