Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: - осуществление контроля знаний, полученных на предыдущем уроке; - знакомство с разнообразием стран современного мира - расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа. Развивающие: - умение учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока; - навыки работы с источниками географических знаний; - навыки работы учащихся самостоятельно и в группе; - умение объективно оценивать свою работу и работу группы. Воспитательные: - ответственность за результаты своей деятельности; - умение добывать знания, работая в группе. |
Подробное описание всех этапов урока | Изучение нового материала. Сообщение темы урока. Где можно увидеть разнообразие стран современного мира? На карте мира много разных стран. Они различаются по величине, площади и численности населения. Есть страны–гиганты; есть страны, по площади и численности населения скорее похожие на города; есть страны, которые занимают весь континент; есть страны, которые расположены только на островах; часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. Каждая страна уникальна и неповторима! Учитель: На земном шаре примерно 240 государств. Чтобы разобраться в многообразии стран современного мира, учёные их классифицируют, то есть делят на группы по какому-либо признаку (слайд 3). 4.Виртуальное путешествие по странам мира. Сообщения уч-ся. Россия. Монако. Китай. Япония. Чем отличаются государства? Вопрос учащимся: по каким признакам вы разделили бы страны на группы? Учащиеся называют признаки: по размерам территории; по численности населения (если они не называют признак «по географическому положению», учитель дополняет их). (слайды 4). Работа в парах. Учитель ставит задачу: Для выполнения заданий вам понадобятся дополнительные материалы – источники географических знаний. (Учащиеся получают инструкции). 1.Вспомните, что такое «полуостров», «остров», «архипелаг». 2.Заполните таблицу, подобрав примеры стран по каждому из следующих признаков. Страны | Полуостровные | Островные | Страны-архипелаги | Страны, не имеющие выхода к морю | Страны, имеющие выход к морю | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Какие источники знаний будут вам необходимы? (Ответы учащихся: 1 группа – политическая карта мира и справочные материалы о площади стран мира; 2 группа – справочные материалы о численности населения стран мира (учитель дополнительно предлагает использовать рис. 15 на с. 35 учебника); 3 группа- политическая и физическая карты мира). На выполнение задания отводится 5-7 минут. Затем представитель от каждой озвучивает ответы, приводит примеры по каждой группе стран и показывает их на политической карте мира. Параллельно остальные учащиеся заполняют таблицу на с. 7 рабочей тетради. Учитель: Есть и ещё множество признаков, по которым можно делить страны на группы, в том числе (учащиеся продолжают заполнение таблицы ): По форме государственного правления (слайд 7). Форма правления показывает, как организована власть в стране. Согласно этому признаку страны делятся на монархии (слайд 8), где верховная власть принадлежит одному человеку – монарху (королю, императору, князю, султану и др.), который чаще всего получает её по наследству. Те страны, где власть монарха не ограничена, называются абсолютными монархиями. Больше всего таких государств в Азии, например Саудовская Аравия, Бруней (слайд 9). Но чаще власть монарха ограничена конституцией (основным законом государства), поэтому такая форма правления называется конституционной монархией. Вопрос учащимся: известно ли вам, какие конституционные монархии расположены в Европе? В Азии? (Ответы учащихся, показ их учителем на политической карте мира (слайды 10, 11)). Существует ещё одна разновидность монархии – теократическая. Для того, чтобы понять смысл этого слова, состоящего из двух латинских, нужно знать их перевод: «тео» - Бог, «кратио» - власть. Теократическая монархия в мире одна – это микрогосударство Ватикан, где главой правительства одновременно является и глава католической церкви. Вопрос учащимся: Кто является главой Ватикана? (Ответ учащихся (слайд 12). Но большинство стран мира являются республиками. При такой форме правления высшие органы власти избираются населением страны. В свою очередь республики делятся на президентские и парламентские. В первых главой государства является президент, а во вторых – премьер-министр (слайд 13). Вопрос учащимся: Назовите государства, являющиеся, по вашему мнению, республиками президентскими? Парламентскими? (Ответы учащихся, (слайды 14, 15). Вопрос учащимся: из каких источников географических знаний мы можем узнать, какова форма административно-территориального устройства страны? (Ответы учащихся, учитель демонстрирует соответствующие таблицы). |